В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Коррупция в органах правопорядка. В эфире радиостанции `Эхо Москвы` Алексей Александров Назад
Коррупция в органах правопорядка. В эфире радиостанции `Эхо Москвы` Алексей Александров
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Климов
Гости :     Алексей Александров



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Александров - председатель подкомитета Комитета по безопасности Госдумы РФ.
Эфир ведет Александр Климов.
А. КЛИМОВ Комитет по безопасности давно, и в прежней, и в этой Думе пристально занимается вопросами преступности и коррупции. Еще когда Виктор Илюхин был председателем комитета по безопасности, этому уделялось очень много внимания. Вообще этот вопрос активно публично обсуждается еще со времен знаменитых чемоданов Руцкого о коррупции. По-моему, воз и ныне там, толком ничего не решается. Сейчас появились "оборотни в погонах". Немножко, как мне кажется, притянуто, показушно. Но тем не менее что-то начали вроде бы делать. В комитете по безопасности есть какие-то предложения по системному искоренению возникшей ситуации?
А. АЛЕКСАНДРОВ Да, я уже почти 10 лет являюсь депутатом ГД и работаю все эти годы в комитете по безопасности. И мы все время обсуждаем с самого начала, с 93 года эту проблему. На самом деле, к сожалению, за эти годы и рост преступности не уменьшился, и недоверие к власти усилилось, и произошла некая разбалансировка законности, законодательства, и даже, я бы сказал, большая криминализация общественного сознания. В чем причина? Мы очень много об этом говорим. Кстати, очень много умные люди говорят о разрушении нравственных начал. Я думаю, что такой институт как разрушение нравственных начал тоже имеет место.
Но с моей точки зрения, самое главное негативное, что является главной причиной наших сегодняшних проблем и в области законности, и борьбы с преступностью, это неправильное понимание и толкование действующей Конституции. У нас прекрасная демократическая Конституция, достаточно продуманная и соответствующая всем мировым демократическим стандартам. Но есть там одна фраза, "идеологическое многообразие". И некоторые люди неправильно понимают эту фразу. Они сделали все, чтобы мы отказались от государственно-правовой идеологии, то есть от системы ценностей, которая бы соответствовала демократическому правовому государству, то есть и законности, и нравственным началам, и общечеловеческим ценностям, все, что завоевало демократическое человечество. И мы, отказавшись от этой демократической государственно-правовой идеологии, выплеснули и в государственных учреждениях, и в армии, и в учебных заведениях, и в школах государственно-правовую идеологию. А когда оказалось вместо идеологического многообразия некая государственно-правовая пустота, то появилась идеология денег любой ценой, прежде всего преступной. И на этой почве проросло неприятие законности, когда общественное правосознание стало вытесняться криминальным сознанием. Это главная причина, которая, с моей точки зрения, в течение 10 лет нас втянула в такую трясину, из которой нам очень трудно будет выбраться.
А. КЛИМОВ А выход-то где? Если уж эти причины лежат в основе, значит, не ужесточением закона?
А. АЛЕКСАНДРОВ Да, это главная причина. Нам нужно договориться, что мы возвращаемся к государственно-правовой идеологии, которая должна быть обязательной.
А. КЛИМОВ Что это такое?
А. АЛЕКСАНДРОВ Система правовых нравственных ценностей, которая должна жестко проводиться в государственной школе, в государственном вузе, в армии, в правоохранительных органах, в государственных СМИ, которая бы пропагандировала законность, нравственные начала, право, а не преступность, не деньги любой ценой. Практически идеология добра, которая бы воспрепятствовала развитию идеологии зла. Отсутствие идеологии добра порождает идеологию зла.
-
А. КЛИМОВ Вы говорили о нравственном начале, идеологии добра. Не могла здоровая нация растерять это все за 10-15 лет. Значит, этого и не было.
А. АЛЕКСАНДРОВ Нет, я думаю, что это было. Другое дело, что это нужно было в какой-то значительной части сохранить, и когда от этого отказались... Вообще, если говорить об этом переходном периоде, я глубоко убежден, что были совершены очень серьезные ошибки в государственно-правовой идеологии в этот момент, когда мы, отказавшись от одних идей, не предложили других. Рыночная экономика, демократия и то, что мы получили хорошего от перестройки, было очевидно нужно, и страна об этом мечтала. Отсюда был такой подъем у населения. Вспомните, какое настроение было у людей в 1985-м, 88-м, в 90-м, в 93 году - желание свежего воздуха, чего-то хорошего. К сожалению, то, что мы сегодня, уже в 2003 году видим, это не совсем то, о чем мы мечтали тогда. С моей точки зрения, одна из причин, когда мы говорим о преступности и об этих самых острых и опасных вещах доверии к власти, друг к другу, о человеческих отношениях, о корысти, - это очень острые и важные вопросы. И когда мы совершили какие-то ошибки в плане определенных правил, сейчас мы и пожинаем плоды того, что мы отказались от каких-то правил, которые основывались на той идеологии, с которой мы сегодня начали разговор.
