В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Закон об обязательном автостраховании и социально-экономическая политика России Назад
`Эхо Москвы`: Закон об обязательном автостраховании и социально-экономическая политика России
Передача :     Интервью
Ведущие :     Ольга Бычкова
Гости :     Анатолий Аксаков




В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Анатолий Аксаков - зам. председателя комитета ГД по экономической политике и предпринимательству.
Эфир ведет Ольга Бычкова.

О. БЫЧКОВА 12:06 в Москве, у микрофона Ольга Бычкова, добрый день, и мы действительно будем говорить о законопроектах и законах, которые обсуждаются в ГД, и отношение к которым неоднозначное, прежде всего это закон об обязательном автостраховании. ГД может проголосовать за перенос сроков вступления в силу этого закона, это может произойти буквально уже в ближайшие дни, почему так, почему уже принятое решение сейчас может быть подвергнуто пересмотру, это тема, с которой мы начнем нашу беседу с зам. пред. комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Анатолием Аксаковым. Добрый день.
А. АКСАКОВ Добрый день.
О. БЫЧКОВА Вопросы здесь уже есть, чуть позже я обязательно их задам. Итак, что происходит с этим законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, так он правильно называется, почему он может не вступить в силу 1 июля 2003 г., как должно было быть, как было решено?
А. АКСАКОВ Дело в том, что закон принят уже около года назад, но правительство России в соответствии с этим законом постановление издало только в мае месяце, утвердив соответствующие тарифы на автострахование. И в результате сложилась очень сложная ситуация с лицензированием страховых компаний, там чуть ли ни паника была среди компаний. Никакого конкурса среди них на проведение автострахования также не проводилось. И самое главное, тот тариф, которое правительство утвердило, на наш взгляд является не учитывающим доходы населения, 1 980 руб., не учитываются доходы пенсионеров, средняя пенсия у нас 1 600 рублей. Естественно это вызывает недовольство людей, вызывает негативное отношение к в общем необходимой мере, к страхованию ответственности.
О. БЫЧКОВА Давайте по пунктам. Во-первых, что произошло, происходит со страховыми компаниями? Вы сказали, что там не проводилось никакого конкурса, а что там проводилось?
А. АКСАКОВ Да ничего не проводилось, просто есть ассоциация страховщиков России, есть страховые компании, входящие в эту ассоциацию, они стали подавать заявки на участие, правда, конечно, предусмотрен определенный перечень функций, которые эта компания должна выполнять, перечень условий для таких компаний. Но это в такие сжатые сроки, фактически только недавно, неделю назад, началось лицензирование таких компаний. Это может вызвать очереди, может создать неудобства для многих граждан при страховании.
О. БЫЧКОВА Правильно, если неделю назад, а вступить в силу закон должен уже буквально через три недели, меньше даже.
А. АКСАКОВ Безусловно. Это следовательно создает определенную нервозность, спешку, нездоровую атмосферу.
О. БЫЧКОВА Это недосмотр или тут есть какая-то иная подоплека?
А. АКСАКОВ Я думаю, что вина лежит на плечах правительства, поскольку оно должно было принять постановление гораздо раньше для того, чтобы можно было кстати и в бюджете 2003 г. уже предусмотреть страхование государственных машин, ведь в бюджете этого года ни одной копейки не заложено для того, чтобы государственные машины были застрахованы.
О. БЫЧКОВА Т.е. органы государственной власти как бы не собираются страховать свои машины?
А. АКСАКОВ Нет, они собираются, я думаю, что по следующему году проблему решим, по этому году ни одной копейки на эти цели не предусмотрено.
О. БЫЧКОВА Хорошо, теперь какие есть варианты развития событий?
А. АКСАКОВ Мы предусмотрели несколько вариантов, в частности группа "Народный депутат", которую я представляю, мы представили два законопроекта. Первый вариант это перенести сроки введения закона о страховании ответственности. Второй это снизить базовый тариф. Дело в том, что когда обсуждался законопроект в ГД, правительство представило расчеты, в соответствии с которыми базовый тариф должен был равняться примерно 1 400 руб., сейчас правительство утвердило 1 980 руб.
О. БЫЧКОВА Это страховка на год?
