В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Экономическая ситуация в России и малый бизнес и бюрократия. Назад
`Эхо Москвы`: Экономическая ситуация в России и малый бизнес и бюрократия.
Передача :     Интервью
Ведущие :     Ольга Бычкова
Гости :     Анатолий Аксаков



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Анатолий Аксаков, зам. председателя комитета ГД по экономической политике и предпринимательству.
Ведущий эфира Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН Добрый день! У нас в гостях Анатолий Аксаков, зам. председателя комитета ГД по экономической политике и предпринимательству.
А. АКСАКОВ Добрый день!
С. БУНТМАН Вот, экономический рост России, сейчас все крутится, вот уже который год, вокруг нефти, сырья, на котором Россия может каким-то образом выигрывать. Но необходим экономический рост для того, чтобы Россия чувствовала себя по-человечески. И главное, чтобы граждане России себя чувствовали как можно увереннее. Где, в каком звене, вот сейчас говорят много о малом бизнесе, о среднем, иностранных, внутренних инвестициях в разные сектора, вот, по вашему мнению, где сейчас то звено, в котором мы обязаны сейчас начать выигрышную для граждан России экономическую политику?
А. АКСАКОВ Наиболее динамичной частью экономики является малый бизнес, поэтому не зря и президент уделил внимание проблеме развития малого бизнеса, и правительство теперь подтолкнули, чтобы они занимались этой проблемой. Поэтому малый бизнес, может быть, ключевое звено для того, чтобы динамика в экономике была иной, чем сегодня.
С. БУНТМАН Мы уже очень много об этом говорили, и президент высказался это подготовка шла и облегчения и налогового, и другого малому бизнесу. Уж очень он малый получается.
А. АКСАКОВ Да
С. БУНТМАН Там есть такая большая загадка, о которой мы тоже много достаточно говорили численность и доходы предприятия не позволяют динамично развиваться.
А. АКСАКОВ Безусловно, та численность, которая обозначена в предложении правительства, 20 человек на малом предприятии, и 10 млн. оборот предприятия это не может устраивать, в принципе, многие предприятия, которые мы до сих пор называли малыми. Это в промышленности до 100 человек, в строительстве до 75, в наукоемких направлениях до 50 человек малые предприятия могли быть. Поэтому я считаю, что ограничение 20 работниками и 10 млн. оборота, оно абсолютно неверное, и вычеркнет из тех, кто может получить льготу, предусматривающую в новой главе налогового кодекса большую часть представителей малого бизнеса.
С. БУНТМАН Малый бизнес, вот сейчас это считается так лучше сильно не будет, но вреда не принесет. У меня такое ощущение, что может привести к появлению большого количества бумажных предприятий, измельчения, и снова уйдет в тень очень много.
А. АКСАКОВ Да безусловно. Предприятие, где я работаю, 100 человек, ну, разобьют, сделают по 20 человек, фактически 5 предприятий новых создадут. На мой взгляд, это глупость, такое предложение. Поэтому я думаю, что мы у себя в ГД поправим правительство.
С. БУНТМАН Это будет возможно
А. АКСАКОВ Безусловно.
С. БУНТМАН Потому что все говорят, вот и наши собеседники, что еще будет возможно и почти наверняка можно это будет сделать.
А. АКСАКОВ Безусловно, т.к. законопроект должна рассмотреть ГД, она может внести свои поправки. Но не только малый бизнес, кстати, но и крупные предприятия могут показывать примеры своего развития. Скажем, компания "Юкос", которая повысила свою капитализацию за прошлый год в 3 раза благодаря хорошей организации работы, внедрению новых методов корпоративного управления, повышения прозрачности. Т.е. и крупные, и средние, и малые предприятия могут нормально развиваться, если дело в законах, нормативных актах и в самих компаниях поставлено так, как надо.
С. БУНТМАН Мы продолжим после новостей.
НОВОСТИ.