Мне очень нравится выражение Жуковского, которое он использовал в своем наставлению великому князю Александру II, будущему императору, в то время Александру Николаевичу: "Люби свободу, то есть правосудие. Свобода и порядок одно и то же". Не может быть свободы без порядка. Конечно, порядок, который основан на нормах нравственности, права, который усиливает эту свободу. А свобода без какого бы то ни было порядка приводит к тому, что каждый решает свои личные проблемы материальные, физические и другие в ущерб всем другим, обществу, соседям и, в конце концов, погибает. Поэтому без этих общих вопросов мы все равно все остальные маленькие частные вопросы не решим. Пытаешься биться и объяснять: не давайте себя обманывать, не отказывайтесь от главного, от этих вопросов, потому что иначе мы погибнем. Плывет корабль, а мы в трюме сидим и бьемся, отнимаем друг у друга золото и не видим впереди айсберга. Золота много, его на всех хватит, но не дайте сбиться с пути. Без общих вопросов не решишь частных.
Все, что касается борьбы в преступностью сегодня, - надо решать эти вопросы, прежде всего, с правоохранительными органами. Сегодня у нас с правоохранительными органами плохо, с моей точки зрения. И из-за отсутствия этой государственно-правовой идеологии, идеи, потому что люди служат прежде всего идее, а не за деньги. Это люди высокопрофессиональные, которые сознают, что они делают очень важное для страны, для простых людей дело, защищая законность, права человека и гражданина. Во-вторых, они должны получать достойную зарплату. Это очевидно. И во всем мире сотрудники правоохранительных органов получают достойную зарплату. Не самую большую, но достаточную, чтобы иметь дом, еду, одежду, маленький счет в банке на всякий случай, то есть нормальная человеческая жизнь. И главная, третья причина это ответственность. Если ты будешь нарушать закон, то ты будешь привлечен к ответственности уголовной, дисциплинарной и т.д. Это сейчас не очень соблюдается - ни первое, ни второе, ни третье.
А. КЛИМОВ Роль Думы, комитета по безопасности? Как всего этого достичь? Ведь нельзя же принять закон сразу в трех чтениях: "Всем быть добрыми с завтрашнего дня, с момента подписания".
А. АЛЕКСАНДРОВ Законы базируются на концепции. Будет сначала какая-то правильная концепция, тогда будет подготовлен в соответствии с этой концепцией правильный законопроект. Комитет по безопасности готовит просто отдельные законопроекты, которые касаются правоохранительных органов и некоторых вопросов, связанных с проблемами борьбы с преступностью, государственной безопасности, внешней разведки и всех спецслужб, это мой подкомитет в частности, в котором я работаю уже 10 лет, подкомитет по вопросам государственной безопасности. Он широкого направления. Это и коррупция, и терроризм, и все крупные вещи подобного рода, и наркобизнес. И, прежде всего, органы, которые обязаны с этим бороться, какая-то координация деятельности этих органов, парламентский контроль за этими органами в той достаточно усеченной форме, в которой он существует в рамках сегодняшнего дня. Мы говорим о том, что нужно его расширять, парламентский контроль, парламентское расследование, совершенно очевидное, как это делается и в конгрессе США, и в европейских странах. Комитет по безопасности, с моей точки зрения, является одним из самых работоспособных и ведущих комитетов ГД, а также уважаемых комитетов. Я знаю просто по себе, что наш коллектив в самом коллективе парламента пользуется достаточным уважением, как профессиональный орган.
А. КЛИМОВ Никто и не оспаривает этого. Но хотелось бы знать конкретные дела, которые конкретно вашим комитетом были сделаны, хотя бы в течение этой Думы.
А. АЛЕКСАНДРОВ Законопроекты, которые принимали, разрабатывали вместе с комиссией по коррупции. Сейчас рассказывать об этих законопроектах просто не хватит никакого времени.
А. КЛИМОВ Нет, лучше, наверное, рассказать, почему законы есть, а они не работают. Коррупция как была, так и есть.
А. АЛЕКСАНДРОВ Коррупция есть. Сейчас прозвучала мысль о том, что борьба с "оборотнями" выглядит как реакция на какой-то момент.
А. КЛИМОВ Демонстрация.
А. АЛЕКСАНДРОВ Да, демонстрация. Я глубоко убежден, что это не так, что это не демонстрация. Потому что как только начинаешь что-то делать, конечно, это обращает на себя внимание.
А. КЛИМОВ Обращает на себя внимание не то, что начали делать, а то, что начали делать именно сейчас. Как будто эти особняки появились буквально вчера-позавчера, а до этого, 3-4 года назад их не было. Никто ничего не знал. Оказывается, целый поселок был занят этими людьми. Еще никто их вины не доказал по суду. Тем не менее. Никто этого не знал? Никто этого не замечал? Почему-то нужно было это сделать именно сейчас. Почему? Объясните мне.
