В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`. Бремя белого человека: Расовые конфликты в ХХI веке Назад
`Эхо Москвы`. Бремя белого человека: Расовые конфликты в ХХI веке
Передача :     Доброй охоты! быв. Территория Амалии
Ведущие :     Амалия& Амалия
Гости :     Алексей Митрофанов, Татьяна Алексеева


АМАЛИЯ: Пятница после 23-х, это значит Вы на "Территории Амалии". Были у нас несколько праздничных программ, но отшумели залпы ракет. Надеюсь, что запах оливье сегодня в один из последних зимних разов у Вас в квартирах. Ну, и немножечко отвлекитесь от предстароновогоднего стола и посетите "Территорию Амалии", тем более, что сегодня у меня интереснейшая тема и интереснейшие гости. Напоминаю, Татьяна Ивановна Алексеева - академик Российской академии наук, профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института антропологии МГУ и Алексей Митрофанов, депутат государственной Думы. Вот просто депутат государственной Думы. Все? Большие никаких?

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ: Ну, есть какие-то должности, но что? За час до старого нового года мы сейчас будем вспоминать? (Смех).

АМАЛИЯ: Итак, "Бремя белого человека". Поясню, почему такое название. Был такой фильм с участием Джона Траволты, где была показана такая американская утопия, где на местах, признанных белыми местами для белых людей в Америке, не смотря на политкорректность, оказываются черные, а на черных местах белые. При всей скрупулезности подхода к этому вопросу в Америке, тем не менее, такие места существует. Те, кто там бывал, все равно, замечают, что мусором занимается в основном все-таки цветное население Америки, а также в определенных районах живут и не очень-то дружат, но при этом очень требуют к себе и уважение. Ну, и, наверное, это и правильно. Итак, про бремя белого человека и про перспективы развития и взаимодействия рас в 21 веке хотелось бы сегодня поговорить. Не знаю, получится ли за час закрыть эту тему. Боюсь, что нет, но, тем не менее, с помощью своих гостей я попытаюсь хотя бы как-то приоткрыть этот вопрос для наших слушателей. Итак, Татьяна Ивановна, к Вам первый, такой абсолютно школьный вопрос. Вот в школе нам преподавали, что существуют три расы: белая, черная и желтая. Ничего не изменилось и вообще вот так напомнить слушателям о понятии расы.

ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВА: Ну, раса - это вообще-то биологическая категория. И если давать определение расы, то звучит оно таким образом. Раса - это либо группа популяций, либо сообщество людей, которые имеют определенную территорию, и которые связаны родственным кругом брачных связей. Такой тесный круг брачных связей. И на этой основе, конечно, поскольку это родственные группы, физический тип у них более-менее определенен и как бы один. Это, собственно говоря, определение расы. Значит, должно быть физическое сходство между представителями определенной расы, территория, на которой они обитают. Как правило, большие расы занимают очень широкую территорию. В сущности, мало что изменилось, там, в отношении, скажем, подхода к выделению рас. Действительно, очень многие исследователи и у нас, и за рубежом, считают, что основных рас всего три. Действительно, европеоидная, негроидная и монголоидная. Некоторые исследователи считают, что пять рас.

АМАЛИЯ: Вот интересно, интересно.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да. Но, собственно говоря, ничего странного в этом нет - Американоидная - американские индейцы, которые имеют генетические связи со Старым светом, с центральной Азией и в том числе с Тибетом, они очень давно отселились через Берингов перешеек еще в то время. И они, конечно, там в условиях такой изоляции уже от основного населения Старого света, они не только сохраняли свой такой монголоидный тип, но и сохраняли какие-то еще не дифференцированные черты, поскольку монголоидная раса, она... Все расы ведь в разное время образовывались, об этом тоже мы можем поговорить, и вот какие-то не дифференцированные черты у них остались. И в условиях изоляции приобрели какие-то они, ну, за счет, может быть, их небольшой численности, за счет эффекта родоначальника приобрели какие-то свои черты. И поскольку это уже консолидированный такой антропологический тип, то это и выделяется, как одна из рас тоже первого порядка. Большая раса. Точно так же и австролоиды - австралийская раса, или австролоидная, как сейчас говорят, она тоже связана как раз со Старым светом, но заселение Австралии происходило примерно 30-40 тыс. лет тому назад. И в этих условиях в такой изоляции они тоже частично сохраняли те черты, которые были характерны для населения... Австралоидная раса она вообще немножечко с негроидной сходна. Но еще нет вот той специализации, скажем, антропологического типа, которая характерна для негроидной, или для африканской, для экваториальной. Сейчас негроидной даже не называется - экваториальная раса. И в сущности такая же у них судьба, как и у американских индейцев. Т.е. они связаны генетически со Старым светом, но в условиях такой вот географической изоляции они приобретали и какие-то свои черты. И потом ведь это все зависит еще от того, что расы... есть несколько факторов расообразования. Это адоптация к среде обитания. И очень многие признаки расовые, они могут быть объяснены, как адаптация либо к холодовому стрессу, либо, наоборот, к жаре, к инсоляции очень высокой. Затем, изоляция и метисация. Вот это три основные факторы расообразования.

АМАЛИЯ: Спасибо большое. Ну, так сказать, школьную программу, ну, тут уже не школьную. Это уже, наверное,...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Нет, ну, это, в общем, школьная, конечно.

АМАЛИЯ: Ну, да, для Вас, конечно. Но нам было приятно с Алексеем вспомнить, что и как. Но, говоря о расах, хоть Вы и сказали, что это биологическое понятие, оно вот в предварительной беседе даже Вы это сказали, что оно имеет всегда политический оттенок. Вот, ну, уже, наверное не только... Да, нет, пожалуй, только 20 век ввел такое понятие раса расой, но наций. И это стало более важно в том, какое место может занимать человек в жизни, в мире, т.е. там американская нация появилась, какая-то там, не знаю, российская нация.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Российской нации нет.

АМАЛИЯ: Нет. Как нет, Алексей?

А. МИТРОФАНОВ: Ну, это очень сложный разговор. Во-первых, я радуюсь, что осталось всего совсем немного до старого нового года. Хочу всех поздравить, пользуясь добродушием Амалии, хочу поздравить всех своих близких и маму свою, которая сейчас слушает обязательно, моего товарища Олега, его дочь Юлию, которая слушает нас сейчас. Ну, как на Оскаре говорим мы сейчас.

АМАЛИЯ: Да, положено. Конечно, Алексей, можно, можно.