А. АКСАКОВ Это страховка на год. И там соответствующие коэффициенты. Для Москвы, скажем, коэффициент 2, т.е. в два раза больше москвичи должны платить при автостраховании. Теперь естественно возникает вопрос, а почему правительство неожиданно, исходя из каких расчетов утвердило такой высокий тариф? Мы обратились к статистике, которая существует, сколько страховых случаев возникает в результате автомобильных аварий, в результате сбили пешехода или еще какого-то случая. Значит, оказалось, что все расчеты показывают 1 400 руб. вполне достаточная цифра, сумма, которая позволяет страховым компаниям нормально жить, нормально зарабатывать на страховании.
О. БЫЧКОВА Т.е., примитивно говоря, количество денег делят на количество страховых случаев?
А. АКСАКОВ Да. 1 980 руб. это слишком крутая цифра, которая на наш взгляд, позволяет жировать страховым компаниям, и в принципе не учитывает то, что при этом возмещение страховых случаев не увеличилось. Т.е. возмещение 400 тыс. руб. предельная цифра осталась та же. Поэтому естественно мы предложили снизить тариф как раз в соответствии с тем, которое предложило правительство 1 457 руб.
О. БЫЧКОВА И что сказали на это страховые компании?
А. АКСАКОВ Страховые компании естественно недовольны, их это не устраивает, они предпринимают различные шаги для того, чтобы эти законопроекты не прошли. Несколько законопроектов, которые были представлены в ГД, их вернули нам как авторам законодательной инициативы для того, чтобы мы получили отзыв и заключение правительства. Они считают, что необходимо заключение, но заключение правительства требуется, когда будут какие-то изменения в бюджете. Бюджет не будет нести никакой нагрузки, если мы перенесем срок введения закона на полтора года, например. Соответственно, странное заключение комитета, странное заключение на наши законопроекты, мы считаем, что необходимо будет уже прямо на пленарное заседание решением депутатов вносить на повестку дня эти законопроекты и рассматривать. Пусть депутаты сами на пленарном заседании определятся.
О. БЫЧКОВА Т.е. позиция правительства остается прежней? Ставка в 1 900 руб. и прежний срок, если я Вас правильно поняла?
А. АКСАКОВ Да. Дело в том, что правительство уже приняло постановление, утвердило ставку, уже в законе определено, что он должен вступить в действие с 1 июля, естественно уже отступать правительству некуда. Они будут стоять на том, чтобы закон начал действовать, чтобы страхование началось автоответственности. Но я думаю, что мы все-таки общими усилиями сможем передвинуть, потому что надо учитывать и предвыборную ситуацию. Ведь 30 млн. автолюбителей это большая армия тех людей, которые должны голосовать. Естественно, от их отношения к тем или иным кандидатам в ГД либо на президентский пост очень многое будет зависеть, это большая армия. Поэтому я думаю, что не следует сегодня нервировать людей, создавая неудобства, нервировать теми тарифами, которые правительство утвердило. Полтора года это срок, в течение которого государство может подготовиться, в том числе внеся соответствующие суммы с бюджет. И страховые компании подготовятся, поскольку они получат нормальные лицензии, они все процедуры продумают, как это им все проводить.
О. БЫЧКОВА И конкурс будет проведен.
А. АКСАКОВ Да, и конкурс будет проведен.
О. БЫЧКОВА Честно и открыто.
А. АКСАКОВ Конечно, будут допущены те компании, которые реально будут работать, смогут работать на этом рынке, подготовленные компании. И граждане, их ведь через колено фактически ломают, заставляют идти.
О. БЫЧКОВА Наши слушатели пишут, например Николай Сафронович: "Убедительно просим ответить, из каких средств платить страховку пенсионерам?" Это вопрос, конечно, риторический, но смысл его совершенно понятный.
А. АКСАКОВ Получается, что надо платить из пенсий.
О. БЫЧКОВА Из пенсии, которая меньше этой суммы, которая и так сильно невелика.
А. АКСАКОВ Да.
О. БЫЧКОВА Например, еще возражение одного нашего слушателя, адвоката Пономарева, который пишет: "Закон сильно напоминает тщательно пролоббированный. Есть ли в ГД структура, осуществляющая парламентское расследование на предмет лоббизма? Если есть, то насколько эффективна ее деятельность?"
А. АКСАКОВ Такой структуры нет, но в принципе при желании мы можем создать комиссию, провести парламентское расследование. Боюсь, что это не даст результатов, поскольку это было пролоббировано в принципе лоббизм это нормальная вещь, во всем мире существует лоббизм. Естественно, страховые компании свои интересы лоббируют.
О. БЫЧКОВА Любой такой закон это предмет конечно столкновения интересов.
