В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Автовладельцы и закон об автостраховании Назад
`Эхо Москвы`: Автовладельцы и закон об автостраховании
Передача :     Интервью
Ведущие :     Алексей Дыховичный
Гости :     Анатолий Аксаков



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" А. Аксаков зам. председателя комитета ГД по экономической политике и предпринимательству
Эфир ведет Алексей Дыховичный

А.ДЫХОВИЧНЫЙ У нас в гостях Анатолий Аксаков зам. председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству. Говорим об автогражданке, закон, который вроде бы был принят, и уже вступил в силу, и многие уже заплатили. А сейчас речь идет о поправках, о законопроекте, который завтра будет рассматривать Госдума. Так вот, что это за законопроекты, если можно об отмене чего? Пейджер 961-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Вы можете присылать свои соображения, замечания по поводу этого закона, я их обязательно передам Анатолию Геннадьевичу, возможно, вы ими завтра воспользуетесь. Итак, Анатолий Геннадьевич, по порядку, что завтра будут внесены за документы на рассмотрение в Госдуму?
А. АКСАКОВ - Завтра будет рассматриваться 15 законопроектов. Одна их часть касается отмены вообще закона, о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Вторая часть касается переноса сроков введения, предлагается перенести на 1 января 2005 года, а до этого провести изменения в законодательство, провести спокойную работу с законом и сделать его, по мнению авторов законопроекта более приемлемым для потребителя, чью ответственность страхуют. И третий вариант. Вернее они подразделяются это снижение тарифа, один из законопроектов, который комитет по кредитным отношениям поддержал. Он касается предоставления льгот для пенсионеров, инвалидов, он переносит срок штрафных санкций за не страхование своей ответственности, сейчас по закону с 1 января, а предлагается с 1 июля 2004 года, то есть на полгода переносится реализация закона. И есть еще один законопроект, автором которого и я, в том числе являюсь, с одной стороны перенести срок реализации, с другой стороны снизить тарифы, снизить базовый тариф, предоставить льготы пенсионерам, инвалидам. Я надеюсь, что мой законопроект как раз и пройдет завтра.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Вы не выступаете за отмену.
А. АКСАКОВ - Я не выступаю за отмену, поскольку это мировая практика, везде в цивилизованных странах такие законы действуют и уже в некоторых странах СНГ. В Казахстане, на Украине и они показали свою эффективность. Болезненная мера, неприятная, но, тем не менее, есть такая практика и она в пользу граждан в конечном итоге. Я считаю, что те тарифы, которые установило правительство, к сожалению, мы отдали на откуп правительству принятие решения об уровне тарифов, они крайне неприемлемые, они в интересах страховых компаний, а не в интересах граждан.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Анатолий Геннадьевич, закон был принят некоторое время тому назад, за него проголосовали многие депутаты, в том числе и вы. Почему вы же сначала проголосовали, а теперь, в преддверии выборов, идете против, можно сказать, этого закона, и народ поддержит это, по крайней мере, это понятно. Платить не надо.
А. АКСАКОВ - Закон был принят полтора года назад в июне 2002 года. Целый год давался правительству для подготовки постановления, чтобы утвердить тарифы и как только стало ясно, что тарифы, которые правительство собирается утвердить, будут неприемлемыми ни для меня, ни для автолюбителей, то я внес свой законопроект. Это было еще в марте месяце, законопроект о снижении тарифов, о том, чтобы уже в законе утверждались тарифы, и о предоставлении льгот тем же пенсионерам и инвалидам. Вот две цифры, сейчас базовый тариф 1980 рублей.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ По Москве ровно в два раза больше.
А. АКСАКОВ - Да, для Москвы почти 4 тысячи. Средняя пенсия пенсионера 1700 рублей, вот эти две цифры сравните, сразу же поймете, что правительство не подумало, это мягко сказано, когда утверждало такие тарифы. Где-то полторы пенсии у человека забираешь, чтобы он заплатил страховку. Это неправильно, мы, когда утверждали закон, в 2002 году, прозвучали совсем другие цифры. И когда говорили с правительством, говорили и о льготах пенсионерам. И о льготах инвалидам, и о том, что тариф будет другой. Звучала цифра 1400 рублей.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Скажите, а все ли деньги, за исключением налогов, которые платит человек, который придет в конкретную страховую компанию Я заплатил 3960, какая часть из этих денег идет страховым компаниям на тот случай, если что-то произойдет, и я потом компенсировать ущерб, а какая часть уходит куда-то еще? И куда еще она уходит?
