В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
На ` Эхе Москвы` 03.02.2001 Назад
На ` Эхе Москвы` 03.02.2001
Тема :     программа "Книжное казино"
Передача :     Интервью
Ведущие :     Ксения Ларина, Майя Пешкова
Гости :     Аркадий Арканов, Юрий Кушак, Александр Курляндский


К.ЛАРИНА: Ну что, говорю "здравствуйте" всем.
М.ПЕШКОВА: Это какая по счету книжка в этой серии, Юрий Наумович?
Ю.КУШАК: Это 11-я книжка. Говорю и удивляюсь даже сам, потому что, честно говоря, когда мы все это начинали, не больно верили в это. Но на самом деле мы уже дожили до 11-й книжки, еще год не прошел, а такой, мне кажется, замечательный подарок для всех.
А.АРКАНОВ: А всего-то их в первом пакете будет 50.
Ю.КУШАК: Всего будет 50 книг, да, потому что перед этим жаль, что мы с вами не встретились и не поговорили о томе Булгакова, который совершенно замечательный.
М.ПЕШКОВА: А мы еще поговорим, я полагаю.
Ю.КУШАК: Ну что же, спасибо, поговорим. А этот том на самом деле для нас праздник, в общем, вот почему. Все-таки ведь клуб "12 стульев" был явлением совершенно уникальным в движении шестидесятников так называемом, когда появился впервые Окуджава, позже уже "Метрополь".
А.АРКАНОВ: "Метрополь" - это 78-й.
Ю.КУШАК: 78-й год, через 10 лет, но все-таки это явление одного порядка. И поскольку мы говорим все-таки об антологии 20-го века, то это явление сопоставимо, скажем, с явлением "Сатирикона" и сатириконцев, это был наш 2-й том. Мы недавно провели презентацию, мы называем это премьерой тома, в Центральном Доме литераторов.
К.ЛАРИНА: Как красиво "премьера тома"!
Ю.КУШАК: Никаких презентаций, да.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: 50 премьер было!
М.ПЕШКОВА: Юрий Наумович, но Вы писатель, что же Вас, писателя, подвигло делать книжки не свои?
Ю.КУШАК: Во-первых, писатель, но когда-то я был все-таки профессиональным редактором, я придумал когда-то раздел "Чудак" в "Литературной России" еще того замечательного, можно сказать, времени и печатал (может быть, первый) те любопытные вообще вещи, а самое главное авторов, которым, в принципе, и печататься негде было. Не в "Крокодиле" же печатать Арканову "Соломон и сознание"(?) - этот рассказ напечатан здесь, в клубе "12 стульев". Он вышел в 68-м.
А.АРКАНОВ: Нет, позже.
Ю.КУШАК: Нет, в клубе вышел в 68-м.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Позже! Серьезно, позже, я знаю эту всю историю. Напечатан он был в первый раз, серьезно, позже, я даже скажу, когда. Он был напечатан уже тогда, когда началась т.н. перестройка в чистом виде.
Ю.КУШАК: Но написал ты позже, чем напечатал?
А.АРКАНОВ: Написал я где-то в 67-м году.
Ю.КУШАК: Нет, написал ты его, это я говорю совершенно точно, я точно это знаю Во-первых, мы выставили библиографию твою же в твоем томе. В 64-м году, и в 64-м году, если уж говорить
А.АРКАНОВ: То есть я не помню?
Ю.КУШАК: Да, ты принес этот рассказ мне в "Литературную Россию"
А.АРКАНОВ: Кстати о "Литературной России", я перебью Юру. Я задумался над этим. На 6-м этаже одного и то же здания на Цветном бульваре дом 30 располагалась "Литературная Россия" еженедельник, а на 5-м этаже "Литературная газета". И вот Литературная газета по тому времени считалась явлением совершенно прогрессивным, либеральным, я бы даже сказал, а "Литературная Россия" считалась абсолютно консервативным, просто "красным" в то время, ярко выраженным идеологически точным органом. Но замечательно то, что очень часто то, что в либеральном органе "Литературная газета" рубилось непонятно по какой причине, могло выйти в самом консервативном органе, который назывался "Литературная Россия", это абсолютно точно.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Я помню наоборот: мы никогда не шли снизу вверх.
