В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью с Евгением Аркушей Назад
Интервью с Евгением Аркушей
Завершилось онлайн-интервью президента Московской топливной ассоциации (МТА) Евгения Аркуши. Благодарим всех приславших свои вопросы. Полный текст интервью - перед вами.

ФАС обвинилa вашу организацию и вас в том, что вы своими прогнозами провоцируете рост цен на бензин. Как вы к этому относитесь?// Сергей (Москва)

Во-первых, я считаю, что своими прогнозами мы не нарушаем антимонопольное законодательство, поскольку тот прогноз, который прозвучал в начале первой декады августа, это был не прогноз, а, по сути, констатация уже свершившегося факта повышения цен. Цены в оптовом звене начали расти начиная с июля месяца, и к 10 августа они выросли на 2-2,5 тыс. рублей за тонну. Цены в розницу пошли вверх, и было ясно, что столь высокое повышение цен в оптовом звене неизбежно повлечет за собой рост цен и в розничном звене.
К тому же рост цен произошел повсеместно, практически во всех регионах страны, и, наверное, надо искать виноватого не в президенте, а как минимум среди нефтяных компаний, повысивших цены, и, может быть, в правительстве, не создавшем системы мер для стабилизации цен.
Хотя я согласен с руководителями ФАС, что абсолютные значения цен, до которых может подняться стоимость топлива, называть не совсем правильно. Но в то же время нельзя прятать голову в песок и нельзя запретить говорить о явлении, поскольку от того, что говорить перестанешь, явление не исчезнет.

Когда у нас наконец-то начнут следить за качеством бензина? А то цены повышаются постоянно, а свечи, бензонасосы и форсунки как ломались раньше, так и продолжают ломаться. И как можно автовладельцу возместить ущерб, причиненный автомобилю некачественным бензином? На сервисах эти случаи не признают гарантийными, а продавцы "бурды" легко отбиваются от всех обвинений железобетонным аргументом: "А вы не у нас заправлялись".// Иван (Москва)

На самом деле здесь два вопроса. Поговорим о качестве, а потом о том, кому предъявлять претензии. Когда речь идет о качестве моторного топлива, я бы этот вопрос разделил на две части. Первая - задача повышения качества моторного топлива и доведение его экологических характеристик до европейских норм, обеспечение так называемых норм "Евро-2", "Евро-3", -4. Эта проблема является государственной, и государство решает эту проблему путем разработки и принятия специальных технических регламентов, в которых нормируются требования к качеству моторного топлива, в том числе и по экологическим показателям. Один такой регламент уже принят, это регламент по выбросам автомобильной техники, в котором сформулированы требования к качеству моторного топлива. И в настоящее время в правительство внесен законопроект о специальном техническом регламенте, посвященном требованию к бензину, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам, который более полно освещает все требования топлива на всех этапах производства и реализации моторного топлива.
По этим регламентам работают нефтяные компании, государственная программа реализуется, и качество топлива, выпускаемого на нефтеперерабатывающих заводах, будет неуклонно расти.
Некоторые компании, могу привести пример - компания "ЛУКойл", уже сегодня, не дожидаясь сроков, указанных в технических регламентах, производят и реализуют топливо с нормами, соответствующими "Евро-3", -4. Таким же путем идет и ряд других нефтяных компаний. А вторая проблема, связанная с качеством топлива, является очень актуальной для страны и потребителей. Эта проблема связана с производством так называемого суррогатного, некондиционного топлива, которое производится в кустарных условиях нефтебаз, из неких базовых компонентов, с использованием октаноповышающих добавок. Качество этого топлива не соответствует никаким общепринятым требованиям. И потребитель, говоря о низком качестве топлива, видимо, имеет в виду топливо с такими характеристиками. К сожалению, такого топлива в стране достаточно много, по некоторым оценкам, его объем доходит до 30% от общего объема реализуемого топлива, а в некоторых регионах и до 100%. Так, например, вместо дизельного топлива успешно продается печное, судовое топливо, особенно в летний период. И в основе производства такого некондиционного топлива лежит высокая эффективность его производства и продажи, связанная с тем, что автомобильное топливо облагается акцизами, а те базовые компоненты, из которых производится некондиционное топливо, выходят с нефтеперерабатывающих заводов без акцизов. Учитывая, что акциз в конечной цене топлива доходит до 20%, некондиционное топливо может продаваться с дисконтом в 1-1,5 тыс. рублей за тонну, что, повторяю, делает его производство и реализацию весьма эффективными.
Поэтому для того, чтобы успешно бороться с производством такого топлива, необходимо видеть экономическую основу - так, как это было сделано, например, с прямогонным бензином. Прямогонный бензин с этого года стал облагаться акцизом по ставке бензина марки Аи-80, что уменьшило возможность его использования для производства некачественного топлива. Но, к сожалению, есть еще и много других видов топлива, выходящего с завода без акциза и используемого в указанных целях.
Совет потребителю. Если, по вашему мнению, на АЗС вам залили некачественное топливо, то вы должны, во-первых, сохранить кассовый чек по данной заправке, вы должны взять в присутствии свидетелей пробу топлива из бензобака вашего автомобиля, аналогичную пробу взять на той АЗС, на которой вы заправлялись, и отдать обе пробы на анализ в испытательную лабораторию.
Если обе пробы будут одинаковыми и признаны некачественными, то вы можете смело обращаться с претензией сначала к владельцу АЗС, а впоследствии в суд.
Но, как правило, первого обращения будет достаточно.

