В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Арбатов. 19.02.2001 Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Арбатов. 19.02.2001
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Плющев
Гости :     Алексей Арбатов



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Арбатов (по телефону).
Эфир ведет Александр Плющев.

А. ПЛЮЩЕВ - Мы обращаемся к одной из главных тем сегодняшнего дня, речь идет о внешней политике. Как вы знаете, несколько дней назад военно-воздушные силы США и Великобритании осуществили бомбардировку иракской территории. Сегодня появились громкие заявления по этому поводу, в том числе в Госдуме. Алексей Георгиевич, добрый вечер. Сегодня Ваш коллега, Дмитрий Рогозин, председатель думского международного комитета, заявил о том, что Россия может в одностороннем порядке выйти из режима санкций против Ирака. Прежде всего, хотелось бы получить Ваш комментарий по этому поводу.
А. АРБАТОВ - Я думаю, что это неправильная позиция, неправильное заявление. Нужно реально отдавать себе отчет в том, какое место в наших внешнеполитических приоритетах занимает режим Саддама Хусейна, государство-агрессор, тоталитарная кровавая диктатура, которая представляет опасность для всех ближайших соседей, независимо от того, мусульмане они или нет, прозападные или не прозападные. Вспомните 10-летнюю войну с Ираном. Но главное, что наш односторонний выход из режима санкций будет означать крушение вообще ООН как органа, который на законной основе решает такие вопросы. Если мы не вышли из режима санкций, когда НАТО осуществляло агрессию по Сербии во время кризиса в Косово, то чего сейчас говорить об Ираке. Для нас Балканы и Сербия имеют несопоставимо более важное значение, нежели Ирак. Поэтому, я думаю, что это заявление недостаточно продуманное и представляет Госдуму в виде органа, не полностью ответственного. Другой вопрос, что мы должны использовать все рычаги нашего влияния в ООН для предотвращения агрессии со стороны Ирака против окружающих стран и попыток создать оружие массового уничтожения. И с американскими союзниками, которые занимают отличную от США позицию, более гибкую, мы тоже должны вести работу. Это серьезная политическая, дипломатическая работа. Но выходить из режима санкций демонстративно - это значит побудить другие страны тоже и, прежде всего, США, где против ООН очень серьезные есть настроения, особенно у нового Конгресса и новой администрации, дать повод и им выйти из правового поля ООН. В этих условиях мы в конечном итоге пострадаем гораздо больше, потому что когда начинается игра без правил, то вступает в силу жесткий баланс сил. А баланс сил далеко не в нашу пользу сейчас. Уже хотя бы это должно было приниматься во внимание, для того чтобы не делать таких непродуманных шагов.
А. ПЛЮЩЕВ - Другими словами, Вы будете сами, и наверное, призовете Ваших коллег, голосовать против постановления, которое в среду намерен представить Дмитрий Рогозин, как раз касающегося одностороннего порядка выхода из режима санкций?
А. АРБАТОВ - Да, я считаю, что это просто политический жест, рассчитанный на внутриполитическую аудиторию. Ничего не стоит быть очень храбрым и решительным, когда реальная практическая политика зависит не от тебя, когда она сваливается на других людей, в данном случае на президента Путина. Я вполне допускаю, что этот демарш Госдумы, который наверняка соберет большинство голосов, согласован с Кремлем, и возможно, будет использоваться на переговорах, чтобы показать, что какое у нас внутриполитическое давление, вы тоже должны с этим считаться. Если это идет в этом ключе, то это еще куда ни шло. Но реально воспринимать эти рекомендации как руководство к политическому действию было бы просто безответственно в данной ситуации.
А. ПЛЮЩЕВ - То есть, Вы не исключаете, что это может быть такая игра, Дума выступит сейчас в роли злого
А. АРБАТОВ - Да, в одно касание такая игра идет, чтобы потом наш президент мог на переговорах с европейскими государствами, ссылаясь на наше общественное мнение, на Госдуму, что-то сказать. Я хочу еще раз напомнить про Югославию. Резолюция ООН, миротворческая операция в Косово совершенно не достигает поставленных целей. Почему же мы по этому поводу уже давно не поставили вопрос об изменении этой резолюции, о полной перестройке миротворческой операции, почему мы здесь прижимаем уши, когда этот район нам гораздо ближе и важнее со всех точек зрения, не говоря уж о том, что это Европа, а мы европейская страна, и система европейской безопасности нас напрямую касается, гораздо больше, чем Ирак и Персидский залив. Но, сказав все это, я должен оговориться, что, конечно, военные и силовые акции американцев и англичан не должны поддерживаться, не заслуживают одобрения, уже хотя бы потому, что они никакого эффекта не приносят. Уже в который раз наносятся эти удары. Они никакого позитивного эффекта в сторону того, чтобы Саддам Хусейн смирился с