Ю.КУШАК: Начиная с "Литературки", туда несли сначала?
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Конечно. Начинали с первой площадки всегда.
А.АРКАНОВ: А вообще в то время чтение "Литературной газеты" начиналось
К.ЛАРИНА: С 16-й полосы, это точно, больше ничего не читали!
А.АРКАНОВ: Конечно.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Остальное все было ясно.
К.ЛАРИНА: Сейчас-то не существует уже клуба "12 стульев" в "Литературке"?
Ю.КУШАК: Клуб существует
К.ЛАРИНА: Но это совсем другой клуб.
Ю.КУШАК: Это немножечко другой клуб, это немножко другое время. И сейчас, перед тем как прийти сюда, в студию, мы повидались с Виталием Коротичем, он очень точно сказал, что, вообще говоря, были те социально-временные рамки определенных изданий Скажем, клуб "12 стульев". Кончено, как явление шестидесятников оно и закончилось с началом перестройки. Незачем было уже держать фигу в карманах, незачем было обсуждение на кухнях.
А.АРКАНОВ: Не надо было эту конфетку, которую предлагали, оборачивать в такой красивый бантик, чтобы отвлечь внимание от сути конфетки. После перестройки эти конфетки стали уже без обертки предлагаться в самом натуральном виде, и все понимали, что они едят.
К.ЛАРИНА: Насколько я помню, "Вокруг смеха" программа тоже родилась из "12 стульев".
А.АРКАНОВ: На основе "12 стульев". Как это ни странно, она началась тогда, когда клуб "12 стульев" как явление обозначился как явление идущее на спад. И вот его в телевизионном варианте подхватили те люди, которые, кстати, и начинали делать клуб "12 стульев", потому что первым ведущим был Виктор Васильевич Веселовский, потом уже он пригласил туда Сашу Иванова, а уже когда стала уходить на нет и эта передача, где-то на 10-м году своего существования, тогда меня уже пригласили быть ведущим этой передачи, и мы с Сашей уже до конца этой передачи вдвоем вели ее, и потом она благополучно ушла. В общем, сформулировать это можно так, что действительно клуб "12 стульев" как мавр: он сделал свое дело, и он должен
К.ЛАРИНА: Вот сегодня он к нам вернулся в виде целого тома авторов: куб "12 стульев" в антологии "Сатира и юмор России 20-го века" издательства "ЭКСМО".
-
К.ЛАРИНА: Давайте мы уже перейдем к другому нашему гостю, к автору Александру Курляндскому
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Я листаю этот замечательный сборник, и кто будет покупать, посмотрите пожалуйста, на странице 192 после страницы есть фотографии, я бы задал еще один вопрос, это будет интересно: кто есть who
К.ЛАРИНА: Молодые люди, красивые, подтянутые, замечательные, животов нет никаких!
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Здесь замечательные фотографии на одесском пляже, это выступление в Одессе. И я в перерыве, пока шли новости, показал, и никто не узнал присутствующих на этой фотографии. Здесь Саша Иванов, Аркадий Арканов, Владин, Витя Веселовский
Ю.КУШАК: Да это просто конкурс мужской красоты.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: И смотришь на эти фотографии и вспоминаешь те замечательные годы. Я вспоминаю, мы летели когда в самолете в Одессу и рядом со мной сидел Саша Иванов, еще тогда не всемирно прославленный передачей "Вокруг смеха" своими пародиями. И когда самолет начал разбег, я посмотрел на Сашу, и у него какой-то дискомфорт был в лице. Я думаю: "Боится или не боится?" Он увидел мой вопросительный взгляд и сказал: "Ну никак не понимаю, почему оно поднимается в воздух!" А потом был еще замечательный случай во время этой поездки, когда Саша после банкета зашел к нам в номер, мы там играли в преферанс, и он говорит: "Понимаешь, забыл в каком номере я остановился". Я говорю: "А ты пойди и спроси у администратора, в каком номере остановился Иванов". И он так и сделал! Ну а если уж вы дали мне микрофон, я хочу прочитать несколько штучек, которые будут очень кстати в связи с нашим морозным днем.
