В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ракетный ответ Вашингтону. Москва рассказала о том, что будет в случае развертывания американской ПРО в Европе. Назад
Ракетный ответ Вашингтону. Москва рассказала о том, что будет в случае развертывания американской ПРО в Европе.
Касаясь темы создания американской ПРО в Европе, Дмитрий Медведев заявил, что "с нами велись и ведутся довольно вялые переговоры, которые ничем не закончились". По его словам, США, наоборот, продолжают работу по развертыванию третьего позиционного района и, в частности, подписали соглашение с Чехией. "Нас это не устраивает", – подчеркнул президент России. Российский МИД заявил, что в случае развёртывания американской ПРО на территории Европы России придётся действовать "не дипломатическими, а военно-техническими методами".

Россия считает, что радиолокационная станция и противоракеты направлены только против неё, а не против Ирана, как о том заявляет Вашингтон. Российские эксперты полагают, что Иран не сможет выйти на создание ракет межконтинентальной дальности до 2019 года.

8 июля российский МИД обнародовал заявление, согласно которому Россия в случае развёртывания третьего позиционного района ПРО США в Европе будет использовать "военно-технические методы". В свою очередь, представитель России при ООН Виталий Чуркин предположил, что может быть произведено перепозиционирование российских ракет. Генеральный штаб просчитывает определённые цели.

В 1993 году было принято решение о том, что российские ракеты не будут нацелены на США, а американские ракеты – на Россию. Так вот, Чуркин говорит о том, что возможно перенацеливание российских ракет – не только на США, но и на Польшу с Чехией. Что он имел в ввиду?

На западе России возможно будут установлены оперативно-тактические ракеты типа "Искандер", зона досягаемости которых составляет 500 километров. Причем "Искандер" может оснащаться крылатыми ракетами, дальность которых значительно больше. В Калининградском особом военной районе может начаться развертывание самолетов Ту-22, несущих крылатые ракеты воздушного базирования.

В рамках выполнения российско-американского договора по СНП сейчас реализуется решение о ликвидации ракетной дивизии в Козельске. Но в новых условиях Россия вполне может остановить свертывание этой дивизии, оснастить российские ракеты гиперзвуковым крылатым блоком (их подлетное время значительно короче) и направить на объекты противоракетной обороны, размещенные в Польше и Чехии.

Такие меры Кремля не противоречат международным обязательствам России. Более того, Россия ранее выступила с инициативой о создании ПРО Европы. Угрозу безопасности стран Европы создают как стратегические, так и нестратегические ракеты "третьих стран" и государств с неустойчивым режимом. Нестратегические ракеты могут быть применены в значительном количестве – до нескольких сотен в виде групповых ударов с различными военными целями, а стратегические – вероятнее всего в виде точечных ударов с террористическими или провокационными целями. Нельзя исключать и случайных пусков ракет, вероятность которых пропорциональна степени распространения ракетно-ядерного оружия по планете.

Система ПРО Европы может рассматриваться как система борьбы с нестратегическими и одиночными стратегическими ракетами. В условиях прекращения действия Договора по ПРО 1972 года, а также соглашений о разграничении стратегических и нестратегических систем ПРО, логично вести речь о системе обороны от всех классов баллистических ракет. Россия, в силу своих военно-географических условий, особенностей расположения части информационных средств дальнего действия, достижений в области систем и средств борьбы с нестратегическими и стратегическими ракетами, может быть в создании такой ПРО очень полезна мировому сообществу.

Кроме того, система ПРО Европы может состоять из совокупности локальных группировок ПРО-ПВО типа ПРО Москвы. Могут быть и комплексные группировки ПРО для борьбы с любыми типами ракет, состоящие из стратегической системы ПРО и элементов нестратегической ПРО соответствующего района. И, что немаловажно, для решения задач ПРО Европы может использоваться часть информационных средств системы противоракетного наведения РФ наземного и космического базирования.

Достоинства предложений российской стороны заключаются именно в том, что участие в европейской системе ПРО не ущемляет национальных интересов входящих в нее стран и позволяет национальным системам ПРО решать свои локальные задачи в рамках единой системы ЕвроПРО. При таком подходе не встает вопрос о жесткой унификации инфраструктуры, всех технических (обеспечивающих) и огневых средств, а также технологий управления и программного обеспечения систем управления, используемых национальными командованиями. Это делает систему открытой для расширения состава ее участников без больших затрат на модернизацию национальных систем новых членов и обеспечивает возможность подключения к ней в будущем других европейских стран.

Действительно, под прикрытием такой ЕвроПРО можно более настойчиво и уверенно проводить и мероприятия по нераспространению ракетно-ядерного оружия, по осуществлению антитеррористических операций и других задач.

Очевидно, что создание и боевое применение такой системы совместно с другими мерами по укреплению стратегической стабильности должны согласовываться на международном уровне.

Реализация данного принципа предполагает создание системы ЕвроПРО с централизованным информационным обеспечением и децентрализованным управлением средствами огневого поражения. При этом предусматривается сохранение национальной подчиненности огневых средств и соответствующей инфраструктуры странам-участницам. Системообразующим элементом ЕвроПРО должен выступать единый информационно-координационный центр, обеспечивающий своевременную и надежную обработку и передачу информации о ракетном нападении в национальные центры управления ПРО, анализ в реальном масштабе времени складывающейся оперативной обстановки, контроль за применением огневых средств национальными командованиями.

Однако этот процесс осложнился после принятия администрацией США решения о создании и развертывании позиционных районов национальной ПРО США в Европе. Это явилось еще одним подтверждением и следствием проведения США внутренней и внешней политики исходя из имперских принципов сверхдержавы. Очевидно также, что дальнейшее развитие работ в области ПРО будет во многом зависеть от позиции стран Европы и России.

Анализ проводимых работ по ПРО показывает, что США устремлены на защиту только своих национальных интересов. Противоракетная оборона стран Европы, в том числе и союзников по НАТО, от ракетно-ядерных угроз, аналогичных угрозам территории США, не рассматривается ни в концептуальном, ни в технологическом аспектах.

Американцы в целом отказываются воспринимать Европу как коллективного участника блока НАТО, хотя европейцы все больше доказывают свою самостоятельность. К тому же, в Западной Европе весьма положительно было встречено предложение президента России в 2000 году о создании тактической ПРО Европейского континента. Что касается России, то ей выгодно участвовать в коллективных мероприятиях по обеспечению безопасности Европейского континента, в том числе, и в плане защиты от ракетной угрозы.

Это объясняется, прежде всего, военно-географическим положением России – необходимостью защиты Европейской части своей территории, возможностью использовать отдельные национальные средства противоракетной обороны в интересах соседних стран Европы, относительной простотой перебазирования некоторых средств на территории стран Европы, а также возможностью продажи им современных средств ПВО-ПРО. Необходимо при этом отметить, что зоны ответственности наших РЛС ПРН, в отличие от американских, перекрывают ракетоопасные направления для большинства стран Европы со стороны Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, где находится больше всего "третьих стран" с их ракетными потенциалами. Россия предполагает полномасштабное участие в создании и последующем использовании ЕвроПРО и сотрудничество в области информационного обеспечения национальных систем ПРО и военно-технического сотрудничества.

 

Анатолий ЦЫГАНОК

15 июля 2008

 



Док. 462773
Перв. публик.: 15.07.08
Последн. ред.: 16.07.08
Число обращений: 522

  • Цыганок Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``