А. МИТРОФАНОВ: Или на вручении Грэмми, или европейский наград МTV, да, мы должны так сказать. Но, возвращаясь к серьезному нашему разговору, я хочу Вам задать вопрос, Татьяна Ивановна, достаточно серьезный. Вот возьмите евреев. Евреи несут черты негроидов. Например, Киссенджер. Вы говорите, физическое сходство, да. Например, монголоидов. Вспомним Бернеса, допустим. Или Утесова, скорее Утесова. И Бернеса - европиодов. Что же это за нация, которая сочетает в себе три расы - монголоидную, внешне...

АМАЛИЯ: Национальность.

А. МИТРОФАНОВ: Да, вот что это такое? Вот Вы скажите, что это?

Т. АЛЕКСЕЕВА: Алексей...

А. МИТРОФАНОВ: Или русские, русские разные. Посмотрите угро-финнского типа русские там на севере. Или русские юга. Горбачев - он русский? Да, но какой русский? Какой он другой по сравнению, так сказать... Брежнев русский? Считался, что русский. но посмотрите на русского Брежнева, у которого внуки при еврейской жене, так сказать, похожи все на него. Внуки, правнуки и дети, кто он такой, да? Что это за кровь?

Т. АЛЕКСЕЕВА: А Вы знаете, Алексей, когда я говорила о расах, это действительно биологическая категория, которая, в сущности, она в какой-то мере может быть приравнена к подвидам хомо сапиенса, это человек разумный, это единый вид, в котором вот существуют вот эти 5 основных подразделений, которые могут быть потом еще раздроблены.

А. МИТРОФАНОВ: Но могут быть в одной нации три расы, скажите?

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вот сейчас, да, да, да, да.

А. МИТРОФАНОВ: Скажите, это безумно интересно.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Скажу. Т.е. это биологическая категория. Но почему все-таки считается, ну, не называют, скажем, вот эти подвиды человека не называют подвидами, потому что это будет как бы полная аналогия тому, что в природе, там, в животном мире, в растительном мире, поэтому они называются расами. Повторяю, это биологическая категория. Но почему их называют расами все-таки в отличие от подвидов? Потому что у человека есть еще и социальная жизнь, хозяйственно-культурная деятельность и т.д. Но все равно они остаются биологической категорией. Что касается вот Вашего вопроса, то Вы затрагиваете не вопрос рас, а вопрос этносов народностей, народов и т.д.

А. МИТРОФАНОВ: Но может сочетать представителей разных рас? Это очень важно. В одном народе три расы.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да, вот я сейчас Вам скажу. В расе...Да, конечно. Если речь идет о расе, то это, как правило, более-менее близкие антропологические особенности. Физические особенности.

А. МИТРОФАНОВ: Да, биологические абсолютно да. Физические.

Т. АЛЕКСЕЕВА: А вот народы могут иметь представителей самых различных рас. Вот Вы не случайно заговорили о русском. Действительно...

А. МИТРОФАНОВ: О русских и о евреях. Я назвал даже внешне. Вот смотрите, Киссенджер, как отличается от Марка Бернеса, или, так сказать, Утесова. Смотрите, внешне это же совершенно другие люди.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Правильно, правильно. Для этого всегда нужно обращать внимание на историю формирования того или иного народа. Ведь русские формировались на огромной территории. В свое время Вы не согласились со мной, Алексей. Я как раз в Думе выступала там по поводу русского вопроса. Дело в том, что мы, конечно, потомки славян, безусловно, русское население. И прородина славянская, как мы можем ее установить по данным археологии, и по данным антропологии, и в какой-то мере и истории, безусловно, - это западная, это центральная Европа. Контуры вот этой прородины можно очертить. Но когда сюда стали приходить славяне, стали они приходить, начиная, с 6 века с западной территории. Это была колонизация преимущественно диффузная. Один и тот же хозяйственно-культурный тип. Это подсечно-огневое земледелие, что в Европе, что здесь. Интересно, что в могильниках нет мечей. Есть только сельскохозяйственные орудия и украшения женские. И Вы понимаете, они смешивались и с финно-угорским населением, смешивались с балтийским населением, потому что балты...

А. МИТРОФАНОВ: И южане с другой стороны поджимали. Половцы, да, там все.

Т. АЛЕКСЕЕВА: С иранским населением, да, конечно. Нет, иранцы еще сначала. Вот потомки скифов - это представители...

А. МИТРОФАНОВ: Т.е. русские - это сочетание. И действительно мы видим, посмотрите, даже на узнаваемых лицах. Там Брежнев, как он отличается внешне, ну, внешне, от там, скажем, Путина сейчас. Ну, внешне отличаются, хотя оба русские. Но, посмотрите, Брежнев похож на иранца. Абсолютного араба, да. Так сказать. И психология, да. Длинные манжеты, как он любил носить, золотые украшения, машины там и т.д. Абсолютно иранская, персидские, любовь к арабам, кстати, к Арафату и т.д. Нет, это серьезные вещи. И, например, люди с Архангельска, с Питера, оттуда с Мурманска, финно-угорская порода. Тихие, холодные, не общительные, не целуются. Смотрите, как Брежнев целовался. Это же другая тема. И сейчас никто не целуется. Нет, это серьезный вопрос.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Мы все время, встречаясь, целуемся.

А. МИТРОФАНОВ: Питерские не целуются, нет.

АМАЛИЯ: Я на секунду позволю себе. Поскольку уже пошли сообщения, напомню для тех, кто хочет с нами поговорить и уже чувствует бремя белого человека или хочет высказаться на эту тему: в чем же заключается бремя белого человека? Бремя, как ответственность белого человека. Итак, 725-66-33 для абонента "Эхо Москвы". 725-66-33 для абонента "Эхо Москвы". И в эфире на "Территории Амалии" Татьяна Ивановна Алексеева, академик Российской Академии наук и Алексей Митрофанов, депутат государственной Думы. Говорим на тему "Бремя белого человека". Итак, бесконечно разнообразная белая раса, которая в какой-то момент начинает, там не знаю, даже, может быть, еще до крестовых походов завоевывала, образовывались империи, образовывались колонии. И белый человек, это понятие ввел Киплинг. И не смотря на прекрасные рассказы, тем не менее, какой-то оттенок такого расового превосходства в его эссе присутствует очень сильно. Он и ввел это понятие "бремя белого человека". Т.е. завоевывая, допустим, Индию, и, превращая ее в колонию, хотя Индия, как Татьяна Ивановна уже сказала, что она относится к белой расе,...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Преимущественно население.