А. АКСАКОВ Безусловно. Проводились парламентские слушания, страховые компании участвовали активно в этом процессе, продвигали свои интересы. Я думаю, они более успешно продвинули свои интересы, чем представители, защищающие интересы граждан.
О. БЫЧКОВА А что гражданам делать? Как Галине Александровне, которая пишет: "В этом году мы застраховали гражданскую ответственность в Ингосстрахе, должны ли будем снова перестраховывать эту ответственность в соответствии с новым законом?" Кажется, да.
А. АКСАКОВ Да.
О. БЫЧКОВА Надо сказать, что страховые компании тоже ведь пытаются как-то завоевать наше доверие, предлагают разные варианты, как это можно сделать проще. Вообще страховые компании конечно активизировались очень сильно, это видно. Очень большое количество рекламы появилось на улицах, на дорогах, на шоссе, связанных именно с автострахованием.
А. АКСАКОВ Понимаете, если грубо прикинуть, то примерно 2 млрд. долларов, я думаю, цифра больше будет, это самая скромная цифра, получат страховые компании, застраховав ответственность. И в результате, тратить же эти деньги они будут не сразу, эти страховые случаи будут возникать, 100 случаев, пусть 1000 случаев в год, на 1000 случаев они потратят деньги для того, чтобы возместить ущерб. Остальные деньги конечно будут использоваться в своих целях.
О. БЫЧКОВА Тут даже не надо никаких расследований по поводу лоббизма проводить, потому что все совершенно понятно. Сергей Владимирович спрашивает Вас: "Не могли бы Вы рассказать, в какие инвестиционные проекты будут вкладываться деньги страховщиков от обязательного страхования автоответственности? И также снизится ли, по Вашему мнению, уровень краж и угонов автотранспортных средств после введения закона в действие?"
А. АКСАКОВ Инвестиционные проекты могут быть самые разные, это не мне судить, куда вкладывать, другая компания будет определять, куда выгоднее вложить, может быть, в ценные бумаги какие-то будут вкладывать, где высокий процент. Что касается угонов, я думаю, что по крайней мере в ближайшее время их не уменьшится, потому что угонщики не будут смотреть, застрахована машина или не застрахована.
О. БЫЧКОВА Если все машины застрахованы, зачем им вообще смотреть? Все застрахованы, слава Богу.
А. АКСАКОВ Машину угоняют не для того, чтобы могут угнать для того, чтобы страховку получить, такой вариант возможен. Угоняют для того, чтобы на запчасти ее или перепродать, перебив номера. Поэтому вряд ли уменьшится количество угонов. Может быть, и увеличится.
О. БЫЧКОВА Александр просит все-таки разъяснить, почему правительство установило повышенную ставку страхования вопреки решению ГД? Вопреки решению ГД или как?
А. АКСАКОВ На самом деле мы когда принимали закон, определили, что это функция правительства. Но многие депутаты проголосовали за этот закон как раз исходя из того, что правительство представило уровень тарифа в размере 1 400 руб. Плюс шел разговор о том, что будут установлены понижающие коэффициенты в зависимости от места проживания и от уровня доходов. Скажем, для пенсионеров тариф должен быть в 2 раза ниже, поскольку уровень доходов пенсионеров очень низкий. Что такое пенсия 600 руб. и тариф, даже если для них будет 800 руб., и то это для них будет приличная цифра.
О. БЫЧКОВА Многие из них не ездят на своих явно недорогих автомобилях круглый год.
А. АКСАКОВ Безусловно летом на дачу.
О. БЫЧКОВА А потом она год стоит.
А. АКСАКОВ Хотя надо иметь в виду, конечно, что если пенсионер въедет в дорогую машину, в джип какой-нибудь или Мерседес, то он должен нести ответственность, сейчас, если его машина не застрахована, он должен изыскивать средства, чтобы возместить ущерб. Это огромные цифры, там уже и годовой пенсии не хватит для того, чтобы заплатить за возмещение ущерба, поэтому в этом плане машине лучше, если она будет застрахована. Но для пенсионеров все-таки должны быть предусмотрены нижайшие коэффициенты, чтобы они могли нормально, спокойно осуществить это страхование автогражданской ответственности.
О. БЫЧКОВА Дима спрашивает, а как насчет транспорта, который наносит экологический ущерб, может быть, облагать его налогом покруче?
А. АКСАКОВ Насчет этого я согласен. Но это к этому закону не имеет отношения.
