В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Рустам Арифджанов. 17.04.2001 Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Рустам Арифджанов. 17.04.2001
Передача :     Особое мнение
Ведущие :     Нателла Болтянская
Гости :     Рустам Арифджанов



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Рустам Арифджанов, главный редактор холдинга "Совершенно секретно".
Эфир ведет Нателла Болтянская.

Н.БОЛТЯНСКАЯ: У микрофона Нателла Болтянская. "Персонально ваш" Рустам Арифджанов, главный редактор холдинга "Совершенно секретно". Здравствуйте.
Р.АРИФДЖАНОВ: Здравствуйте.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Итак, события последних дней, которые обратили на себя Ваше внимание. Прошу Вас. Сразу объявлю пейджер эфира 788-00-88, для абонента "Эхо Москвы", и телефон прямого эфира 203-19-22.
Р.АРИФДЖАНОВ: К сожалению, понятно, о чем я буду говорить. Несмотря на некоторые другие события сегодняшнего дня скажем, повышение пенсий пенсионерам или образование скоординированного совета, который будет создавать центристскую партию, и прочих мелких и крупных событий хочется говорить о своем, о наболевшем о том, что власть планомерно продолжает разрушать одно средство массовой информации за другим. Сегодня уволен мой приятель, мой товарищ Михаил Бергер, главный редактор газеты "Сегодня". Сегодня уволен очень хороший журналист и тоже мой приятель Сергей Пархоменко, возглавлявший журнал "Итоги", и тучи сгущаются над некоторыми другими средствами массовой информации. Все это достаточно грустно. Радиослушателям, телезрителям и вообще людям, читающим газеты и интересующимся политикой, может быть, поднадоели наши корпоративные дела, когда мы постоянно обсуждаем то, что происходит на том или ином телеканале или в той или иной редакции газеты. Но ведь это не только наша проблема, ведь радио-, телепередачи, газеты и журналы мы выпускаем не для себя не такие уж мы сумасшедшие. Мы выпускаем их для вас, и когда государство в лице тех или иных собственников разрушает эти средства массовой информации, оно делает плохо не нам, журналистам мы найдем себе, наверное, работу, оно делает плохо вам, наши дорогие радиослушатели. От этого грустно.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Рустам, а Вы видите необходимость объяснять то, что только что было Вами сказано? Вы считаете, что это многим непонятно?
Р.АРИФДЖАНОВ: Да, я считаю, что многим непонятно. Михаил Юрьевич Лесин, может быть, и плохой министр, никакой журналист, но замечательный пиарщик. Поэтому я могу говорить о том, что пиар-компания вокруг НТВ организована достаточно неплохо, и уже даже среди наших коллег раздаются голоса: "Да это же спор собственников. Подумаешь, одни хозяева меняются на других!" Внешне это, может быть, и звучит именно так, но, по сути, это избиение государством независимых журналистов. Каждый из нас должен быть готов, что завтра придут и к нему - и наш холдинг тоже никак не зависит от государства. Я боюсь за своих журналистов, боюсь за издания, которые создал Артем Боровик, и которые полюбили, я надеюсь, наши читатели, и которые когда-нибудь может постигнуть та же судьба.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Есть такая поговорка: предупрежден, значит, вооружен. Говорят, что основной признак мудрости это возможность учиться на чужих ошибках и на чужих неприятностях. Сегодня, видя ситуацию с коллегами, Вы какие-то ходы просчитываете? Я не спрашиваю, какие я понимаю, что Вы их все равно не назовете.
Р.АРИФДЖАНОВ: Я хотел бы привести другую, уже русскую, поговорку, и более грубую: против лома нет приема. Когда со всей мощью и разумом чекистского образования методов этой работы государство бьет журналистов, журналисты заведомо слабей.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Рустам, скажите, пожалуйста, можно ли говорить о том, что в России вновь начинается новая эпоха? Или, на Ваш взгляд, еще рано делать такие прогнозы?
Р.АРИФДЖАНОВ: Я не думаю, что закончилась одна эпоха и именно сейчас начинается другая, но все это предвещает. Все симптомы того, что чекисты, пришедшие к власти, не смогли преодолеть коренной специфики свой профессии, отражающейся на характере. Кэгэбэшники не любят журналистов, потому что кэгэбешник всегда хранит полученную информацию втайне, а журналист ему очень мешает, потому что эту информацию, может быть, даже полученную таким же образом, он пытается донести до огромного количества людей. Это игра в казаки-разбойники.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: С одной стороны, да, но с другой стороны Что же Вы думаете, что люди, которые принимают решения, сами этого не понимаю? Тогда нужно хорошего психотерапевта, надо собой управлять.
