В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Рыболовлев: `Соль земли пермской` Назад
Дмитрий Рыболовлев: `Соль земли пермской`
Почему "Сильвинит" до сих пор не стал "голубой фишкой" для российских биржевиков

Гендиректор комбината "Сильвинит" из Соликамска Пермской области Петр Кондрашев знает себе цену. "Я принципиально не участвую в управлении городом, - рассказывает он. - У нас ответственный за политику - главный инженер. Он лидер местного отделения "Единой России". Депутат заксобрания уже два созыва подряд, сейчас третий будет". Управлять Соликамском - дело не самое благодарное. В этом унылом 100-тысячном городе 70% жителей - потомки заключенных: здесь это общеизвестный факт. В Соликамске несколько колоний и страшная тюрьма "Белый лебедь" для приговоренных к пожизненному заключению. В ней отбывал срок и умер Салман Радуев.

По-настоящему красиво тут только в сильвинитовых шахтах. Цветные прожилки минерала, из которого делают калийные удобрения, придают узким тоннелям вид сказочного подземного царства. Оно и служит источником благополучия компании Кондрашева, выручка которой в 2005 г. составила $584 млн при рентабельности по EBITDA 50,5%, а по чистой прибыли - 33% (оценки ИК "Ренессанс Капитал"). До 80% продукции, главным образом хлористого калия, отправляется на экспорт. Котировки акций в РТС с начала 2005 г. до минувшей недели выросли более чем впятеро. "Сильвинит" мог бы стать "голубой фишкой", но акции почти не торгуются: за указанный период в РТС проведено всего 40 сделок на общую сумму в жалкие $1,04 млн. Просто Кондрашеву все это неинтересно.


ВМЕСТЕ


Петр Кондрашев работает на комбинате уже 35 лет. Из них 18, в том числе 10 лет подземного стажа, ушло на то, чтобы пройти на предприятии все без исключения ступени карьерной лестницы. C января 1990 г. он руководит предприятием. Почти 90% акций "Сильвинита" принадлежит семи фирмам с не вполне прозрачной структурой собственности, остальные - сотрудникам, а формально - в свободном обращении. Многие в компании уверены, что контроль консолидировал гендиректор. В "Ренессансе" полагают, что менеджмент "Сильвинита" контролирует 60% акций. Cам Кондрашев предположения о своей неограниченной власти в компании опровергает: "Я не хозяин комбината. У меня 1,05% акций плюс 7,6% привилегированных. Это официальный список".

Нынешние показатели прибыльности "Сильвинита", которым позавидует и нефтяная компания - ведь удобрения в отличие от нефти не облагаются прогрессивным налогом при росте мировых цен, - резко контрастируют с провальными цифрами середины 1990-х. "Пять лет, выброшенных из жизни", - характеризует Кондрашев 1992-1996 гг. При мощности комбината в 6 млн т продукции в год производство в 1994 г. упало ниже 1 млн т. Внутреннего спроса не было - село пришло в упадок. Оставался экспорт, но и он не спасал. Особенно тяжелыми были 12 месяцев с середины 1995-го до середины 1996-го: в условиях фиксированного завышенного курса рубля каждый месяц росли тарифы естественных монополий, то есть рублевые издержки. При постоянной выручке c 1 т удобрений в долларах прибыль испарялась.


