В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Первоочередные экономомические законопроекты, которые должна рассмотреть Госдума 4-го созыва Назад
`Эхо Москвы`: Первоочередные экономомические законопроекты, которые должна рассмотреть Госдума 4-го созыва
Передача :     Интервью
Ведущие :     Татьяна Пелипейко
Гости :     Анатолий Аксаков
25 декабря 2003 года



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" А. Аксаков депутат Госдумы РФ
Эфир ведет Татьяна Пелипейко


Т.ПЕЛИПЕЙКО Приветствуем нашего гостя. Это Анатолий Аксаков, вновь избранный депутат Госдумы. Вы в Думе предыдущего созыва являлись заместителем председателя по экономической политике и предпринимательству.
А. АКСАКОВ - Было дело.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Какие у вас ныне планы? Хотите ли в том же комитете продолжить работу?
А. АКСАКОВ - В любом случае экономическая тематика меня интересует, либо комитет по кредитным организациям, либо комитет по экономическим отношениям - это мой профиль. Я являюсь членом Национального банковского совета именно предыдущего состава Госдумы, меня туда делегировали, поэтому и банковское дело мне интересно и финансовые рынки, я занимался корпоративным управлением, будучи заместителем председателя комитета по экономической политике. Темы пересекаются. В любом случае буду заниматься экономическими вопросами.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Давайте тогда тоже свою беседу обозначим в рамках экономических законов и законопроектов и чуть-чуть назад. Та Дума, что она успела на ваших глазах сделать и что не успела, как говорят в анекдоте: понадкусывала. Есть такие зависшие переходящие по наследству полупринятые или полурассмотренные законопроекты.
А. АКСАКОВ - Прежде всего, началась мощная кодификация законов, это Земельный кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс то, что Госдума сделала. Наряду с этим я бы отметил и закон о местном самоуправлении, который переворачивает взаимоотношения властей, фактически делегирует очень многие полномочия на местный уровень. Это то, что сделано. То, что не сделано если говорить о законе, о местном самоуправлении, мы все-таки еще не приняли новую редакцию Бюджетного кодекса и этот новый Бюджетный кодекс должен определить финансовые источники для реализации закона о местном самоуправлении. Сам по себе закон не будет работать, если не будет у местного самоуправления финансовых источников. Закон о концессиях - он тоже связан с работой местного самоуправления, поскольку сейчас все уже об этом слышали и знают, есть такое направление как передача тепловых сетей или канализационных сетей различным компаниям, которые готовы управлять этими сетями и необязательно являются собственниками. Взяв концессию, они могут управлять тепловыми сетями. "Российская коммунальная система" создана такая организация, и она бы с удовольствием на концессионной основе работала, и как они говорят, они бы работали намного эффективнее, чем действующие структуры.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Что из всего этого, что называется на мази принятия уже новой Думой, за что надо браться раньше всего?
А. АКСАКОВ - Бюджетный кодекс фактически уже в первом чтении принят, теперь очень важно его принять во втором и третьем. Если говорить о моем подходе к этому кодексу, то есть вопросы к нему. Скажем, меня беспокоит то, что фактически будут ликвидироваться казначейства субъектов Федерации, и муниципальные казначейства, и обслуживание исполнения бюджетов будет переводиться в федеральное казначейство. И таким образом мы уничтожаем федерализм, бюджетный федерализм, переводим все на унитарную систему обслуживания бюджетов. Это меня беспокоит в том числе, потому что некоторые субъекты Федерации работают намного эффективнее по обслуживанию своих бюджетов, я сам депутат от Чувашии, Чувашия в этом плане является хорошим примером и само правительство говорит об этом, что там исполнение бюджета осуществляется более эффективно, чем федеральным казначейством.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Чем, по сути, еще отличается этот Бюджетный кодекс по принципу направленности именно от ныне действующей системы?
А. АКСАКОВ - Перераспределением финансовых источников субъектов власти. Местная власть, субъекты Федерации, федеральная власть. То есть финансовые источники переводятся на более низкий уровень, ну уровень субъектов Федерации и муниципалитетов.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Но при этом казначейство поднимается вверх. Здесь не будет какого-то странного разрыва?
