В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Шафраник: РФ завершила формирование внешней энергополитики Назад
Юрий Шафраник: РФ завершила формирование внешней энергополитики
Юрий Шафраник - один из крупнейших в России экспертов по энергетическим вопросам. В 90-его годы занимал посты министра топлива и энергетики и губернатора Тюмени. Шафраник, которому сегодня исполнилось 55 лет, возглавляет Высший горный совет России, Совет Союза нефтегазопромышленников, а также комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК. На предпринимательской ниве Шафраник известен как президент группы компаний "СоюзНефтеГаз", которая реализует проекты в десяти странах четырех континентов. Об изменениях в глобальной энергетической стратегии России Юрий Шафраник рассказал в эксклюзивном интервью обозреателю ИТАР-ТАСС Алексею Кравченко.


ВОПРОС: Юрий Константинович, как Вы, один из крупнейший в стране специалист по международным проектам в сфере ТЭК, в частности, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, оцениваете итоги недавней поездки президента России по Ближнему Востоку?

ОТВЕТ: Февральская поездка Владимира Путина - этапное событие, завершающее формирование глобальной составляющей энергетической политики России на десятилетия вперед. Она закрепляет и определяет на будущее основы внешнеэнергетической линии, которую последние годы предлагали работающие в энергетике деловые круги. Энергетическое сообщество с удовлетворением отмечает, что отныне эта политика базируется на трех "китах", трех фундаментальных направлениях, напрямую влияющих на ее
эффективность и конкурентоспособность. Первое из них - это присутствие России в основных энергетических проектах партнеров по бывшему СССР.

Как минимум наше присутствие должно быть в 30 проц таких проектов в Узбекистане, Казахстане, Туркмении и т.д., и на это нельзя жалеть денег. Главное, это выгодно России и крайне выгодно самим этим республикам, с которыми у нашей страны нет антагонистической конкуренции, мы вместе идем на рынки и вместе работаем на них.

Второе направление - это реализация, потребительские рынки. Россия должна присутствовать на рынках сбыта, эта идея, когда-то высказанная нами, теперь в виде задачи сформулирована, развита и закреплена политическим руководством РФ. Серия последних споров с Евросоюзом, в ряде стран которого встретили сопротивление планы российских компаний по участию в транзитном или сбытовом сегменте, - это как раз следствие первых шагов России по реализации курса выхода на европейский рынок. В общем-то никакой альтернативы у ЕС нет. Попытки отгораживаться для Европы - путь к изоляционизму, а это в глобальном мире - самоубийственно. В глобализованной экономике надо пускать компании на рынок и создавать там, пусть при самом жестком антимонопольном законодательстве, конкуренцию компаний-производителей, а не собственных перекупщиков.

И третье направление, мощно вспаханное в рамках турне Владимира Путина - это выход России в "энергетическое сплетение мира" - Ближний Восток, страны Персидского залива и Северной Африки. Мы, как один из энергетических полюсов мира, особенно после того, как президент в год председательства РФ в "большой восьмерке" сделал тему энергобезопасности мира основой российского мандата в G8, конечно обязаны присутствовать в этом ключевом регионе. Россия - один из энергетических независимых полюсов и не должна входить в ОПЕК, точно так же как Саудовская Аравия, такой же полюс, не должна объединяться с Россией.

Однако, нам нужно взаимодействовать, переплетать финансы, проекты, заниматься этим целенаправленно, в том числе, определяться по рынкам. При этом, речь идет не о сговоре, которого так опасаются некоторые западные эксперты, потому как сговор продавцов на рынке даст кратковременный успех, а в долговременном плане гарантирует только проблемы и кризисы. Для производителя, а мы - Саудовская Аравия и Россия, прежде всего - производители, лучше сегодня недозаработать, зато потом еще десятилетиями зарабатывать и прочно присутствовать на
рынке.

В этом аспекте, сейчас много политиканства и негативной
конъюнктуры, как раз привнесенных перекупщиками, теми, кто маржу снимает и с потребителя и с производителя, и никак не заинтересован в налаживании эффективного взаимодействия между ними.

ВОПРОС: Вас часто называют общественным эмиссаром российского ТЭК в странах-членах ОПЕК и среди независимых производителей углеводородов. Недаром Вы возглавляете Российско-узбекский, Российско-иракский, Российско-ливийский деловые советы, Российско-саудовский деловой клуб,
а также патронируете Фонд содействия развитию сотрудничества со странами Ближнего Востока и Северной Африки им. Посувалюка. Как Вы оцениваете общественную компоненту ближневосточного турне Владимира Путина?

ОТВЕТ: Да, почти пять лет назад, в конце 2002 года мы были инициаторами, учредителями Российско-саудовского делового клуба. Вскоре после первого заседания Клуба, который в то время я возглавлял, прошла и первая межправительственная комиссия. Потом - первая поездка в Россию крон-принца, который сегодня стал королем и вот сейчас поездка нашего президента. Все это огромный сдвиг за очень короткое время. Это очень короткий период для поворота таких больших кораблей, как Саудовская
Аравия.

И деловой клуб и учрежденный годом спустя Российско-арабский деловой совет и другие двусторонние и многосторонние общественные механизмы нужны в свое время, на своих временных отрезках для обеспечения климата, благоприятствующего совместным начинаниям. За общественными форумами идут межгосударственные контакты, а затем уже собственно бизнес-проекты - цель и главный приоритет нашего сотрудничества.



http://www.itar-tass.com/prnt.html?NewsID=11289998
ИТАР-ТАСС

http://www.shafranik.com/rus/article.asp?id=166


27.02.2007


Док. 462490
Перв. публик.: 27.02.07
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 154

  • Шафраник Юрий Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``