АМАЛИЯ: Да преимущественно население Индии относится к белой расе, но, тем не менее, для завоевывающих их англичан они не были белыми людьми. И Англия, с одной стороны, завоевывала, с другой стороны, Киплинг писал об ответственности, что и вот боролись и с малярией, и каким-то образом влияли на их цивилизацию. И пытались их образовывать, точно так же, как и миссионерство в Африке со стороны Франции, со стороны Англии, ну, и прочих европейских государств. Итак, вот о расовых различиях. Вот позволю себе зачитать: "Почему белые, т.е. европейские народы более успешны, нежели остальные. Не объясняется ли это их принадлежностью к одной расе и ее особыми отличиями от других рас?" Вот подходим к такому опасному вопросу. Алексей?

А. МИТРОФАНОВ: Вот я хочу Вам сказать, что я не считаю, что белые более успешны. Понимаете, белые, белая раса, европейцы, допустим, часть Америки выдумали некие критерии на некие идеи и по их системе координат они более успешны. Да, потому что их система успешности, это там, допустим, деньги, какие-то элементы, какие-то квартиры...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Абсолютно правильно.

А. МИТРОФАНОВ: Какие-то там возможности и так далее.

АМАЛИЯ: Карьера.

А. МИТРОФАНОВ: Карьера и так далее. Но лучше ли они живут, чем другие, это большой вопрос. Например, я недавно был на Ближнем Востоке, где люди... Я общался с арабами. Арабы не катаются на лыжах зимой...

АМАЛИЯ: В Альпах (Смех).

А. МИТРОФАНОВ: И смеются. Они смеются над Шварцнегером, который катается на мотоцикле. И себе разбил сейчас, Вы знаете, его там зашивали, с ребенком он упал. Арабы удивлены, как может губернатор провинции, где 35 миллионов человек живут, вдруг поехать на мотоцикле. Араб никогда не поедет, тем более, руководящий на мотоцикле. Потому что можно разбиться. У них другое мышление. Они смеются над тем, что... они не катаются. Они не ездят в Куршавель. И им хорошо там, где они живут. У них своя система координат. Они с женами ходят по магазинам там, богатые арабы, смотрят золото. Они сидят за столом 5-6 часов. А европейцы не могут сидеть за столом 5-6 часов.

АМАЛИЯ: Ну, французы с итальянцами подольше, да.

А. МИТРОФАНОВ: И это другая система координат, понимаете. И европейцы думают, ну, как здорово, какие мы продвинутые. Ну, смотрите, у нас то, у нас се.

АМАЛИЯ: Научно-технический прогресс опять же.

А. МИТРОФАНОВ: Научно-технический прогресс. У нас какие-то телефоны. Арабу не нужны продвинутые телефоны. Он смеется над этим. Зачем ему?

АМАЛИЯ: Ну, да, смотря, какие арабы.

А. МИТРОФАНОВ: Нет, ну, они могут взять, как свидетельство какое-то. Но это другое мышление, понимаете. Другое мышление. И нам не надо за этим бежать. Почему? Потому что европеец дошел до того, что он не рожает. У него такой установки нет. Что он городской человек. Что он закрылся у себя дома и смотрит телевизор - 65 каналов. Больше он ничего не хочет видеть. Он ест генетически модифицированные продукты, и он этому рад. Он ходит в "Макдональдс". А никакой араб серьезный из "Макдональдса" не может есть, потому что, ну, один раз попробовать, а вообще это, так сказать, не еда. Т.е. понимаете, что получается? Он слушает ту музыку, которую считают великой, там Робби Уильямса, там "Тату", допустим, там или еще что-то такое. Что Вы смеетесь? Это действительно сейчас по всему миру и последний в Латинской Америке, второй альбом "Тату" везде платиновый. Везде. Это у нас просто не сообщается, что по 500, по 1000 человек в аэропортах ждут их, и что эйфория, которая была в Европе по первому альбому, сейчас по второму альбому, но в Латинской Америке. Бразилия, Аргентина и т.д. Ну не важно. Я говорю, что арабам не нужно это. Арабы живут другим миром. Они слушают другую музыку, допустим, и все. Поэтому давайте не будем думать, что белый человек выше, потому что он выдумал свою систему координат. Они живут своей системой координат. Женщины рожают каждый год, или через год. У них больше детей, как в Индии. Они о другом думают. У них другая еда и прочее, но они живут не хуже, я уверяю Вас. И вот эта идея: они живут хуже, а я живу лучше. И в то же время русского человек тоже так тянут к этому, да? Ему говорят: ну, Вы совсем там плохо живете и так далее. Но я приезжаю во многие сибирские города, там есть, скажем, бытовые проблемы и т.д. Но там люди с удовольствием ходят на охоту. Ну, там своя жизнь, да. Ходят на рыбалку. Там это интересно. Там не нужна презентация какая-то...

АМАЛИЯ: Вот я про бремя все-таки хочу. Допустим, в какое-то время началось завоевание Африки, африканских стран...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Ну, это просто эпоха великих географических открытий, которая и привела к распространению...

АМАЛИЯ: Это не они нас открыли и стали завоевывать, т.е. мы, опять же я говорю про белых и, допустим, там негроидную расу. Вот белая раса хлынула в Африку и стала ее завоевывать, где-то там порабощать и т.д.

Т. АЛЕКСЕЕВА: И в Америку.

АМАЛИЯ: Да, в Америку, захватила, поработила и цивилизовала по-своему. Это являлось положительным или каким-то эффектом, положительным взаимодействием этих трех рас. Допустим, американской расы, негроидной расы и белой расы?

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вы знаете, когда был вот этот фильм "Пылающий континент", помните? Я как антрополог, у меня же полевая специальность, поэтому я в очень многих странах была и в экзотических странах. И должна сказать, что меня поразила именно Латинская Америка. Вот это смешение явно совершенно американских индейцев, испанцев и в какой-то мере африканцев, она привела к созданию населения...

А. МИТРОФАНОВ: Латиносов, короче.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Так они не называются. Удивительного, яркого, красивого, веселого населения. Уверяю Вас, не случайно, будучи ведь, в общем-то, в близости к Северной Америке, они же мало очень заимствуют от вот этих американцев Штатов, Северной Америки. Потому что это действительно люди со своим темпераментом, со своими какими-то приоритетами.

А. МИТРОФАНОВ: Возьмите кубинцев, там вообще другой мир.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Конечно, это удивительно, поэтому сам вот этот факт вот такого как бы взаимодействия, это совсем неплохо. И в принципе, правда, это не на 100% доказано, но, тем не менее, все-таки считается, что смешение - это положительный фактор. Я должна Вам больше даже сказать.

