В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Милованцев рассказывает о своем видении реформы рынка дальней связи Назад
Дмитрий Милованцев рассказывает о своем видении реформы рынка дальней связи
Заместитель министра информационных технологий и связи России Дмитрий Милованцев рассказывает о своем видении реформы рынка дальней связи

- Каковы были цели реформы?

- Если рассмотреть перспективы мирового рынка в целом, то проводные компании голосовой трафик будут терять. Посмотрите, что уже происходит в Финляндии: более 30 процентов семей отказались от домашних телефонов, их заменили сотовые. Вот и мы с помощью изменения регулирования хотим заставить операторов проводной связи научиться зарабатывать на другом, на новых видах услуг, новых технологиях.

На рынке появляется несколько магистральных игроков, а вслед за ними и масса частных компаний, которые будут предоставлять совершенно новые виды услуг - услуги по подсчету трафика, по выставлению счетов и сбору денег с абонентов, или, например, услуга по выбору оптимального оператора. В чем ее суть? Подобная услуга заключается в выборе для каждого звонка, для каждого направления, самого дешевого тарифа из всех существующих.

Рядом с операторами дальней связи встанут контент-провайдеры. И все они будут через МРК продавать свои услуги конечным абонентам. В частности, я думаю, что быстро будут развиваться коммерческие услуги 8#8722;800 (единые всероссийские номера, бесплатные для абонентов).

- С одной стороны, вы говорите о развитии новых услуг, развитии конкуренции. Но в какой-то мере это противоречит горизонтальной модели демонополизации, принятой в РФ. Она, скорее, более социально ориентирована - связь в каждой точке нашей необъятной Родины. Вам не кажется, что есть некие противоречия?

- При поверхностном взгляде это смотрится как противоречие. Но если рассмотреть эти вопросы глубже, это совсем не так. Горизонтальная модель, как показывает мировая практика, позволяет найти оптимальное сочетание между стимулирования развития инфраструктуры и конкуренции.

- И еще совершенно непонятно: зачем вы лишаете легитимных основ деятельности операторов IP-телефонии?

- Это не совсем точно. Раньше легитимных основ для их деятельности не было вообще. Несмотря на ажиотаж, карточки и IP использует крайне мало людей - только жители больших городов. Мы хотим, чтобы эта технология развивалась. Но сейчас компании IP-телефонии зачастую просто не платят ни за терминацию (приземление трафика, пропуск его по местной сети к тому абоненту, которому звонят. - "Эксперт"), ни за многие другие услуги. Как происходит сейчас междугородный разговор по сети такого оператора? Вы звоните на городской номер, ваш звонок забирают, он поступает в сеть пакетной коммутации, его передают через арендованные каналы передачи данных (а цены на них пока нерыночные, аренда очень дешевая, в ближайшее время она будет на порядки дороже). Звонок передается в сеть оператора-партнера, который находится в том регионе, в который звонят, и дальше идет в местную сеть, как будто позвонили из соседнего дома. Местный оператор ни с одной, ни с другой стороны с этого ничего не получает, так как звонок распознается как звонок местной сети. А его инфраструктура при этом используется.

Что происходит при звонке в США? Звонок из России в США c использованием IP-телефонии стоит 12 центов, звонок из США к нам стоит 2#8722;3 цента. Почему так происходит? Потому что в Штатах за "последнюю милю", доведение сигнала до абонента после приземления, деньги берут всегда. А в России местному оператору ничего не достается. Это некорректно. Инфраструктура задействуются, персонал операторов задействуется. Почему никто не платит?

Теперь услуга дальней связи будет оказываться по одним правилам независимо от технологии - будь то традиционный коммутируемый голос или IP-телефония.

Есть базовый закон экономики: цена услуги при одинаковом качестве не может зависеть от технологии ее оказания. Не надо говорить, что IP - это чудодейственная технология. Абонент IP платит меньше по той причине, что его дотирует обычный абонент фиксированной связи, то есть квартирный абонент. Сейчас эти требования более четко прописаны, и дисбаланс, не обоснованный экономическими причинами, исчезнет.

