В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Алексей Александров, 29.04.1998 Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Алексей Александров, 29.04.1998
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Климов
Гости :     Алексей Александров



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Александров, председатель подкомитета Комитета по безопасности Госдумы РФ.
Эфир ведет Александр Климов

АК - В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Александров, председатель подкомитета Комитета по безопасности Госдумы РФ. И говорить мы сегодня будем о проблемах реформирования российской правоохранительной системы. Начнем с той фигуры, которой непосредственно придется заниматься реформированием - это новый назначенный министр внутренних дел. Что это за человек и какое в вашем комитете к нему отношение.
АА - Ну, по моему мнению, это одно из наиболее удачных кадровых решений президента Б.Ельцина, поскольку С.Степашин объединяет в себе демократа, профессионала и патриота. То есть человека, для которого принципы демократического правового государства - его жизненная человеческая идеология, к которой он шел многие годы своей службы, вначале в органах внутренних дел, где он прошел путь от лейтенанта до подполковника, потом политическая деятельность в Верховном совете, где он возглавлял Комитет по обороне и безопасности и занимался этими вопросами. Занимался достойно, серьезно. Он уважаемый человек среди политиков. Ну и, кроме того, он показал себя когда был руководителем Федеральной службы безопасности. Он сохранил, прежде всего, систему государственной безопасности в стране, которая очень нам нужна. Она названа в конституции, нашей демократической Конституции, она нужна стране, и он ее сохранил и вместе с парламентом страны, с Государственной думой, он сделал закон о федеральной службе безопасности. Закон, который нужен демократам, истинным демократам и нужен народу, поскольку охраняет интересы нашей страны и на мировом уровне и внутри нашей страны. Кроме того, даже за те короткие месяцы, что он был министром юстиции, о нем все юристы страны отзываются самым лучшим образом, потому что он энергичный, сильный человек. И не потому даже, что он доктор юридических наук, он просто блестящий организатор, который знает, что он делает, и он начал реформы и в министерстве юстиции - вот те первые шаги, серьезные, по переводу всей нашей тюремной системы нашей страны.
АК - Ну это не он начал.
АА - Он начал организационные серьезные действия, которые сейчас подготовили этот вопрос к том, чтобы он решился окончательно, когда С.Степашин уже министр внутренних дел. Он оказался на стыке сначала как министр юстиции и сейчас как министр внутренних дел.
АК - Вас не смущает, что в обществе к С.Степашину отношение неоднозначное.
АА - Дело в том, что однозначного отношения в нашем обществе нет ни к кому.
АК - Вы начали говорить о тех конкретных шагах, которые С.Степашин предпринимает по переподчинению пенетенциарных заведений.
АА - Это очень важный вопрос. Это наше самое больное место, потому что нарушаются не просто права человека в тюремной лагерной системе, но условия содержания людей просто чудовищные в следственных изоляторах, тюрьмах особенно, когда люди сидят 4 года без обвинительного приговора, под следствием. То есть это не просто пытка, а это хуже, чем пытка. Потому что когда человек пытает кого-то, он чего-то хочет, а здесь он ничего не хочет, он просто заперт в холодном каменном мешке и мучается.
АК - И культивирует туберкулез.
АА - Да, ничего не желая. Поэтому это сейчас проблема номер один. Ну и проблемы, которые сейчас стоят перед Министерством внутренних дел - это ударный механизм в борьбе с преступностью, это касается каждого из нас, каждого простого человека - мы все хотим безопасной жизни.
АК - Что такое - ударный механизм?
АА - Прежде всего нам нужно решить вопрос с раскрываемостью преступлений. Такое положение вещей, которое сегодня сложилось с раскрытием тяжких преступлений повышенной общественной значимости никогда не было и надеюсь, что никогда больше не будет ни в нашей стране, ни за рубежом. Из ста уголовных дел повышенной общественной значимости, таких, как дело Листьева, Холодова и многих других, о которых знают все, не раскрыто ни одно. Это недопустимо. С другой стороны годами расследуются уголовные дела.
АК - Степашин это уже провозгласил на одном из первых расширенных заседаний, по-моему, Коллегии Министерства внутренних дел. Насколько это не просто декларация, а на самом деле конкретный механизм. Он предлагает что-нибудь, или может быть ваш комитет что-нибудь предлагает?
АА - Сейчас существуют некоторые советники.. советчики, я бы сказал так.. министерства внутренних дел. Обсуждают вопрос, не отказаться ли вообще от некоторых показателей, то есть показателей раскрываемости преступлений. Я считаю, что от показателя раскрываемости преступлений отказываться ни в коем случае нельзя. Нужно сделать его честным, чтобы не было укрывательства преступлений от регистрации. Все равно мы об этих преступлениях все знаем, и будем оценивать работу уголовной полиции нашей страны по конкретным уголовным делам, когда они ищут убийцу и добиваются его законного осуждения в суде, добиваются справедливого обвинительного приговора. Вот все остальное - это ерунда и обман.
АК - Сделать честным и гласным.
АА - Безусловно, сделать гласным - это самая большая проблема. Но у нас сегодня нет лица, который бы отвечал за раскрываемость преступлений в стране.