С. БУНТМАН То, что мы слышали в новостях то, что вернули раритетные автомобили музею АЗЛК, это хорошо, конечно. Потому что судьба музея очень волновала всех, кто любит историю автомобиля. Там были действительно, и надеюсь, будут уникальные вещи. Вот, например, АЗЛК крупнейший завод. И вроде бы была попытка и московских властей, и с федеральной стороны как-то привести в порядок. Что же делать российской экономике? Вот с этой стороны, есть предприятия, которые нужно было бы реанимировать, а с другой стороны, это может даже убыточно и вредно? С вашей точки зрения, вот как? Вот новая компания, такая же, как тот же самый "Юкос", вводит какие-то новые системы, пользуется конъюнктурой для своего развития, делает шаг вперед.
А. АКСАКОВ Вы знаете, я представляю Чувашию. Есть там приборостроительный завод "Элара", который выпускает наукоемкую продукцию, приборы, аппараты, в том числе для авиации. И предприятие уже раза в 3 превысило объем производства, который был до реформ, т.е. объем производства, которое оно осуществляло в 1990 году, еще в советское время. В чем причина? На этом предприятии вовремя провели реструктуризацию. Вот этот красный директор, Ильенко Лев Андреевич, вовремя провел реструктуризацию, вычленил технологически невзаимосвязанное производство и пустил их в свободное плаванье. И в результате некоторые производства выжили, и сейчас они здорово работают, а некоторые не смогли выдержать конкуренцию, и в результате они ушли в никуда. Но благодаря такому действию он сумел собрать именно те производства, которые успешно работают на рынке, и сегодня у него везде висят объявления, что требуются, причем требуются люди высококлассные, квалифицированные работники. И это пример такого современного менеджмента.
С. БУНТМАН Но с другой стороны, занимался ли он именно социальными проблемами в таком очень распространенном понимании как вот - есть масса работников старого завода, все они должны сохранить свою работу?
А. АКСАКОВ Безусловно, он не занимался решением таким образом социальных проблем своих работников. Он уволил очень многих. И были забастовки, обращения к руководству республики с тем, чтобы его освободили от занимаемой должности, чтобы государство надавило на этого руководителя. Выдержал человек. И сегодня он решает социальные проблемы своих людей тем, что выдает очень высокую зарплату. И это самое главное. Он освободился действительно от тех балластов, в том числе дома отдыха, пансионатов и т.д., которые висели на балансе предприятия, естественно, увеличивая себестоимость продукции. Сегодня имеет возможность решать социальные вопросы своих людей путем выдачи высокой зарплаты и т.д.
С. БУНТМАН Хорошо.
А. АКСАКОВ Но есть очень много предприятий, их, к сожалению, большинство, которые абсолютно не конкурентоспособны. И я думаю, таких предприятий процентов 80 в России, к сожалению.
С. БУНТМАН Вот Россия, вот здесь как-то порочный круг очень во многих есть вещах. Хорошо, будут введены нормальные льготы, положим, для малого бизнеса. Могут быть инвестиции в большое производство. При этом нужна реструктуризация. России вроде бы нужно вступать в ВТО или вроде бы не нужно. Здесь какая-то постоянно идет неясность. И последнее, какое бы сейчас ГД разумное решение не приняла, все может утонуть мгновенно в недрах бюрократических
А. АКСАКОВ Я думаю, что нам надо решить несколько одновременно проблем для того, чтобы экономика нормально заработала. Первая это дальнейшая либерализация экономических процессов, снижение налогового бремени для предприятий. И одновременно уменьшение расходов госбюджета, т.к. это вещи взаимосвязанные. Если мы снижаем налоговое бремя для предприятий, значит, меньше денег будет поступать в бюджет, значит, бюджет будет иметь меньше возможностей для финансирования социальных и несоциальных программ.
С. БУНТМАН А кто же их будет финансировать?