А. АКСАКОВ - Есть противоречие, на мой взгляд, в этом плане. Но подход правительства тоже понятен, они хотят все знать, все видеть, им должно быть все ясно, что творится в финансовой системе страны, чтобы может быть застраховать от каких-то рисков свою экономическую и финансовую политику. Но этот подход: не доверять, - мне непонятен. Я сам был министром экономики Чувашии и еще раз повторяю, что в Чувашии обслуживание бюджетов более эффективно, чем в федеральном казначействе.
Т.ПЕЛИПЕЙКО То есть в любом случае с точки зрения человека, имеющего опыт практической работы в этой сфере такая система неудобна, нехороша?
А. АКСАКОВ - Это мой подход.
Т.ПЕЛИПЕЙКО А может напротив, система этой самостоятельности оказаться плохой, потому что вы говорите: вот там-то хорошо работают, а в другом месте могут не работать так хорошо, не этим ли объясняется такое изменение системы? Это вопрос Анатолию Аксакову, ответ на который мы получим после выпуска новостей.
НОВОСТИ
Т.ПЕЛИПЕЙКО Вопрос, который мы успели затронуть перед новостями: а можно ли действительно отдавать все вниз, не получится ли так, что где-то хорошо работают, как вы сказали, а где-то будут работать плохо и тогда система не заработает. Или можно встроить механизмы, которые будут ее подстраховывать?
А. АКСАКОВ - Безусловно, очень многие вопросы необходимо передавать на нижний уровень, вообще местная власть должна отвечать. Ненормально, когда президент России занимается вопросами, я это тоже вижу иногда, тем, что где-то холодно в каком-то доме, плохо работает тепловая система, либо крыша протекает. Все эти вопросы должна решать местная власть, для этого у них должны быть финансовые источники. Поэтому надо освободить центральную власть от многих функций и обязательств, которые сегодня у нее есть, чтобы они занимались стратегическими вопросами, и в том числе, конечно же, обороноспособностью страны, обеспечением таких федеральных функций на территории страны.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Еще какие темы, и какие конкретные законопроекты висят, что называется?
А. АКСАКОВ - Они не только висят, они назрели. С этого года мы приняли решение, вернее, с 1 января 2004 года о снижении НДС на 2%. Естественно, сейчас мы должны посмотреть, как сработает это снижение. Как это скажется на федеральном бюджете, но в наших планах дальнейшее снижение НДС, скажем, мы предлагаем снизить его до 15%. И это будет существенная поддержка для предприятий, экономики и в том числе окажется тем фактором, который поможет реализовать задачу, поставленную президентом об удвоении валового внутреннего продукта. Есть проблема легализации заработных плат, к сожалению, до сих пор и в значительной степени не происходит эта легализация из-за того, что слишком высокий единый социальный налог.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Я сейчас просто прогнозирую, сидел бы кто-нибудь рядом с вами из представителей профсоюзов, которые любят говорить, что безобразие, он мал, никому ничего не достается, вы говорите, что надо сокращать.
А. АКСАКОВ - Он мал, в том числе, потому что заработную плату выдают в конвертах, не проводят через бухгалтерию и соответственно не осуществляют платежи в Фонд социального страхования, в Фонд медицинского страхования и Пенсионный фонд. И кстати от этого страдают люди, так как в будущем у них не будут пенсионные накопления, они не смогут этими накоплениями пользоваться. Поэтому надо снижать единый социальный налог и я уверен, что мы получим положительный эффект, то есть с одной стороны произойдет легализация зарплаты, с другой стороны рост заработной платы. И это, кстати, также позволит увеличить отчисления в фонды социального страхования. Относительно они уменьшатся, а в абсолютных цифрах все эти отчисления увеличатся.
Т.ПЕЛИПЕЙКО То есть вы полагаете, что произошедшее сокращение подоходного налога недостаточно было?
А. АКСАКОВ - Оно сыграло свою роль, но недостаточно. То, что мы ввели плоскую шкалу подоходного налога, мы получили эффект, где-то в полтора раза больше поступлений подоходного налога увеличились в бюджет. Я уверен, что снижение ЕСН в первом чтении мы уже закон приняли, я один из авторов этого закона
Т.ПЕЛИПЕЙКО И до какой цифры, напомните нам?
А. АКСАКОВ - Мы предлагаем пока на 5% снизить, но есть даже более революционные подходы правительства, что странно, там тоже, видимо, есть понимание, что надо снижать единый социальный налог, которое предлагает, по-моему, на 10% снизить ЕСН. Это будет стимул.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Кто тогда, какие силы поддерживали идею снижения ЕСН в той Думе? Кто был за, кто против.