Качество бензина в Москве отвратительное, а в регионах, наверное, еще хуже. Как с этим бороться? Может, список хороших заправок сделать? Вы такие списки можете сделать?// Зоя (Москва)

К сожалению, государственная система контроля качества моторного топлива в стране отсутствует. В соответствии с законом о техническом регулировании контролем качества должен заниматься либо федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области контроля исполнения технических регламентов, либо органы исполнительной власти субъектов федерации, в соответствии с действующим законодательством. Федеральный орган исполнительной власти в этой области - Ростехрегулирование (бывший Госстандарт). Но, к сожалению, у него не хватает ни возможностей, ни опыта в этой области, и поэтому Ростехрегулирование уходит от контроля качества моторного топлива.
В проекте специального технического регламента по качеству моторного топлива функции контроля возлагаются на субъект федерации.
В Москве контроль в этой области осуществляет департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы.
На сайте департамента есть так называемые черные и белые списки. В черные списки заносятся АЗС, торгующие некачественным топливом, а в белые - АЗС, на которых все хорошо.
К сожалению, правительство Москвы на сегодняшний день установило более жесткие по сравнению с федеральным законодательством требования к качеству топлива по экологическим характеристикам, и поэтому в так называемые черные списки АЗС попадают и те АЗС, что торгуют откровенным фальсификатом, и те, которые торгуют товарным продуктом, произведенным на нефтеперерабатывающих заводах, с характеристиками, соответствующими требованиям федерального законодательства, но не соответствующими повышенным требованиям правительства Москвы. Эта конфликтная ситуация, которая, безусловно, требует своего решения.
А в остальном любой автомобилист Москвы может обратиться в департамент природопользования по телефону "горячей линии" и высказать свои претензии по качеству моторного топлива. После чего департамент принимает соответствующие меры. Московская топливная ассоциация работает в этой части с департаментом в тесном контакте.


Могут власти сделать хоть что-то для снижения цен на топливо? Или они бессильны?// Федор Левин (Нижний Новгород)

Безусловно, в области нефтепродуктообеспечения должно присутствовать госрегулирование - в плане принятия мер, направленных на стабилизацию или снижение цен. Только эти меры должны быть рыночными, а ни в коем случае не административными, под которыми я понимаю фиксацию цен, замораживание цен и так далее.
Ряд таких мер был озвучен еще в прошлом году, в момент принятия так называемого моратория, и эти меры касались нескольких аспектов - дифференциации НДПИ, отвязка НДПИ от мировых цен на сырую нефть, стимулирование инвестиций в нефтепереработку, снижение налоговой нагрузки. Это в принципе правильные меры, которые при последовательной реализации могут привести к снижению цен. Но, к сожалению, на сегодняшний день реализовано из озвученных только лишь несколько позиций, которые, по сути, на цены не повлияют.


