В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Материалы общественного расследования событий в Благовещенске - специальный доклад Назад
`Эхо Москвы`: Материалы общественного расследования событий в Благовещенске - специальный доклад
Передача :     Интервью
Гости :     Людмила Алексеева, Марат Хайруллин, Ильдар Исянгулов


М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы продолжаем информационный эфир. Я напомню, что 8 декабря 2004 года в г. Благовещенске были избиты милиционеры. С 10 до 14 декабря были проведены там же профилактические мероприятия башкирского МВД, они говорили о том, что очень сильный всплеск криминала. Эти профилактические мероприятия были проведены таким образом, что до сих пор эта история расхлебывается. Задержано около тысячи человек. Почти всех били, подано 212 заявлений по поводу того, что такое безобразие с людьми творилось. Сейчас я представляю вам Людмилу Михайловну Алексееву, председателя правозащитного движения "Московская Хельсинская группа". Еще сюда пришли Ильдар Исянгулов, руководитель регионального башкирского отделения общественного движения "За права человека". И Марат Хайруллин, специальный корреспондент газеты "Новая известия".

Л. АЛЕКСЕЕВА - Можно одно замечание. Вы сказали, что 8 декабря были избиты милиционеры. Да не были избиты, это представлено потом было, что они были избиты. На самом деле повода не было.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо. Не были избиты. Но с 10 по 14 декабря была проведена крупная профилактическая...

Л. АЛЕКСЕЕВА - Была.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Очень хорошо. Нам же главное это. Главное что с тысячей человек разобрались как надо. И вот сейчас у нас на нашем столе лежит толстая книга, доклад по этому поводу. И еще что я знаю из сообщений СМИ, что 9 марта министр внутренних дел Нургалиев будет отчитываться перед депутатами ГД по этому или, может быть, в том числе по этому же поводу. То есть дело собственно довольно серьезное. Что это за доклад и что вы можете сказать по этому поводу? В каком сейчас состоянии находится расследование этого дела?

Л. АЛЕКСЕЕВА - Этот доклад - результат независимого общественного расследования, который провели правозащитники российские, вот в связи с этой профилактической операцией в Благовещенске. Мы с самого начала заявили, что будем сами проводить расследование, потому что мы знаем, что и расследование, проводимое прокуратурой и проводимое внутри МВД по поводу безобразий, чинимых их милиционерами, как правило, в основном руководствуется не столько стремлением воссоздать реальную картину происходившего, сколько корпоративной этикой. Вот своих не давать в обиду, у нас все правильно, обойдется. И поэтому мы провели такое расследование. Я увидела пару дней назад по телевидению, что уполномоченный по правам человека РФ В.П. Лукин был у президента, представлял ему доклад о ситуации с правами человека в РФ за 2004 год и специально сказал о Благовещенске. И на это президент ответил, ну меры, административные, как мы настаиваем, чтобы уволили министра МВД Башкирии Диваева и его зам. Смирнова и возбудили против них уголовные дела за то, что делалось в Благовещенске, президент ответил, что ну вот, закончится расследование прокурорское и проводимое МВД, и тогда будем делать выводы. Мы поспешим передать президенту и наше расследование, потому что мы очень сомневаемся в объективности и в дотошности и того и другого расследования.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос к Ильдару Исянгулову, вы же там постоянно находитесь, у вас есть какие-то данные о том, как ведется расследование официальное?

И. ИСЯНГУЛОВ - На сегодняшний день, к сожалению, приходится констатировать, что расследование ведется крайне вяло. Кроме того, со стороны работников МВД, которые осуществляют оперативное сопровождение следственных действий, осуществляется давление на потерпевших. Об этом мы заявляли и зам. министра внутренних дел, когда были на встрече. Об этом говорили потерпевшие, когда пикетировали здание МВД, но, к сожалению, пока результаты те же.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - И простите, я вас прерву, сейчас короткие новости, и мы продолжим наш разговор.

