В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Балабанов снял не новую сказку про героев нашего времени, а фильм настоящего, реалистичного ужаса Назад
Алексей Балабанов снял не новую сказку про героев нашего времени, а фильм настоящего, реалистичного ужаса
Автор "Брата" и "Брата-2" снял не новую сказку про героев нашего времени, а фильм настоящего, реалистичного ужаса
Сюжет нового фильма Алексея Балабанова строится вокруг вроде бы реальной истории предперестроечной поры: где-то на хуторе водочного спекулянта его сообщник, мент-импотент, ловит и насилует бутылкой дочь секретаря райкома, а затем в до тошноты советской квартирке своей матери-алкоголички играет страшную свадьбу, приковывая девушку наручниками к облезлой кровати, в которой скоро оказываются татуированный люмпен и труп десантника в парадном обмундировании (тот самый "груз 200" - доставленный из Афгана в цинковом гробу жених несчастной жертвы).

Страстное обсуждение "Груза 200 [1]", начавшееся сразу после закрытых показов для журналистов, пока вертится исключительно вокруг "ностальгии", исторической правды и идеологии. Было так или не было в нашей стране? Это страшная правда об СССР и России или гротеск?

Каждый новый фильм Балабанова - это не только культурное, но и социальное событие. Он впервые после десятилетия чернухи показал России ее героя - в тех же фильмах про Данилу Багрова. Это сказки, но сказки с "уроком", вернее, с точным попаданием в поиск ответа на вопросы, кто мы, откуда и куда идем, кто свои, кто чужие, иными словами - "в чем правда, брат?".

Действие нового и лучшего (таким, по крайней мере, его считает сам режиссер) фильма Алексея Балабанова не случайно происходит во второй половине 1984 года. Понятно, что время действия ассоциируется со знаменитой антиутопией Оруэлла, с самым мрачным тоталитаризмом, где даже любовь - это преступление против "Большого Брата". Поэтому кошмар на историческом советском материале трактуется как политический жест против ностальгии по тем временам, когда был дефицит, но "люди были добрее". После "Груза 200" тоска по советскому становится немыслимой.

Но фильм Балабанова не только и не столько про советскую эпоху - он про свободу без границ и условностей.
Это самый авторский его фильм. Алексей Балабанов сам написал сценарий и отстоял его в существующей версии в конфликте с продюсером Сергеем Сельяновым. Коммерческого успеха у "Груза 200" не будет - фильм запрещен к показу на телевидении, а региональные кинотеатры присвоили жесткой картине строжайший рейтинг "лицам до 21".

"Груз 200" - жанровый фильм. Его ближайшие родственники - хоррор, гиньоль, шекспировская трагедия с полудюжиной трупов, перестроечная "чернуха", под которую, кстати, фильм и стилизован. В конце 80#8722;х - начале 90#8722;х кинотеатры насмерть бы бились за это кино. Сейчас они его откровенно боятся.

Парадокс в том, что кровавые ужасы типа "Хостела [2]" и "Пилы [3]" - это самый прибыльный кинопродукт. Но Балабанов слишком умен и зол, чтобы банально эксплуатировать законы жанра. В "Грузе 200" меньше обнаженки и крови, чем в снятых при поддержке Госнаркоконтроля "Тисках [4]" Тодоровского, а трупы показаны настолько условно, что любой фанат ужастиков не смог бы удержаться от смеха.

Самый страшный эпизод фильма не имеет ничего общего ни с сексом, ни с насилием. Герой-злодей везет свою любимую на мотоцикле с коляской по бесконечной промзоне под оптимистические рулады Юрия Лозы - и все вместе это кажется таким знакомым, обыденным и до ужаса родным, и все так же "тянут ко дну боль и грусть".

Мучитель оказывается вовсе не садистом. Его любовь, превращающаяся в насилие ("Ведь я люблю ее, мама... А она меня - нет"), не ищет наслаждения - он хочет только, чтобы "ей понравилось". Это бунт против любых представлений не о советском, а вообще о человеческом. На этом фоне попытки других персонажей построить город Солнца в отдельно взятой избе или продемонстрировать свободомыслие на кухне выглядят так жалко, так смешно... Балабанов последовательно беспощаден. Да, взглянув одним глазком на ад, один из героев бежит спасаться в церковь. Но в церкви - пусто. Никого нет дома.



Василий Корецкий
"Русский репортер" No4
14.06.2007
http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2007/04/news_svincovaya_tyazhest/

Док. 463624
Перв. публик.: 14.06.07
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 135

  • Балабанов Алексей Октябринович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``