В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Новый порядок оплаты звонков с городских телефонов на мобильные Назад
`Эхо Москвы`: Новый порядок оплаты звонков с городских телефонов на мобильные
Передача :     Интервью
Ведущие :     Владимир Варфоломеев
Гости :     Борис Антонюк


В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Борис Антонюк, заместитель министра информатизации и связи России наш сегодняшний гость. Даже в тот момент, когда микрофоны были включены, он продолжал говорить по телефону. Видимо, это профессионально, человек, который работает в Минсвязи без телефонов и других видов коммуникации, наверное, уже и быть не может. Борис Дмитриевич, здравствуйте.

Б. АНТОНЮК - Добрый день.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Сегодня на вас как-то отразилось отключение света в Москве? На вас, на вашем ведомстве.

Б. АНТОНЮК - На нашем ведомстве непосредственно не отразилось. Поскольку мы, наверное, запитаны от другой подстанции. Поэтому аппарат Министерства и федеральной службы по надзору и агентству по информатизации и "Россвязь" работали в нормальном режиме.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Ну, слава богу, хоть кто-то не пострадал. Перебои в работе мобильной связи вы заметили?

Б. АНТОНЮК - Я лично не заметил, но мне звонили друзья с юга Москвы, у них действительно связь вырубалась даже во время разговора, потому что те базовые станции...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вот технически как это объясняется?

Б. АНТОНЮК - Технически это объясняется следующим образом: если мы говорим о мобильной сети связи, то в каждом районе расположено много базовых станций, которые осуществляют связь абонентов с сетью.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Те самые соты.

Б. АНТОНЮК - Те самые соты, совершенно верно. Поэтому естественно, что в зоне выключения электричества на юге Москвы попали многие базовые станции всех операторов мобильной связи. У них есть гарантированные источники питания, но рассчитанные на несколько часов. От двух до шести часов. Поэтому по мере разрядки аккумуляторов выключалась сотовая связь. То же самое могу добавить, если говорить о фиксированной телефонной связи, то сегодня на аккумуляторах пока еще продолжают работать порядка 800 тысяч абонентов фиксированной связи в этом же районе.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Поясните, пожалуйста.

Б. АНТОНЮК - Это означает, что у каждой телефонной станции по правилам есть так называемый источник бесперебойного питания, который обеспечивает работу этой телефонной станции АТС в течение какого-то периода времени в случае выключения магистрального электропитания. Поэтому сегодня на юге Москвы все автоматические телефонные станции, обслуживающие фиксированных абонентов, а это порядка 800-900 тысяч, работают сейчас на аккумуляторах.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Помните, американский фильм "Катастрофа послезавтра", когда в Нью-Йорке, затопленном уже ничего не работало, только обычные телефон-автоматы, стационарная проводная связь. То есть она питается отдельным образом, когда у нас в домах, квартирах свет выключается, телефоны домашние по-прежнему работают.

Б. АНТОНЮК - Совершенно верно. Телефоны работают, поскольку они не связаны с электрической сетью в домах. Но сама телефонная станция работает от электричества и энергию на провода, электричество идет от телефонной станции. Поэтому если выключается сам источник излучения или источник энергии, то естественно, отключаются и телефоны.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Насколько верны ощущения, что крупнейшие операторы сотовой связи сегодня по-разному переживают отключение света. Что одна компания работает более устойчиво, говорят, например, про МТС, а у "Би-Лайна" больше проблем. Или это субъективное мнение и условия, в которых они работают, в этом смысле одинаковые.

Б. АНТОНЮК - Я думаю, что это во многом субъективное мнение по отдельной базовой станции. Но если корреспондент обслуживается в какой-то базовой станции конкретно, и у него вырубилось, а у соседа есть, то это понятная ситуация. Но на самом деле на сегодняшний день по правилам, оператор, устанавливающий базовую станцию, обязан иметь на этой станции источник бесперебойного питания, который бы гарантировал работу в течение не менее 4-х часов. Вот 4 часа это тот минимальный порог, в течение которого станция должна работать в случае отключения магистрального электропитания.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Учитывая, что сегодня все это произошло около 11 часов, сейчас наши часы показывают четверть третьего, если электроснабжение Москвы восстановлено в ближайшие час-два не будет, то во многих районах мобильная связь пропадет, то есть аккумуляторы сядут.