А. АЛЕКСАНДРОВ Дело в том, что когда возбуждаешь любое уголовное дело, всегда может встать вопрос, почему сейчас, а не вчера и не завтра. У немодного сегодня Ленина была такая фраза: "Вчера было рано, а завтра будет поздно". Правоохранительный орган принимает решение, когда у него есть доказательства. Это работа очень непростая и небыстрая. Может быть, если бы это было раньше, доказательства бы рассыпались и дело бы закончилось ничем. Сейчас я надеюсь, что это дело будет доведено до суда. И профессионально это сделано правильно. Посмотрим, когда будет обвинительный приговор суда.
Что касается того, почему это не делалось еще раньше, я считаю, что очень много сделал сегодня в нашей стране в этой области Борис Грызлов. Человек, который пришел на такой тяжелый участок как МВД, организовал и оперативную борьбу с "оборотнями", которая закончилась сейчас, во всяком случае, продолжается конкретными уголовными делами, и будет продолжаться дальше. Я знаю, что есть материалы в отношении очень высокопоставленных работников правоохранительных органов, которые связались с бандитами. В отношении их ведутся разработки, и они будут привлечены к уголовной ответственности.
Кроме того, делается очень многое для того, чтобы преступления просто регистрировались. Это проблема, которая была и при советской власти, неоднократно поднимались вопросы о регистрации преступлений, потому что некоторые работники милиции не регистрировали преступления, укрывали их от государственной регистрации. То есть человеку, который заявлял о том, что у него совершили кражу, морочили голову. Кстати говоря, в некоторых наших фильмах показывают, как пьяненькие оперативники обманывают старушку, говорят: "Бабушка, я по телефону позвонил, Вас будут искать", на самом деле все это вранье. Это плохо. Нам надо показывать и воспитывать тех же работников милиции не в нарушении законности под рюмку водки, а в честном исполнении своего долга и в порядочности человеческой. Не надо обманывать старушек, их и так уже достаточно наобманывали. И требовать законности. Это сейчас делается.
Посмотрим, сейчас обсуждается вопрос. Сделать это, безусловно, очень сложно. Потому что сегодня регистрирует преступления тот же орган, который отвечает за раскрываемость преступлений. Но тем не менее есть конкретные предложения, которые и вместе с комитетом по безопасности разрабатываются, и в администрации президента разрабатываются различные предложения, как регистрировать преступления и проверять их органами, независимыми от тех, которые будут потом раскрывать. Что-то делается. Говорить о том, много это или мало? Я убежден, что в тех условиях, которые мы получили и после долгого, многих десятилетий неправильного строительства в нашей стране до перестройки и в перестроечный период, разрушительный, с моей точки зрения, разобраться в этом очень сложно и в одночасье этого не сделаешь. Слава богу, что люди, которые сейчас это делают, я имею в виду Путина и Грызлова, вызывают у людей уважение и надежду. Я очень надеюсь, что в течение каких-то лет удастся достигнуть более серьезных результатов.
А. КЛИМОВ Каких результатов? Я уже получил 20 или 30 сообщений в течение этого эфира. Все хотят результатов. Все хотят что-то потрогать. Нечего потрогать.
А. АЛЕКСАНДРОВ Сегодня по работе МВД, по его очищению уже есть конкретный результат. Если люди будут осуждены, можно будет "потрогать". Безусловно, надо усиливать требования к срокам расследования дел. Это тоже наша проблема, которой когда-то не было. Люди сидят в тюрьме годами, годами расследуются уголовные дела, потом очень долго расследуют дела в суде. Нужно сокращать эти сроки. Очень много чего нужно. Когда я говорил о том, что нужно наводить порядок, начиная с идеологии, с одинакового понимания того, что мы хотим сделать, с честных задач, которые ставятся, с зарплаты. Честно говоря, я не экономист, но я никак не могу понять, почему такая маленькая зарплата сегодня у работников правоохранительных органов. У меня в голове это не укладывается.
А. КЛИМОВ А у учителей, у врачей? Укладывается?
А. АЛЕКСАНДРОВ Сейчас мы об этом не говорим, сию минуту. Но, конечно, это недопустимо и непонятно. Я этого не понимаю. Может быть, потому что очень большая зарплата у олигархов. Хотя я ни в коем случае не хочу сравнивать зарплату учителя, врача и зарплату олигарха сегодня. Но это другой вопрос.
А. КЛИМОВ Все равно хотелось бы все-таки реальных дел, в том числе и на законодательном уровне. Мне остается Вам только пожелать, чтобы их делалось больше.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Алексей Александров - председатель подкомитета Комитета по безопасности Госдумы РФ.



17.10.2003
http://echo.msk.ru/programs/beseda/23667.phtml




Док. 462249
Перв. публик.: 17.10.03
Последн. ред.: 15.07.08
Число обращений: 267

  • Александров Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``