НОВОСТИ

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы говорим о событиях в Благовещенске и о довольно такой толстой объемной то ли книге, то ли журнале, который являет собой специальный доклад - это общественное расследование событий в Благовещенске. Я не знаю, кто из вас желает ответить, я хотел сказать, вот вы сделали этот доклад, то есть изучили обстоятельства этого печального происшествия или ряда происшествий. О чем же говорит ваш доклад, что собственно произошло в Благовещенске?

Л. АЛЕКСЕЕВА - Может быть, Марат Хайруллин, он еще не успел.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Пожалуйста.

М. ХАЙРУЛЛИН - Мы констатируем, что в Благовещенске произошло событие, которое может определить жизнь страны на многие годы вперед. А именно, целый город в массовом порядке был подвергнут необоснованным репрессиям со стороны МВД, со стороны милиции. Более того, из этого доклада следует, что подобные действия милиции, ОМОНа башкирского это привычная практика. И сейчас у нас свидетельства, есть некоторые наметки, что подобные методы, я даже не знаю, как это назвать, разборки, расправы, зачистки, применяются по всей России. У Людмилы Михайловны уже есть первые звонки.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Я бы не сказала по всей России. Но мы действительно знаем, что еще в двух маленьких городах Башкирии до Благовещенска была такая история. И в одном городе в Иркутской области. Поэтому "Московская Хельсинская группа" разослала по всей всероссийской правозащитной сети запрос, были ли у них в регионах такие случаи. Потому что действительно подозрение, что может быть это первый раз, когда мы обратили на это внимание, а не когда это случилось.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вот Алексей Карпов из Иркутской области спрашивает: "А что собственно происходило?" Вот что происходило?

М. ХАЙРУЛЛИН - Происходило следующее. 10 декабря прошлого года в маленьком башкирском городе Благовещенске с населением порядка 30 тысяч человек появились две машины, набитые людьми в масках. Люди в масках численностью от 40, это приезжий башкирской ОМОН, и плюс к ним присоединились сотрудники местного РУВД в численности 130 человек. Вышли на улицы и начали хватать всех подряд людей, мужчин в возрасте от 14, мы боимся назвать нижнюю границу, потому что есть случаи, что 12 и 13 летних задерживали, избивали, и до 40 лет и так далее.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Останавливали, что требовали?

М. ХАЙРУЛЛИН - Ничего не требовали. Стоять, руки за голову, паспорта. Если человек: по какому праву? - удар дубинкой. Если начинал, не дай бог, возмущаться, валили на землю, пинали руками, ногами.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Загружали в автобусы, отправляли в милицию или в здание вытрезвителя, ставили к стенке, руками упереться в стенку, ноги на ширину метр и не двигаться. Если двигались, что-то говорили, били дубинками. И некоторых, которые пытались сопротивляться или как-то еще не нравились милиции, уже как следует избивали, вплоть до того, что человек падал и терял сознание. И заставляли, сидя на корточках, кричать "мы любим милицию"...

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо, прокричал человек "мы любим милицию", сплясал гопак, отжался.

М. ХАЙРУЛЛИН - Еще не все. Врывались в общежития, по селам врывались в некоторые дома, есть факты. Забирали, в том числе инвалидов, женщин. Женщин избивали точно так же. Есть свидетельства в докладе, избили беременную девушку. То есть прямые свидетельства приводятся. Я пока не буду озвучивать, но в принципе подтверждается уже версия, моя версия, я лично убежден, но подтверждается версия, что были массовые изнасилования.

Л. АЛЕКСЕЕВА - В докладе мы...

М. ХАЙРУЛЛИН - В докладе пока этого нет.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо, а чего хотели?

М. ХАЙРУЛЛИН - После этого стояли в позе, которая указана, эта поза квалифицируется однозначно как пытка, стояли до 4-5 утра. После этого у них откатывали пальчики, фотографировали и заставляли подписывать пустые протоколы об административном задержании.

Л. АЛЕКСЕЕВА - А потом в эти протоколы вписывали, что их задержали...

М. ХАЙРУЛЛИН - В нетрезвом виде.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Что они нецензурно выражались в общественных местах или что они пили. И так далее. По-видимому, кроме профилактического мероприятия, которое было им предложено, милиция решала еще и собственные проблемы. Оказывается, в Благовещенске раскрываемость преступлений на 5% меньше, чем в среднем по Башкирии. Они решили, что у них за эти несколько дней очень повысится раскрываемость преступлений. Они там раскроют такие нехорошие факты. Они заполняли пустые бланки потом.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо, местное руководство города заняло какую позицию?