АК - Министр.
АА - У нас есть РУОПы, у нас есть всякие ГУОПы, Уголовный розыск, АБЕБ, и Бог знает, какие разные структуры. Я глубоко убежден, и мою точку зрения поддерживают многие депутаты - мы будем сотрудничать в этой части со Степашиным, чтобы все эти ведомства уголовные.. уголовного розыска и другие были сосредоточены в одной системе, уголовной полиции, чтобы возглавлял ее конкретный человек, профессиональный сыщик, не министр внутренних дел, а другое лицо, которое имеет большой опыт розыскной специальной работы, который понимает, о чем идет речь, в том числе агентурной и технической, и другой работы, и этот человек должен отвечать за весь блок раскрываемости преступлений в стране. Можно даже назвать его Главный комиссар полиции. Это должна быть главная узловая фигура
АК - Самостоятельное ведомство, или все-таки в структуре МВД?
АА - Это начальник Главного управления уголовной полиции.
АК - Так ведь есть уголовный розыск, зачем выдумывать что-то еще?
АА - Выдумывать не надо, раскрывать преступления надо.
АК - Пусть уголовный розыск и отвечает за раскрываемость преступлений.
АА - Вот нас это не очень сегодня устраивает, потому что у нас очень много структур есть кроме уголовного розыска, которые получают очень большие народные деньги за свой труд и не отвечают за раскрываемость преступлений. В частности, подразделение по борьбе с организованной преступностью. Они сегодня отдельно находятся в органах МВД от уголовного розыска и не несут персональной ответственности за раскрытие тяжких преступлений, кстати говоря, организованных преступлений. Здесь есть теоретический спор, что уголовный розыск идет от преступления к преступнику, а другие ребята идут от преступника к преступлению, но только раскрывать нужно преступления. Мы не можем дальше терпеть, и народ больше терпеть не будет - низкого уровня раскрытия тяжких преступлений в нашей стране. Поэтому все должны сделать - и парламент и министр внутренних дел все для того, чтобы эти преступления, которые мы все знаем, были раскрыты. Их много, их не только тот десяток, который мы сегодня можем назвать.
АК - Кого вы видите во главе этого ведомства?
АА - Сегодня я этой фамилии назвать не могу.
АК - На федеральном уровне?
АА - Да, конечно. Хотя я убежден, что и на федеральном и на любом другом региональном уровнях должен быть конкретный человек и конкретная фамилия. Вот условно этот комиссар полиции.
АК - Понятно, что обычным хулиганством этот комиссар заниматься не будет, а начиная с какого уровня преступления - будет?
АА - Прежде всего мы говорим об организованных профессиональных преступлениях. Организованная профессиональная преступность, которая практически страну заливает кровью. Мы это видим и слышим каждый день. И это, кстати говоря, не только само по себе несправедливо и страшно, это еще разрушает общественное сознание. Нет веры, люди не верят ни государству, ни власти, никому. Следственные подразделения, о которых мы еще не сказали. Это очень большая проблема. Независимость следователя.
АК - Вы считаете, что на следователя оказывается давление?
АА - Во-первых, когда следователь находится вместе с оперативным сотрудником в одной системе, это всегда плохо. Когда-то мы, когда мечтали о независимом правосудии и придумывали в 1864 году суд присяжных, тогда же мы придумали и институт судебных следователей, которые проводят предварительное следствие до суда и для суда. Потом, когда у нас были разные реформы в следственной системе, у нас следователи оказались в полицейской форме. Следователь, он же полицейский. Это неправильно. Это сложный вопрос, требует дополнительных денег, которых сегодня у нас нет, но мы все сделаем для того, чтобы оставляя следователя в системе МВД сегодня всячески вывести его из общего коллектива территориального органа внутренних дел. То есть, например, следственное управление МВД РФ по С-Петербургу Ленинградской области, или следственное управление МВД РФ по Москве.
АК - То есть следственные органы все равно должны оставаться в структуре МВД.
АА - Сегодня - да
АК - Не в ведении прокуратуры?
АА - Мы очень давно, начиная с 1963 года говорим о следственном комитете. Безусловно это лучшее, что могло бы быть, но сегодня нам этот вопрос не решить, надо ставить только реальные перед собой задачи и действовать по принципу - не навреди.
АК - Все то, о чем вы говорили, немыслимо без технической базы. Как этот вопрос решается сейчас?
АА - Первое, что мы должны сделать - это увеличить зарплату оперативникам и следователям любой ценой. Есть какие-то мысли по поводу самой реорганизации в системе МВД, и получить эти средства в самой системе МВД, потому что на самом деле есть ресурсы, но я думаю, что и в правительстве, и у президента есть деньги, которые они дадут нам именно на это целевое использование. Кроме того, все депутаты Государственной думы, я могу за это поручиться, поддержат нас в распределении бюджетных средств для следователей и оперативников органов внутренних дел.
АК - Таким образом ваш комитет уже определился именно в этой стране бюджета на 1998 год?
АА - Безусловно.
АК - В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Алексей Александров, председатель подкомитета Комитета по безопасности Госдумы РФ.


29.04.1998
http://echo.msk.ru/programs/beseda/12466.phtml


Док. 462252
Перв. публик.: 29.04.98
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 447

  • Александров Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``