А. АКСАКОВ - Практически все, насколько я помню, единодушное голосование было по этому закону. Сопротивлялось правительство, оно побаивалось одновременно снизить ЕСН и НДС. Поэтому с этого года, я все время говорю: с этого, - потому что уже чувствуется как будто мы уже в 2004 году.
Т.ПЕЛИПЕЙКО По сути да.
А. АКСАКОВ - Поэтому пока НДС снижаем, посмотрим, как это скажется на бюджете, далее будет снижение ЕСН и НДС тоже
Т.ПЕЛИПЕЙКО По политкалендарю для вас год действительно закончился.
А. АКСАКОВ - Это будет, кстати, хорошим подспорьем для роста экономики, роста доходов населения.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Я задам несколько вопросов, которые поступают на пейджер. Но еще связанная со всем этим идея льгот, действующих, не денежных льгот, льгот в виде предоставляемых каким-то категориям населения прав.
А. АКСАКОВ - Это денежные льготы.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Человек не держит ее в руках.
А. АКСАКОВ - Только из федерального бюджета 24 категории льготников финансируются. И, на мой взгляд, это несправедливая система. Скажем, у одного льготника большая квартира, 150 кв. м или 100 кв. м, а у другого 20 кв. м, так вот каждый из них пользуется льготой 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг, исходя из той площади, которой они пользуются. Так вот, тот, который имеет 100 кв. м, он получает деньги на оплату фактически
Т.ПЕЛИПЕЙКО А что вы предлагаете вместо?
А. АКСАКОВ - Я предлагаю денежные компенсации всем, кто имеет право получать эти льготы, пусть получит деньги. Есть другая проблема, есть ветеран труда, который пользуется льготами и на транспорте и по оплате жилищно-коммунальных услуг. И часто это действительно заслуженные люди, они должны поддерживаться государством. Но есть очень много людей, которые оказались за бортом этого звания, но, тем не менее, они не хуже работали, не меньше отдали государству, но этими льготами пользоваться не могут. К сожалению, те законодатели, которые работали во 2-м созыве, они все это дело не учли, поставили наших стариков в неравное положение. Я думаю, что лучше бы без всех этих льгот нашим ветеранам, пенсионерам платить достойные пенсии
Т.ПЕЛИПЕЙКО В какой форме предполагается произвести эту замену льгот? В виде повышения, фиксированной пенсии или в виде отдельного пособия транспортного, например. Как вы реально мыслите, соображения все высказаны, но что делать?
А. АКСАКОВ - Передавать денежные компенсации на руки и за все платить.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Как это будет называться? Закон о компенсациях льготникам или как?
А. АКСАКОВ - Может быть так. Пока что такого закона нет.
Т.ПЕЛИПЕЙКО А форма разработана?
А. АКСАКОВ - Идея существует и примерная реализация этой идеи есть. С военнослужащими, с другими представителями силовых структур. Там определенные недостатки были, и сейчас можно было бы использовать тот опыт, который накоплен, чтобы реализовать уже при отмене всех льгот. Нам надо уйти от льгот, потому что если стакан воды стоит рубль, за него надо платить рубль, иначе этот стакан воды никто не будет производить, если стоит услуга 100 рублей, значит, за нее надо платить 100 рублей. Если будешь платить 50 рублей, значит, эту услугу не будут оказывать, либо та система, которая ее оказывает, обанкротится. Не секрет, что в метро очень много фальшивых документов используется под маркой льготников. Фактически не платят многие люди, которые не имеют право на льготы. Поэтому лучше давать деньги, если он ездит на метро, пусть он сам платит. А те, кто не пользуется льготами, они уже не смогут пользоваться фальшивыми документами.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Вопрос по зарплатам от Жоры: "Есть ли какие-то другие способы борьбы с зарплатой в конвертах кроме снижения социального налога?"
А. АКСАКОВ - Только снижение налогов, на мой взгляд. Контролирующие органы должны следить за этим, бороться с нарушением закона. Это нарушение закона - выдача зарплаты в конверте, не пропуская через бухгалтерию. Но над каждым предпринимателем не поставишь контролера, и опыт показал, наши предприниматели очень ловкие и способные, всегда умеют найти возможность, либо взятку дадут контролирующему органу, но не будут платить. Это ему кажется дешевле, чем платить зарплату не в конверте. Поэтому лучший способ стимулирования легализации зарплаты это снижение налогов.