Как вы относитесь к украинскому опыту - там Тимошенко, если я не ошибаюсь, вводила мораторий на бензиновые цены. Спасибо.// Инна (Москва)

Я к этому отношусь резко отрицательно.
И слава богу, что к этому так же резко отрицательно относится наше правительство.
Поскольку это может привести только лишь к дефициту топлива и к дальнейшему впоследствии росту цен. Так было при Тимошенко, и примерно то же самое происходит сейчас и при новом премьер-министре Януковиче. Сегодня в интернете появилась информация о том, что после принятого решения о фиксации цен на АЗС в Днепропетровске отпуск бензина осуществлялся только по талонам из-за резкого дефицита топлива.
Мораторий, который был введен в нашей стране в сентябре прошлого года, как я считаю, тоже сыграл свою отрицательную роль - в том плане, что были заморожены розничные цены, а в тот момент, когда оптовые цены зимой пошли вниз и уменьшились почти на 30%, розничные цены остались практически на том же самом уровне. Хотя должны были бы снизиться как минимум на 10%.

Добрый день! По работе часто бываю в Китае и обнаружил, что там цены на бензин ниже, чем в России, хотя нефть они покупают у нас. Вопрос следующий: как вы считаете, какой уровень НДПИ должен быть для нефти, остающейся в России, и какая, по вашему мнению, была бы справедливая цена на бензин для нашей страны.// Евгений (Москва)

Вопрос об установлении справедливой цены на нефть и нефтепродукты является самым актуальным в настоящее время в нашей стране, поскольку цена нефти и нефтепродуктов, предлагаемых на свободном рынке, определяется балансом спроса и предложения. И эти цены в течение года изменяются в очень широких пределах. Зимой, когда по естественным погодным условиям нашей страны экспорт нефти существенно сокращается и большое количество добытой нефти используется на внутреннем рынке, цены на нефть и нефтепродукты резко уменьшаются. Так, например, если сравнивать цены января и цены сегодняшнего дня, то цена нефти была примерно в полтора раза ниже, а нефтепродукты стоили примерно в оптовом звене на 20-25% ниже, чем сегодня.
То есть на тот момент такая цена определялась тем фактом, что предложение существенно превышало спрос. Но, к сожалению, такая ситуация не может оставаться достаточно долго, поскольку вслед за этим пришлось бы снижать и добычу, и нефтепереработку, чтобы сбалансировать спрос и предложение. У нас в стране нет дефицита топлива, но нет и излишков. Нефти и нефтепродуктов в стране остается ровно столько, сколько необходимо для закрытия потребностей внутреннего рынка.
Все остальное уходит на экспорт, который является очень важной составляющей наполнения бюджета страны.
Для установления справедливой цены можно было бы использовать биржевую торговлю, но первые опыты создания биржи показали, что нефтяные компании не очень заинтересованы в поставках товаров на биржу и, по сути, биржевые котировки носят в основном спекулятивный характер.
Да, действительно, НДПИ для той нефти, которая остается внутри страны, привязан к мировой цене на нефть, что не совсем правильно. Но даже если НДПИ отвязать от мировой цены, этот вклад не сыграет существенного значения в стабилизации цен. Хотя, конечно, это было бы правильно сделать. Поэтому, отвечая на вопрос, может ли быть цена нефти и нефтепродуктов ниже, чем сегодня, я бы ответил так: административными методами на короткий период времени ее можно сделать ниже, но за этим могут последовать необратимые процессы в экономике.
Цены устанавливает рынок, и, к сожалению, в первую очередь на них влияют цены мирового рынка. И пока цена на мировом рынке будет расти, будут расти цены и в нашей стране.
Важно только, чтобы этот рост цен не превышал определенного порогового значения, которым можно считать уровень инфляции. Собственно говоря, об этом еще в начале года заявляли и члены правительства, и руководители крупнейших нефтяных компаний нашей страны. Они говорили: цены на нефтепродукты и нефть будут расти, но их рост не превысит уровня инфляции, То есть примерно 10%. Что мы видим и сегодня. К сожалению, этот рост цен произошел достаточно быстро, в течение двух месяцев, июля и августа, что, конечно, вызвало негативную реакцию со стороны потребителей и СМИ.
Но это никакой не бензиновый кризис, это просто влияние инфляционных процессов.
Поскольку расходная часть производителей и реализация нефти и нефтепродуктов выросла из-за инфляции, существующей в стране.

