В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Шафраник: `О комплексном развитии Сибири и Дальнего Востока` Назад
Юрий Шафраник: `О комплексном развитии Сибири и Дальнего Востока`
О комплексном развитии Сибири и Дальнего Востока

1. Восточная Сибирь и Дальний Восток - сырьевой и энергетический потенциал России, имеющий слаборазвитую инфраструктуру. Начало строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" создает первые условия для начала исправления ситуации.

2. Прогнозы ведущих мировых экспертов свидетельствуют о том, что потребление нефти в мире будет расти высокими темпами и достигнет к 2020 г. 5,2 млрд. т против 3 млрд. т в 2000 г. Особенно быстро будет увеличиваться потребление в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. По некоторым оценкам, только в Китае потребление нефти возрастет до 600 млн. т при собственном производстве, по самым оптимистическим прогнозам, до 200 млн. т.

3. Достижение требуемых объемов добычи нефти, чтобы обеспечить заявленное на экспорт количество нефти (80 млн. т) и значительное количество газа, требует изменения, в первую очередь, положения с воспроизводством минерально-сырьевой базы. Для этого необходимо развернуть широкий фронт геологоразведочных работ. С 1991 г. эти работы оказались замороженными. В 80-е гг. на Востоке страны было открыто до 30 месторождений нефти и газа. Они в целом и составляют сегодня основу сырьевой базы.

4. В Восточной Сибири, в силу более суровых климатических условий и большей сложности разработки месторождений, стоимость прироста запасов нефти и газа будет выше, чем в Западной Сибири. Если в Западной Сибири прирост запасов нефти стоит примерно 2,5 долл. за тонну, то в Восточной Сибири он будет обходиться в среднем в 4 долл. за тонну. Стоимость прироста газа будет выше в 1,5 раза. Однако стоимость прироста этих запасов будет ниже мировых показателей, которые составляют 6 долл. за тонну, но в дальнейшем добыча потребует больших капитальных затрат.

Чтобы обеспечить добычу нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке на уровне 80 млн. т до 2030 г., надо вкладывать в геологоразведку не менее 14 млрд. долл. и на шельфе Сахалина не менее 3 млрд. долл. Однако при этом возникает серьезная проблема освоения средств, которые стали выделять на геологоразведку, поскольку за последние 15 лет потеряны производственные коллективы, кадры, научные организации, утрачен громадный опыт в этой сфере.

5. По оценке крупнейших специалистов, при выполнении всех условий, названных выше, максимум того, что мы сможем добывать к 2030 г. в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, - 55 млн. т нефти. Но при этом следует учитывать внутренние потребности этого региона. Они составят около 20-30 млн. т. В связи с этим встает вопрос о диверсификации топливного баланса как в целом по стране, так и в восточных районах. При наличии больших запасов углей и высоких ценах на энергоносители появляется возможность отказаться от чрезмерной ориентации на газ.

6. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке отсутствует необходимая инфраструктура. И возникает дилемма: либо мы усилим сырьевой характер нашей экономики, либо используем этот импульс для комплексного развития всего региона. Для второго вектора развития необходимы и государственная программа, и заинтересованность бизнеса. Государству нужно использовать благоприятные условия, сложившиеся на мировом рынке энергоносителей, чтобы успешно решить задачи коренной структурной перестройки экономики страны, возрождения отечественного машиностроения и высокотехнологичных отраслей, эффективного развития производства, работающего на потребительский спрос населения России.

7. Наличие в Восточной Сибири богатых ресурсов высококачественной нефти создает основу для создания мощных производств, нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов мощностью до 50 млн. т, рассчитанных главным образом на удовлетворение потребностей стран АТР. Дополнительно надо учитывать, что газ в месторождениях Восточной Сибири и Якутии содержит много ценных компонентов, которые в результате его переработки могут поставляться на мировой рынок. Задача состоит не в вывозе сырья, а в экспорте конечных продуктов.

8. Решение проблемы нехватки трудовых ресурсов, переход нынешней угрожающей демографической динамики в позитивную тенденцию возможны только, в первую очередь, через развитие производительных сил, реализацию крупных проектов, а во вторую - путем реализации целевой миграционной политики.
При этом следует иметь в виду, что внутренние демографические резервы для организации миграционных потоков на Восток у самой России очень малы. Такие перемещения производительных сил могут отрицательно повлиять на экономическую ситуацию в западных регионах.