А. МИТРОФАНОВ: Т.е. в одной нации. Вот сейчас политический вывод очень важный.

АМАЛИЯ: Так, Алексей.

А. МИТРОФАНОВ: Татьяна Ивановна, скажите, все-таки смешение, расовое смешение может присутствовать в одной нации, допустим, в русской нации...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Ну, у нас да, есть, конечно, смешение европеоидов и монголоидов только.

А. МИТРОФАНОВ: Да. В значительной мере монголоидов, но...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Причем древних, очень древних.

А. МИТРОФАНОВ: С юга пришедших, но есть и последующее смешение. Давайте не будем забывать, что 60 миллионов браков у нас, 60 миллионов человек у нас от смешанных браков. В том числе, от разных. Ну, негров мало у нас было, но внутри страны.

АМАЛИЯ: Возьмем сейчас границу с Китаем.

А. МИТРОФАНОВ: Там не так много, на самом деле.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Ну, у нас Сибирь монголоидная. Ну, а что было делать...

А. МИТРОФАНОВ: Поэтому этот разговор - чистота русской нации...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да, нет, чепуха это все.

А. МИТРОФАНОВ: Вот это важный политический вывод Вас, как антрополога. Я тоже с этим согласен, что, конечно, мы фактически, ну, нельзя говорить, русская раса. Это неправильно.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Это категорически неправильно.

А. МИТРОФАНОВ: Но это по научному. Но по сути, если в одной нации несколько рас, значит, это что-то среднее.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да, не среднее. Это просто мы потомки русское население - это потомки...

А. МИТРОФАНОВ: Монголоидов и европеоидов.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Нет. Первое, ну, конечно, мы - европейцы. Вы знаете, вот когда... Мы себя ощущаем, конечно, как евразийцы безусловно.

А. МИТРОФАНОВ: Нет, ну, мы ощущаем, но все-таки монголоидное присутствует, конечно.

АМАЛИЯ: Скифы...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вот скифы-то к нам не имели отношения, это очень интересно.

АМАЛИЯ: Очень жалко.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Знаете, к кому они имеют отношение?

АМАЛИЯ: К кому?

Т. АЛЕКСЕЕВА: К украинцам.

АМАЛИЯ: О! Алексей, тогда не к нам с Вами.

А. МИТРОФАНОВ: Подождите, посмотрите, есть же еще смешение последних 70 лет, СССР-овское. Посмотрите, там было вообще движение народов, связанное с войнами, перемещениями, гражданскими войнами. Так колоссальное...

АМАЛИЯ: Ну, все равно, в меньшей степени, Алексей, расовое смешение.

А. МИТРОФАНОВ: Но все равно, нельзя говорить, что там советский народ - это раса.

АМАЛИЯ: Нет, нация, нация.

А. МИТРОФАНОВ: Но в значительной мере это нация уникальная, так сказать, и все.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Но Вы знаете, таких много.

А. МИТРОФАНОВ: Вот объясните мне такую вещь, объясните такую вещь очень интересную.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Я должна объяснить?

А. МИТРОФАНОВ: Да.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Попробую. Давайте.

А. МИТРОФАНОВ: Я Вам задам загадку. Я сам ее не могу разгадать. Это не провокация, а просто загадка. Смотрите, когда Иван Грозный брал Казань, было по расчетам 6 миллионов татар, 6 миллионов русских. После того, как Иван Грозный взял Казань, и Россия распространила свою длань как бы всюду, вдруг через много-много лет русских стало там под 100 миллионов, 120, как сейчас, а татар все те же 6 миллионов, да, примеру. У меня есть ощущение, что после победы Ивана Грозного просто многие стали записываться в русские, как в победившую нацию. Понимаете, победили бы татары, записывались бы в татары, как в тоже победившие. Это тоже очень важная история.

Т. АЛЕКСЕЕВА: А Вы знаете, Алексей, я Вам попробую ответить на этот вопрос, но как бы из далека. Вот мне пришлось работать на Командорских островах, мы исследовали алеутов.

А. МИТРОФАНОВ: Это очень издалека Вы пошли.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вот, вот, вот. Потом мне пришлось работать с саамами. Обследовать саамов...

А. МИТРОФАНОВ: В псковской...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Нет, почему? На Кольском полуострове. И чистых там, конечно, ни алеутов, ни саамов нет. Но все они считают себя саамами, хотя точно совершенно по демографическим данным мы знаем, что, скажем, если саамов 1100 человек было в то время, когда мы исследовали, 800 из них, это смешанные с русским населением, но они все равно себя считают саамами, потому что это крайних север. У них бесплатное было медицинское обслуживание, бесплатное образование, были какие-то льготы, им было выгоднее быть, записать себя в русские. А потом они еще себя так ощущают, потому что саамский язык, молодое поколение категорически его не знает. И то же самое с алеутами, абсолютно то же самое. И если алеуты еще сохраняются на Алеутских островах, и то там очень много уже американской примеси.

МИТРОФАНОВ: И вот здесь, Татьяна Ивановна, подходим к главному. Что когда люди...

Т. АЛЕКСЕЕВА: А сейчас про татар отвечу Вам.

А. МИТРОФАНОВ: Да, да, да, очень интересно про татар, да.

Т. АЛЕКСЕЕВА: А татары тоже это ведь группа, которая говорит на тюркском языке, на татарском, да, на тюркском языке, но антропологически они очень разные. Например, казанские татары, они даже имеют южную европеоидную примесь, и там очень мало монголоидности. А татары сибирские...

А. МИТРОФАНОВ: Крымские...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Нет, крымские вообще европеоидные. А вот татары сибирские, западно-сибирские, они довольно монголоидные. И по сути дела, это не только, это любой народ. Нет чистых народов...

А. МИТРОФАНОВ: И вот здесь мы подходим к важнейшему политическому выводу. Все-таки мы присутствуем в эфире радиостанции, и, которая не уходит от обсуждения всяких политических вопросов, за что ей спасибо большой. Это очень важный вопрос, который Вы подняли, что мы, вот когда говорят о русском народе... Это некая... Когда говорят, мы за русский народ. Это некая присяга этому государству. Я считаю, что те люди, которые защищают русский народ, правы те, кто присягает данному государству, потому что это Россия. Значит, мы за русских, мы понимаем это. Но когда люди начинают разбираться по крови...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Это категорически неверно.

А. МИТРОФАНОВ: Это люди не понимают вообще ничего.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вот, согласна с Вами.

А. МИТРОФАНОВ: В данном случае националисты те, которые говорят: мы за русских, потому что это Россия. И мы понимаем русских, как тех людей, которые живут в России. И мы уважаем Россию, как государство...