О. БЫЧКОВА Зоя Ивановна просит объяснить, что такое коэффициент 2 страхового тарифа для Москвы. Значит ли это двойной сбор?
А. АКСАКОВ Да, это значит двойной сбор.
О. БЫЧКОВА 1 900 умножить на 2. Это связано с тем, что Москва большой город, здесь сложное движение.
А. АКСАКОВ И с этим, и учитывались естественно доходы населения, в среднем доходы в Москве, конечно, выше, чем по России.
О. БЫЧКОВА А какие коэффициенты, скажем, есть коэффициент 0,5 где-нибудь?
А. АКСАКОВ Есть коэффициент 0,5, есть даже коэффициент 0,4 для сельской местности, удаленных местностей.
О. БЫЧКОВА Ну что же, мы будем следить, конечно, за развитием событий. 18 июня совет ГД будет рассматривать этот вопрос?
А. АКСАКОВ 18 июня это уже заседание ГД, а перед этим, 17 июня, совет ГД должен рассмотреть вопрос о возможности включения в повестку дня, там 4 по-моему закона, есть вариант перенести на полгода, есть вариант на год перенести введение этого закона, есть на полтора года, то, что автором которого я являюсь, есть даже на 4 года, предложение перенести введение в действие этого закона. Я хотел бы здесь сказать, что закон нужен, это мировая практика.
О. БЫЧКОВА С этим никто не спорит.
А. АКСАКОВ Во всех цивилизованных странах такой закон действует. Наша практика российская показывает, что это обязательно для России, потому что к сожалению так часто бывает, что тот, кто не виноват, платит возмещение ущерба виноватому, потому что не секрет, что иногда подъезжают крутые ребята и заставляют платить тому, кто невиновен, возмещение ущерба. А здесь будут уже разбираться юристы страховых компаний. Мы отсекаем криминал в этом плане. С другой стороны, владельцы дешевых машин, если они повредят дорогую машину, они получают возможность возместить ущерб опять же за счет страхования. Но не надо его проводить в спешке спокойно, очень хорошо подготовиться к введению этой меры, и страну подготовить, и страховые компании, и граждане пусть подготовятся, это постоянно объяснять им надо, что такое страхование автогражданской ответственности, какие преимущества есть. И тогда все будет нормально, все спокойно будет внедрено в нашей стране, от этого все выиграют.
О. БЫЧКОВА Не могу не задать еще два вопроса от слушателей на эту тему, потому что вопросы на наш эфирный пейджер продолжают поступать. Юрий Алексеевич спрашивает, почему принудительно заставляют страховать автомобили, это добровольное дело, согласно конституции. Есть ли такое в конституции?
А. АКСАКОВ В конституции такой прямой записи нет. А учитывая, что это связано с интересами гражданина, в том числе с безопасностью гражданина, с возмещением ущерба, нанесенного гражданину, я так полагаю, что здесь противоречия конституции нет.
О. БЫЧКОВА И Александр спрашивает о коэффициенте для Санкт-Петербурга.
А. АКСАКОВ 1,8.
О. БЫЧКОВА Тоже много.
А. АКСАКОВ Много, конечно. Опять же учитывали, видимо, в правительстве и доходы населения и сложность транспортной обстановки.
О. БЫЧКОВА Но 2 это самый высокий?
А. АКСАКОВ 2 это самый высокий.
О. БЫЧКОВА Есть еще одна важная тема, которую мы сегодня хотели бы обсудить с Анатолием Аксаковым, зам. пред. комитета ГД потому что экономической политике и предпринимательству, это новые налоги, вернее, изменения в налоговом законодательстве, которые наступают с 2004 г. Непонятная или по крайней мере тоже спорная судьба НСП.
А. АКСАКОВ Дело в том, что в свое время было принято решение Конституционного суда о том, что отдельные положения закона о НСП не соответствуют конституции. И в соответствии с решением Конституционного суда ГД приняла решение об отмене действия НСП с 1 января 2004 г., но в результате появилась ситуация, когда во многих регионах довольно большие получаются выпадающие доходы. Например, для Москвы это 27 млрд. руб., естественно руководство Москвы не хочет терять такую большую сумму в бюджете, считая в том числе, что этот налог на торговлю, торговля стремительно развивается в Москве, какой смысл снижать налоговое бремя для торговли?
О. БЫЧКОВА И МГД направляла специальные послания в адрес правительства.
