В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Разворот` с Александром Архангельским и Евгением Рызиковым. 02.06.2006 Назад
`Разворот` с Александром Архангельским и Евгением Рызиковым. 02.06.2006
Тема :     Сочинение по литературе
Передача :     Разворот
Ведущие :     Сергей Бунтман, Тина Канделаки
Гости :     Александр Архангельский, Евгений Рызиков


В эфире радиостанции "Эхо Москвы" Александр Архангельский - автор учебника по литературе, литературный критик, телеведущий


Эфир ведет Сергей Бунтман, Тина Канделаки



С. БУНТМАН - У нас сейчас Александр Архангельский, наш коллега на телефонной линии.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Добрый день.

Т. КАНДЕЛАКИ - Здравствуйте.

С. БУНТМАН - Саш, я поздравляю с сочинением школьным сегодня. Каждый год можно поздравлять всех тех, кто когда-то занимался или занимается литературой, литературоведением и литературой в школе. Саш, вы сами, что в школе писали?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Я писал на свободную в школе. А точно помню, что писал на вступительном экзамене в институт. Про Маяковского. По-моему, революция и любовь, что-то так.

Т. КАНДЕЛАКИ - Сочинение сохранили, есть оно вас?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Здесь в архиве Педагогического Ленинского валяется, наверное. Я получил четверку.

С. БУНТМАН - Но потом это не помешало поступить. Если четверка за сочинение на вступительном, это классная штука.

Т. КАНДЕЛАКИ - Это только идеологические какие-то несовпадения с теми, кто принимал. А там видимо все было здорово.

С. БУНТМАН - Четверка это нормальная оценка для сочинения.

Т. КАНДЕЛАКИ - Что сейчас, что изменилось?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Я посмотрел темы, которые сегодня были, тут и часть вполне советских тем.

С. БУНТМАН - Например.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Опять тот же Маяковский "Послушайте!", совершенно очевидно. Горький про Старуху, знаете в одном сочинении, потом я когда-то проверял вступительные сочинения, один студент будущий, когда поступил, написал: Старуха Извергиль.

Т. КАНДЕЛАКИ - Отлично.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Но с другой стороны есть и на материале 19 века про любовь. Это отличный выбор для выпускниц, тема очень хорошая. Про Чехова вполне есть что сказать.

Т. КАНДЕЛАКИ - Очень интересно, какие темы берут в большей степени, и насколько изменилась интерпретация, потому что пособия дидактические они те же самые, в целом они не изменились, отношение поколения к этой литературе уже другое.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Тина, не обижайте меня, я автор учебника для 10-го класса, они изменились. Конечно.

Т. КАНДЕЛАКИ - Я учусь в институте, там очень многие учебники не изменились. Я, наверное, по себе сужу, вы уж извините. Но, слава богу, что в литературе все гораздо лучше.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - С литературой так обстоит дело, как хотят учителя. Учителя предельно свободны. На самом деле ключевая фигура учебного процесса - учитель. Захочет он, чтобы все было плохо - будет все плохо. Захочет, чтобы все было хорошо - будет хорошо. В этом смысле сейчас время очень хорошее.

Т. КАНДЕЛАКИ - Можно, Сережа я спрошу, очень интересно. Здесь по Интерфаксу мы посмотрели, какие темы самые актуальные. Тема сомнения "Люди "дна": характеры и судьбы по пьесе Максима Горького "На дне"" стала самой популярной среди выпускников московских школ. Я помню, как в моем детстве, мы сразу дидактический учебник листали в конце, где все ответы, самые главные тезисы, их обрамляли, как-то все получалось. Вот сейчас у вас есть доступ, вы видите, как дети комментируют, допустим, эту тему? И что вас поражает в отношении, насколько оно изменилось у поколения?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Если вы имеете в виду "На дне", то пьеса, по-моему, плохая. Честно говоря.

С. БУНТМАН - Да, а я люблю. Несмотря ни на какие советские интерпретации, я ее любил всегда.

Т. КАНДЕЛАКИ - За что?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - У Горького, я, например, люблю "Детство" больше. Но пьеса она может нравиться, не нравиться, но она просто сконструирована. Она классически выстроена. Про нее легко писать. Там есть образы, прообразы, там есть динамика сюжета, можно писать про динамику сюжета, психология, атмосфера и в этом смысле неважно, что думали методисты, когда предлагали эту тему, важно, что школьникам очень просто писать сочинение. Сочинение это все-таки работа, за которую они будут получать свою оценку. И последний год, когда медали имеют какое-то значение, по крайней мере, в Московском университете, потому что в следующем году это все будет хуже и хуже, тем не менее, школьное сочинение должно получить хорошую оценку. Они это учитывают, они прагматики.