Р.АРИФДЖАНОВ: Я не посмею назвать наше общество больным, но оно чрезвычайно устало. Это общество, потерявшее надежду. Приход к власти нынешнего президента и его окружения свидетельство большого разочарования общества в реформах, потому что, с одной стороны, реформы проводились прогрессивные, но с другой стороны, их проводили такие люди, как, допустим, Йордан или Кох.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Рустам, помилуйте! Непонятно, что лучше, что хуже - когда на политические откровения власть реагирует так, как она реагирует сегодня? Вспомните, в марте 2000 года в газете "Версия" было опубликовано открытое письмо господина Калугина, и никто, ни единого слова как вода в песок. Собака лает ветер носит.
Р.АРИФДЖАНОВ: Да, это еще раз говорит об усталости общества. Это общество, которое теперь абсолютно идеально подвержено манипуляциям. Все, что с нами происходит в последние годы это манипуляции. Манипуляцией были выборы в парламент, манипуляцией были выборы президента, манипуляцией выглядит сейчас работа министерства печати с прессой. Мне говорили, что в Кремле люди даже, шутя, говорят друг другу: "Что не начинаешь делать, все получается!" Мы безнадежно усталое общество, и нужно время для того, чтобы мы осознали, что у нас все-таки есть силы, и мы можем бороться.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Письмо Олега Калугина это достаточно жесткие обвинения в адрес Владимира Путина и предложение ему как-то ответить на эти обвинения. Что касается судьбы телепрограммы "Совершенно секретно", Рустам?
Р.АРИФДЖАНОВ: Это самый сложный для нас сейчас вопрос. Во-первых, у канала НТВ достаточно значительные долги перед нашей небольшой телекомпанией наши сотрудники с ноября не получают зарплату, и я, несмотря на всю солидарность с журналистами НТВ и с Евгением Киселевым как главным редактором, считаю, что он как директор все-таки был не так силен, как Олег Добродеев. Вот уже полгода по вине НТВ наши сотрудники не получают зарплату.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос на пейджер: "Если Вас позовут на "новое НТВ", Вы пойдете?"
Р.АРИФДЖАНОВ: Я пока не знаю, что такое будет "новое НТВ", но мне очень сложно представить себя, работающим на канале, который принадлежит Борису Абрамовичу Березовскому. Если Борис Абрамович Березовский не будет владельцем канала, то, наверное, мы могли бы пойти. Плюс, есть еще одна журналистская сложность до ухода Володи Кулистикова, который был заместителем Киселева на канале НТВ, наша программа работала именно с ним. И мы работали с Владимиром Михайловичем Кулистиковым нормально.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Ну Вы пойдете сейчас к нему?
Р.АРИФДЖАНОВ: Это предмет переговоров, потому что мы должны понять, на каких условиях мы пойдем.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Сообщение мне, но я думаю, что имеет смысл на него отреагировать Вам: "Почему-то никто не отмечает такого факта газеты "Правда", "Советская Россия" и другие левые в хвост и в гриву критикуют правительство, но правительство почему-то это не раздражает. А демократическая пресса выводит его из себя, и оно всячески старается ее задушить".
Р.АРИФДЖАНОВ: Да, потому что нынешнее правительство прекрасно понимает, что с устоявшимся левым спектром нашего общества сделать мало, что можно как треть населения голосует за коммунистов, так она и будет за них голосовать. А работает оно среди своих. Так уж получается, что бьют обычно своих, чтобы чужие боялись. Кстати, то же самое в конфликте на национальной почве между соседними народами. Скажем, между азербайджанцами и армянами, между евреями и арабами. Или ситуация с Югославией, когда достаточно родственные, пожалуй, во многом одни народы, говорящие, практически, на одном языке, избивают и убивают друг друга так, что другим страшно.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: "Скажите, пожалуйста, есть ли что-нибудь новое в расследовании трагедии, произошедшей с Артемом Боровиком?"
Р.АРИФДЖАНОВ: Нет. Я буду краток - пока никаких новых фактов мы не нашли, доказывающих, с одной стороны, что это был террористический акт или диверсия, а с другой стороны, никаких убедительных фактов о том, что это стечение обстоятельств или неполадки в самолете, нам тоже не предоставили.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос на пейджер от Владимира: "Что нам бороться за свободу? Мы ее получили, но ею сыт, одет и обут не будешь. А цели даже ежик в тумане не видит".
Р.АРИФДЖАНОВ: Вопрос, наверное, правильный. Но дело в том, что именно свобода с течением времени принесет то, в результате чего человек становится сыт, обут и так далее. Потому что хотя бы тогда он может понять, обманывает его государство или нет. Вот сегодня объявили о повышении пенсии замечательное событие! Средняя пенсия будет равняться 3 тысячам рублей. Но вчера президент говорил о том, что инфляция растет бурными, непредусмотренными темпами. И получается, что когда об этом сообщают журналисты, когда существует свобода слова, что повышениям пенсий грош цена.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: 203-19-22 наш телефон в студии "Эхо Москвы". Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Юрий. У меня вопрос следующий: никогда не знаешь, как относиться к Вашей газете, и как бы Вы могли прокомментировать высказывание госпожи Хильчевской, которое, правда, я читал довольно давно, еще при жизни господина Боровика, что "мы всеядны"?