А. АКСАКОВ - Вы приходите в эту страховую компанию, а она же не все направит на страховые случаи, так если посчитать, то примерно половина денег идет на возмещение страхового случая. А оставшаяся половина остается, она размещается, ценные бумаги, инвестируется и на этом страховая компания зарабатывает.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Это то, что идет страховой компании. А все ли идет страховой компании?
А. АКСАКОВ - Безусловно, все идет страховой компании, и она распоряжается этими деньгами.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ То есть налог просто не взимается с этой суммы?
А. АКСАКОВ - Налог взимается как везде с той прибыли, которую страховая компания имеет от этой деятельности. Она несет нагрузку, связанную и со страховыми полюсами, и с обслуживанием клиентов и с возмещением ущерба, если возникнут ДТП, либо автомобиль, либо ранение, не дай бог, смертные случаи. В этом случае страховая компания несет убытки, возмещает ущерб, это все идет на затраты. Образуется прибыль, прибыль облагается.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Многие страховые компании говорят, что наши тарифы добровольные, были лучше и выгоднее, чем те, которые были спущены сверху правительством. Так может быть отдать это дело на усмотрение рынка? Пусть на рынке страховые компании борются за клиента и устанавливают сами тарифы, а правительство только спустит сверху минимальную цифру, на которую должен быть застрахован автомобиль. 4 тысяч долларов, 120 тысяч рублей это же мало на самом деле.
А. АКСАКОВ - К сожалению, я готов принять тут вину на себя. Мы прописали такую норму в законе, которая не создает конкуренции на этом рынке. Одна страховая российская ассоциация забирает фактически весь этот рынок под свой контроль. Где монополия, там никакой конкуренции, если нет конкуренции, значит, и нет нормальных рыночных цен, тарифов. Тарифы будет диктовать монополия, и они будут выше намного чем даже то, что сейчас установило правительство, так как любая монополия старается за счет цены заработать дополнительный доход. В принципе проблема-то в чем, правительство не принимало постановление по тарифам до мая месяца. Практически до июня, в конце мая, начале июня, в последнюю секунду все приняло и в результате ни страховых компаний, ни люди, ни население не были подготовлены к введению этой нормы.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Сейчас мы вынуждены прерваться.
НОВОСТИ
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Мы говорим о законе об обязательном автостраховании, который в настоящее время действует, но завтра уже будут обсуждаться законопроекты об его отмене в том числе.
А. АКСАКОВ - Кстати. В июне Госдума по инициативе группы "Народные депутаты", в которую я вхожу, уже внесла постановление, в котором предлагалось правительству снизить тарифы, установить льготы для соответствующих категорий пенсионеров и предусмотреть более технологичную систему осуществления страховой гражданской ответственности. После того как правительство не отреагировало на постановление Госдумы, "Народная партия" организовала сбор подписей, у людей спросили, как они относятся к гражданской ответственности, 500 тысяч буквально за 10 дней подписало против введения.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Это понятно.
А. АКСАКОВ - Но депутаты вынуждены и обязаны реагировать на общественное мнение.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Но не всегда общественное мнение разумные законопроекты поддерживает. Вот это автострахование, на ваш взгляд, налог дополнительный или все-таки это страхование?
А. АКСАКОВ - Можно так сказать - полуналог, потому что государство вводит эту норму, и она становится обязательной. А если она обязательная, то фактически люди облагаются. Причем здесь есть коллизия, государство вводит налог, и этот налог не должен устанавливаться постановлением, это должно быть прописано в законе. А, к сожалению, отдали на откуп правительству, которое эту норму может вводить постановлением. Вы знаете, что в Верховном суде двое граждан России уже выиграли
А.ДЫХОВИЧНЫЙ 8 октября, если не ошибаюсь на отмену повышающего коэффициента за мощность двигателей.
А. АКСАКОВ - 7 октября. Так вот это как раз связано с тем, что такая норма была введена постановлением, а не прописана в законе. И это хороший урок и для депутатов в том числе, что нужно в законе прописывать все нормы прямого действия, тогда не будет возникать коллизий и ситуации, когда правительство нас ставит в дурацкое положение.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Но по смыслу все-таки это же не налог, а страхование. Может быть, потому что мы пытаемся одно понятие подменить другим, и получается вот это все.
