В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прерванный полет Назад
Прерванный полет
МДМ-банк проиграл битву за Конверсбанк. Вместе с ним была утрачена возможность получить ключи к приватизации доходной и еще не тронутой атомной отрасли

Поглощению МДМ-банком Конверсбанка, которое шло в хорошем темпе весь последний год, дан обратный ход. На прошлой неделе Центробанк заявил о том, что по итогам проведенной в Конверсбанке проверки нужно срочно отстранять от управления нынешний менеджмент. Возможно, сообщили источники в ЦБ, речь пойдет о введении временной администрации или же акционерам будет рекомендовано переизбрать председателя правления Конверсбанка Андрея Мельниченко, являющегося также владельцем и председателем совета директоров банка МДМ.

Если эти рекомендации будут выполнены, с планами поглощения Конверсбанка группа МДМ может проститься. Правительство и ЦБ в силу разных причин оказались единодушны в нежелании допускать "Московский деловой мир" к ключевому банку атомщиков. Потеря для МДМ весьма чувствительная, ведь вместе с Конверсбанком группа утратила возможность не только приникнуть к живительным транснациональным потокам атомных денег - она утратила и шанс поучаствовать в дешевой приватизации единственной нетронутой отрасли российской промышленности.
Надежды юношей питали

Конверсбанк был создан в 1989 году специально для расчетов предприятий, входящих в структуру Минатома. Первоначально акционерами банка являлись порядка семи тысяч юридических и физических лиц. После проведенной летом 1999 года дополнительной эмиссии их число сократилось до 12 предприятий атомной промышленности: "Техснабэкспорт", АО ТВЭЛ, Сибирский химкомбинат, Уральский электрохимкомбинат, Электрохимический завод, Ангарский электролизно-химический комбинат, Завод им. Дегтярева, международная корпорация "Луч" и некоторые другие.

Охотников купить Конверсбанк всегда было предостаточно. Так, в свое время интерес к нему выказывали группа "Интеррос", "Альфа-Групп" и многие другие. Причин интереса несколько. Во-первых, банк всегда был достаточно крепким - в тяжелые времена его поддерживали акционеры. Например, после дефолта, когда у всех банков были проблемы с наличностью, атомные предприятия сбросились и свой банк поддержали. Во-вторых, в силу специфики банка через него проходили гигантские бюджетные средства. Так, Конверсбанку было поручено обслуживание заключенного по программе Гор-Черномырдин контракта ВОУ-НОУ (переработка высокообогащенного урана, извлеченного из атомных бомб и ядерных боеголовок, в низкообогащенное топливо для АЭС). Стоимость программы до 2010 года оценивается в 13 млрд долларов. А в-третьих, собственник банка может, как по карте, читать все устройство российской атомной промышленности, вычислять наиболее успешные предприятия и во всеоружии готовиться к возможной приватизации этой загадочной отрасли.

До определенного времени высокое покровительство защищало Конверсбанк от поползновений агрессоров. Время это закончилось весной 1998 года, когда министром по атомной энергии был назначен Евгений Адамов. Он воцарился в Минатоме, сопровождаемый ядовитыми слухами о том, что его назначение было проплачено вхожим в администрацию президента Александром Мамутом, также имеющим тесные связи с МДМ-банком. И Адамов начал энергично эти слухи подтверждать.

Для начала в МДМ-банк было передано обслуживание контракта ВОУ-НОУ. Параллельно Адамов выступал с пугающими заявлениями о планах приватизации отрасли через создание некоего АО "Атомпром". Предполагалось, что в это АО будут переданы наиболее ликвидные активы атомщиков, а потом предприятие будет приватизировано. В чью пользу - уточнять не нужно. Однако для начала нужно было завладеть ключевым банком атомщиков. С лета 1999 года при поддержке министра МДМ начал попытки поглощения Конверсбанка.

В июле 1999 года была предпринята первая и довольно топорная попытка внедрить МДМ в число акционеров. Части атомных предприятий было просто предложено продать свои акции неким офшорным компаниям ("Транс-альянс", "Тринити-парк" и "Диона-Т"). Может быть, дело бы у партнеров и сладилось, однако сложность состояла в том, что руководить Конверсбанком спустился предшественник Адамова в министерском кресле, не слишком ему лояльный Виталий Коновалов. Стараниями последнего у предприятий-акционеров открылись глаза на происходящее, и продажа не состоялась.

Тогда партнеры стали действовать тоньше. Министр Адамов объявил, что целью размещения эмиссии является увеличение доли в капитале банка предприятий отрасли. Поэтому в следующей попытке участвовали также офшоры, но зарегистрированные в Элисте и носящие дорогие сердцу атомщиков имена - например, "Атомстройэкспорт" или МК "Луч". Это были тезки предприятий-атомщиков, являющиеся на самом деле частными компаниями, принадлежащими МДМ. Некоторые купились. А тех, кто не купился, попробовали дожать - для острастки были уволены руководители "Техснабэкспорта" и Уральского электрохимического завода, а их преемники оказались куда сговорчивее.

В результате МДМ оказался владельцем 28% акций Конверсбанка. В декабре 2000 года председатель правления МДМ-банка Андрей Мельниченко занял аналогичную должность в Конверсбанке. План доступа к активам начал постепенно реализовываться. Так, по нашим данным, именно после воцарения в банке Мельниченко группа приобрела блокирующий пакет акций Завода им. Дегтярева, одного из акционеров Конверсбанка. Поглощение самого банка также шло своим чередом. Рассматривались разные варианты. Сначала Минимущества готовилось подписать разрешение на обмен 70% акций Конверсбанка на 30% акций МДМ. Позже остановились на варианте новой допэмиссии Конверсбанка, выкупив которую, МДМ получил бы полный контроль.





Екатерина Дранкина
"Эксперт" No4
28.01.2002
http://www.expert.ru/printissues/expert/2002/04/04ex-konv/

Док. 463597
Перв. публик.: 28.01.02
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 315

  • Адамов Евгений Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``