В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Ход независимого расследования причин авиакатастрофы, в результате которой погиб глава холдинга Артем Боровик Назад
`Эхо Москвы`: Ход независимого расследования причин авиакатастрофы, в результате которой погиб глава холдинга Артем Боровик
Передача :     Интервью
Ведущие :     Ирина Меркулова
Гости :     Рустам Арифджанов


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" шеф-редактор газеты "Версия" Рустам Арифджанов.


И. МЕРКУЛОВА - Здравствуйте, Рустам. Примите наши соболезнования в связи с гибелью Артема Боровика, руководителя холдинга "Совершенно секретно". Мой первый, естественный вопрос: у вас есть какие-то версии?
Р. АРИФДЖАНОВ - Я не буду сейчас говорить о наших версиях. Мы создали свою расследовательскую группу. Я говорил о том, что мы, безусловно, будем вести собственное журналистское расследование, поэтому нужно время, чтобы мы сформировали свою точку зрения, проанализировав все имеющиеся у нас данные. Есть три версии, высказанные нашими коллегами и представителями правоохранительных органов. Они очевидны. Первая версия - это техническая поломка самолета. Вторая - это террористический акт, направленный против известного российского предпринимателя Зии Бажаева. Третья версия - это террористический акт, направленный против Артема Боровика.
И. МЕРКУЛОВА - Вы ведете расследование совместно с представителями правоохранительных структур?
Р. АРИФДЖАНОВ - Мы пока только начинаем расследование и еще даже не встречались с представителями правоохранительных органов, хотя поддерживаем некоторый контакт. Мы собираемся вести расследование не вопреки или не против правоохранительных органов или представителей федеральной авиационной службы, а совместно с ними. Всем, чем мы сможем помочь, любой информацией мы готовы помочь. И я еще готов обратиться к коллегам-журналистам: если у них есть какая-то информация по этому поводу, мы в холдинге "Совершенно секретно" с большой благодарностью восприняли бы эту помощь.
И. МЕРКУЛОВА - Рустам, скажите, все-таки Вам эта катастрофа кажется случайной?
Р. АРИФДЖАНОВ - Нет, она мне не кажется случайной. Если точнее, слишком большое количество людей, как мне кажется, (и это очень горько), порадовались этой случайности. Потому что (я не буду говорить о Зие Бажаеве) я знаю своего друга, своего коллегу Артема Боровика. Он, конечно, своей работой и своим существованием мешал достаточно многим людям.
И. МЕРКУЛОВА - Он много знал?
Р. АРИФДЖАНОВ - Наверняка Артем был одним из самых информированных людей в стране. Мы часто обменивались с ним информацией, не фиксируя ее нигде, - ни в компьютерах, не записывая, - настолько это была взрывоопасная информация. К горькому сожалению, часть этой информации (не знаю, какую именно) Артем унес с собой.
И. МЕРКУЛОВА - Давайте вернемся немножко назад. Вы помните, что было в среду? Артем работал в редакции?
Р. АРИФДЖАНОВ - Да, Артем работал в редакции. Меня, к сожалению, 8-го числа не было, поскольку это был праздничный день. Мы расстались с ним 7-го. Нужно было подписывать ежемесячный номер газеты "Совершенно секретно". Артем очень требовательно относился к каждому номеру газеты, поэтому он приехал в среду, в праздничный день, и работал над этой газетой. Мы знали, что он должен вылететь в Киев.
И. МЕРКУЛОВА - То есть это не было секретом?
Р. АРИФДЖАНОВ - Мы не знали точно, когда, с кем и каким рейсом. Наверное, какие-то люди знали. Но не знали его родители, не знал я. Он говорил, что на несколько дней - на день, на два - он вылетит в Киев. Мы знали, зачем он туда летит. Он там должен был встретиться с некоторыми представителями (я не могу сказать конкретно, с какими - как повезет), с руководителями Украины. Потому что речь шла о нашем новом украинском проекте, украинском варианте Версии для Украины. К сожалению, встреча не состоялась, но проект все равно состоится, потому что теперь уже осуществить это - наш долг и наша обязанность.
И. МЕРКУЛОВА - Есть сведения, что Артем собирался в Киеве заняться подготовкой репортажа о ситуации на Николаевском глиноземном заводе, который должен был перейти под контроль к влиятельной финансовой группировке, которая занимается алюминием. Вам что-нибудь известно об этом?
Р. АРИФДЖАНОВ - Я не знаю, откуда эти сведения. Артем лично достаточно большое количество времени не занимался подготовкой репортажей, потому что на его плечах был огромный холдинг с газетами, телепрограммами, радиопрограммами и т.д. Я знаю, что он летел туда на переговоры. Но и в его работе, и в работе многих руководителей нашего холдинга бывают конфиденциальные встречи. Мне о возможности такой встречи он, естественно, никогда предварительно не говорил, не ставил меня в известность, поэтому я никак не могу прокомментировать это.