Б. АНТОНЮК - Да, не исключается и такая ситуация.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Ну дай бог, чтобы все-таки побыстрее ликвидировали все то, что сегодня случилось. Активно работает наш эфирный пейджер 974-22-22 абонент "Эхо Москвы". Присылайте ваши вопросы нашему гостю. А пока наши абоненты рассказывают о том, что происходит в разных районах. Александр пишет: "В Капотне света нет и горячей воды до сих пор. По улице Шаболовке идут трамваи, но метро не работает". "На Фрунзенской набережной свет есть, но, судя по галогенкам, напряжение не восстановлено". "В Беляево свет, но отключили холодную воду, а горячая есть". Это традиционно. "На Ленинском проспекте 10 минут назад пошли троллейбусы", - пишет Галина. И так далее. Почему вдруг Министерство связи, я думаю, что в целом это решение согласованное и одобренное правительством, решило брать с граждан деньги за то, что на протяжении долгих и долгих лет для нас было бесплатным. Я имею в виду звонки с домашних рабочих, других стационарных телефонов на мобильные. Всегда это все входило в абонентскую плату. А тут почему-то Минсвязи решило открыть для себя, в целом для федерального бюджета новую статью доходов, то есть сбора денег с граждан.

Б. АНТОНЮК - Я думаю, это не совсем корректная интерпретация того постановления правительства, которое было принято 18 мая этого года. На самом деле мы должны с вами различать два вида мобильных телефонных звонков, практика на которые сегодня сложилась в нашей стране. Есть прямые московские номера в Москве или прямые питерские номера или свердловские и так далее.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Без всяких федеральных кодов. Семь цифр.

Б. АНТОНЮК - Да, в коде 095, если мы будем говорить о Москве, чтобы было понятно. Звонки на эти телефонные номера как были, так и остаются бесплатными. И эта стоимость входит в абонентскую плату, которую абонент сегодня оплачивает. Когда звонок идет на федеральный номер, с набором кода 826, 903 и так далее, это фактически звонок на другую сеть. И в этом случае абонент набирает 8-926 или 928, семизначный номер и попадает на сеть сотового оператора.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть вы такого рода звонки расцениваете уже как почти междугородние или международные.

Б. АНТОНЮК - Мы не расцениваем, весь мир работает по этому принципу. И те постановления в рамках нового закона о связи, которые сегодня приняло правительство, рассматривает сеть мобильной радиотелефонной подвижной связи как зоновую сеть, географически не определяемую. Это означает то, что вся территория РФ для сотовых операторов является единой зоной. Поэтому на сегодняшний день многие операторы мобильной связи говорят, что звонок внутри нашей сети на территории РФ 19 центов, например. Потому что все звонки происходят в рамках одной сети. Теперь, когда звонок происходит со стационарного телефона на мобильный, это звонок действительно междугородний. Между одной сетью и другой сетью. Поэтому набирается 8. Но я сразу хотел бы упомянуть об одной вещи, которую корреспонденты, к сожалению, не осветили.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Давайте восполним этот пробел.

Б. АНТОНЮК - Да, потому что в правилах, которые приняты, написано, что абонент имеет право позвонить вызываемому абоненту - сыну, дочери, неважно кому, владельцу мобильного телефона за его счет. Поэтому если бабушка, дедушка, не имеют средств на то, чтобы оплачивать междугородние звонки, она может позвонить на счет вызываемого абонента. И тогда оплачивает звонок тот, кто его принимает. С его согласия.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Эта технология широко распространена на Западе, но как она будет здесь реализовываться.

Б. АНТОНЮК - Она будет реализовываться точно так же как и на Западе.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Подскажите. Набираем номер с кодом...

Б. АНТОНЮК - Набираете номер с кодом, при этом набираете префикс оператора, оператор спрашивает вас: куда вы звоните. - Я звоню Иванову, прошу, чтобы звонок был оплачен за его счет. В это время оператор связывается с вызываемым абонентом, спрашивает: хотите ли вы переговорить с Петровой за свой счет. Вы даете согласие, и в это время автоматически счетчик включается на вас. Звонящий не платит ни копейки.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Насколько это усложняет процедуру разговора?

Б. АНТОНЮК - Это не усложняет процедуру разговора, потому что время работы оператора не оплачивается абонентом. Абонент, за счет кого будет звонок, оплачивает с момента установления соединения.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Но получается, что стационарным компаниям придется набирать штат этих самых операторов-телефонисток, которые будут отвечать на вопросы или выяснять, кто платит.

