В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Серафимовский проект Назад
Серафимовский проект
Идеология и практика правого консерватизма позволят России стать экономически и политически состоятельной державой

"Почему Россия остается экономически - а значит, и политически - несостоятельной страной?", "Хотим ли мы быть среди выигравших или будем ждать, пока победители укажут нам место в чулане обновленной мировой системы?" - этими вопросами задаются авторы Серафимовского манифеста, который был опубликован 15 января этого года (в день святого Серафима Саровского) в газете "Ведомости". Авторов четверо - главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев, известные политические комментаторы Михаил Леонтьев, Александр Привалов и Максим Соколов.

Спустя две недели после опубликования меморандума его инициаторы решились представить даже еще не клуб, а пока только идею Серафимовского клуба. Его соучредителями выступили и две знаковые фигуры русской культуры - продюсер Сергей Сельянов и кинорежиссер Алексей Балабанов, которые в настоящее время находятся в творческой командировке на Севере. Авторы меморандума вынесли его на обсуждение в кругу потенциальных единомышленников, которые собрались на прошлой неделе в Российской торгово-промышленной палате.

На встречу пришли полторы сотни человек - политики, политологи, бизнесмены, ученые. Единственный пока документ "четверки" по своему эмоциональному накалу - именно что манифест, призыв разорвать паутину проблем российской экономики. Авторы недоумевают по поводу причин ее чрезвычайно замедленного роста, апатии и страхов российской бизнес-элиты (они прямо называют ее "катастрофной"), синдрома отрицания всего и вся и ищут ответы на вопросы: почему так происходит, что у нас есть и что же, собственно, делать? По мнению многих участников мероприятия, Серафимовский манифест выглядит неким вопросником - здесь даже ответы представляются не столько руководством к действию, сколько списком актуальнейших тем, над которыми еще ломать и ломать голову. Вот характерная оттуда цитата: "Главная беда российской элиты - уверенность в том, что корабль тонет. Наша вялая элита списала страну. Она ничем не отличается от пресловутого публициста Паршева, утверждающего, что Россия никогда не будет богатой потому, что здесь холодно".

Как заметил в своем выступлении Валерий Фадеев, "у нас каждый - от премьер-министра до обывателя - не задумываясь ответит вам на вопрос, почем нынче баррель нефти на мировом рынке. От этого, оказывается, зависит, не умрем ли мы сегодня с голоду. А кто-нибудь задавался вопросом, что нужно сделать, чтобы огромная страна избавилась от этой зависимости? Кто-нибудь задумывался, что это ненормально?"

Безусловно, это ненормально. Как неестественно и ненормально то, что капитализация российской экономики чрезвычайно мала, что фондовый рынок совершенно игрушечный, что оценочная стоимость основных предприятий-монополистов в масштабах мировой экономики убийственно низка. И все это - после десяти лет реформ: поступательной стабилизации, либерализации и приватизации. "Германия через десять лет после страшного поражения во второй мировой войне уже вовсю пожинала плоды "социальной рыночной экономики"; Испания через десять лет после смерти Франко уже была достойным членом ЕС; Китай через десять лет после смерти Мао показывал темпы роста восемь-десять процентов. Почему все страны, освободившись, смогли осуществить прорыв, а мы нет?" - вопрошают авторы меморандума.

В стране для мощного экономического рывка есть все необходимое, и прежде всего - интеллектуальное богатство. Как заявил выступивший на презентации клуба директор центра "Биоинжиниринг" академик Константин Скрябин, "у России будет будущее только в том случае, если ей удастся перейти от использования своих природных ресурсов к использованию интеллектуальной собственности. Проблема в том, что до сих пор государство не только не узаконило право на интеллектуальную собственность, но и не выработало механизмов по ее использованию". Однако сегодня любые попытки конструктивно поговорить о приоритетах развития российской экономики провоцируют лишь пересуды о якобы политических амбициях инициаторов этого диалога. И все это происходит на фоне почти революционной ситуации, когда, в соответствии с ее классическими схемами, власть еще не может удовлетворить запросы общества, а общество не имеет больше ни времени, ни терпения ждать.
Вся либеральная мысль

Заявив о создании клуба, его учредители решили бросить клич и найти единомышленников - а это и есть те, кто больше не может выносить убожества экономико-политической доктрины страны, прежде всего полного отсутствия альтернативы нынешней экономической политики. "В стране осталась одна мысль - либеральная. Но и она сведена к обслуживанию внешних долгов страны. А как же внутренний долг? Выплаты западным кредиторам нам постоянно преподносят как перманентную катастрофу. Общество не желает жить в ожидании катастрофы. Именно поэтому оно уже зажило отдельно от российской элиты - своей собственной жизнью", - считает Михаил Леонтьев.