А. АКСАКОВ Сами предприятия. К сожалению, государство, как правило, является неэффективным финансистом этих всех программ. Деньги безобразно используются, огромное число приписок. И, как правило, те объекты, которые зафиксированы в федеральном бюджете, они переходят из года в год. Это долгострои, причем не нужные, как правило, нашей стране. Т.к. дармовые деньги, значит, и проекты такие, не очень хорошие. И строят тяп-ляп, и отношение несерьезное к этим объектам. Далее, нам нужно, естественно, может, это и главная проблема, кстати, ее и Путин обозначил это проблема ликвидации административного барьера. Проблема 1 сегодня для экономики, в том числе проблема 1 для развития малого бизнеса. Сокращение функций контролирующих органов, минимизация выдачи лицензий, упрощение процедуры регистрации предприятий, процедуры получения разрешения на строительство каких-то объектов, на осуществление определенных видов деятельности. Вот это нам необходимо как можно быстрее осуществить. И третье это доступ к кредитным, инвестиционным ресурсам. К сожалению, у нас с этим тоже большая проблема.
С. БУНТМАН Кредитные ресурсы, у нас есть вопрос от участницы нашего проекта ОСВВП Ринны Ишхановой. Вот как оформить кредит? Есть банки, которые дают кредиты для малого бизнеса, мы встречаемся каждый вторник почти с таким достаточно тепличным проектом журнала "Деловая хроника", но который будет очень показателен. Неразвитость банковской системы, кредитной, ее каким-то образом можно преодолеть?
А. АКСАКОВ Во-первых, с одной стороны, надо действительно осуществить реструктуризацию банковской системы для того, чтобы все неэффективные банки, которые фактически только занимаются отмыванием денег, налички, грязных денег т.о. можно было бы отсечь. Во-вторых, все-таки, на мой взгляд, должны работать т.н. банки развития. Вот у нас есть в России "Российский банк развития", но никто не знает, чем он занимается, как он работает. Ничего не слышно и не видно. Вот этот "Российский банк развития", на мой взгляд, с помощью, в том числе, и бюджетных ресурсов должен активизировать свою деятельность, какую-то квоту определить для малых предприятий, и выдавать эти кредиты малому бизнесу. Тем более, рядом есть "Европейский банк реконструкции и развития", который показывает успешный опыт работы с малыми предприятиями, дает кредиты, там цифра уже приближается к 1 млрд. долларов, и кредиты довольно дорогие 15% в валюте, это дорогой кредит и почти 100%-возвращаемость кредитов. Т.е. можно работать с получателями кредитов, можно контролировать их работу, можно получать обратно кредиты. Т.е. разговоры о том, что высокие риски, на мой взгляд, они больше как отговорка, скажем, у наших банков развития.
С. БУНТМАН Как можно отсечь криминалитет? Криминальность организации малого бизнеса очень во многом, которая пошла с 90-х годов и очень сильно как-то стала развиваться.
А. АКСАКОВ Вы знаете, в том числе и криминальность в малом бизнесе связана с высокими налогами, которые были. Почему возникает проблема взаимоотношений с криминальными элементами? Ну, не платят налоги, оборачиваясь с наличными деньгами. Естественно, т.к. налоги не платят, тут же появляются те, кто начинают собирать дань. Если ты законопослушный хозяйствующий субъект, то, как правило, с криминалитетом проблем нет. Поэтому чтобы эту проблему решить, прежде всего, надо снижать налоговое бремя, чтобы было выгодно работать в белую, а не в темную.
С. БУНТМАН Но тут есть такая опасность. Хорошо, я буду платить все налоги, даже какие бы они ни были, но плюс к этому я буду платить тем людям, тому, что называется "крыша", темное управление бизнесом, все равно.
А. АКСАКОВ Я думаю, что это общемировая проблема, везде с этим сталкиваются.
С. БУНТМАН Да, разница просто в распространенности.