А. АКСАКОВ - Это мировая практика, это действует и в Германии, и во Франции, и в США.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Да и во всех странах СНГ, кроме России и Армении.
А. АКСАКОВ - И бывают часто такие ситуации, когда "Запорожец" врезается в иномарку, начинаются разборки и с него и квартиру забирают и все, что есть. И чтобы не было разборок с так называемой "братвой", часто так бывает, человек вроде не виноват, но становится виноватым, потому что действует право сильного, у кого мускулы крепче. А здесь в действие будут вступать юристы страховых компаний и таких случаев уже не будет. Людям сами не придется разбираться. В этом плане обязательное страхование это хорошая норма. Ну и никто из нас не застрахован, что может что-то произойти на дороге, машина это средство передвижения повышенной опасности, поэтому это правильная норма и необходимо страховать. Уровень тарифов вот главный вопрос.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Если пенсионер влетает в "Мерседес" и если влетает с таким же ущербом не пенсионер, то компенсировать-то надо одну и ту же сумму. И как здесь дифференцировать?
А. АКСАКОВ - Мы посчитали, если пенсионер, не пенсионер, страховой суммы вполне достаточно чтобы компенсировать страховой ущерб, если тариф будет 1457 рублей как установлено у нас в законопроекте. Для пенсионеров будет тариф в 2 раза меньше.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Это и в Москве тоже?
А. АКСАКОВ - Да, кстати, мы предлагаем одинаковый тариф и в Москве, и в Калуге и во всех крупных городах 1457 рублей. Не делить на хороших и не хороших, москвичи такие же граждане России, как жители Калуги, например. Они должны платить такой же тариф, как все граждане России.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ В Москве же больше аварий.
А. АКСАКОВ - Знаете, на количество автомобилей я бы не сказал, что в Москве больше аварий. В любом городе много аварий и учитывая то количество автомобилей, которое находится в Калуге, и если соотнести с количеством аварий, примерно такая же цифра получится.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ А сколько по этому тарифу будет платить владелец новенького БМВ 5-й серии за 120 тысяч долларов?
А. АКСАКОВ - До 10 тысяч.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Обязательно. То есть вы предлагаете сделать такой разрыв за счет чего?
А. АКСАКОВ - Что вы имеете в виду?
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Разрыв между тем, что будет платить владелец старенького потрепанного "Жигуленка" и новой машины? Как в законе будет этот разрыв отображен?
А. АКСАКОВ - В данном случае мы пошли по пути правительства. Мощность двигателя, все качественные характеристики машины мы включили в законопроект, и считаем справедливым, потому что ущерб, который будет нанесен дорогой машине, он естественно и дороже стоит.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Подождите. Мы же платим не за ущерб, причиненный собственной машине, а в том случае, если я виноват и разбил другую машину или не дай бог, причинил ущерб жизни другому человеку.
А. АКСАКОВ - Но с другой стороны владелец "Запорожца" не имеет возможности возместить такой большой ущерб, и в данном случае это будет происходить за счет этих денег.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ За счет тех денег, которые заплатил владелец БМВ?
А. АКСАКОВ - В данной ситуации я считаю, что действует социальная справедливость, поскольку владелец БМВ имеет возможность больше платить за страхование своей ответственности.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Получается некий налог на дорогую машину.
А. АКСАКОВ - Не налог, а страхование. Мы же с вами договорились.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Но и налог в том числе.
А. АКСАКОВ - Но для того же владельца БМВ мы снижаем тарифы, и он в Москве уже будет стоить не 4 тысячи, умноженный на коэффициент качественной машины, до 10 тысяч рублей, а будет стоить 1457 рублей, то есть реально он будет платить не более 3 тысяч рублей. 100 долларов. Для владельца БМВ деньги, я думаю, вполне приемлемые.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Согласны ли с такими цифрами страховые компании? Или они скажут, нет, мы в эту игру вообще играть не будем. Нам это невыгодно.