Б. АНТОНЮК - Дело в том, что информационно-справочные службы есть у всех операторов как фиксированной, так и мобильной связи. Поэтому здесь дополнительных затрат на операторов не ложится.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вчера появились сообщения о том, что, например, в Москве в рамках одного города, соответственно одной зоны такой разговор будет стоить, я имею в виду, когда за счет того, кто звонит - 1 рубль 80 копеек за минуту. Это дороже некоторых тарифов мобильной связи. Почему такая высокая цена?

Б. АНТОНЮК - Я, когда приводил цифры 1 рубль 80 копеек, я приводил ее в качестве примера. На самом деле...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть вы пошутили что ли, Борис Дмитриевич?

Б. АНТОНЮК - Я не пошутил, я сказал о том, что, например, если звонок по первой зоне стоит рубль 80, а есть такие зоны в РФ, где звонок стоит рубль 80, в Москве. Например, звонок по первой зоне, это расстояние до 100 км по тарифам, утвержденным федеральной службой стоит 2 рубля 25 копеек. Сразу отвечу, вторая зона в Московской области свыше 100 км звонок стоит 4 рубля 05 копеек. Это вторая зона. На сегодняшний день мы не устанавливали еще тарифы для звонков с фиксированной на мобильную связь. Эти тарифы для операторов, чьи тарифы регулируются государством, будут устанавливаться МАПом по представлению операторов. Поэтому я не исключаю, что звонок будет стоить, вот если первая зона в Москве стоит 2 рубля 25 копеек на Московскую область, например, что этот тариф может быть не 2 рубля 25 копеек, а 50 копеек или 30 копеек.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А кто будет датировать остальное-то?

Б. АНТОНЮК - Нет, еще раз говорю, я не хотел бы сейчас спекулировать о цене.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть конкретные ставки еще не утверждены.

Б. АНТОНЮК - Совершенно верно.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вот это важное замечание. Многие наши слушатели, которые пишут на пейджер, в частности Алла обвиняет связистов в том, что они пользуются своим монопольным положением на рынке, цитирую: творят, что хотят. Какой-то контроль за вами есть?

Б. АНТОНЮК - Во-первых, что касается операторов мобильной связи, они с самого начала были выведены из-под государственного регулирования и тарифы...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - В данном случае решение затрагивает пользователей стационарной связи, а не мобильной.

Б. АНТОНЮК - Хорошо, так я хочу сказать, что касается мобильной связи, тарифы никогда не регулировались. Их регулировал всегда рынок. А в фиксированной связи, скажем, по причине присутствия перекрестного субсидирования между междугородней и местной связью, междугородняя сейчас субсидирует местную связь, как известно. Поэтому здесь для монополистов в фиксированной связи тарифы устанавливает государство. Это будет продолжаться до тех пор, пока будет сохраняться необходимость регулирования тарифов на услуги местной связи.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Насколько сейчас велика доля звонков на мобильный в общем объеме звонков со стационарных?

Б. АНТОНЮК - По нашим предварительным расчетам это от 2% до 5% в общем объеме звонков.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - На самом деле ничтожное количество.

Б. АНТОНЮК - Если мы возьмем эти 2-5% и, применяя правила: платит вызываемый абонент, то их доля будет еще меньше.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - На ваш взгляд может быть ваша оценка, ваш прогноз, после этих нововведений станет ли мобильная связь более доступной и дешевой?

Б. АНТОНЮК - Вы понимаете, сегодня стоимость я могу сказать, что сегодня доходность компаний мобильной связи намного выше, чем доходность фиксированной связи. По разным причинам. Поэтому наверняка рынок будет регулировать цены на предоставление услуг мобильной связи и, наверное, тенденция сегодня на их снижение она будет продолжаться.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть движение должно идти в том направлении, то есть это не приведет к повышению тарифов.

Б. АНТОНЮК - Совершенно верно. То же самое мы предполагаем, что и цены в связи с либерализацией рынка дальней связи, у нас в ближайшее время еще 2-3 оператора междугородней, международной связи в стране...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вы имеете в виду наравне с "Ростелекомом?"

Б. АНТОНЮК - Наравне. Совершенно верно. И тарифы на дальнюю связь будут сокращаться. А это в свою очередь приведет к сокращению тарифов в сетях мобильных операторов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Чуть другая тема. Вы продолжаете борьбу с так называемыми независимыми провайдерами, которые предоставляют услуги дальней связи по интернет-каналам?

Б. АНТОНЮК - Мы ни с кем борьбу не продолжаем. Мы ее и не начинали. Единственное, что мы говорим, что взаимоотношения в отрасли связи должны быть прозрачны как для абонента, и для оператора. И, прежде всего мы должны защищать права абонента. Поэтому вот этими новыми правилами оказания услуг введено понятие карты оплаты услуг, на которой должно быть четко прописано, какой оператор предоставляет услугу дальней связи.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Я покупаю карточку, и на ней написано условно: "Крокодил", фирма "Крокодил". Я звоню и все хорошо.

