В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Антон Дроздов: Белый дом посчитает за МЭР Назад
Антон Дроздов: Белый дом посчитает за МЭР
Минэкономразвития снова теряет политический вес. Эльвира Набиуллина лишилась заместителя и главного разработчика долгосрочных программ Андрея Белоусова. Он переведен в Белый дом на должность главы Департамента экономики и финансов. Аппарат правительства становится авторитетным центром планирования.

Назначение Антона Дроздова главой Пенсионного фонда, о котором писала "Газета.Ru", как оказалось, повлекло за собой и другие масштабные перемены. На его бывшее место главы департамента экономики и финансов Белого дома назначен Андрей Белоусов, который до этого был заместителем министра экономического развития и отвечал за разработку долгосрочных планов.

Если Дроздова принято считать честным и исполнительным чиновником, то Белоусов - учёный-экономист, его разработками пользовалось еще правительство Михаила Касьянова.

До прихода в МЭРТ кандидат экономических наук Белоусов работал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, затем был заведующим лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. В 2000 году на базе своей лаборатории он создал и возглавил Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), откуда в феврале 2006 года был приглашён на должность заместителя министра экономразвития Германа Грефа. Видимо,

этим шагом Греф стремился укрепить аналитическую мощь министерства и добиться его главенствующей роли в правительстве при разработке планов экономического развития России.

Но в чиновничьем соперничестве Греф не преуспел. "МЭР начал терять позиции еще при Германе Грефе, когда проиграл несколько аппаратных войн тому же Алексею Кудрину. Потом на место близкого Путину Грефа пришла не имеющая аппаратного ресурса Эльвира Набиуллина", - напоминает заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры России Александр Шатилов. "Урезать" полномочия Минэкономразвития начали с 2003 года. Сначала было решено, что газовая реформа не будет контролироваться Грефом. Затем у МЭРТ "отняли" запуск реформы энергетики и пенсионную реформу. За последние годы всего один раз в руки Грефа был отдан крайне влиятельный и денежный кусок российской экономики: в результате административной реформы в 2004 году МЭРТ получил власть над таможней. Однако в мае 2006 таможня перешла в ведение премьера Михаила Фрадкова. В сентябре 2007 года МЭРТ лишился главы и заодно ряда функций: распределять средства инвестфонда и управлять рядом федерально-целевых программ поручено Минрегиону. Перед самым приходом Владимира Путина в правительство Минфин покусился на традиционную функцию Минэкономразвития - долгосрочное прогнозирование, создав аналогичный департамент. А в мае 2008 года Минэкономразвития и вовсе реорганизовали, отобрав торговлю.

Фактически у МЭР остались лишь переговоры по вступлению в ВТО и стратегическое планирование. Теперь и эта последняя функция с уходом Белоусова будут ослаблена. Зато вырастет роль аппарата правительства как аналитического центра.

По мнению заместителя генерального директора Центра политических технологий Алексея Макаркина, Белоусов нужен премьер-министру Владимиру Путину как личный экономический советник. "Традиционно у Владимира Путина был экономический советник, сначала Андрей Илларионов, с которым они разошлись, потом Аркадий Дворкович, оставшийся с президентом. Возможно, Белоусов станет таким же советником. Это значит, что реальный круг его обязанностей несколько расширится", - говорит он.

Белоусов известен своим по-научному нелицеприятным анализом экономической ситуации в России. Так, осенью 2005 г. прогремел его доклад о грядущих трёх экономических кризисах, причина которых - неравномерное развитие экономики, которому способствует проводимая до сих пор экономическая политика. "Назначили человека аппаратного, системного, который понимает, что такое дисциплина и правила игры", - считает Шатилов.

"Белоусов вполне совместим с премьером, - отмечает Макаркин. - Он, с одной стороны, сторонник рыночной экономики, с другой - за большое влияние государства".

Впрочем, за кем всё же теперь останется последнее слово в долгосрочном планировании - за аппаратом правительства или МЭРом, пока не очевидно. "Ни Илларионов, ни Дворкович никогда не принимали окончательных решений, - напоминает Макаркин. - А у министерства есть Воскресенский, Клепач, да и сама министр - соавтор многих экономических программ. Министерство осталось сильным".

http://www.gazeta.ru/financial/2008/07/17/2785592.shtml

Екатерина Мереминская, Павел Сморщков

17.07.2008

Док. 463825
Перв. публик.: 17.07.08
Последн. ред.: 18.07.08
Число обращений: 112

  • Дроздов Антон Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``