АМАЛИЯ: У которых белые волосы и голубые глаза, например.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Нет, как раз у русских...

А. МИТРОФАНОВ: Это тест на лояльность, потому что это Россия. Но когда люди начинают разбираться, а вот давайте по крови поговорим, а Вы такие сякие, это бесполезно в России.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Это полная безграмотность.

А. МИТРОФАНОВ: Это бесполезно в России абсолютно. Это ошибка, которую делают и коммунисты, и вот "Родина", которая пытается чего-то такое мутить и узнавать и так далее, вот эти такие, вот эти сякие. Это люди, которые вообще не понимают ничего в российской истории. Вообще ничего не понимают. И я считаю, что это очень опасно. Это опасная история разбираться в крови.

АМАЛИЯ: Татьяна Ивановна, когда Вы говорили про то, то Вы ездили. Вы - ученый. Я это, безусловно, очень уважаю, абсолютно не ученым человеком являясь, ну, гуманитарный институт и так далее.

А. МИТРОФАНОВ: Ну, ладно, ладно, ладно. Не очень там.

АМАЛИЯ: Ну, правда.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Каждый из нас учен в своей сфере.

АМАЛИЯ: Да. Хорошо, а вот в Вашей сфере совершенно не ученая, но вот когда Вы говорили, что Вы алеутов изучали, потом еще Вы назвали...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Саамов, лопарей.

АМАЛИЯ: Саамов и лопарей.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Саамы и лопари - это одно и тоже.

АМАЛИЯ: Да, не саамы, лопари и алеуты приехали изучать Вас, Татьяна Ивановна, а вот Вы поехали изучать алеутов. Я абсолютно Вас в этом не обвиняю, но, тем не мене, почему так случилось, что некоторые части, скажем так,... Я понимаю, что часть монголоидной расы, которая живет в Японии, является...

Т. АЛЕКСЕЕВА: А Китай, древнейший Китай, древнейшая цивилизация.

А. МИТРОФАНОВ: Великий Китай, да.

АМАЛИЯ: Но части, допустим, монголоидной расы, которые проживают, там, на Чукотке, о свидетельствуют радостные анекдоты, которые ходят в этой стране и очень их любят.

Т. АЛЕКСЕЕВА: И очень несправедливые анекдоты.

АМАЛИЯ: Ну, кто знает.

Т. АЛЕКСЕЕВА Ну, не справедливые.

А. МИТРОФАНОВ: Ну, сейчас другой вопрос, в связи с Романом Аркадьевичем Абрамовичем уважение к Чукотке поднялось.

АМАЛИЯ: (Смех). Запретил, да, анекдоты про чукчей. И вот саамы, лопари и алеуты и т.д., т.е. вот части нации, окраины нации являются, может быть, проживают в каком-то...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Они живут в экстремальнейших условиях.

АМАЛИЯ: В экстремальнейших условиях.

Т. АЛЕКСЕЕВА: И культуры там вот такой европейской там не может развиваться.

А. МИТРОФАНОВ: И не надо это. Это тоже опасно, когда...

Т. АЛЕКСЕЕВА: И Вы понимаете, вот когда мы ехали на Чукотку... Вот мы антропологи. И с нами работали этнографы, и с нами работал один психолог. И вот он мне показал анкеты еще в самолете. Одна анкета, где 500 вопросов, но на которую ни один эскимос, ни один чукча, ни один какой-нибудь, этельмен, с Камчатки не ответит, потому что они живут в мире иной цивилизации. Понимаете, совершенно иной. Они не знают греческих богов, а это все в эту анкеты входило.

АМАЛИЯ: Даже для развития общего кругозора, как говорили, надо учить...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да их это не интересует ни сколько.

А. МИТРОФАНОВ: Вот смотрите, я Вам расскажу одну историю.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да, секундочку. Их не интересует это. Но с другой стороны есть другой тест, например, тоже психологический. Т.е. эта анкета не могла пойти. У них другие ориентиры что ли, понимаете. А объективно вот такой тест - скорость психомоторных реакций. Т.е. нужно быстро нажать клавишу, как только загорится зеленая лампочка. Т.е. это скорость психомоторных реакций. Мы абсолютно все, вот мы цивилизованные люди, из академий, из университета. Мы не могли с такой быстротой нажимать эту клавишу, хотя дети детсадовского возраста великолепно ее нажимали, гораздо быстрее, чем мы. Более того, есть еще там один такой тест, который, ну, как бы Вы работаете с пятном. Вот взяли, пролили чернила, потом промокнули бумагу и раскрыли. У Вас получается какое-то изображение.

АМАЛИЯ: Ассоциации нужно, да?

Т. АЛЕКСЕЕВА: И нужно рассказать, что ты видишь. Вот мы все европейцы, и все из Ленинграда, из Москвы, мы говорили: цветочек, бабочка, цветочек, бабочка, птичка. И все. Никакой фантазии. Дальше вот этого мы не пошли. Никакой фантазии. А абориген, чукча, или эскимос, он мог целые сказки рассказывать, глядя на это пятно. О чем это говорит? Это говорит о разном, не уровне интеллекта, отнюдь не об этом, а именно разное восприятие...

А. МИТРОФАНОВ: Ну, у них больше связано с природой, с естеством.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да, они оказываются эмоциональней нас.

АМАЛИЯ: Другие зоны мозга работают.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Более того, наша культура, европейская культура - рационалистов. И европейская культура, она ведь довольно поздняя при всем при том.

А. МИТРОФАНОВ: Да, конечно.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Правда же?

А. МИТРОФАНОВ: Да, поздняя, и я не считаю, что она более продвинутая. Потому что они больше связаны с естеством, с природой.

АМАЛИЯ: Я призвала наших радиослушателей к контакту, поэтому не могу не зачитывать некоторые вопросы. Я прошу прощения у тех, кто не по теме задает сегодня вопросы. Я понимаю, что было бы интересно, но с любым из наших гостей можно несколько часов провести в эфире. К сожалению, только по теме. "Не забудьте, что все южные русские - это потомки ассимилированных хазар, которые в свою очередь были иудеями по вере. Андрей". Кто из гостей может ответить на эту ...

А. МИТРОФАНОВ: Татьяна Ивановна, чтобы официально. А то меня обвинят в политическом пристрастии. Зачем.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Нет, я постараюсь ответить на этот вопрос. Ну, хазарское государство, оно существовало сравнительно недолго. И оно было как раз по своему этническому составу, и именно этническому составу, оно было чрезвычайно смешанным. Там были славяне, там были кочевнические группы. И, кстати говоря, у них была иудейская вера...