Вы часто делаете прогнозы цен на бензин. Как такие прогнозы создаются, у вас есть какая-то своя методика?// Ольга (Москва)

Мы делаем мониторинг цен на нефть и нефтепродукты на различных заводах, в различных регионах страны. И этот мониторинг является основой для прогноза. Кроме того, существует многолетний опыт, который показывает, что цены меняются сезонным образом. Зимой они резко падают, весной и осенью они повышаются. На это влияют спрос, экспорт, профилактические работы на заводах и изменения структуры потребляемого топлива.
Все меньше потребностей в низкооктановом топливе марки Аи-80, растет потребление высокооктанового бензина 95, 98. Так, например, в Москве впервые в настоящее время потребление бензина Аи-95 превысило потребление бензина Аи-92. Таким образом, прогноз составляется на основе мониторинга цен и имеющегося опыта.


Ходят слухи, что с 1 сентября бензин в столице и области будут отпускать только по талонам. Месячные талоны на 50 литров любого вида топлива будут получать все совершеннолетние москвичи и жители области. Правда ли это?// Иван Жилин (Москва)

Я об этом ничего не слышал. Если это какая-то социальная мера с целью поддержать социально незащищенных жителей, может быть, это и правильно. Но могу сказать, что обычно талоны появляются тогда, когда имеется дефицит; никаких предпосылок в настоящее время для каких-то кризисных явлений, связанных с дефицитом топлива, не существует.

Ваш прогноз цен на бензин к концу этого года? Есть хоть шанс на снижение? Или цена опять вырастет?// Геннадий Волков (Воркута)

Я могу только, как я уже говорил, воспользоваться имеющимся опытом работы на этом рынке. Скорее всего, сегодняшнее повышение оптовых цен приведет к соответствующему росту розничных цен, и этот рост цен достигнет своего максимума в конце августа - начале сентября. После чего рост цен прекратится, цены начнут снижаться и к середине января достигнут своего минимума - это, как обычно, будет связано со снижением экспорта нефти и нефтепродуктов.
Но, к сожалению, следующей весной цены опять пойдут вверх.
Обычно снижение цен в январе по сравнению с осенью в рознице достигает 10%. Так было всегда, за исключением этого года, из-за введения моратория. И в этом году снижение произошло всего лишь на 2-3%.

Порой в регионах больше половины розничного рынка бензина приходится на одну компанию. Понятно, что монополизация приводит к росту цен. Вы планируете с этим бороться?// Татьяна Раскина (Самара)

С этим должна бороться Федеральная антимонопольная служба, и она борется с этими негативными явлениями. Но монополизм, конечно, не должен быть. Но, с другой стороны, в Москве очень жесткая конкуренция, в Москве присутствуют практически все нефтяные компании, работающие в стране, и тем не менее цены все равно растут. Поэтому отсутствие монополизма - это еще не панацея от роста цен.

В столицу на рынок АЗС пришла Shell. Но я слышал, что у нас в Москве весь рынок уже поделен, да и площадей под новые заправки практически нет. Может как-то новый игрок войти на этот рынок? Или у Shell нет шансов?// Вячеслав (Москва)

Действительно, новое строительство в Москве на сегодняшний день очень проблематично, поскольку в районах сложившейся застройки новых участков под строительство АЗС найти практически невозможно. В новых районах, на новых магистралях, естественно, строительство будет продолжаться. Поэтому новые игроки, появляющиеся на рынке, как правило, начинают работать на вторичном рынке АЗС.
Этим же путем пошла и компания Shell. Она вначале получила ряд участков, в основном в области по строительству газовых заправок, и в настоящее время она взяла в эксплуатацию шесть АЗС в Москве, существующих АЗС, в дальнейшем эти АЗС будут реконструированы, приведены в соответствие с критериями компании и, я уверен, будут успешно работать.
В Москве существует еще около 150 АЭС, не входящих в крупные сети, и, естественно, процесс интеграции и расширения сетей будет продолжаться - это естественный процесс, поскольку повышение эффективности работы может быть достигнуто в том числе и за счет укрупнения сети.