К.ЛАРИНА: Такая книжечка пожелтевшая, это какого года издания?
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Это книжка наша с Хайтом, называется "Шестое чувство".
К.ЛАРИНА: Какой год?
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Год страшно какой. 1971-й год. И тут опубликованы советы начинающим лыжникам, по-моему, очень кстати в связи с сегодняшним днем. "В первое время лучше применять ременные крепления, а не жесткие, их легче перегрызть. Услышав хруст, не пугайтесь: может быть, это не ноги, а лыжи. (Правда, если вы взяли лыжи напрокат, неизвестно, что для вас лучше.) Если у вас вдруг резко увеличилась скорость, посмотрите, не потеряли ли вы свои лыжи. Если вы попали в глубокий сугроб, выбирайтесь постепенно, бойтесь кессонной болезни". Я помню, мы с этими советами (тут еще советы хоккеистам, конькобежцам) выступали в те времена, и все это имело какой-то успех В клубе "12 стульев" печатались еще не только рассказы, а там была масса занятных рубрик "Рога и копыта", "Фразы".
К.ЛАРИНА: "Фразы" просто классика!
А.КУРЛЯНДСКИЙ: "Бумеранг" такая рубрика, ответы на идиотские письма читателей. Причем я открою секрет, что, кстати, часто мы сами придумывали вопросы, а потом придумывали ответы к ним.
К.ЛАРИНА: А еще было "Нарочно не придумаешь", тоже замечательно.
А.АРКАНОВ: И еще замечательная была рубрика
Ю.КУШАК: Нет, рубрика называлась "Бумеранг".
А.АРКАНОВ: "Нарочно не придумаешь" - это в "Крокодиле" было.
К.ЛАРИНА: Там, где был всяческий юмор из жизни, этикетки, фотографии и прочее.
А.АРКАНОВ: "Бумеранг". И еще была одна рубрика очень хорошая "Что бы это значило?"
А.КУРЛЯНДСКИЙ: И я хочу еще сказать, что вообще от читателей не так много смешного поступало, и часто Витя Веселовский звонил и это было как общественное задание: "Придумай "Три рога"" или: "Придумай "Бумеранг"". И мы с Хайтом садились и целый день тратили, чтобы придумать смешные фразы.
А.АРКАНОВ: Сань, ты делаешь ошибку в ударении.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Как?
А.АРКАНОВ: Не мог Витя сказать: "Придумай "Три рогА"". "Три рОга" он тебе говорил.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Ну, это у вас есть такая рубрика, как правильно говорить, нас рассудят.
М.ПЕШКОВА: А сейчас, когда Вы пролистали и прочитали эту книгу, какие были эмоции, какие чувства, что бы Вам хотелось, может быть, изменить.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Вы ко мне обращаетесь или ко всем присутствующим?
М.ПЕШКОВА: Ко всем присутствующим и к Вам в первую очередь
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Первым делом я прочитал свой рассказ, опубликованный там и свой, и наш с Хайтом. У меня было ощущение, как это в те времена мы пробивали и это еще не проходило, какое же это тогда было время. У нас там опубликован наш совместный рассказ "Обеденный перерыв". Я помню, он проходил там с большим трудом. А что в нем было, в том, что в столовой много народу и людей спрашивают, на какое время им удобнее перенести перерыв, и все люди пугаются, думают, что это пришли откуда-то из официальной инстанции, и боятся говорить правду? Прежде всего это, конечно, характеристика времени. Ну, ностальгия, некая наивность того, что было опубликовано. Хотя рассказы юмористические, я думаю, смешными были бы и сейчас, то есть смешные будут для читателя. И многие сатирические, которые берут темы общечеловеческие, они и сейчас будут интересны.
