В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава ФАС Игорь Артемьев добился запрета на расширение сети АЗС компаниями-монополистами в регионах Назад
Глава ФАС Игорь Артемьев добился запрета на расширение сети АЗС компаниями-монополистами в регионах
Правительство России согласовало предложенные Федеральной антимонопольной службой (ФАС) поправки в Земельный кодекс, ограничивающие расширение сети АЗС нефтяных компаний-монополистов в регионах. Антимонопольное ведомство добивалось этого полтора года. Об успешном итоге процесса вчера сообщил руководитель ФАС Игорь Артемьев в интервью телеканалу "Вести-24".

Согласно предложениям ФАС, компании-монополисты не будут допускаться к распределению новых земельных участков под строительство АЗС в регионах. "Если у вас есть более трети бензоколонок в конкретном городе или области, новые земельные участки получить не удастся. Эти участки должны получить ваши прямые конкуренты", - пояснил суть поправок Игорь Артемьев. Поправки в Земельный кодекс еще должен согласовать парламент, где они встретят мощное сопротивление со стороны нефтяного лобби. Однако Артемьев уверен, что норма будет принята и вступит в силу уже в 2008 году. "Этот процесс в течение нескольких лет приведет к полной демонополизации региональных рынков торгов нефтепродуктами. Мы хотим, чтобы потребитель мог совершенно спокойно выбирать между компаниями", - добавил руководитель ФАС.

Отметим, что антимонопольное законодательство относит к монополистам компании, занимающие более 35% на соответствующем рынке (в данном случае - на рынке реализации нефтепродуктов). Совершенно очевидно, что предложенная ведомством мера направлена на борьбу с ростом цен на нефтепродукты, прежде всего бензин. В ФАС уверены, что решить эту проблему можно за счет полной демонополизации региональных рынков торговли ГСМ.

С ростом цен на нефтепродукты ведомство Игоря Артемьева активно борется с лета 2004 года, когда произошло просто взрывное увеличение стоимости ГСМ. Тогда ФАС обвинила ряд нефтяных компаний в ценовом сговоре, но доказать это не смогла. После этого антимонопольное ведомство пошло другим путем. Выяснив, что во многих регионах доля ряда компаний, реализующих ГСМ, составляет более 35%, ФАС решила искоренить монополизм. Переговоры с правительством шли полтора года, и в итоге эта инициатива была поддержана.

Впрочем, вряд ли данная мера принесет существенные плоды. Монополизм на рынке ГСМ, конечно, существует, и бороться с ним необходимо, но само по себе его искоренение цены не снизит. Как уже отмечал журнал "Эксперт", конечная стоимость бензина, которым каждый день заправляются автовладельцы на АЗС, в большей степени определяется высокими производственными издержками нефтеперерабатывающих заводов (большинство из которых работают по давно устаревшим технологиям), высоким налоговым бременем (доля налогов в конечной стоимости продукта доходит до 65%), а также накрутками оптовиков. Таким образом, устранение монополизма розничных продавцов на общую ситуацию повлияет не сильно.

Кроме того, нет такого закона, который не смогут обойти крупные компании. Не исключено, что в конкурсах на новые участки будут участвовать либо подставные структуры, либо мелкие игроки, которых затем так или иначе скупят крупные.




"Эксперт Online"
05.04.2007
http://www.expert.ru/newsmakers/2007/04/05/azc/

Док. 463244
Перв. публик.: 05.04.07
Последн. ред.: 16.07.08
Число обращений: 206

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``