Как вы считаете, может ли Россия начать экспортировать в серьезных количествах не сырую нефть, а нефтепродукты? Или у нас не хватает для этого технологий, производства?// Дмитрий Солнцев (Калининград)

В настоящее время кроме экспорта сырой нефти, который составляет примерно 50% всей добычи, еще экспортируется достаточно большое количество нефтепродуктов - примерно 60% производимого бензина и топлива идет на экспорт, практически весь мазут и около 20% автомобильного бензина. Увеличению экспорта бензина препятствует недостаточно высокое качество бензина, производимого в нашей стране. Качество именно по экологическим характеристикам, о которых мы уже говорили. Но проводимые реконструкции заводов, направленные на повышение глубины переработки и качества выпускаемого топлива, в конце концов приводят и приведут к тому, что все большее и большее количество бензина будет выходить на экспорт.

Как вы относитесь к бензиновым присадкам? Они действительно нужны или это способ вытянуть из покупателей дополнительные деньги?// Антон (Екатеринбург)

Технология производства бензина и дизельного топлива содержит в себе необходимость использования присадок. Присадки, которые повышают качество работы двигателя, моющие присадки, антидымные присадки и тому подобное.
Поэтому те присадки, которые используются с обеспечением заданного технологического процесса, никоим образом не вредят двигателям автомобиля и не повышают стоимость топлива. Если же присадки используются в кустарных условиях, для производства фальсифицированного топлива, то такие присадки приносят страшный вред и экологии, и автомобилю.

Будет ли производиться разделение нефтяных компаний по принципу "добывающая только добывает, а перерабатывающая только перерабатывает", как это сделано в ряде других государств?// Сергей (Сатка)

К сожалению, вся структура системы обеспечения страны нефтепродуктами построена таким образом, что действуют вертикально интегрированные нефтяные структуры, которые добывают, перерабатывают и реализуют топливо. Такая структура системы нефтепродуктообеспечения является порождением еще советской системы, и, к сожалению, она страдает очень многими недостатками, в свою очередь сказывающимися в том числе и на ценах.
В частности, когда мы говорили о справедливой цене на моторное топливо, определение этой справедливой цены как раз и невозможно при работе на рынке вертикально интегрированных структур, и вряд ли что-то можно сделать в плане изменения сложившейся системы.

Что вы думаете об альтернативных источниках энергии, о гибридных двигателях? Когда они вытеснят бензиновые движки, или это никогда не случится?// Алексей (Санкт-Петербург)

Альтернативные виды топлива, безусловно, выйдут на рынок, в Европе широко используется топливо марки е-85, которое состоит на 85% из этилового спирта и на 15% из бензина. Широко на Западе используется производство так называемого биодизеля, идет разработка двигателя, работающего на водородном топливе, поэтому для нашей страны неизбежен приход таких видов альтернативного топлива на рынок.
В ближайшей перспективе можно говорить только лишь о этилобензиновых видах топлива ну и, естественно, о традиционно используемом газе.

Я где-то читала, что крупные мировые нефтяные компании скупают патенты на альтернативное топливо и прячут их. Это правда или вымысел журналистов?// Dina (Астрахань)

Мне об этом ничего не известно.

Недавно видел вас в телепрограмме, посвященной теме бензина, на канале ТВЦ. В программе вы отвечали на вопросы, при этом управляя автомобилем AUDI. Я заметил, что вы были не пристегнуты. Почему вы нарушаете закон?// Григорий (Москва)

Действительно, в момент съемки я был не пристегнут, хотя я стараюсь пристегиваться и пристегиваюсь всегда, когда еду по трассе, и стараюсь пристегиваться, когда еду в Москве.
Чего и вам желаю.

Скажите, пожалуйста, есть ли у вас политические амбиции? На бензиновой теме можно себе сделать хороший, как теперь говорят, PR.// Мария Александровна (Москва)

Политических амбиций у меня никаких нет.

http://www.gazeta.ru/arkusha.shtml



Док. 463466
Перв. публик.: 17.09.07
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 153

  • Аркуша Евгений Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``