Р.АРИФДЖАНОВ: Я не очень помню это высказывание, но я могу сказать вот что: мы политически независимы, и иногда приходится переступать через себя. Я давно дружу с Сергеем Кириенко, наверное, уже лет 12, но были случаи, когда наша газета резко его критиковала, потому что приходится переступать через какие-то дружеские отношения. Если проступок совершает друг или человек, которого мы уважаем, мы все равно об этом вынуждены писать. Наверное, в этом смысле мы всеядны для нас политические воззрения человека имеют меньшее значение, чем простые человеческие понятия. Вор человек или не вор, хороший он парень или плохой.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: "Ребята, вы все время путаетесь в понятиях. Свобода это не то, что могут отнять или дать, а внутреннее состояние души", - сообщает Игорь на пейджер.
Р.АРИФДЖАНОВ: Да нет. Я думаю, что мы не путаемся в понятиях. Свободу запросто можно отнять и привести человека в такое состояние души, что
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Еще звонок. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Валерий. Почему Вам хочется в причинах катастрофы Артема Боровика найти обязательно диверсию? Причиной бывает просто несчастный случай.
Р.АРИФДЖАНОВ: Это не так. Я только что сказал, что мы не можем доказать, что это диверсия, но факты, которые приводит официальное следствие, не могут убедить нас в том, что это был несчастный случай. Еще раз повторяю: мы не можем и не собираемся доказывать, если не найдем фактов, что это была диверсия.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: "Эхо Москвы". Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Есть такой журналист Познер, он работает на ОРТ. Он в своих передачах выступал в защиту "Медиа-Моста", высказывая мнение, отличное от мнения своего работодателя. Как Вы объясните тот факт, что на НТВ не было ни одной авторской программы, не было ни одного журналиста, чье бы мнение расходилось с мнением хозяев этого канала?
Р.АРИФДЖАНОВ: Вы знаете, программа "Совершенно секретно" еженедельно на НТВ в течение почти двух лет, и мы в своей программе никогда не ориентировались на мнение Владимира Александровича Гусинского. Я, выступая на радиостанции "Эхо Москвы", часть акций которого принадлежит Гусинскому, могу сказать, что для меня господин Гусинский, господин Йордан и прочее люди одного порядка, воспитанные в одно и то же время одним и тем же российским деляческим капитализмом.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Вы сами себе противоречите, Рустам. Если Вы говорите о том, что в период работы на канале НТВ Вы не ощущали над собой диктата собственника, то значит, ситуация с господином Кохом уже прояснилась?
Р.АРИФДЖАНОВ: Я пока не могу сказать, что есть какой-то диктат собственника. Я пока не знаю ни одной передачи, которую он бы запретил. Кох работает всего несколько дней. Мне не нравятся методы борьбы власти с журналистами, проповедником которой стал господин Кох, но сейчас сказать то, что господин Кох или господин Йордан сняли ту или иную передачу, я не могу. Когда он это сделает, я обязательно об этом скажу на страницах нашей газеты и, если удастся, в Вашей радиопрограмме.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: "Эхо Москвы". Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Я называюсь Занудой. Скажите мне, Рустам, а какой набор фактов мог бы Вас и Ваших друзей, у которых, по-видимому, образование гуманитарное, убедить в том, что та трагедия, которая произошла с Артемом Боровиком, именно несчастный случай и стечение обстоятельств?
Р.АРИФДЖАНОВ: Это очень длинный вопрос, и я вряд ли уложусь в рамки этой программы в перечислении этих фактов. Я могу просто привести позицию официальных органов в двух словах. Да, при таком положении авария могла случиться, но могла и не случится. Да, при таком обморожении самолета авария могла случиться, а могла и не случиться. Да, при таком разбеге самолета авария могла случиться, а могла и не случиться. Вот эти могла - не могла меня не убеждают.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: "Эхо Москвы". Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Вы сказали, что для Вас зазорно работать на канале, принадлежащем Березовскому. А на канале, принадлежащем Коху, это нормально?
Р.АРИФДЖАНОВ: Дело в том, что Кох не собственник канала, Кох нанятый Газпромом работник. Тем не менее, я к господину Вяхиреву отношусь с большим уважением, чем к господину Березовскому.
Н.БОЛТЯНСКАЯ: Я напомню, что в нашей студии Рустам Арифджанов, главный редактор холдинга "Совершенно секретно". Спасибо Вам большое.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" было Рустам Арифджанов, главный редактор холдинга "Совершенно секретно".


17.04.2001
http://echo.msk.ru/programs/personalno/14270.phtml


Док. 463385
Перв. публик.: 17.04.01
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 363

  • Арифджанов Рустам Мустафа Оглы

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``