Три главных производителя калия в бывшем СССР - "Сильвинит", "Уралкалий" (город Березники Пермской области) и "Беларуськалий" - решили тогда действовать на внешнем рынке согласованно. В 1992 г. они учредили Международную калийную компанию (МКК), единого экспортного трейдера, сумевшего взять под контроль почти треть мирового рынка калийных удобрений. К осени 1996 г. российское правительство взяло тарифы монополий под контроль, примерно тогда же начала улучшаться мировая конъюнктура. Но в 2000 г. "Уралкалий", принадлежащий молодому предпринимателю Дмитрию Рыболовлеву, из альянса вышел, сославшись на "дискриминирующие условия". В чем Рыболовлев усмотрел дискриминацию, в "Уралкалии" пояснить отказались. Вероятно, именно к этому времени он и получил контроль над березниковским комбинатом, после чего решил замкнуть его товарные и финансовые потоки на собственные структуры. Впрочем, альянс все равно развалился бы: действия МКК возмутили Александра Лукашенко, который заявил, что из-за "международного жулья" Белоруссия недополучает $100 млн в год, и приостановил участие "Беларуськалия" в картеле. Как пояснил замгендиректора МКК Алексей Литвяков, у Рыболовлева осталось менее 1% акций МКК, а остальные поровну поделены между "Сильвинитом", "Беларуськалием" и трудовым коллективом. Но белорусы через МКК поставки прекратили и мало что получают от этой компании - ее комиссия не превышает 2%.

В прошлом году инициатором согласованных действий на внешнем рынке выступил уже сам Дмитрий Рыболовлев. Идея состояла теперь не в том, чтобы сообща спастись от банкротства, а напротив - досуха "выжать" благоприятную конъюнктуру. В 2004 г. мировое потребление хлористого калия увеличилось на 10%, до 49,9 млн т - прежде всего благодаря росту спроса со стороны Китая, Индии и Бразилии. Производство за ростом спроса не поспевало, и цены на калийную соль за год подскочили более чем в 1,5 раза - с $150 до $230 за 1 т. "Российские производители воспользовались этим, - говорит аналитик ИК "Центринвест" Максим Иванов. - Издержки выросли не так сильно, как цена, и появилась возможность получать сумасшедшие прибыли".

Три постсоветские компании имели реальные шансы завоевать власть над мировым рынком калийных удобрений. Единоличный лидер здесь сегодня - канадская Potash Corp, на долю которой приходится 32% мирового производства. Суммарная доля "Беларуськалия", "Уралкалия" и "Сильвинита" - 42%. Образовав триаду и заняв доминирующее положение, они могли бы серьезно пошатнуть позиции канадцев. В августе 2005 г. "Уралкалий" и "Беларуськалий" объявили о создании Белорусской калийной компании (БКК) - трейдера, который централизует сбытовые потоки обеих компаний. На рынке экспортных поставок это не менее сильный игрок, чем Potash Corp. Но Кондрашев в картель войти отказался.

"Сегодня БКК полностью находится под руководством "Уралкалия". А зачем нам руководство "Уралкалия"?" - задает риторический вопрос глава "Сильвинита". Он согласен войти в альянс только на паритетной основе: один год председателем наблюдательного совета БКК назначается представитель белорусской компании, второй год - компании Рыболовлева, третий - его, и так далее по кругу. На ротацию председателей Рыболовлев согласился. Но Кондрашев обставил свое вхождение в G3 еще рядом условий. Следует также, заявил он, завести в БКК по коммерческому директору от каждого участника конвенции. А между этими коммерческими директорами четко распределить рынки сбыта. Допустим, один контролирует отгрузки в западное полушарие, другой - в Европу и Индию, третий - в Азию и на Дальний Восток. Все трое подчиняются генеральному директору, который, по мнению Кондрашева, должен представлять Белоруссию - кому же еще выступать арбитром в спорах российских компаний? Договориться в итоге не смогли. Тройственный союз производителей калия не состоялся.

Непохоже, однако, что Кондрашевым двигала простая ревность к тому, что кто-то в альянсе может получить чуточку больше властных полномочий, - скорее это был прагматичный экономический расчет.


