В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Аркуша: Бензин знает себе цену Назад
Евгений Аркуша: Бензин знает себе цену
ФАС решила проверить, правильно ли устанавливают цены на бензин нефтяные гиганты. Так власть пытается продемонстрировать борьбу с ростом цен на топливо. Эксперты считают, что в ряде регионов нефтяники монопольно устанавливают цены, однако помешать им вряд ли удастся.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) потребовала от лидеров бензинового рынка доказать обоснованность формирования цен на бензин и дизельное топливо за последний месяц. Свои запросы ведомство направило в "ЛУКойл", "Газпромнефть", "Сургутнефтегаз", "ТНК-ВР Менеджмент", "Роснефть", "НК "Альянс", "НГК "Славнефть" и "РуссНефть". Если компании до 13 августа 2007 года не представят документы или дадут недостоверную информацию, они будут привлечены к административной ответственности, предупреждают антимонопольщики. Нефтяные компании заявляют о готовности предоставить такую информацию: например, в ТНК-ВР "Газету.Ru" заверили, что подобный запрос "без ответа не останется". Однако комментировать переписку с государственными органами в компании отказались.

ФАС весьма оперативно исполнил указание сверху: всего неделю назад на заседании правительства премьер-министр Михаил Фрадков пообещал принять меры против повышения цен на бензин. По его словам, трейдеры "повысили цены на бензин, готовя, видимо, общественное мнение для каких-то своих корпоративных задач". Этот вопрос правительство будет рассматривать отдельно, заявил тогда Фрадков.

"Взывать к совести, судя по всему, уже неэффективно, будем другими методами работать", - пригрозил он.
Премьер-министр имел все основания так заявить - розничные цены на бензин действительно растут, не говоря уже об оптовых. Так, в июне повышение потребительских цен на автомобильный бензин было зафиксировано в 43 регионах, самым значительным оно было в Республике Коми - на 3,3%. Оптовые же цены на бензин марки Аи-76 выросли за последний месяц на 5,0% , на Аи-92 - на 4,6%, на дизтопливо - на 5,6%. Для сравнения, в прошлом году с конца июля по конец августа оптовые цены на нефтепродукты подскочили в цене более чем на 10%. "Цены на бензин - это одна из традиционных острых социальных проблем, - отмечает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев, - Демонстрация борьбы с установлением монопольной цены в этой области для чиновников вполне логична".

Однако для снижения цен нет рыночных причин. Растущее потребление топлива в России является хорошим стимулом для повышения цен нефтяными компаниями. "Сейчас спрос на бензин внутри страны весьма высок, при этом особой популярностью в связи с ростом благосостояния населения пользуются более высококачественные марки, - объясняет аналитик КИТ Финанс Константин Черепанов, - Производителям значительно выгоднее поставлять топливо на внутренний рынок, а не экспортировать бензин, платя при этом пошлины".

При этом у ФАС, считают эксперты, есть достаточно аргументов для обвинений: нефтяные компании могут отчасти контролировать цены на бензин и дизель в отдельных регионах России. "В реальности внутренний рынок топлива далеко не конкурентен, - рассказывает Черепанов, - Так, в регионе может быть расположен всего один НПЗ, контролируемый одной компанией, которая фактически сама устанавливает цены". Так, например, Омский НПЗ принадлежит "Газпромнефти", Комсомольский НПЗ на Дальнем Востоке контролирует "Роснефть", Хабаровский НПЗ - "НК "Альянс", а Киришский принадлежит "Сургутнефтегазу". Конкуренция же на розничном рынке может быть нарушена большой сетью заправок: в одном субъекте России часто действуют всего одна или две компании, которые могут согласовывать между собой уровень цен.

Однако нефтяники считают себя вполне в праве повышать цены. "Основной причиной роста цен на топливо по-прежнему остается инфляция, плюс налоги, которые уже составляют немалую долю в цене", - говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Так, нефтяной НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) рассчитывается, исходя из мировых цен на нефть. Они в последние годы росли, а вместе с ними и налог, и, следовательно, внутренние цены на нефть и нефтепродукты. "Дороговизна топлива объясняется неэффективностью российской налоговой системы - 60% дохода от производства бензина уходят на оплату налогов. Соответственно, чтобы получить хоть какую-то прибыль, нефтяники вынуждены повышать цены на свою продукцию", - считает эксперт.

Ожидать кардинальных изменений в связи с проверками ФАС в любом случае не приходится: сама вертикальная структура нефтяных компаний в России дает им возможность монопольного установления цен. В США, например, в отличие от России, собственники нефтедобывающих предприятий и нефтеперерабатывающих заводов - разные.

Поэтому российская ФАС может рассчитывать разве что на привлечение компаний к административной ответственности: новый закон о конкуренции позволяет ведомству требовать с нарушителей штрафы в случае, если службе удастся доказать, что они действовали согласованно или злоупотребляли доминирующим положением на рынке. Однако в реальности это пока, как правило, не удавалось.


Ольга Алексеева

http://www.gazeta.ru/2007/07/26/oa_245370.shtml

26.07.2007



Док. 463487
Перв. публик.: 26.07.07
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 149

  • Аркуша Евгений Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``