А. МИТРОФАНОВ: Да, вера именно.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Не у всего населения, а только у верхушки. И вот их каган Иосиф, он принял эту веру. Я думала, почему это так? Почему победило именно иудейство. Дело в том, что там было очень много купцов, которые вели торговлю с Западом. И они создавали богатства, вот богатства в какой-то мере, этого хазарского каганата. Вот именно поэтому, наверное, да, он и принял эту веру. Переписка шла тоже на еврейском языке.

А. МИТРОФАНОВ: Стараясь быть лояльным. Так же, как римская история...

Т. АЛЕКСЕЕВА: В том-то и дело.

А. МИТРОФАНОВ: О принятии христианства и т.д.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Но говорить, что это потомки, что мы там южные русские - потомки хазар - частично, да. Но частично потомки и иранцев, которые там были. Скифы - это иранцы. И частично потомки кочевников, причем кочевники были и монголоидного...

А. МИТРОФАНОВ: Ну, по крайней мере, не финно-угоры.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Печенеги. Нет, это не финно-угоры. Там не было финно-угоров.

А. МИТРОФАНОВ: Это очень важно, потому что русская нация имеет несколько потоков вот этих вот. Мы даже внешне можем разбирать абсолютно.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Если Вы возьмете, например, русских, скажем, ну, вот западной территории нашей, конечно, есть там балтийская примесь. Боле того, средневековая...

А. МИТРОФАНОВ: Или южан Ставрополья - другая история. Кубань.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да. Вы знаете, я очень много работала, как у нас есть книга "Происхождение этнической истории русского народа", которая вышла монография в 65 году.

АМАЛИЯ: А вот скажите, Зюганов, он каких кровей? Вот финно-угорских?

Т. АЛЕКСЕЕВА: Нет.

А. МИТРОФАНОВ: И Рогозин. Вот давайте, расскажите нам. Потому что, ну, явно финно-угорских.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Нет, Вы знаете...

АМАЛИЯ: Продолжим, продолжим вопросы...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вы делаете тут ошибку, ведь когда антрополог рассуждает или дает характеристики антропологических особенностей там этноса какого-нибудь, он думает о групповых характеристиках.

А. МИТРОФАНОВ: Нет, ну, отдельного человека тоже можно охарактеризовать.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Это нужно колоссальный опыт иметь.

А. МИТРОФАНОВ: Ну, Вы же человек с опытом, вот я поэтому Вас и спрашиваю.

АМАЛИЯ: Итак: "расовая и национальная терпимость - важнейшая основа для демократического и вообще любого цивилизованного общества. Что же нам демократам делать с объективным сокращением доли белого населения в мире? Нельзя же ведь, например, датировать белые семьи и как-то ограничивать рождаемость семей других рас. Как, сохранив политкорректность, регулировать демографические изменения?"

Т. АЛЕКСЕЕВА: А что подразумевает автор вот этого вопроса под белым населением?

АМАЛИЯ: К сожалению, не пояснил.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Не пояснил, да.

А. МИТРОФАНОВ: Но явно, мы с Вами обсуждали это до нашей передачи, он не подозревает индусов, индийское население. Но индийцы, как и Вы сказали, кроме южного...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Они европеоиды.

А. МИТРОФАНОВ: Поэтому большинство в мире, европеоиды. Индийцы - европеоиды. Запомните это, товарищи. Вы все неправильно мыслите. Индийцы - европеоиды, кроме южных.

АМАЛИЯ: Ну, вероятно, товарищ не...

А. МИТРОФАНОВ: Да, товарищ этого не знает. Хотя, конечно, на уровне бытового сознания этого не существует, Конечно. Конечно, индийцы - это не европеоиды. Европеоиды для нас - это Европа, часть Америки...

Т. АЛЕКСЕЕВА: И обязательно белые и так далее.

А. МИТРОФАНОВ: И половина России.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вы знаете, самое главное, я думаю, что не было бы этих вопросов, и, может быть, не было бы такого настроения, что Россия для русских, если бы наше население было более грамотным. Да простит меня Бог. У нас в школе совершенно не обращают внимания на историю русскую. Вот мне приходится иметь дело...

АМАЛИЯ: Так, ну, как она пишется.

А. МИТРОФАНОВ: Подождите, у нас все продолжение советской истории. Вот как было написано при товарище Сталине, все модифицировано...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да, нет. Это поздняя история.

АМАЛИЯ: Продолжим, продолжим, дорогие...

А. МИТРОФАНОВ: Ничего не изменилось абсолютно. Взгляды...

АМАЛИЯ: "А вот микронезийцы - это отдельный народ и отдельная раса. Или раса, близкая к полинезийцам?"

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вы знаете, это народ, безусловно. И полинезийцы - это тоже в какой-то мере народ, но есть и полинезайская раса, но это раса малая. Потому что вот мы говорили о 5 или о 3 расах, они подразделяются...

А. МИТРОФАНОВ: Но главные. Как мы говорили раса-мэйджеры. И маленькие остальные есть.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Да. Те же европеоиды, есть северные, есть южные. И каждая из этих рас подразделяется на очень большое количество уже групп антропологических, типов, антропологические типы и т.д. Т.е. но полинезийская раса - это раса смешанного происхождения.

АМАЛИЯ: Спасибо. "Алексей, Вы эксперт по Ближнему Востоку. До прихода туда американцев белые люди спокойно ночью гуляли по Багдаду. Теперь нас там отстреливают. Прокомментируйте, пожалуйста".

Т. АЛЕКСЕЕВА: Это Ваша карта.

АМАЛИЯ: "И вообще желаю Вам быстрее вернуться в Ирак. Вы поймете, о чем речь".

А. МИТРОФАНОВ: Да, действительно. Интересный очень вопрос. Неожиданный. Я много раз бывал в Ираке до американской агрессии. Скажу, действительно, можно было гулять там свободно. За исключением некоторых эпизодов, ну, таких совсем хулиганских, конечно, в дальних закоулках, не стоило заходить.

АМАЛИЯ: Ну, это такие, которые есть везде собственно.

А. МИТРОФАНОВ: Сейчас совершенно другая ситуация. И по нашим данным действительно там сложно очень. И вот почему. Пришли люди, американцы, прежде всего, ничего не знавшие об Ираке...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вот. Абсолютно.