Т.ПЕЛИПЕЙКО То есть относительно менее обременительный для предприятия налог.
А. АКСАКОВ - Это государству выгодно. И эффективнее.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Вопрос от Бориса: "Планируется ли рассматривать новые законопроекты либо поправки к действующим законам по изменению налоговой нагрузки на сырьевые отрасли промышленности?"
А. АКСАКОВ - Да. И об этом говорил президент, пресловутая природная рента, о ней очень много говорили, в том числе в период предвыборной кампании. Я думаю, что этот вопрос можно решить в рамках закона о налогах на добычу полезных ископаемых. Просто установить разные ставки в зависимости от месторождения. То есть если месторождение бьет фонтаном, нефть, там ставка налога должна быть повышенная, если же труднодоступное месторождение и требует больших капитальных затрат, там должна быть пониженная ставка налога.
Т.ПЕЛИПЕЙКО В теории это звучит хорошо, а как это реально осуществить? Потому что вы только что упомянули взяточников, это одна сторона дела, и как все это взять на карандаш и проанализировать?
А. АКСАКОВ - Абсолютно верно вы говорите. Это должно быть очень четко прописано все, думаю, что легче всего это решить по территориальному принципу.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Нужен какой-то безумно точный и подробный кадастр всего этого.
А. АКСАКОВ - Безусловно. Это не так просто все сделать, как некоторые пытаются подать и естественно, уже президент озвучил идею, что платить надо природную ренту. Сейчас нам важно выработать механизм, разработать природный кадастр и, исходя из этого кадастра, определять ставки платежей.
Т.ПЕЛИПЕЙКО То есть по конкретике.
А. АКСАКОВ - И мы уже одно решение приняли, которое нам не удалось принять в начале этого года. Это решение по поводу повышения таможенных пошлин на экспорт нефтепродуктов. Мы в начале этого года хотели поднять экспортные пошлины и центристские фракции поддерживали, но, к сожалению, нам не удалось это решение провести, поскольку нефтяные лоббисты сумели выступить против с помощью депутатов. И в результате государство недополучило очень много денег в бюджет. Сейчас это решение принято и теперь можно более гибко реагировать на мировую конъюнктуру цен на нефть, например.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Я вам процитирую несколько сообщений с пейджера. Тема льгот оказалась наиболее заинтересовавшей слушателей. Валентина Васильевна пишет о ветеранах труда: "Я сама отработала 40 лет и знаю, что звание "ветеран труда" давалось по блату. У меня такого звания нет". Ирина пишет: "Лишили льгот военнослужащих, в результате выплаты компенсаций они много потеряли". Здесь тоже вопрос. "А почему вы относите к льготным категориям самих депутатов?", - Марьяна и другие граждане.
А. АКСАКОВ - Я-то как раз сторонник того, чтобы льгот ни у кого не было, в том числе и у депутатов. Если депутат заслуживает какой-то поддержки государственной, пусть ему дадут деньги, и он платит за все. Льготы развращают, это не экономическая категория, льготы противоречат экономической логике.
Т.ПЕЛИПЕЙКО С другой стороны Нина Николаевна пишет: "Я пенсионерка, если б вы только знали, что такое сходить в Собес и получить какую-то льготу, это хождение по мукам". Но тут же рядом Вера: "Уравниловка уже показала себя, желание уравнять ветеранов труда с другими людьми не имеет никакого смысла". Совершенно разные мнения
А. АКСАКОВ - Но это к уравниловке тоже не имеет никакого отношения. Пенсия должна учитывать трудовой вклад человека.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Тема льгот, судя по всему, потребует еще больших и подробных разговоров, поскольку это интересует народ настолько, что сообщения продолжают поступать.
А. АКСАКОВ Я, пользуясь случаем, хочу всех поздравить с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы этот Новый год был намного лучше, чем год уходящий. Всего вам самого доброго.
Т.ПЕЛИПЕЙКО Спасибо и вас с наступающим. Анатолий Аксаков, депутат нового созыва Госдумы.




25.12.2003
http://echo.msk.ru/programs/beseda/24322.phtml


Док. 462135
Перв. публик.: 25.12.03
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 222

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``