А. АКСАКОВ - Они на словах говорят, что не согласны, но если реально из расчета показать все, они будут согласны. Самое интересное, давайте утвердим эти тарифы и посмотрим, пойдут ли страховые компании в этот рынок. Даже если установить тариф тысячу рублей, они одновременно собирают примерно 30 млрд. рублей. Миллиард долларов, выплаты же не сразу идут по страховым случаям, то есть у них всегда будет определенная сумма денег, которую можно инвестировать, на которой можно зарабатывать. И страховые компании в проигрыше никак не окажутся.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Я нехитрый расчет произвел. 120 тысяч рублей - это та сумма, чаще всего в пределах этой суммы будут выплаты и 3960 рублей, которые платят в Москве. 120 тысяч разделить на 4 тысячи получается 1 к 30, то есть 30 человек заплатило, для одного человека достаточно денег, чтобы выплатить. Вот это соотношение на ваш взгляд, какое должно быть? Дробь должна быть меньше не 1 к 30
А. АКСАКОВ - Соотношение должно быть 1 к 0,75. Если будет такое соотношение, то оно справедливое и выгодное и гражданам, и страховым компаниям, 25% иметь и тем более это ежегодно будет прибавляться. Ведь эти деньги ежегодно будут приходить, и эти 25% будут удваиваться.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Просто чтобы понять, что здесь 1, что 0,75?
А. АКСАКОВ - Единицу ты получил, 0,75 отдал по страховому случаю. То есть 25% остается у тебя.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ А 75% я выплатил.
А. АКСАКОВ - Но не так как вы говорите 1 к 30.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Нет, там 30 человек заплатило, 30 жителей Москвы, 30 автовладельцев
А. АКСАКОВ - Я думаю, что эти расчеты не совсем точные.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Я не посчитал налог, но все же. Вот эта сумма 120 тысяч рублей или 4 тысячи долларов на ваш взгляд она достаточная или нужно уменьшать или увеличивать?
А. АКСАКОВ - Она зафиксирована в законе, мы ее пока не трогаем. 400 тысяч рублей общие выплаты. По оценкам экспертов примерно на такую сумму даже меньше, получается тот ущерб, который имеется в случаях ДТП.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ 400 тысяч рублей это несколько котлов, это два больших котла, это котел ущерб жизни, ущерб материальный.
А. АКСАКОВ - 160 тысяч идет на ущерб жизни. 240 тысяч на материальный ущерб.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ По-моему, наоборот. И причем 160 тысяч если ты несколько машин разбил, а если одну, то 120. Зачем эти несколько котлов, это первое, эта цифра не сгорает, я в течение года могу хоть каждый день зачем мне вечная игла для примуса, грубо говоря. Зачем мне целый год, мне достаточно один или несколько максимум.
А. АКСАКОВ - Нет, там все зависит от тяжести случая. То есть если три человека было в машине, они пострадали, да еще если со смертельным исходом, то сумма может полностью использоваться. Если вы только травмировались, то сумма будет меньше. Поэтому это не то, что вы несколько раз можете использовать, а это относится к тяжести происшествия и влияния этого происшествия на ваше здоровье.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ И последний вопрос, коли будут приняты какие-то из поправки, что будет с теми людьми, которые уже заплатили, оформили обязательную автогражданку?
А. АКСАКОВ - Несколько вариантов решения, на мой взгляд, самое простое. Первое это вернуть, второе перенести ту сумму, которую ты внес на следующий год, она будет засчитываться как твой взнос, но это зависит от того, какое мы решение примем. Если отменить, то придется вернуть, если перенести срок реализации, то можно перенести на следующий год этот взнос и его засчитать.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Грубо говоря, заплатив 1 июля, я уже ведь откатал некоторое количество времени.
А. АКСАКОВ - Это будет учитываться по этому году.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ Спасибо вам, Анатолий Аксаков, зам. председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству.
А. АКСАКОВ - Я хотел в завершение сказать, что в любом случае завтра будет принято ответственное решение и в интересах граждан.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ - Мы будем внимательно следить за этим.
А. АКСАКОВ - И самое главное надеюсь, что будет принято не популистское решение, просто чтобы показать какие хорошие. Некоторые действительно отреагировали в самый последний момент. Я-то вот внес еще в феврале свой законопроект, а некоторые перед выборами начали вносить законы, чтобы заработать очки, уверен, что после выборов они забудут про эти законопроекты и не будут по ним работать.
А.ДЫХОВИЧНЫЙ - Спасибо вам, Анатолий Геннадьевич, завтра будем смотреть и следить.
А. АКСАКОВ - Всего вам самого доброго.


13.10.2003
http://echo.msk.ru/programs/beseda/23636.phtml


Док. 462138
Перв. публик.: 13.10.03
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 227

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``