В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Артемьев:Причиной повышения цен на бензин в России является картельный сговор нефтяных компаний. Назад
Игорь Артемьев:Причиной повышения цен на бензин в России является картельный сговор нефтяных компаний.
Глава ФАС Игорь Артемьев считает, что причиной повышения цен на бензин в России является картельный сговор нефтяных компаний. За него он предлагает сажать провинившихся в тюрьму. Но сами нефтяники и эксперты считают, что роль сговоров в росте цен незначительна. Все дело в огромных налогах, выгодности экспорта нефтепродуктов, росте потребления на фоне ограниченных мощностей НПЗ. Карательные же меры понадобились ФАС, чтобы рассчитаться с неугодными государству компаниями.

С 2008 года будет введена уголовная ответственность за картельный сговор в целях повышения цен на бензин в России, сообщил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев в интервью телеканалу "Вести". По его словам, ФАС внесла в правительство РФ соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ. "Они предусматривают в качестве наказания заключение сроком от 6 месяцев до 5 лет, - пояснил Артемьев. - Рассчитываю, что эти поправки вступят в силу со следующего года". Сейчас, по его словам, при доказательстве картельного сговора нефтяные компании платят 500 тыс рублей, что "является издевательством над государством и здравым смыслом".

По мнению Артемьева, повышение цен на бензин - это "классический признак картельного сговора вертикально интегрированных нефтяных компаний". Зимой многие жители России не пользуются автомобилями, то есть снижается спрос на бензин. "Соответственно, должна изменяться и цена, но этого у нас почему-то не происходит", - посетовал он. Глава ФАС подчеркнул, что есть "лишь экономические доказательства сговора, а нужны юридические". Между тем доказать это "неимоверно трудно без оперативно-технических действий, которые должны проводить правоохранительные органы".

Действительно, с начала года цена на бензин в России не меняется. По данным аналитика информационного центра "Кортэс" Людмилы Лурье, несмотря на то, что оптовые цены на бензин с февраля серьезно подскочили (АИ-92 - на 11,8% до 17,419 рубля за литр, АИ-95 - на 5,4% до 19,805 рубля за литр), розничные цены не изменились - АИ-92 стоит 18,6 рубля, АИ-95 - 20,1 рубля за литр. Это связано с тем, что в начале января этого года оптовые цены серьезно снизились [1], а розничные за ними не спешили. "В итоге владельцы частных АЗС пока могут не повышать цены и при этом иметь свою прибыль", - считает Лурье. Но это пока. Повышательный тренд оптовых цен в скором времени может подстегнуть и розницу. Оптовые же цены повышаются по целому ряду причин. Это и рост мировых цен на нефть и нефтепродукты, и снижение с 1 апреля экспортных пошлин на нефтепродукты - в итоге нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать бензин, нежели продавать его на внутренний рынок. К тому же весной традиционно повышается спрос на автобензин в связи с более активной ездой и началом сельхозработ, перечисляет Лурье.

"И если розничные цены повысятся, это будет следствием именно этих причин, а не картельного сговора", - говорит эксперт. Она полагает, что основной причиной повышения цен на бензин являются налоги. "НДПИ, которую платят компании, привязана к экспорту нефти - и это оказывает влияние на повышение цены, если растет мировая цена на нефть. Цена на внутреннем рынке однозначно реагирует на это", - говорит Лурье. Растет оптовая цена - растет и розничная.

По подсчетам специалистов, в России в стоимости бензина доля налогов составляет примерно половину - в два с половиной раза больше, чем в США. Вот и ответ на вопрос, почему цена на бензин высокая, если страна изобилует нефтью. Если к этому прибавить то, что в России крупных нефтеперерабатывающих заводов не более 28, а работают они в три раза менее эффективно, чем в США, и при этом опережающими темпами растет автопарк, то получится, что при прочих причинах рост цен вполне закономерен.

Но имеет ли место картельный сговор? Нефтяники отвечают - нет. "Для крупных нефтедобывающих компаний розничный рынок нефтепродуктов настолько незначителен с точки зрения финансовых результатов, что сговора на нем не может быть в принципе, - сообщал в интервью "Эксперту"" глава управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами нефтяной компании "ЛУКойл" Андрей Гайдамака. - Из 82 млн тонн добытой нами нефти товарооборот по заправкам "ЛУКойла" составляет 6,7 млн тонн. Причем из них 3,9 млн тонн - продажи вне России (по данным на 2004 год). Наши цены действительно сравнялись с американскими, но только на высокооктановый бензин. Почему, невзирая на внутрироссийские цены на нефть, цены на высокооктановые бензины устойчиво растут? Да потому, что спрос превышает предложение. Российские потребители переходят на все более качественные бензины - количество иномарок растет, а вот мощностей по производству высококачественных бензинов больше не становится".

Эксперты также считают, что картельный сговор если и имеет место, то скорее это исключение, чем правило."Порядка 60% на российском рынке занимают независимые операторы", - говорит Лурье. Она, правда, отмечает, что ряд регионов является монополизированным. "В ряде регионов доминирует только одна компания - поставщик бензина. Например, в Кемеровской области в основном присутствует "Газпром нефть", в Бурятии - ЮКОС. Но даже и там присутствуют частные компании, которые рынок разбавляют".

В этой связи более справедливым кажется предложение того же Артемьева не давать нефтяной компании получить земельный участок под строительство бензоколонок, если она уже обладает третью всех автозаправок города или региона. Сейчас система лицензирования строительства АЗС в регионах - кормушка для местных чиновников и отрада присутствующих в том или ином регионе нефтяных компаний.

По мнению экспертов, вряд ли ФАС удастся объективно оценить картельный сговор. "Были ситуации, когда ФАС заявляла о сговоре, а мы смотрели, что ценообразование на региональных рынках развивалось за счет общей рыночной ситуации. Не будет ли ФАС перегибать палку и таким образом просто вылавливать на рынке неугодных?" - задается вопросом пожелавший остаться анонимным эксперт.

Гораздо эффективнее бороться с повышением цен на бензин [2] можно было бы, снижая налоговую нагрузку на нефтепереработчиков и потребителей бензина (в первую очередь речь идет об обнулении акциза и НДС - в сумме это примерно 30% от розничной стоимости бензина), способствуя приходу инвестиций в НПЗ - например, обнулением импортных пошлин на ввоз технологического оборудования, постепенно повышая экспортные пошлины на качественные моторные топлива вплоть до запретительных.





Екатерина Шохина
"Эксперт Online"
09.04.2007
http://www.expert.ru/articles/2007/04/09/fas_benzin/

Док. 463246
Перв. публик.: 09.04.07
Последн. ред.: 16.07.08
Число обращений: 213

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``