И. ИСЯНГУЛОВ - Официально признано, что заказчиком данного мероприятия был глава администрации Нуртдинов.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Глава администрации Благовещенска.

И. ИСЯНГУЛОВ - Да. Приказ на использование ОМОНа подписал министр внутренних дел Диваев. Все четыре дня в городе находился зам. министра внутренних дел генерал Смирнов. Мы считаем, что...

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Зам. министра внутренних дел РФ?

И. ИСЯНГУЛОВ - Нет, Башкирии. И мы считаем, что ответственность за данную акцию должны нести генерал Диваев, генерал Смирнов и глава администрации Нуртдинов.

М. ХАЙРУЛЛИН - Уголовную ответственность.

Л. АЛЕКСЕЕВА - В докладе надо сказать, требуют отстранения от должности и уголовного наказания и для непосредственных исполнителей акции и для тех ответственных лиц, которые эту акцию санкционировали.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я знаю, что говорилось в СМИ, во всяком случае, официальные органы говорили, что это какая-то очень раздутая история, что были там конечно некие перегибы, но в основном это все фикция. Потому что не подтверждены вот эти факты, во всяком случае, люди не пишут заявления о том, что с ними грубо обращались.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Во-первых, в докладе отмечаются и заявления людей и следуемые факты, что заявления прокуратура не принимала и действительно когда...

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Прокуратура Башкирии.

М. ХАЙРУЛЛИН - Города и Башкирии.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Когда мы 11 декабря были у прокурора Башкирии Залепухина, он сказал, что у меня заявлений нет, это была правда, их не было, потому что их не брали. Во-первых, а во-вторых, что это раздутое и это фикция, вот для этого и сделан наш доклад. Это очень трудно опровергнуть, потому что еще раз говорю, что здесь нет ни одного факта, не подтвержденного заявлениями граждан.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Эти заявления находятся где?

Л. АЛЕКСЕЕВА - У нас.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - У вас.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Большая их часть адресована и прокурору и общественной организации, но есть какая-то часть заявлений, когда люди говорили, что мы не верим прокуратуре, государственным органам, мы адресуем свои заявления в правозащитную организацию. Адресовали в "Московскую Хельсинскую группу" или в Движение за права человека.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - У меня вопрос к Ильдару Исянгулову. После того если так действительно был изнасилован весь город, фигурально выражаясь, то я так понимаю, что это должно было привести на фоне опытов с монетизацией льгот к выходам на улицы, перегородить дорогу и так далее. Сейчас у населения есть, я бы сказал, протестный инструментарий, для того чтобы полетели головы. Вот какая сейчас обстановка в Благовещенске? Или народ успокоился...

И. ИСЯНГУЛОВ - Нет, нет. Нужно отметить вот еще такой момент. Позиция прокуратуры на сегодняшний день более-менее понятна.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Прокуратуры чьей?

И. ИСЯНГУЛОВ - Генеральной. Был отстранен прокурор города от занимаемой должности, был отстранен прокурор республики от занимаемой должности. На сегодняшний день следственная бригада увеличена с 7 до 15 человек, и на сегодняшний день последние данные - 123 человека признаны потерпевшими.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Признаны официально...

И. ИСЯНГУЛОВ - Официально потерпевшими.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Уже, будем так говорить новыми людьми, которые сейчас занимаются в прокуратуре Башкирии.

И. ИСЯНГУЛОВ - Да. И я думаю, что эта цифра возрастет. Что касается этих протестных действий, буквально 26 числа в Уфе состоялся многотысячный митинг. И большую долю или основной акцент на нем как раз и занимали события в Благовещенске.