А. АКСАКОВ Безусловно. Но это, во-первых, порядка в стране не было. Сейчас, слава богу, ситуация в этом отношении меняется. Если уж обращаются к "крыше" малые предприятия и вообще предприятия, то, как правило, идут в наши силовые органы, структуры, готовы туда платить, недели криминальным элементам. Я думаю, что ситуация меняется. Если мы еще снизим и налоговое бремя, думаю, ситуация поправится еще больше.
С. БУНТМАН Вы говорите, что все упирается в налоги, прежде всего. Есть еще одна проблема России как федерации. Все-таки у меня такое сложилось ощущение, что Россия сильно движется к унитарному государству. Вот уменьшение, с одной стороны, говорят, что это анархия и всевластие регионов, а с другой стороны, слишком все-таки большая страна Россия для того, чтобы все могло исполняться вертикально и в центре. Как вы видите, и как представитель Чувашии?
А. АКСАКОВ Я считаю, что та унификация, которая сегодня происходит в России, она имеет и положительную сторону в смысле унификации законодательства, приведение законов и нормативных актов субъектов РФ в соответствие с федеральными законами. Это нормальный процесс. Но в то же время все больше функций, вопросов прав забирает на себя федеральный центр, а ответственность все равно несут субъекты РФ. Ведь губернатор, президент республики, глава местного самоуправления он именно работает с населением. И естественно, ему надо выполнять те обращения, которые к нему идут от населения. В этом плане, я считаю, нам нужно грамотно распределить эти права и обязанности субъектов РФ, местных самоуправлений и федеральных органов власти. И все-таки максимально предоставить самостоятельность субъектам РФ, чтобы у них были и стимулы, кстати, наращивать налоговую базу, чтобы улучшать экономическую базу субъекта РФ. Поэтому не все мне нравится, что сейчас делается. Кстати, вот эти округа это дополнительный административные барьеры появились в России, я считаю, которые ни к чему хорошему не привели. Разве что они проследили унификацию законодательства, приведение в соответствие. Но сейчас эта функция практически выполнена. Что они еще будут делать?
С. БУНТМАН Создается ощущение, что округа создаются во многом для политического маневрирования между регионами и федерацией.
А. АКСАКОВ Да, причем беда-то в чем? Скажем, "Сбербанк" начал тоже по этому же принципу формировать структуры сначала в округах, и те подразделения, которые были в субъектах РФ, перечисляют теперь в окружные деньги, чтобы содержать аппарат в этих окружных центрах. То же самое "Связьинвест" делает. Т.е. мы как бы формируем дополнительные бюрократические прослойки в России. И здесь есть опасность, т.е. мы хотим бороться с административными барьерами, создавая новые барьеры. И это очень опасно. Причем самостоятельности у того же подразделения "Сбербанка", "Связьинвеста" стало меньше, соответственно, и меньше инициативы. А это так же плохо для экономики.
С. БУНТМАН Как вы думаете, можно ли вернуться к какому-то уточнению и пересмотру региональной политики? И вот с какого этапа можно будет вернуться? В это ли упирается, или, как вы говорили, именно в законотворческую деятельность той же ГД и введение единых правил для всей страны?
А. АКСАКОВ Я думаю, мы вот этот все-таки срок Владимира Владимировича должны пройти, отработать с тем, что создано уже. А потом, после новых выборов, я так полагаю, что у нас будет опять президентом Путин, все-таки будет новый этап этап повышения самостоятельности субъектов РФ.
С. БУНТМАН Тут можно будет федеративной политикой заняться.
А. АКСАКОВ Безусловно. Я думаю, что и Конституцией мы будем заниматься после выборов президента.
С. БУНТМАН Спасибо большое! Анатолий Аксаков, зам. председателя комитета ГД по экономической политике и предпринимательству был нашим гостем.



29.04.2002
http://echo.msk.ru/programs/beseda/18319.phtml




Док. 462144
Перв. публик.: 29.04.02
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 253

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``