М.ПЕШКОВА: Аркадий Михайлович, а Вы о чем подумали, когда уже держали книжку в руках или чистые листы?
К.ЛАРИНА: Книжка замечательная! Сидим, читаем
А.АРКАНОВ: У меня первая была ассоциация, мне стало несколько не по себе, потому что я подумал: боже мой, об этой книге можно сказать, что ее авторы жили в начале второй половины прошлого века!
М.ПЕШКОВА: Юрий Наумович, а как Вы составляли эту книгу?
К.ЛАРИНА: Немножко об авторах скажите еще, потому что здесь такой цветник в этой книжке!
М.ПЕШКОВА: Парад планет!
Ю.КУШАК: Мы когда собирались на этом вечере, ведь пришло очень много народу. Аркан вел, я ему очень сочувствовал, потому что невозможно было. Жаль, конечно, не приехал Жванецкий, вечер был в Питере. А вообще говоря, было очень много авторов как раз клуба, я вам их могу назвать, но, честно говоря, это мало что дает. Мне кажется, что
К.ЛАРИНА: Собрали-то сколько народа на этом вечере? Всех собрали?
Ю.КУШАК: Я вам скажу честно, что у нас был такой повал, там сидели на лесенках, там, где можно было только приткнуться и не все сумели попасть на этот вечер. Поэтому мы повторяем этот вечер, 23-го февраля милости просим к нам в Центральным Дом литератора в 7 часов вечера Арканов выйдет на сцену и начнет это действо. Вчера я говорил с Михаилом Михайловичем Жванецким и уж на этот раз он будет обязательно. Ну и вся остальная наша компания, Лева Новоженов, Пьянов по-моему, Трушкин Миша всех невозможно перечислить.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Меня опять не будет?
Ю.КУШАК: Саша Курляндский, конечно. И даже самый молодой наш лауреат клуба "12 стульев" замечательный поэт Виктор Матвейко.
К.ЛАРИНА: А вот, кстати, Аркадий Михайлович, что молодежь она шутить умеет?
А.АРКАНОВ: Она умеет.
К.ЛАРИНА: Ну и как? Вам смешно?
А.АРКАНОВ: Ну, мне, может быть, не все смешно.
Р.ВАЛИУЛИН: Именно писать? Одно дело выступать на сцене пародистов развелось достаточно.
А.АРКАНОВ: Это совершенно разные вещи, конечно, выступать на сцене и писать. Потому что даже из авторов клуба "12 стульев" не хочу называть, но есть люди, которые ничего страшного бы не было, если бы они просто выступали не сцене, у них лучше получается, чем водить пером по бумаге или набирать эти слова на компьютере. Это разные два процесса. Что касается молодого поколения есть, конечно, достаточное количество имен, мне, может быть, кажется, что их не так много, как хотелось бы, но в то же время талантливых людей и не должно быть много. Они должны быть единицами. Все относительно
К.ЛАРИНА: Но природа юмора же изменилась, наверно.
А.АРКАНОВ: 40 лет в принципе, для меня это молодой человек, но 40 лет уже сложившаяся личность, он должен был возникнуть когда-то раньше. Но для меня это все равно люди молодые, скажем, Андрюша Кнышев, допустим.
К.ЛАРИНА: Да ну, это уже классик.
А.АРКАНОВ: Классик? Молодой человек.
К.ЛАРИНА: Какой он молодой, перестаньте!
А.АРКАНОВ: Скажем, Шостаков замечательный. Из Эстонии парень
К.ЛАРИНА: Из Эстонии шутят?
Ю.КУШАК: А как же? Он нам шутит!
А.АРКАНОВ: Михаил Веллер, люди уже зарекомендовавшие себя. Я уже не говорю о таком человеке, он уже тоже немолодой, но, опять, же он начинал тогда, когда мы заканчивали клуб "12 стульев", Михаил Успенский из Красноярска, совершенно потрясающий!