М. ХАЙРУЛЛИН - Я более того скажу, что произошла уникальная вещь. Благовещенск объединил различные политические силы Башкирии. И они второй раз выходят на многотысячный митинг в Башкирии, причем с оранжевой символикой. Понимаете. И вот на этом фоне я хочу сказать, какую позицию вопиющую безнравственную, как угодно можно назвать, заняли власти Башкирии. Они совершенно не признают и руководство МВД, они даже очевиднейшие факты не собираются признавать. И более того, они постоянно пытаются перехватить инициативу и перейти в наступление. Муртаза Рахимов, который у нас является президентом или губернатором на внеочередном чрезвычайном заседании парламента республики Башкортостан, уже само название говорит, в открытую обрушился на правозащитников. Это мы, виноваты, правозащитники виноваты в том, что так раздули этот Благовещенск. Это не они виноваты, что избили город, а по нашим подсчетам каждый 40-й гражданин, включая детей и младенцев, был избит.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Я хочу все-таки ответить на ваш вопрос. Надо сказать, что в Благовещенске в этом отношении замечательное явление, я могу как человек, который уже давно защищает права человека в нашей стране сказать, меня в Благовещенске очень радует то, что это, пожалуй, первый раз, когда правозащитники выступили в защиту прав граждан, но граждане их поддержали своими активными действиями. Во-первых, они пришли, подали заявления, во-вторых, мы устраивали собрание в Доме культуры, и на это собрание пришло больше тысячи человек. В-третьих, несколько раз приезжали жертвы этих избиений в Москву, и они участвовали в пресс-конференциях, в пикетах около МВД и около Генпрокуратуры с требованием в этом разобраться. То есть рядовые граждане, права которых нарушили, к сожалению, не сами начали, начали их защищать правозащитники, но они на это, я бы сказала, активно откликнулись.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Теперь мы знаем критерии. Что нужно сделать, чтобы люди поддержали правозащитников. Нужно избить весь город. Получается так.

Л. АЛЕКСЕЕВА - Я надеюсь, что в дальнейшем они будут откликаться все-таки, скажем, в Украине на майдане и не битые стояли.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Немножко другая страна. У меня последний вопрос. Извините, у нас заканчивается время. Вы, Людмила Михайловна, один из тех людей, которые еще несколько лет назад поступили нетрадиционно, вы всячески выступаете за то, чтобы правозащитники активно сотрудничали с властью. Ваша позиция, она и мне близка, я тоже так считаю, что просто где-то на углах кричать в этом нет смысла, а нужно подготовить доклад независимый, но нужно общаться с властью, вручить его власти и так далее. Скажите, этот доклад пойдет по инстанциям, он будет прочитан?

Л. АЛЕКСЕЕВА - В обязательном порядке. Я начну с того, что он будет представлен президенту РФ, он будет представлен в Генпрокуратуру, в Думу, во все официальные власти Башкирии, в Министерство внутренних дел Башкирии. И во все правозащитные международные организации. Мы всегда все делаем в открытую.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, я это понимаю. И последний короткий вопрос. Слово представлено, но носит такой загадочный характер. Я с трудом себе представляю, как президент Путин вечером при свете красивой лампы изучает этот доклад. Есть какой-то механизм, чтобы кто-то изучил этот доклад и каким образом, только очень коротко ответьте, вопрос важный, чтобы этот доклад стал какой-то частью этого уголовного дела?

Л. АЛЕКСЕЕВА - Чтобы президент прочел доклад при свете красивой лампы, ему передадут, механизм известен, ему передадут этот доклад или председатель Совета по правам человека, я являюсь членом этого совета, и Элла Александровна Памфилова не откажет в этом. Или уполномоченный по правам человека, который уже ставил перед президентом этот вопрос. А все остальные точно также...

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Может ли этот доклад стать какой-то частью доказательной базы, пожалуйста, Марат.

М. ХАЙРУЛЛИН - Он уже стал, потому что после того как мы первый доклад передали в Генпрокуратуру, была сформирована специальная группа.

М.ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо вам большое. Людмила Алексеева, Ильдар Исянгулов и Марат Хайруллин. Мы говорили о событиях в Благовещенске. Коим подготовлен правозащитниками специальный доклад. Спасибо.




03.03.2005
http://echo.msk.ru/programs/beseda/34907.phtml





Док. 462576
Перв. публик.: 03.03.05
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 230

  • Алексеева Людмила Михайловна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``