В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В российский прокат вышел новый фильм Алексея Балабанова. Назад
В российский прокат вышел новый фильм Алексея Балабанова.
У Данилы Багрова появился младший брат, а у зрителя - национальная идея

Несколько лет назад сидел в чеченской яме "кавказский пленник" Сергей Бодров, тогда еще мальчишка с бритым затылком. Его дрожащие уши, мимо которых только что пролетела пожалевшая парня пуля, остались в российском кино символом дружбы народов - лежачего не бьют и невинного не расстреливают. "Кавказский пленник" успешно шел и в зарубежном прокате - политкорректность фильма ему помогала.

Алексей Балабанов церемониться не стал и объявил конформизму "Войну" - осмысленную и беспощадную. Сергей Бодров опять в яме, только теперь он капитан российской армии с тяжелым ранением позвоночника и без всяких шансов на спасение. "Война" не щадит ни россиян, ни кавказцев, ни англичан. Ей неведома глупая политкорректность. Она останется символом борьбы за правду, а кто против правды пойдет, тот от этого и погибнет.
Парень из нашего двора

"Он был солдатом на чеченской войне. В плену он стал рабом. Его отпустили и сказали: "Больше не приходи". Но он вернулся..." Это многоточие в финале рекламного слогана новой картины Алексея Балабанова не обманет ожидания зрителя. "Это не "Брат-3". Это "Война"" - предупреждают создатели фильма. И действительно, "Война" - это вам не игрушки, не хиханьки-хаханьки-неполиткорректные-шуточки из "Брата-2" (типа ""Мойдодыр" читал?" - в адрес афро-американцев или "Вот уроды!" - в адрес американцев вообще). На "Войне" как на войне - в первой же сцене молодому российскому солдатику чеченцы отрежут голову, во второй - полевой командир Аслан Гугаев коротко и ясно объяснит своему рабу Ивану всю суть происходящего: "Вы белые - у вас Белое море, мы черные - у нас Черное море. Будем воевать, пока до Волгограда ни одного русского не останется".

Часть фильма снята прямо в Чечне. Алексей Балабанов говорит, что страшно не было, пули свистели только по ночам. Зачем поехали? Фактура нужна, не игра. Вот и звезды нашего кино Бодров и Дапкунайте на экране в общей сложности минут пятнадцать. Главный же герой "Войны" - "новый символ борьбы со злом" (цитата от создателей) Иван Ермаков. Дебютант Алексей Чадов - "настоящий", на этом Балабанов акцентирует внимание. Девятнадцатилетний паренек из Солнцева, перед тем как уйти на "Войну", работал барменом в клубе "Вирус". И вдруг - гранатомет в руки и - во Владикавказ. Чадов делает как раз то, к чему всегда стремится Балабанов, - не играет, а живет в кадре. Сам в армии не служил, а с РПК и с пулеметом "Утес" управляется лучше, чем с бутылками в баре, убедительнее.

Чадов-Ермаков - образ новой справедливости. Он чудом вырывается из плена, а потом, зная, что второй раз не отпустят, возвращается в те же места, чтобы спасти невесту абсолютно чужого ему англичанина. Англичанин, правда, за путешествие сулит Ивану приличную сумму, но русский человек не за деньги головой рискует, а за правду. Ведь русские своих на войне не бросают, а брат по несчастью - он тоже свой.

Алексею Чадову уже сегодня можно предречь если и не профессиональные или фестивальные награды, то уж точно преданную народную любовь. Его Иван - не младший брат Данилы-Бодрова и Витька-Сухорукова, он - самый авторитетный брат: совершает невозможное, карая при этом только истинно виновных.
Он защищает родину

Пока комиссия Госкино вырабатывает критерии, по которым оно будет выбирать и финансировать фильмы национальной значимости, Алексей Балабанов все уже выработал, выбрал и снял. Вот оно, кино, необходимое для поднятия боевого духа. "Война" - отличное кино, "настоящее": с прекрасными актерскими работами, замечательными съемками, с боевой техникой, оплаченной из весьма приличного бюджета, размер которого продюсер Сергей Сельянов разглашать не хочет, с хорошим саундтреком, с непременным Бутусовым. После просмотра картины Балабанова наградили овацией не только зрители, но и критики, осудившие режиссера за грубость "Брата-2", а с сюжета о премьере картины начинались вечерние новости НТВ.