Что касается нынешних операторов IP-телефонии, то наиболее сильные компании получат лицензии на междугородную и международную связь, а более мелкие нынешние игроки станут партнерами этих компаний.

- Это слишком оптимистичный сценарий.

- Нет, обратите внимание на рынок сотовый связи.

- Максимально приближенный к модели идеальной конкуренции, как говаривал президент МТС Василий Сидоров? Но ведь на нем принципиально не может быть "черных" игроков, там же любому оператору нужны частоты, их нигде не утащишь!

- Сотовый рынок сейчас - это фактически олигополия, несколько крупных игроков, которые жестко борются между собой. А какой был рынок сотовой связи пять лет назад? Тарифы были выше, конкуренция была намного меньше, хотя игроков было больше, но многие из них были экономически слабыми и не выдержали конкуренции.

На рынке фиксированной связи произойдет то же самое. Если ты называешься междугородным оператором, либо ты станешь крупным, либо уйдешь с этого рынка. В мире не бывает маленьких междугородных операторов!

Причем, подчеркну, от технологии в этом случае ничего не зависит. Тот же British Telecom, например, перешел на сеть пакетной коммутации.

- Рынок волнует вопрос, что будет с "Ростелекомом". Каких только точек зрения я не выслушала, пока готовила этот материал!

- Если говорить о мировых тенденциях, то вне зависимости от степени либеральности реформ базовый оператор, даже пережив трудности, все равно оставался и его бизнес сохранялся.

- А AT&T в США? От монополиста остался один бренд, а компанию растащили на куски.

- Это, насколько я знаю, единственный случай. Но США приняли не горизонтальную, как у нас, а вертикальную модель либерализации. Фактически они приняли подход по дроблению. Из-за этого, кстати, телекоммуникационный рынок США не самый прогрессивный. Связисты на рынке мультимедийных услуг проигрывают в конкуренции с компаниями кабельного телевидения. Они отнимают у них долю и на рынке традиционной голосовой связи.

- Междугородный и международный трафик растет в России не быстро - со скоростью 10#8722;15 процентов в год. Легальных игроков на рынке становится больше. Как изменится распределение доходов между ними? Ведь у кого-то они должны упасть?

- У МРК доходы вырастут за счет того, что клиенты будут говорить больше, потому что на них будет больше рыночного воздействия. Мы проводили исследования совместно с Boston Consulting Group. В малообеспеченных семьях расходы на связь достигают 10 процентов, в среднеобеспеченных семьях снижаются до 5 процентов, в высшем сегменте они снова возрастают до 10 процентов. Почему так происходит? Люди в среднем сегменте потребляют примерно то же, что и в низком. Больше одного мобильного человеку все равно не надо. В высокообеспеченном сегменте расширяется спектр потребляемых услуг, для сотовой связи это прямой московский номер, роуминг (богатые люди чаще ездят), для проводной - быстрый интернет-канал, платное телевидение, контент, информационные сервисы и так далее. Причем сейчас проводная голосовая связь составляет всего один-два процента от доходов семьи.

Так что никакого падения доходов у операторов не произойдет, если они будут предоставлять новые виды услуг. Возьмем для примера яблоки. Перед вами их целая корзина. Одно вы съедаете с удовольствием, второе тоже, десятое - с трудом, двадцатое вообще съесть не сможете. То же самое действует на рынке связи. Если все операторы предлагают одну и ту же услугу, то успешно ею торговать они долго не смогут, она будет стоить все дешевле и дешевле.

Но ведь существует и яблоко печеное, яблоко моченое, кальвадос, ранетка и так далее. Это другая ниша. Хотя это то же самое яблоко.




Елена Рыцарева
"Эксперт Online"
13.06.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/22/22ex-svyaz/

Док. 463219
Перв. публик.: 13.06.05
Последн. ред.: 16.07.08
Число обращений: 218

  • Милованцев Дмитрий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``