И. МЕРКУЛОВА - Скажите, Вы знаете о том, что ему угрожали? Об этом сказал вчера его папа, Генрих Боровик.
Р. АРИФДЖАНОВ - Я знаю, что ему и ряду других журналистов холдинга угрожали неоднократно. Наших журналистов избивали, стреляли в окна. Бывало так, что по ошибке вместо них избивали других людей. Один журналист поменял квартиру, перепутали, и избили этого несчастного человека, который въехал в эту новую квартиру. Угрожали конкретно и Артему, причем на уровне физического уничтожения. И в конце лета - начале осени у нас были сведения о том, что один из тогдашних элитных представителей власти, как это теперь модно говорить, заказал криминальным авторитетам физическое уничтожение Боровика.
И. МЕРКУЛОВА - А над чем он работал буквально в последнее время? . Р.АРИФДЖАНОВ - Каждое издание "Совершенно секретно" - и "Версия", и телепрограмма "Совершенно секретно" - это целая россыпь выстрелов против тех, (если говорить пафосно), кто мешает нашей жизни, против тех явлений, которые как ржавчина разъедают наше общество. Наша главная тема - это коррупция высших эшелонов власти, и это, наверное, самая опасная тема.
И. МЕРКУЛОВА - Можно вспомнить публикации в газете "Версия" о Павле Бородине, о фирме "Мабетекс", и расследовании этих дел.
Р. АРИФДЖАНОВ - Да, и фирма "Андава", и ряд других расследований. Кроме этого, расследования, связанные с новыми информационными или бизнес-войнами, которые проходят в России: нефтяными, алюминиевыми, моторными и т.д. Расследований было достаточное количество, но я говорил об этом журналистам вчера и хочу сказать сегодня: прошедшая неделя нашей работы мало чем отличалась от нашей работы в феврале, январе, декабре, практически все последние два года. Были более жаркие месяцы, но этот период, с 1 по 9 марта, не был особенно тревожным для нас. Хотя мы ощущали постоянное давление, и наша служба безопасности постоянно предупреждала нас, что "прослушивают", "появился подозрительный человек под видом внештатного корреспондента" и т.д. Это то, что мы могли сами заметить и разоблачить. Наверное, бывали случаи, когда мы и не замечали. Например, мы первыми когда-то рассказали о существовании такого человека, довольно известного депутата Госдумы Романа Аркадьевича Абрамовича, и пытались достаточно конспиративно готовить этот материал, но, тем не менее, за два дня до публикации ксерокопии статьи уже лежали на столе тогдашнего руководителя администрации президента Валентина Юмашева. Так что мы знаем, что мы находимся под постоянным и пристальным вниманием власти.
И. МЕРКУЛОВА - Вчера прошла информация, что Артем оказался в самолете буквально за несколько минут до вылета.
Р. АРИФДЖАНОВ - Это не совсем так. Естественно, он знал о том, что полетит с Зией Бажаевым. Более того, конечно же, он разговаривал с ним об этом по телефону. Он же не мог просто случайно подъехать и броситься на подножку уходящего трамвая. Естественно, они вели телефонные переговоры. Они были занятыми людьми, и это была такая оказия: два-три часа полетного времени поговорить о проектах, которые мы собирались делать совместно. Это с одной стороны. А с другой стороны, вполне естественно, что наши телефоны прослушиваются. Хотя и я, и Артем не так давно поменяли номера телефонов, я не думаю, что так сложно узнать номер мобильного телефона и услышать разговор.
-
И. МЕРКУЛОВА - Практически все газеты сегодня пишут о вчерашней катастрофе в Шереметьево. Итальянская "Корьерре дела Сера" вышла с таким заголовком: "Самолет падает на российские выборы". Я бы хотела поговорить с Вами о другом человеке, который летел в этом самолете, о чеченском бизнесмене Зие Бажаеве. Не секрет, что многие рассматривали его, как будущего президента Чечни. Как это могло переплестись: чеченская война, его деятельность? Он ведь возглавлял крупную нефтяную кампанию.
Р. АРИФДЖАНОВ - Зия Бажаев, пожалуй, был одним из самых успешных предпринимателей России, и, к нашему сожалению, нехарактерных для сегодняшнего российского бизнеса. Зия Бажаев не вписывался в образ того чеченца, который витает в нашем общественном мнении. Он был далек от чеченских разборок, внутричеченских и даже от войны в Чечне. Естественно, настолько далек, насколько может быть далек человек, когда сравнивают с лицом земли его родину. Зия Бажаев был и нехарактерным бизнесменом, потому что, к сожалению, в практике нашего бизнеса достаточно часто использование самых грязных и самых кровавых методов, похожих на методы криминального мира. Бажаев был выше этого, он был, безусловно, порядочным и честным бизнесменом. Сейчас говорят, что у Бажаева было мало или не было врагов. Может быть. Но именно эта позиция не похожего на других человека в те времена, когда серость становится чуть ли не доблестью, могла вызывать агрессию, желание сломать этого человека.
И. МЕРКУЛОВА - Есть информация, что у него были проблемы с российскими нефтяными королями.