А. МИТРОФАНОВ: Не разбиравшиеся в этом. Кандолиза Райс, которую я лично очень хорошо знаю, мы с ней общались, когда она была научным исследователем и прочее. Она советолог. И у нее было абсолютно, она специалист по советской истории, и она, у нее была идея абсолютно взятая с нашей истории. Что можно привезти из-за границы, как Ленина, эмигрантов, они овладеют обстановкой в стране, станут ее контролировать при помощи иностранцев и все пройдет нормально. И они ставили на эмиграцию, которая приедет из Лондона.

АМАЛИЯ: Т.е. поступили в высшей степени безответственно.

А. МИТРОФАНОВ: Ну, она изучала советскую историю. Она всю жизнь писала об этом. Представляете, вот советолог, 30 лет, 25 она пишет статьи, она занимается этим, она консультирует. Она сюда приезжала много раз. И вдруг эта схема не сработала. Она не поняла, что Россия - это не Ирак, где совершенно другая ситуация, поэтому, к сожалению, они так поступили. И они очень напоминают, все их ошибки очень напоминают советские ошибки 70-х, 80-х и раньше, да. И они идут советским путем, и она тоже. И вообще она гениально мне как-то сказала такую фразу, когда она была в России, что вообще я благодарна вот тому, что я занимаюсь советской историей, русской историей, потому что если бы нет, я была бы музыкальным учителем в Алабаме и сейчас бы балбесов била по голове линейкой. А девушка стала госсекретарем США.

АМАЛИЯ: Ну, приблизительно этим и занимается теперь в Ираке, вероятно. "Самая серьезная проблема у любого человека на протяжении большей части жизни - это этно-религиозная самоидентификация. Горе тому, кто живет во власти стереотипов, и в связи с этим пытается вогнать себя то в один, то в другой шаблон". Ну, да, наверное, согласны. Ну, у многих это происходит, наверное, слишком быстро. Эта самоидентификация. И горе тому еще, кто идентифицируется и неоправданно превозносится над этно-религиозными и этническими воззрениями других и самоидентификациями. "Давайте послушаем профессионала Татьяну Ивановну..." Ой, не буду это зачитывать, простите.

Т. АЛЕКСЕЕВА: А что интересно?

АМАЛИЯ: Да, ну, так вот.

А. МИТРОФАНОВ: Ругают меня, наверное.

АМАЛИЯ: Ругают, ругают.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Так ругают-то, наверное, меня.

А. МИТРОФАНОВ: Нет, меня ругают, Вас не ругают. Вас не могут ругать.

АМАЛИЯ: Я попрошу более корректные, пожалуйста, сообщения. Читаю их подряд сейчас.

А. МИТРОФАНОВ: Мата там не надо. Ну, что Вы? Под новый год. За 10 минут до нового года. Вдруг, так сказать, осторожней товарищи, ну, что Вы.

АМАЛИЯ: Хорошо. Итак, даже и не знаю. Тут у нас подряд. Так.

А. МИТРОФАНОВ: А что, ругают?

АМАЛИЯ: Ругают, Вы знаете, не по теме ругают. Не по теме.

А. МИТРОФАНОВ: Ну, просто вообще по жизни ругают. Чтобы знал.

АМАЛИЯ: Я бы попросила тех, кто еще...

А. МИТРОФАНОВ: Я прочитаю все ругательные особенно внимательно сегодня.

Т. АЛЕКСЕЕВА: А дадут потом эти вопросы?

АМАЛИЯ: Да, конечно, пожалуйста, сколько угодно. Пожалуйста, может быть, уважаемые радиослушатели обратили бы внимание на тему "Бремя белого человека". Испытываете ли Вы какую-то ответственность, как белые российские люди, перед, ну, не знаю, монголоидной расой, проживающей на территории Сибири? И вообще перед кем-то Вы испытываете ответственность, белые российские люди? "Гребя весь мир, европейцы основали колониальную экономику на рабовладении, чтобы выжимать из человека все соки и загонять человека в гроб". Вот, т.е. европейцы не человеки, а человека в гроб загонять. "Надо было отказаться от взгляда на него, как на такое же Божие создание потомка Адама. Отсюда расизм, которого не было в средневековой Европе". Ох, ох, я бы просто бы не согласилась бы. Начиная с евреев...

А. МИТРОФАНОВ: С чем бы я согласился бы в этом вопросе, что, конечно, большой минус европейцев, это сугубая практичность в подходе ко всем делам. Эта сугубая практичность многолетняя.

АМАЛИЯ: Сугубая практичность в отношении к другим расам, нациям?

А. МИТРОФАНОВ: Нет, ну, вообще к жизни, как таковой. Это же другой подход.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Ну, я же Вам говорила, что мы рационалисты. Вообще европейцы.

А. МИТРОФАНОВ: Рационалисты. Это создает колоссальный прорыв - по качеству жизни, по насыщенности материальными благами, по каким-нибудь вопросам мы прорываемся. Но по всем остальным мы проигрываем очень сильно. Потому что вот эта практичность - это и плюс, и минус одновременно. Здесь это надо прямо сказать, действительно.

АМАЛИЯ: Так. "Почему во Франции марокканцы и тунисцы редко получают высокооплачиваемые профессии. В основном водители такси, дворники... (Ну сейчас водители такси московские не согласятся очень сильно. Что значит? Очень хорошо оплачиваемая профессия в Москве, например). Французы их не считают цивилизованными людьми. Это же расизм". Вот опять же о том, о чем я начала. Вот этот фильм утопический "Бремя белого человека", когда все-таки если поменять местами, да, то поучается легкий крен в распределении, допустим, профессиональном.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вы понимаете, с одной стороны, скажем, европейца можно упрекнуть в том, что мало рожают детей, что женщины работают и так далее и так далее. Но между тем, если в семье немного детей, то ребенка можно хорошо воспитать, дать ему хорошее образование. И соответственно он будет занимать более высокое положение. А там, где детей чрезвычайно много, какие нужны средства, чтобы их воспитать?

А. МИТРОФАНОВ: Но с другой стороны есть плюсы, потому что Вы закладываетесь на большую перспективу. Представляете, если у Вас 20 детей. Кто из них когда-то выскочит. И это огромный клан, который наступает. Понимаете, возьмите Бен Ладоновскую семью. 57 детей, один из них вот этот нынешний Бен Ладен. А остальные, там, в бизнесе и так далее. И когда у него случились известные проблемы, и когда весь мир стал его критиковать и так далее, в Саудовской Аравии не смогли вытеснить всю семью, потому что их так много. Те отказались от него, и тема закрылась. Потому что их много, это колоссальный. Это род целый. Это нельзя сказать, что... Есть плюсы, согласитесь.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Может быть, но у каждого народа, в данном случае именно у народа, есть свои приоритеты.