Масштаб работ в данном направлении настолько велик, что нужна государственная программа развития нефтяной, газовой, нефтехимической и газохимической промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока, поддержанная серьезными социально-политическими решениями.

Масштабные проекты по энергетическому и минерально-сырьевому освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока способны стимулировать возникновение динамичных очагов жизнедеятельности, начало демографического роста и миграции в этот регион значительного количества рабочей силы из стран СНГ.

9. Освоение территорий и ресурсов российского Востока требует такого же комплексного подхода, как при освоении Западной Сибири. В истории России ХХ в. это была грандиозная эпопея - создание в 70-х гг. нефтегазового комплекса в Западной Сибири. Это был беспрецедентный по мирохозяйственному и геополитическому значению экономический проект, включавший освоение в кратчайшие сроки и в колоссальных объемах материально-технических и финансовых ресурсов для формирования нового сверхкрупного (в масштабах не только страны, но и мира) района добычи углеводородов.

10. Сегодня, в том же контексте (создание предпосылок нового экономического "прорыва"), мы говорим о Восточном проекте - о национальном экономическом, политическом, демографическом проекте комплексного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Главное для проекта такого масштаба - комплексность в освоении ресурсной базы и нацеленность на конечный продукт (на перерабатывающую промышленность, а не на выкачивание сырья из недр).

11. Ни одна компания в мире не сможет поднять Восточный проект самостоятельно, в одиночку - не те масштабы. Сделать это можно только при участии и под эгидой государства. Государство через специально созданную для этого администрацию (агентство, корпорацию, какой-то другой орган) должно взять на себя руководство реализацией всей совокупности работ на Востоке страны. В истории Советского Союза есть поучительный пример такого управленческого решения - создание в 30-х гг. прошлого века администрации Северного морского пути. Есть аналогичные примеры управления огромными территориально-производственными комплексами и в истории западных стран - Соединенных Штатов, Канады, которые в данном случае перенимали сделанное в России.

12. Во главе специально созданной государственной структуры (Администрации Восточного проекта) должна встать личность, отвечающая уровню исторической задачи и требованиям времени. Именно так было при А. Н. Косыгине, во времена западносибирской эпопеи. Органу управления Восточным проектом должны быть переданы определенные государственные функции, он должен располагать соответствующим бюджетным финансированием (отдельная строка в бюджете). Замыкаться этот координирующий орган должен на Президента РФ. Никакие министерства, ведомства, регионы ни порознь, ни вместе поставить и решить эту крупнейшую государственную задачу не в состоянии.

13. В рамках такого национального проекта есть место для всех видов бизнеса - государственного, частного, смешанного. В то же время реализация Восточного проекта под эгидой государства означает, что государственные структуры определяют направления и масштабы участия в проекте корпоративного бизнеса. Наряду с этим у государства есть четкая политическая задача: оно должно определить, кого подобрать партнерами проекта. Международное участие в освоении наших восточных регионов целесообразно спланировать так, чтобы вдоль границ Восточной Сибири был создан сплошной пояс, или "буфер", стратегических ресурсных проектов с участием европейских, американских, индийских компаний.

14. Созданию государственного органа - координатора национального Восточного проекта должно предшествовать политическое решение по комплексному развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом ресурсная программа развития громадного региона должна стать важнейшей составной частью проекта, реализуемой опережающими темпами. Если с политическим решением не тянуть, то уже к 2008 г. мы получим зримое "оживление" на всех направлениях Восточного проекта.
Заключение: применительно к Востоку России, т.е. огромному массиву зауральских регионов, речь идет о комплексном ресурсном проекте, а не только нефтегазовом, охватывающем важнейшие стороны общественно-экономического воспроизводства и национальной жизни. Решается вопрос нашего будущего. Альтернативы у России нет.
Председатель Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Ю. К. Шафраник


http://www.shafranik.com/rus/article.asp?id=146

Бюллетень деловой информации ТПП-ИНФОРМ No5, ноябрь 2006, стр.35-38

Док. 462548
Перв. публик.: 15.11.06
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 160

  • Шафраник Юрий Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``