ограничениями, наложенными на него санкциями, не приносят. В этом смысле они глупые. Учитывая, что президент Буш сейчас еще неуверенно чувствует себя после этих сомнительных выборов и долгого подсчета голосов, я уверен, он ищет повод быстро показать, что он сильный лидер, и что напрасно его выбрали большинством в 300 голосов, на самом деле он заслуживает гораздо большей поддержки, в том числе и в Конгрессе, который крайне консервативен. И с расчетом на эти круги предпринимаются такие акции. А Англия - всегда верный союзник США, она, как всегда, США поддерживает. Но оказать влияния на Саддама Хусейна такие акции не могут. Поэтому их нельзя одобрять, надо им противодействовать. Но со своей стороны идти по пути разрушения международного права и выходить из режима санкций - это значит, в полный хаос превратить систему международного права и регламент применения санкций, силы, глава 5, 6 устава ООН, то, на чем зиждется цивилизованное международное право.
А. ПЛЮЩЕВ - Удары по Ираку практически совпали по срокам с визитом в нашу страну Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона. Он должен прилететь на днях и провести здесь ряд встреч. Как Вы думаете, скажется ли на отношениях России и НАТО это обострение?
А. АРБАТОВ - Конечно, скажется. Потому что США - это главная, ведущая страна НАТО, а Великобритания - это очень важная страна в НАТО. Поэтому НАТО - это не какая-то абстрактная, висящая в воздухе организация, это союз или коалиция государств, ряд из которых предпринимают такие акции. И мы не можем это одобрять, и конечно, этот вопрос будет ставиться, в том числе перед Робертсоном. Но нужно учитывать здесь другой момент. Мне кажется, в Европе, и в том числе в руководстве НАТО, которое в Европе находится, испытывают очень большое беспокойство по поводу того, куда движутся российско-американские отношения. Американские декларации, фактически демарши в отношении России, которые были сделаны новой администрацией, очень жесткая позиция, которую начала эта администрация занимать, беспокоит НАТО. И европейские государства НАТО, прежде всего, теперь будут пытаться как-то смягчить эти противоречия, выступить в виде некоего буфера между Россией и США, чтобы Россия и США не столкнулись лбами. Если это произойдет, естественно, что Европе несдобровать со всех сторон.
А. ПЛЮЩЕВ - Может ли Россия сейчас использовать эти противоречия, если не называть это расколом?
А. АРБАТОВ - Это не раскол, это противоречия. Россия в тактическом плане всегда должна использовать противоречия на пользу себе и международной безопасности. Но делать ставку на них в стратегическом плане совершенно необоснованно. Поэтому что и по Ираку, и по противоракетной обороне, и по расширению НАТО в конечном итоге союзники найдут консенсус с НАТО, найдут общий язык. Поэтому в тактическом отношении использовать их противоречия между собой, чтобы усилить нашу позицию, можно, но рассчитывать на будущее их расколоть - это абсолютно нереально. Россия не является союзником этих государств, не имеет обязательств по защите их безопасности, а США имеют в отношении Европы такие обязательства и такие отношения. Но я бы хотел порекомендовать господину Робертсону сейчас использовать уникальный момент, когда в России тоже новый президент, который тоже определяется с приоритетами своей внешней политики. И тот факт, что президент Путин несколько раз говорил на тему о приглашении России в НАТО, и последний раз во время его визита в Австрию, - он должен дать им сигнал. Это уж как прозрачнее намекать, я не знаю, как можно более прозрачно намекать, не роняя собственного достоинства. И НАТО должно было проявить мудрость и дальновидность, воспринять этот сигнал, и, нарушив свои традиции, которым, в общем-то, грош цена в нынешних условиях, сделать России предложение обсудить на переговорах возможность, условия и сроки будущего перспективного вступления России в НАТО. Хотя бы предложить обсудить этот вопрос. Уже он сам изменил бы всю ситуацию, которая сейчас складывается в Европе и становится все более напряженной. Если эти условия будут сформулированы, если Россия скажет: "нет, они нам не подходят, поэтому мы не вступаем в НАТО, мы будем по-другому наши отношения развивать", - ну что ж, это будет свободный выбор. Тогда мы не сможем обвинять другие страны, которые хотят принять эти условия и вступить в НАТО. Но если эти условия окажутся приемлемыми, если удастся договориться о компромиссе, тогда и такая перспектива на горизонте будет стоять. Она будет означать коренной поворот во всей мировой политике.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" заместитель председателя думского комитета по обороне Алексей Арбатов (по телефону).




19.02.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/13714.phtml


Док. 463345
Перв. публик.: 19.02.01
Последн. ред.: 17.07.08
Число обращений: 297

  • Арбатов Алексей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``