Но от этой "настоящести" как-то холодеет внутри. Ведь Алексей Балабанов планомерно, уверенно и в данном случае не так лобово, как в "Братьях", предлагает зрителю идеологическую модель. В фильме как бы три правды - русская, чеченская и английская - но только они не равновелики. Чеченцы оправданы тем, что они воюют за свою землю (самая традиционная постановка вопроса), русские же в своем отношении к ним оправданы обстоятельствами, то есть не теорией, а практикой. Иван Ермаков убивает чужих не ради убийства, а потому что спасает своих. Чеченцы же не просто жестоко уничтожают русских, но еще и "доят их, как коз, получая за это деньги из российского бюджета". Англичане в фильме беспомощные из-за своих буржуазных ценностей и прав человека. Но, посидев в чеченской яме, Джон (Йен Келли) не будет сомневаться относительно правомерности действий русских военных в Чечне. "Я просто хотел показать, как есть на самом деле", - говорит Балабанов. А как на самом деле? Когда смотришь "Войну", местами имитирующую документальные съемки, и видишь народ, в котором "не каждый умеет баранов пасти, но каждый умеет стрелять", где евреям отрубают пальцы именем шариата, а семилетние дети бьют ногами пленных и за пятьсот рублей ставят мины... уже не сомневаешься, как "на самом деле".

Идею противостояния народов и их культур Алексей Балабанов разрабатывает планомерно и последовательно. И если в "Братьях" в жизни Данилы есть только эхо войны, то на "Войне" Балабанов окончательно развязал руки своему герою и отправил его туда, где враг не иллюзорен и не смешон. Он не в питерском трамвае едет и не в чикагской подворотне сидит, он идет на тебя войной, и надо встать на его пути. И если раньше для Балабанова "сила была в правде", то здесь "война из парня мужика делает, а в мужике сила" (так наставляет Ивана умирающий отец). Значит, в войне - правда?

Алексей Балабанов, художник, к которому невозможно придраться с точки зрения профессионализма, играет на народной ксенофобии, провоцирует зрителя. А общество верит ему, оно довольно, что такой талантливый парень без стеснения, громко и недвусмысленно озвучивает общественные настроения.

"Я просто снимаю кино, и ничего никому не хочу сказать, я режиссер, а не политик", - все время повторяет Балабанов и будто бы тяготится тем, что его признали рупором униженных и оскорбленных российских патриотов, только и мечтающих, чтобы всех инородцев выслали бы куда-нибудь за горный хребет. "Расслабляться не надо. Война идет", - предупреждает вас герой Сергея Бодрова. А русские, как известно, не сдаются. Вполне духоподъемная идея.
В поисках утраченного героя

Еще два года назад российские кинематографисты не касались темы чеченской войны. И вдруг за нее взялись и Андрей Кончаловский ("Дом дураков"), и Тигран Кеосаян ("Мужская работа"), и канал ОРТ ("Убойная сила-3", режиссер Сергей Снежкин), и Федор Попов ("Кавказская рулетка"). Эпизод с Чечней есть и в фильме Сергея Соловьева "Нежный возраст". Производство некоторых из этих фильмов еще не завершено, но резче Балабанова уже не скажешь. Резче Балабанова, который снял кино ничем не хуже американского (не этого ли хочет российский зритель?), могут только сами американцы. Поскольку после известных событий Америка может позволить себе не стесняться в выражениях, враг в ее фильмах перестает иметь и голос, и лицо. Вместе с "Войной" на российские экраны вышел фильм Ридли Скотта "Черный ястреб", где американцы истребляют сомалийцев тысячами без всякой никчемной рефлексии и под общее удовольствие американского зрительного зала. Мы до такого еще, к счастью, не дошли, но печальнее всего то, что нового героя российскому экрану может сегодня дать только военное кино. Поскольку поиски его в мирной жизни, как известно, ни к чему не привели. И в этом смысле кино Балабанова настораживает, потому что режиссеру чужд пацифизм и его кино подталкивает зрителя не спасти друга, а убить врага.




Елена Слатина
"Эксперт" No11
18.03.2002
http://www.expert.ru/printissues/expert/2002/11/11ex-war/

Док. 463618
Перв. публик.: 18.03.02
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 325

  • Балабанов Алексей Октябринович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``