Считающиеся по ошибке правыми российские партии теряют связь со своим электоратом и начинают пугаться каждого своего шага на пути либеральных реформ. В условиях экономической стагнации идеологии перерождаются, и все это самым плачевным образом сказывается на инвестиционном климате в стране, уничтожает все мыслимые стимулы для долговременных инвестиций.

В противовес либеральной идеологии клуб намерен собрать под своей крышей тех, кому близка идея правого консерватизма. А, по мнению Леонтьева, любой нормальный человек - консерватор, даже если он об этом не знает. Консерватизм, собственно, и есть идеологическое наполнение этого только что возникшего общественного предприятия. Причем любые сравнения с западными моделями этой идеологии заведомо можно считать неудачными. Консерваторы, которых отделяют друг от друга целые эпохи, настолько не похожи друг на друга, что всякие аналогии оказываются неуместны - российский консерватизм всегда формировался как отклик на конкретные политические события, его задачи всегда были предельно ясны и конкретны.

Отцы-основатели Серафимовского клуба сразу поспешили заявить, что их детище не будет превращено в партию. "Нас не интересует электорат, мы не намерены заниматься лоббизмом и политтехнологиями, хотя не понаслышке знаем, что это такое. Нас не интересуют схватка под ковром, - заявил Александр Привалов. - Это только клуб".
Их интересуют проекты

Элитный клуб - явление для России не то чтобы новое, а, скорее, незнакомое, так что отсюда и определенное к нему отношение. Он воспринимается как попытка создать зачатки будущей неведомой партии, цель которой - поддержать власть на будущих выборах или же вступить с ней в ожесточенную схватку. Серафимовского клуба еще не существует, поэтому он уж точно не является ни тем, ни другим. Но из заявлений его основателей можно понять, что их интересуют прежде всего "проекты". После презентации в беседе с корреспондентом "Эксперта" депутат Государственной думы (член фракции СПС) Константин Ремчуков заметил: "Я в последнее время много встречался с различными специалистами из всякого рода правовых институтов. Меня интересовало только одно: как в конкретных законах закрепить теоретически вычисленные факторы роста экономики страны, а тут я читаю манифест и понимаю, что есть люди, которые думают о том же. Поэтому я здесь". По его словам, первым проектом клуба может стать исследование капитализации экономики. "Ликвидность и капитальная база российской экономики находятся в таком состоянии, что просто необходимо произвести ряд существенных институциональных изменений, которые позволят актуализировать богатство страны - а оно у нее есть. Деньги на этот проект у нас тоже есть", - заявил Константин Ремчуков.

Клуб будет заниматься подобными проектами, с помощью которых намерен влиять на экономические и социальные процессы в России, вылечиваться и лечить других от "дежурных страхов". По мнению основателей, для этого есть исходная база - в стране в самой грубой форме создана новая хозяйственная система, возник и укрепился класс предпринимателей, есть огромный внутренний рынок. А главное, между самыми различными людьми образовались невидимые связи - то, что называется "единомыслие". Это не есть единообразие в мышлении, это именно то, что заставляет их находить друг друга в тот самый момент, когда необходимо принимать жизненно важные решения, от которых зависит судьба страны. Как говорится в меморандуме, который скоро будет размещен на сайте клуба, "нынешний исторический вызов слишком серьезный, чтобы мы могли его игнорировать. За неготовность национальной элиты твердо и достойно отвечать вызовам времени наша страна неоднократно платила самую тяжкую цену. Еще одной национальной катастрофы Россия может не вынести".






Олег Храбрый
"Эксперт" No4
03.02.2003
http://www.expert.ru/printissues/expert/2003/04/04ex-club/

Док. 463620
Перв. публик.: 03.02.03
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 252

  • Балабанов Алексей Октябринович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``