ВРОЗЬ


Было бы чрезвычайным упрощением называть Петра Кондрашева "красным директором". Хотя его речь по-прежнему пересыпана терминами вроде "пятилетка", он явно почувствовал вкус к самостоятельной игре на внешнем рынке. Сегодня "Сильвинит" сам реализует 70% своей экспортной продукции и лишь 30% идет через МКК. Как только в прошлом году стало понятно, что "Сильвинит" избавляется от посредников, специализирующаяся на акциях второго эшелона ИК "Антанта Капитал" немедленно выпустила аналитический отчет, в котором спрогнозировала увеличение выручки соликамского комбината более чем в 1,5 раза за год (прогноз сбылся) и выдала инвесторам однозначную рекомендацию - "покупать". Других рекомендаций от инвестдомов по акциям "Сильвинита" нам с тех пор обнаружить не удалось. Покупать, покупать, покупать. Кондрашев даже превзошел ожидания аналитиков - он сумел извлечь выгоду из попыток Рыболовлева и белорусов согласованными действиями повысить цены на мировом рынке калийных удобрений.

БКК дебютировала на рынке в начале 2006 г. с инициативой увеличить отпускную цену на хлористый калий для КНР. Китайцы - крупнейшие после Западной Европы и США импортеры калийных солей из стран бывшего СНГ. На правах крупного покупателя Китай импортировал отечественные удобрения с дисконтом. Сославшись на удорожание энергоносителей, БКК попыталась поднять стоимость 1 т хлоркалия для Китая на $30-40. Китайцы не дрогнули и выдвинули в пику встречное предложение - снизить существующую цену на $20. Следом за КНР снизить цены предложила Индия. Для поставщиков оказалось сюрпризом, что обе азиатские державы обеспечили себя солидными запасами хлористого калия (Индия, к примеру, на полгода вперед) и, следовательно, имели поле для маневра. Начался изнурительный торг, затянувшийся почти на восемь месяцев. Склады "Беларуськалия" и "Уралкалия" затоварились, обе компании были вынуждены снижать объемы производства. Параллельно, правда, иссякали запасы у китайцев с индийцами. В результате 21 июля был подписан контракт между БКК и китайскими импортерами Sinochem и CNAMPGC. Китайцы согласились с повышением цены на $25 за 1 т. Через 19 дней было подписано соглашение с индийской IPL на поставку удобрений по цене 2005 г. - $220 за 1 т. Но это была пиррова победа. Ценовой диктат дорого обошелся самому "Уралкалию". В первой половине 2006 г. комбинат произвел на 30,5% меньше минудобрений, чем за аналогичный период 2005 г., выручив всего 7,8 млрд руб. против 9,7 млрд руб. в январе-июне 2005 г.

Все это время "Сильвинит", не связанный обязательствами с БКК, продолжал отгружать удобрения по прежним долгосрочным контрактам, планомерно наращивая поставки. Его мощности в первом полугодии оказались загружены в сравнении с прошлым годом на 113,5%, в то время как у "Уралкалия" - на 53,2%. По итогам шести месяцев 2006 г. "Сильвинит", изначально примерно на четверть меньшее предприятие, впервые обошел "Уралкалий" по отгрузке готовой продукции на экспорт - 2,12 млн т против 2 млн т. При ценах отгрузки 3500 руб. и 3400 руб. за 1 т соответственно.

Действия Кондрашева получили высокую оценку у специалистов рынка. "Почему Кондрашев не хочет войти в БКК? - рассуждает аналитик Георгий Иванин из "Антанты". - Потому что, будучи чуть меньше, принципиального выигрыша он не получил бы. Зато получил, когда "Уралкалий" и БКК давили рынок по ценам. За счет существенных ограничений их производства. Если бы Кондрашев присоединился, ему бы тоже пришлось снизить отгрузки. А если бы Рыболовлев не воевал, то "Сильвинит" не смог бы поднять продажи. "Сильвинит" понимает это и пользуется".


НА ПРОДАЖУ?


Чем точно отличается Петр Кондрашев от Дмитрия Рыболовлева, так это видимым отношением к капитализации своей компании. Рыболовлев планирует до конца года разместить 29% акций "Уралкалия" - на LSE в форме GDR и на российских биржах. Он уже заявил, что к 2017 г. его компания станет мировым лидером производства калийных удобрений. Road show может состояться уже в начале октября. Андеррайтерами выступят UBS и "Тройка Диалог". Организаторы оценили справедливую стоимость "Уралкалия" в $4,5-5,2 млрд. Но верно ли выбран момент для размещения - как раз тогда, когда компания, как выясняется, теряет выручку и сдает лидерские позиции ближайшему конкуренту? В самом "Уралкалии" ни на какие вопросы отвечать не хотят - ссылаются на "молчаливый период".