Р. АРИФДЖАНОВ - Я бы сейчас не стал говорить о проблемах с теми или иными королями, нефтяными или алюминиевыми, потому что в бизнесе всегда существуют споры и конфликты. Именно поэтому: это бизнес, рынок, конкуренция. Речь идет о том, какими методами решаются эти конфликты. Зия Бажаев все то время, что он работал в бизнесе, в том числе в таком опасном и странном, как нефтяной, показал, что он решает проблемы бизнеса методами бизнеса.
И. МЕРКУЛОВА - Еще одну версию озвучил представитель ФСБ, Александр Зданович. Он сказал, что чеченцы, боевики вроде бы требовали от него деньги, но он отказал.
Р. АРИФДЖАНОВ - Здановичу, безусловно, виднее, хотя я полагаю, что к Бажаеву обращались с такой просьбой, угрозой, наверное, и в первую чеченскую войну, когда он работал в Швейцарии, возглавлял там фирму. Обращались и сейчас. То есть это не что-то новое, и его отказ тоже не нечто новое. Я не думаю, что именно это могло стать причиной, если это был террористический акт против Бажаева.
И. МЕРКУЛОВА Группа Альянс, которую возглавлял Бажаев, будет проводить расследование? Может быть, вы объединитесь?
Р. АРИФДЖАНОВ - Я не знаю, каковы планы у службы безопасности Группы Альянс. Я знаю, что планы нашей службы безопасности вместе с журналистами холдинга "Совершенно секретно" - проводить такое расследование. Если наши коллеги из Группы Альянс сочтут возможным принять участие в этом расследовании, мы готовы буквально сразу же после похорон обсудить этот вопрос.
И. МЕРКУЛОВА - Почему все-таки Бажаев и Боровик оказались в одном самолете? У вас были какие-то проекты с Бажаевым?
Р. АРИФДЖАНОВ - У нас были переговоры о возможных проектах. Многие наши коллеги поторопились написать о том, что Группа Альянс чуть ли не скупила холдинг "Совершенно секретно". Я должен сказать, что планов продажи холдинга "Совершенно секретно" у Артема Боровика не было никогда. И я надеюсь, что и у нас, - у Вероники Хильчевской, жены Артема, у генерального директора, Николая Арутюнова, - у всех нас, кто сейчас остался без Артема во главе холдинга, никогда не возникнет мысли о продаже холдинга, потому что этого не хотел Артем. С Зией Бажаевым шли переговоры, точнее, он проявлял интерес к некоторым региональным проектам холдинга, в том числе на Украине. Опять же повторю: Зия Бажаев - очень порядочный, честный и успешный бизнесмен, поэтому мы, конечно, воспринимали возможность сотрудничества с ним и его Группой. И более того, как я уже говорил, Артем и Зия решили воспользоваться этими двумя-тремя часами свободного времени перелета для того, чтобы поговорить. Потому что, кроме взаимного интереса, возможно, нужно было делать и другие шаги навстречу друг другу. Они хотели об этом переговорить в самолете. К сожалению, не удалось.
И. МЕРКУЛОВА - Рустам, кто возглавит холдинг?
Р. АРИФДЖАНОВ - Мы в понедельник соберем совет директоров. Я думаю, я уверен, что у Вероники Хильчевской есть все силы, возможности и талант для того, чтобы возглавить холдинг "Совершенно секретно". У нас хорошая команда. Это генеральный директор Николай Арутюнов, его заместители Марина Коржакова, Виктор Богомолов, я. И мы все вместе готовы работать над тем, чем занимался Артем. Хотя каждый из нас по отдельности, конечно, Артема не заменит. Только совместная слаженная работа, наверное, и при помощи Генриха Аверьяновича Боровика, поможет нам продолжить все те замыслы и планы, которые оставил нам после себя в наследство Артем.
И. МЕРКУЛОВА - Вы переверстали еженедельник, да?
Р. АРИФДЖАНОВ - Да, мы внесли изменения в ежедневную газету "Совершенно секретно", и сейчас идет работа над еженедельником "Версия". Конечно, там будут материалы, посвященные Артему. Мы печатаем отклики всех тех, кто выразил слова соболезнования в этот час, достаточно горький для семьи Артема и его друзей, для всех нас. Мы пока только изложим имеющиеся версии по поводу трагической гибели Артема, а уже со следующих номеров начнем еженедельно, постоянно публиковать сведения о том, как идет расследование. И если понадобится, мы будем печатать эти материалы и полгода, и год, и 5 лет. К сожалению, как это случилось в случае с Листьевым и с Холодовым, мы понимаем, что срок расследования будет достаточно длительный.
И. МЕРКУЛОВА - Будем жить.
Р. АРИФДЖАНОВ - Будем жить и будем продолжать дело Артема, точно также, как он много лет назад продолжил дело Юлиана Семенова, вместе с которым он был основателем холдинга "Совершенно секретно". Мы просто не имеем права не продолжать это дело.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был шеф-редактор газеты "Версия" Рустам Арифджанов.




10.03.2000
http://echo.msk.ru/programs/beseda/10564.phtml


Док. 463393
Перв. публик.: 10.03.00
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 368

  • Арифджанов Рустам Мустафа Оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``