А. МИТРОФАНОВ: Конечно.

Т. АЛЕКСЕЕВА: И все. Вот когда я слышу, вот там русских становится все меньше. Во-первых, русских очень много по сравнению с другими народами, которые населяют Россию. Поэтому нечего по этому поводу кричать...

А. МИТРОФАНОВ: Нет, ну, проблема есть все-таки, что говорить.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Проблема есть. Но Вы понимаете, здесь еще какие-то исторические причины, которые заставляют народ развиваться в том или ином направлении. Ну, что-то вот неизбежное.

А. МИТРОФАНОВ: Что-то вот не хватает для того, чтоб рожать. Русскому нужен какой-то помимо всего прочего подъем, какая-то радость для того, чтобы рожать, там продвигаться, плодиться, понимаете.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Ну, другие у нас приоритеты...

А. МИТРОФАНОВ: Чего-то подъема нету. Понимаете, вот после войны странно, была бедность и все, после войны 45 года, но хотелось рожать...

Т. АЛЕКСЕЕВА: Женщины хотят работать.

А. МИТРОФАНОВ: А сейчас какой-то упадок.

АМАЛИЯ: Рожают, рожают, Алексей, ой, рожают.

А. МИТРОФАНОВ: Я знаю, товарищ ведущий, я знаю. Что есть люди, которые рожают.

АМАЛИЯ: И еще собираются. "Алексей, древние иранцы, скифы и сарматы были светловолосые и светлоглазые и совсем на Брежнева не похожие. Нынешние персы - продукт смешения с темноволосыми семитами Иранского плато. А северные кавказцы, кстати, в основном светлоглазые и светловолосые, в отличие от закавказцев. Николай".

Т. АЛЕКСЕЕВА: Ну, нет, это неверно.

АМАЛИЯ: Неверно, Николай.

А. МИТРОФАНОВ: Татьяна Ивановна, скажите. А то мне скажут, что это политика. И будут ругать опять.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Я скажу. Во-первых, когда говорят, что скифы и сарматы были светловолосые и светлоглазые, древнее население. Ну, в каких-то источниках, восточных, скажем, могли об этом сказать. Но это не значит, что они были все такими. Потому что, но мы ведь не знаем все равно, какие у них были глаза, какая кожа. Мы только знаем, что по строению черепа, лица, там выступания носа, профилировки лица, они типичные южные европеоиды. И поскольку все южные европеоиды имеют преимущественно темные волосы и очень большой процент темных глаз, то оснований нет говорить о том, что скифы были светловолосые, светлоглазые.

А. МИТРОФАНОВ: И крымские татары - европеоиды. Это тоже надо знать.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Но они очень темноглазые - крымские татары. Что касается северокавказцев, то это тоже неверно. Процент светлых глаз, он небольшой есть и в Закавказье, и он есть, ну, среди грузин, и он есть и у северокавказцев. Но северокавказцы - это носатые, широколицые, темноглазые преимущественно, довольно смуглая кожа...

АМАЛИЯ: И дай Бог им здоровья. Татьяна Ивановна, вынуждена Вас прервать, сейчас у меня к Вам вот в последние несколько секунды нашей программы...

А. МИТРОФАНОВ: Старого года по Юлианскому календарю...

АМАЛИЯ: Во-первых, старого года, да, по Юлианскому календарю, но все-таки обращение к радиослушателям уважаемым, особенно с расистскими наклонностями, от Алексея Митрофанова и от Татьяны Ивановны Алексеевой. Татьяна Ивановна, вот очень коротко, у нас несколько секунд. Что Вы можете сказать, как антрополог, как ученый, как прекрасный человек.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Вы понимаете, я бы, что пожелала людям? Больше терпимости и, конечно, знания, потому что когда знаешь предмет, то тогда ты, ну, не способен на какие-то фантазии.

АМАЛИЯ: Ляпы.

Т. АЛЕКСЕЕВА: Ляпы, да, действительно.

АМАЛИЯ: И в том числе политические.

Т. АЛЕКСЕЕВА: И я то думаю, что... но самое главное все-таки терпимость. Потому что, конечно, далеко не все люди должны знать, что такое раса, что такое народ, но агрессивным не надо быть. Вот это призыв мой в конце вот этого...

АМАЛИЯ: Юлианского года. Алексей.

А. МИТРОФАНОВ: Наступил Новый год, и я всех поздравляю. Вот он уже наступил.

АМАЛИЯ: Ура! Он наступил!

А. МИТРОФАНОВ: Да, да, да. Просто у нас тут шампанское, да...

АМАЛИЯ: Дзинь-дзинь.

А. МИТРОФАНОВ: Дзинь-дзинь. Да. Все он наступил. И я считаю, что действительно нам всем не хватает знания. Россия - великая страна. И мы в том смысле должны быть патриотами, что мы должны чувствовать, что эта страна, наша страна должна быть первоклассной, первостатейной, страной, одной из первых в мире. В этом смысле мы патриоты. Но не в смысле копания в крови, потому что как только мы начнем копаться в крови каждого, то придет Татьяна Ивановна и всем нам объяснит, что русские - это смешение многих рас. И это очень сложный совершенно процесс. И когда кто-то ищет чистоту, то это, так сказать, делается просто от слабости. От слабости и, может быть, от глупости.

АМАЛИЯ: Тот совершает ошибку. С Новым годом всех нас...

А. МИТРОФАНОВ: За правильный патриотизм.

АМАЛИЯ: Да, за правильный патриотизм.

Т. АЛЕКСЕЕВА: А ученым, наверное, надо подумать о том, чтобы побольше писать популярной литературы...

А. МИТРОФАНОВ: Обязательно.

Т. АЛЕКСЕЕВА: И разъяснять...

А. МИТРОФАНОВ: И ученым таким надо давать доступ к эфиру, к информации, потому что не все это знают. Потому что я езжу по стране, бываю в десятках городов и слушаю такую муть по этим всем вопросам.

АМАЛИЯ: Мы продолжим нашу беседу. Возвращайтесь на "Территорию Амалии" в следующую пятницу. Спасибо моим гостям. С Новым годом!

А. МИТРОФАНОВ: Амалия, счастливо.

АМАЛИЯ: С Новым годом!

А. МИТРОФАНОВ: С новым годом!

Т. АЛЕКСЕЕВА: Спасибо.



13.01.2006
http://echo.msk.ru/programs/amalia/41124.phtml


Док. 462736
Перв. публик.: 13.01.06
Последн. ред.: 16.07.08
Число обращений: 211

  • Митрофанов Алексей Валентинович
  • Алексеева Татьяна Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``