С. БУНТМАН - А вообще сочинение, у меня все-таки все больше к зрелым годам складывается ощущение, что школьное сочинение, особенно вступительные это все-таки некие правила игры, это не совсем место для индивидуальности и творчества. А это некая такая сигнальная система. Я должен показать, что я знаю в идеале текст, что я умею с ним обращаться, делать некие выводы. И это совершенно не должно быть гениальное письмо или какая-то сверхлитература.

Т. КАНДЕЛАКИ - То есть с этого карьера в литературе не начинается.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Демонстрация навыков.

Т. КАНДЕЛАКИ - Приобретенных, причем.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Я, честно говоря, очень не любил писать сочинения. Меня дрессировали, выдрессировали, но это предельно скучно. И, кстати говоря, вы наверняка знаете, был такой Владимир Турбин, про кого без конца в Московском университете рассказывали легенду, будто он писал сочинение вступительное и получил тройку, а я не так не удосужился у Турбина спросить, правда, это или нет, но характерная история.

Т. КАНДЕЛАКИ - Саш, скажите, пожалуйста, не знаю в курсе вы или нет, но, тем не менее, современная литература она тоже представлена достаточным количеством писателей. И, например, возможно ли вообще гипотетически в будущем, чтобы в школьную программу включили таких писателей как Татьяна Толстая, как Григорий Чхартишвили. Потому что они тоже сегодня очень популярны и пишут прекрасным языком.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Я точно знаю, что рассказы Толстой в обзоре входят в 11 класс, что касается Чхартишвили, не думаю, что это предмет школьного курса. Это они и так прочтут. В современной литературе, по крайней мере, в обзоре есть. Просто времени не хватает. Часов слишком мало. Посмотрите учебник 11 класса. Там про всех сказано.

С. БУНТМАН - Еще такая тема. Золотые медали. Вот есть идея ограничить их права и уравнять практически с другими выпускниками. Золотая медаль с его одним экзаменом знаменитым. Как вы к этому относитесь, Саша? Нужно ли сохранить систему золотых медалистов и таких льгот при поступлении в вузы?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - По крайней мере, для ключевых университетов, как Московский и Петербуржский - несомненно. Я знаю, что мой старший сын, когда поступал на мехмат с золотой медалью, он сдал один экзамен. И по ключевой дисциплине. Если бы не сдал, то пошел бы дальше сдавать. А для мехмата важнее всего, как человек решает задачу. Золотая медаль освободила его от необходимости перенапрягаться по другим дисциплинам.

Т. КАНДЕЛАКИ - Согласитесь с тем, что медаль упраздняется, получается, что ребята, которые реально достойны, реально готовились и специализированно готовятся, их просто подсекают. Они не уделяют такого внимания литературе, это понятно почему. Не уделяют внимания другим предметам сопутствующим, а тут оказывается, что их надо сдавать. Причем, оказывается, за месяц до начала экзамена.

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - То, что в этом году произошло, вообще все жутко организовано. Мотивировка у тех, кто отстаивает идеи ЕГЭ в противовес медалям, например такая, что в Москве медалистов меньше, чем на Северном Кавказе. Давайте подождем год-два и посмотрим, какие баллы будут средние в Москве и средние баллы по ЕГЭ на Северном Кавказе. Это не поможет борьбе с коррупцией.

Т. КАНДЕЛАКИ - Саша, объясните, эта рокировка с медалистами, то их упраздняют, то им возвращают это право. Чем это обусловлено? И почему это то всплывает, то исчезает?

А. АРХАНГЕЛЬСКИЙ - Борется несколько концепций. Есть концепция усреднения образования, и есть концепция элитарного образования. Тут надо делать выбор: либо строить какую-то сложную модель, когда большинство вузов работает по усредненной модели, а для высших, высших остается элитарная модель. Тут общество должно определиться, куда оно дальше движется. Оно усредняется или оно усложняется.

С. БУНТМАН - Понятно, спасибо большое, Саша.



02.06.2006
http://echo.msk.ru/programs/razvorot/43890.phtml


Док. 463590
Перв. публик.: 02.06.06
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 165

  • Архангельский Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``