А Кондрашев высказывается в том смысле, что его капитализация "Сильвинита" не интересует вовсе. "Никогда передо мною как перед руководителем ни советом директоров, ни акционерным собранием не ставилась задача повышения курсовой стоимости акций, - говорит он. - Более того, акций "Сильвинита" в продаже фактически нет. Поэтому все эти рекомендации [аналитиков] мало что стоят". Не собираясь пока на биржу, Кондрашев может позволить себе не раскрывать истинных масштабов прибыли, которые аккумулируются у трейдеров. Рыболовлеву же это сделать пришлось. Выручка "Уралкалия" по РСБУ за 2005 г. в пересчете на доллары составила $732 млн, а по МСФО, где консолидированы показатели комбината и трейдеров, - $1,04 млрд. Разница дает приблизительную оценку суммы, осевшей у трейдеров. С поправкой на сравнительный масштаб бизнеса "Сильвинита" можно предположить, что у его трейдеров за прошлый год осело $150-200 млн. Неудивительно, что Кондрашев сейчас много инвестирует. Причем складывается впечатление, что к капитализации "Сильвинита" он не так уж безразличен - просто момент для продажи акций будет выбран более поздний, когда компания, активно набирающая сейчас обороты, выйдет на пик.

"Мы наращиваем мощности за счет модернизации предприятия, - рассказывает Кондрашев. - Мы же больше добываем. За счет того, что в последние десять лет мы меньше 1 млрд руб. в год на себя не тратили". В прошлом году компания произвела 4,94 млн т продукции, через три года планируется выйти на уровень 6 млн т. Для оптимизации транспортных расходов Кондрашев занялся судостроением. Первое грузовое судно уже строится - оно обойдется в $12 млн, а окупится через шесть лет. За проекты с более длительными сроками окупаемости, как говорит Кондрашев, он вообще не берется. Для уменьшения транспортных издержек он уже наладил сотрудничество с "Русалом". Поезда везут продукцию Николаевского глиноземного завода (Украина) на Красноярский алюминиевый, а на обратном пути заходят в Соликамск, где берут калийную соль.

В ближайшие три года Кондрашев собирается также потратить порядка 500 млн руб. на железнодорожную инфраструктуру, которая уже не соответствует запланированному росту объемов производства. Хотя доля электроэнергии в себестоимости продукции "Сильвинита" составляет лишь 11%, у Кондрашева есть планы и по созданию собственных энергомощностей. "Чтобы не быть зависимым, - объясняет он. - Мы от тепла не зависим - и хорошо. От сырья - и хорошо. От вагонов - и хорошо. От кораблей не будем зависеть - и хорошо. Мы самодостаточны".

Не хватает аргументов в пользу того, что Кондрашев работает на повышение капитализации? Есть еще пара. В феврале совет директоров "Сильвинита" принял решение об обратном выкупе (buyback) 10% акций, находящихся в свободном обращении. По всем канонам, это сигнал фондовому рынку о том, что менеджмент считает компанию серьезно недооцененной. А зачем вам подавать сигнал рынку, на котором вы не собираетесь работать? Кондрашев не похож на человека, который не способен воспринимать полезные советы. От того же сторонника выхода на биржу Рыболовлева, которому через компанию "Финансовый дом" ("девичья фамилия - "Каменный пояс"", говорит Кондрашев) принадлежит 25,08% акций "Сильвинита".

Алан Хурумов
25 сентября 2006
http://www.smoney.ru/article.shtml?2006/09/25/1378

Док. 462832
Перв. публик.: 25.09.06
Последн. ред.: 16.07.08
Число обращений: 173

  • Рыболовлев Дмитрий Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``