Ю.КУШАК: Вы знаете, кстати об Успенском. В этой книжке есть такой раздел, мы его назвали "13-й стул", и это, по сути дела, мемориальный раздел. Мы связали с Ильей Сусловым, который был один из администраторов, то есть помощник и заместитель Виктора Веселовского, вообще идеолог всего этого дела. Он сейчас живет в Америке, и мы с ним связались по Интернету, и удивительно быстро, тепло и с такой радостью он отозвался. В этой книге те, кто будут ее листать и читать, увидят, как зарубались, например, те или иные вещи, в том числе и этот рассказ "Дурной глаз", который был написан Михаилом Успенским, блистательный рассказ совершенно, мы теперь задним числом его напечатали.
К.ЛАРИНА: А много вообще уехало в Америку из авторов "12 стульев"?
Ю.КУШАК: Ой, мама Ну, хорошо, Арканов с нами. Очень много.
А.АРКАНОВ: Как говорят в таких случаях, могло бы быть и больше. Немного уехало, в общем. Уехали, скажем, браться Ширгородские(?), Саша Коневский.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: Он не в Америке.
А.АРКАНОВ: Он в Израиле. Неважно, уехал. Вагрич Бачанян, замечательный талантливый художник, он много лет уже там.
Ю.КУШАК: Конечно, он один из основателей.
А.АРКАНОВ: Но мне гораздо печальнее было на этом вечере, о котором мы говорили и который будет повторяться, зачитать перед вечером мартиролог своеобразный. За это время ушло, и то я не смог всех перечислить, но ушло 44 человека, а я перечислял, у меня было 20 с лишним только в моем списке. Я, опять же, извиняюсь за то, что я не смогу всех назвать сейчас, но на вскидку все-таки уже с моей точки зрения великие люди ушли: Гриша Горин, Аркаша Хайт, Саша Иванов, затем Владлен Бахнов. Я уже не говорю о той плеяде писателей, которые считались классиками советской литературы, они же свое дело тоже сделали. Ласкин Борис, Виктор Ефимович Ардов, Леонид Лиходеев это же все люди, создававшие климат.
К.ЛАРИНА: Остается традиционный вопрос уже по поводу дальнейших планов. Какие ближайшие выпуски нас ожидают в этой серии, давайте мы про это скажем.
Ю.КУШАК: Следующая 12-я книга, она через месяц будет
К.ЛАРИНА: Вишневский наконец появится, напишет уже книжку? А то он обижается
Ю.КУШАК: Но это уже 13-я книжка.
А.АРКАНОВ: У Вишневского книжек больше, чем у всех здесь сидящих меньше взятых. Что он обижается?
Ю.КУШАК: Но все-таки 12-я книжка - это будет Надежда Теффи, блистательная писательница времен "Сатирикона" и не только, она в эмиграции была очень видной писательницей, очень много вышло ее книг. Удивительно талантливый человек.
А.АРКАНОВ: Она относится к началу уже того века, в середине которого жили и творили
К.ЛАРИНА: Но как вообще грустно ассоциация срабатывает! Вы сказали "Теффи", и сразу вспоминаешь телевизионную премию, так же как когда говоришь "Волошин", никто не вспоминает известного поэта. Это ужасно.
Ю.КУШАК: То же самое произошло у нас с томом ""Сатирикон" и сатириконцы". Представьте себе, что ищут сразу фотографию Райкина и не находя ее, откладывают том.
А.АРКАНОВ: Но зато у нас нет писателя Путина. Есть Распутин, не перепутаешь.
А.КУРЛЯНДСКИЙ: А когда говорят "Аркадий", никто не вспоминает Аверченко, все вспоминают Арканова.
К.ЛАРИНА: На этой грустной ноте мы закончим нашу программу. Благодарим наших гостей и издательство "ЭКСМО". Я так понимаю, что мы следующие тома будем обязательно здесь представлять, если получится, то и с авторами.



03.02.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13542.phtml


Док. 463666
Перв. публик.: 03.02.01
Последн. ред.: 18.07.08
Число обращений: 322

  • Арканов Аркадий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``