А. АКСАКОВ Да, и были предложения снизить, скажем, в большем размере НДС, не 18% сделать его, т.е. на 2% снизить, как это предлагается сейчас, а до 16% довести НДС, но оставив при этом НСП.
О. БЫЧКОВА Не только Москва, другие регионы тоже настаивают?
А. АКСАКОВ Москва, Московская область, для Санкт-Петербурга это тоже большое значение имеет, для многих регионов. Я сам из Чувашии, для Чувашии это тоже имеет большое значение, потому что 500 млн. руб. сразу же теряет бюджет республики. Для Москвы я уже сказал 27 млрд., большая цифра. В ходе дискуссий все-таки определялись, учитывая и решение КС, и прежнее решение ГД, что НСП с 1 января прекращает свое действие. При этом правительство должно дать механизмы возмещения выпадающих доходов, за счет сырьевого сектора в основном будет происходить.
О. БЫЧКОВА Которые не даны?
А. АКСАКОВ Сейчас представлены некоторые варианты, это увеличение налога на добычу полезных ископаемых, т.е. на нефть, на газ, на другие стратегические ресурсы, и за счет перераспределения этого налога в пользу федерального бюджета, а потом уже направление его на возмещение выпадающих доходов. Такая схема.
О. БЫЧКОВА Т.е. правительство все-таки и здесь будет стоять на своем, и с начала следующего года НСП будет отменен?
А. АКСАКОВ Оно стояло, стоит и будет стоять, и самое главное, что оно убедило уже депутатов, что надо идти по этой схеме. Поэтому судьба НСП уже решена.
О. БЫЧКОВА Самое обидное конечно, что для потребителей, для нас с вами, для граждан здесь ничего не изменится, скорей всего.
А. АКСАКОВ Безусловно.
О. БЫЧКОВА Вряд ли снизятся цены например.
А. АКСАКОВ Хотя НСП, я помню, будучи министром экономики Чувашии, я его вводил в своей республике, вызывал ожесточенное сопротивление наших граждан, я думаю, что они в принципе будут рады такому известию о том, что этот налог, пресловутый, ненавистный, теперь уже исключается.
О. БЫЧКОВА Но Вы же не хотите сказать, что теперь цена каждого товара будет на соответствующие процент ниже? Этого точно не произойдет.
А. АКСАКОВ По крайней мере она не увеличится.
О. БЫЧКОВА Между тем, непонятно, что будет в 2004 г. с другими ценами, с тарифами и с инфляцией, хотя обещано 10%, не более, премьер-министром Касьяновым.
А. АКСАКОВ Да, обещают инфляцию 8-10%, но к сожалению одновременно представили тарифы на услуги естественных монополий, превышающие показатели инфляции. Тариф на газ должен подняться на 20%, на электроэнергию на 16%, на железнодорожный транспорт на 15%. И это противоречит посланию президента, с которым он обратился к нам, к депутатам ГД, к сенаторам. В этом послании он говорил о том, что рост тарифов не должен превышать уровня инфляции. К сожалению, пока что в недрах правительства зреют противоречащие президентскому посланию предложения. Мы будем стоять на том, чтобы все-таки тарифы соответствовали уровню инфляции, потому что тот рост уровня доходов, который у нас сегодня наблюдается в стране, он практически съедается ростом тарифов на услуги естественных монополий, ростом на услуги ЖКХ. Естественно, это вызывает недовольство людей, справедливое недовольство мы говорим постоянно о том, что повышается жизненный уровень населения, но к сожалению, если так посмотреть, жизненный уровень особенно не меняется.
О. БЫЧКОВА Рост, который предлагается в следующем году, выше, чем тот, который мы наблюдаем в этом?
А. АКСАКОВ Рост тарифов примерно на том же уровне, как в этом году. Хотя на наш взгляд это должно идти по ниспадающей, т.е. инфляция-то падает. Если на этот год 13-14% предусмотрено, на следующий год 8-10%, значит, то же самое должно происходить с тарифами. Но они, как видите, пока предусматриваются на уровне примерно этого года.
О. БЫЧКОВА Я благодарю нашего гостя, Анатолий Аксаков, зам. пред. комитета ГД по экономической политике и предпринимательству, отвечал на наши с вами вопросы, спасибо.
А. АКСАКОВ До свидания.



13.06.2003
http://echo.msk.ru/programs/beseda/22467.phtml


Док. 462139
Перв. публик.: 13.06.03
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 215

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``