В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Аркуша: Правительство отфиксировало бездеятельность Назад
Евгений Аркуша: Правительство отфиксировало бездеятельность
Чтобы сдержать цены на бензин, правительство решило до 2010 года не повышать акцизы на нефтепродукты. Но это скорее не жест доброй воли, а уступка собственному бездействию. Планы были - дифференцировать акцизы: для качественного топлива сделать пониже, для плохого - повыше. Но соответствующих стандартов все нет.

Акцизы на большинство товаров, подпадающих под их действие, в ближайшие годы будут расти соразмерно запланированной инфляции. В 2008 году их проиндексируют на 7%, в 2009-м - на 6,5%, в 2010-м - на 6%. Такое решение приняло правительство на своем заседании в четверг.

Но есть и исключения. Потребителям сигарет и иной табачной продукции нужно приготовиться к увеличению акциза на эти товары на 20%. "В дешевых сегментах сигаретного рынка это будет означать увеличение цены примерно на 1 рубль в год", - сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов.

Зато акцизы на нефтепродукты расти не будут. Сначала их планировалось не индексировать лишь в течение 2008 года, а в 2009-м и 2010 году увеличить на 6,5% и 6% соответственно. Но накануне заседания кабинета "на совещании у вице-премьера Александра Жукова было выработано решение, что в 2009-2010 годах акцизы на нефтепродукты не индексируются", заявил Шаталов. Жест весьма щедрый. Из-за него в 2009-2010 годах бюджет потеряет 8,8 и 16,3 млрд рублей. "Это немало", - признал Фрадков и подчеркнул, что это - цена, которую правительство платит за неповышение цен на автозаправочных станциях.

Как бы жертва не оказалась напрасной. Цены на бензин, отмечают эксперты, растут не только из-за акцизов, поэтому потребитель может и не заметить заботы о нем.
"Акцизы на бензин у нас не индексируются уже несколько лет, и как средство исключения одной из причин роста цен, это, безусловно полезно, - признает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. - Однако основной причиной роста цен на топливо по-прежнему остается инфляция". Плюс налоги, которые уже составляют немалую долю в цене. Так, нефтяной НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) рассчитывается исходя из мировых цен на нефть. Они в последние годы росли, а вместе с ними и НДПИ и, следовательно, внутренние цены на нефть и нефтепродукты. "Дороговизна топлива объясняется неэффективностью российской налоговой системы - 60% дохода от производства бензина уходят на оплату налогов. Соответственно, чтобы получить хоть какую-то прибыль, нефтяники вынуждены повышать цены на свою продукцию", - говорит эксперт.

Правда, в последние несколько месяцев тенденция на мировых рынках изменилась: цены на нефть начали снижаться.

Но это почему-то не привело к уменьшению цен на бензин внутри страны.
У нефтепромышленников есть и этому оправдание. "Легких нефтепродуктов при переработке нефти на выходе получается лишь около 40%, а остальную часть составляют тяжелые нефтепродукты - мазут, битум, которые потом сбываются по цене, которая ниже цены на саму нефть. Именно чтобы покрыть "мазутные издержки", нефтяникам приходится поднимать цены на легкие нефтепродукты", - объясняет Аркуша.

Стимулировать переработку нефти в стране правительство намеревалось введением дифференцированных ставок акцизов: высоких на низкопробный бензин и низких на хороший. Но этот шаг откладывается из-за отсутствия техрегламентов - документов, которые опишут топливные стандарты, пояснил Шаталов.

"Мы два года говорим о технических регламентах, - возмутился глава Минэкономразвития Герман Греф. - Пора прекращать эти разговоры и с 1 января следующего года вводить эту норму. Почему столько времени требуется?"

"Мы друг друга заклинаем, что нужно дифференцировать экономику. А это - существенный толчок для развития автомобильной промышленности и глубокой переработки топлива".
"Ну вот, Христенко болеет - спросить не с кого", - полушутя попытался свалить вину на ответственного за техрегламенты главу Минпромэнерго премьер-министр. "Вы ставите всегда амбициозные задачи, а тут задача не амбициозная! Ну сколько можно говорить? Давайте впишем это в закон!" - не унимался Греф. Он отметил, что в противном случае вопрос откладывается еще на два года - до 2009 года. "Нельзя вписывать в закон то, про что мы точно не знаем", - возразил ему Шаталов.

Эти технические регламенты могут быть приняты уже весной, тогда проблема откладывается лишь на 2008 год, попытался успокоить Грефа Жуков. "Нет, на 2009-й, - прервал его Греф. - Если мы примем бюджет 2008 года, мы ничего не сможем менять в этот период. Значит, я фиксирую нашу с вами бездеятельность. Мы ничего не сделаем в 2008 году для создания глубокой переработки нефти".

"Необходимо отфиксировать нашу бездеятельность, чтобы было видно, что мы теряем 2008 год, сдерживаем научно-технический прогресс и диверсификацию экономики", - покаянно согласился с ним Фрадков.
Только вряд ли это признание порадует промышленников, которые действительно ждут диверсификации акцизов. "Нам важна сама тенденция, - признались "Газете.Ru" в "ЛУКойле". - Акцизы на высокооктановое топливо и топливо евростандартов должны быть ниже, чем на некачественное или низкооктановое топливо. А сегодня мы наблюдаем ситуацию полностью противоположную". "Безусловно, стимулировать нефтяников к выпуску продукции более глубокой нефтепереработки, а значит, обеспечить большие объемы качественного топлива и подтолкнуть цены к снижению, мог бы дифференцированный акциз, однако пока его нет", - констатирует Аркуша.


http://www.gazeta.ru/2007/03/29/oa_235242.shtml

29.03.2007

Екатерина Мереминская, Алексей ТопаловС


Док. 463468
Перв. публик.: 29.03.07
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 130

  • Аркуша Евгений Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``