Б. АНТОНЮК - Совершенно верно, но на этой карточке фирмы "Крокодил" не написан номер лицензии, по которой она предоставляет эту услугу. А наша задача, чтобы услуга клиенту была поставлена надлежащим образом и надлежащего качества. Вы часто, когда звоните, слышите в ответ бульканье, иногда приходится звонить несколько раз...

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Иногда бывает. Да.

Б. АНТОНЮК - А все шишки валятся на связистов.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Ну крокодил плавает под водой, вот бульканье и происходит.

Б. АНТОНЮК - Наверное.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А что еще нового в правилах, которые Минсвязи утвердил?

Б. АНТОНЮК - Я считаю, что три основных темы, которые мы с вами обсудили. Я считаю, что очень важным является то, что в правилах сегодня прописано, что если вы въезжаете в квартиру, где был телефон, то вам не нужно платить те же 6-7 тысяч за установку, которые вам сегодня приходится платить. Максимальный размер оплаты составляет месячную абонентскую плату.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Вот это очень позитивно. Я сам с этим столкнулся несколько лет назад, был удивлен, телефон стоит, провода проведены, почему такие деньги.

Б. АНТОНЮК - Поэтому сегодня правилами закреплено и установлено, что оператор не имеет права брать с вас больше, чем размер месячной платы, который, кстати, устанавливается сегодня государством.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Возвращаясь к нашей главной теме. Готовы ли вы судиться по поводу обязательной или почти обязательной оплаты звонков с домашних телефонов, условно их назову домашние, на мобильные. Вчера депутат ГД руководитель Союза потребителей господин Шелищ сказал, что собирается подавать иски, потому что то, что вы делаете, незаконно. Вы вводите так называемую повременку обязательно для всех.

Б. АНТОНЮК - Я думаю, что депутат Шелищ просто не до конца разобрался в ситуации. А если он подаст иск, будем с ним работать. Хотя все, что сделано сегодня в рамках закона и в рамках тех тенденций, которые сегодня существуют в мире. Мы сегодня говорим о том, что мы приближаем нормативную базу РФ к мировой нормативной базе с тем, чтобы были прозрачные взаимоотношения, как между операторами, так и клиентами. Прежде всего, с точки зрения защиты прав потребителей.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Еще одна минута. Поясните, пожалуйста, ранее нам сообщали, что Москва будет поделена на два телефонных кода, при сохранении 095 появится еще один.

Б. АНТОНЮК - 499.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А вчера было сказано, что в Москве будет один код 495.

Б. АНТОНЮК - Нет, дело в том, что на сегодняшний день мы приняли решение о выводе ноля с кодов АВС, это касается не только Москвы, но еще 21 региона, в основном в Центральном федеральном округе. Для чего - для того чтобы освободить ноль для перехода на международную систему вызовов. Как и во всем мире, ноль - это выход на междугороднюю. Два ноля - выход на международную сеть.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - А в итоге у Москвы будет один код или два?

Б. АНТОНЮК - В итоге у Москвы будет два кода. Потому что одного не хватает сегодня.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - То есть и 495...

Б. АНТОНЮК - И 495 и 499. Звонки между этим двумя сетями будут бесплатные.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - С севера на юг платить не придется. Вроде бы по Москве-реке собираются границу провести.

Б. АНТОНЮК - Пока не принято решение, есть разные варианты, как развивать сети, но вообще, если мы административно будем делить Москву на две части, это, наверное, не совсем правильно, потому что ущемление прав операторов с одной стороны.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - И сроки еще не определены?

Б. АНТОНЮК - Нет, сейчас уже заведено. Сегодня в Москве уже продано порядка 40 тысяч номеров в коде 499. В том числе в новостройках.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Люди не жалуются?

Б. АНТОНЮК - Не жалуются. Наоборот довольны. Потому что это полностью цифровая сеть, и качество там значительно выше.

В. ВАРФОЛОМЕЕВ - Спасибо большое. Заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк был нашим сегодняшним гостем и отвечал на наши вопросы. Благодарю вас.



25.05.2005
http://echo.msk.ru/programs/beseda/36632.phtml


Док. 462988
Перв. публик.: 25.05.05
Последн. ред.: 16.07.08
Число обращений: 216

  • Антонюк Борис Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``