В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Реформирование банковской системы и рассмотрение Госдумой законопроекта `О бюро кредитных историй` Назад
`Эхо Москвы`: Реформирование банковской системы и рассмотрение Госдумой законопроекта `О бюро кредитных историй`
Передача :     Интервью
Ведущие :     Алексей Воробьев
Гости :     Анатолий Аксаков



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" - Анатолий Аксаков, зам. пред. комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам.
Эфир ведет - Алексей Воробьев.

А. ВОРОБЬЕВ - Анатолий Аксаков, зам. пред. думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, добрый день.
А. АКСАКОВ - Здравствуйте.
А. ВОРОБЬЕВ - Официально тема заявленная понятна.
А. АКСАКОВ - Не о банках будем говорить?
А. ВОРОБЬЕВ - Не о реформировании банковской системы, но мне любопытно, на самом деле, и это, конечно, мы затронем, но любопытны все-таки экономические последствия, прогнозы экономические, которые, так или иначе, должны появляться в связи с последними инициативами Кремля по реформированию органов исполнительной власти. Как вам кажется, кстати говоря, сегодня стало известно, что до конца октября в ГД будет внесен президентский законопроект об отмене выборов мэров городов, все это вписывается в логику последних движений Кремля?
А. АКСАКОВ - Наверное, то, что предлагается по мэрам, естественно, вписывается в логику последних предложений. А что касается экономических последствий, такое двойственное отношение, я вижу, что регионы развиваются разнонаправленно, имеют, скажем, одинаковую экономическую структуру, тем не менее, реформы в сфере образования, здравоохранения, в финансах, в других сферах экономики и социальной сфере развиваются неравномерно. Это связано, в том числе, с уровнем тех управленцев, которые командуют этими регионами, т.е. губернаторы, президенты либо там еще председатели правительства в некоторых регионах. Я вижу, что разная правовая система в территориях действует, так сказать, такой конгломерат у нас Россия сегодня представляет, в этом плане я надеюсь, что все-таки будет унифицировано законодательство, и выборное, и экономическое законодательство. Это даст простор все-таки развитию экономики.
А. ВОРОБЬЕВ - Т.е. народ неспособен выбрать самостоятельно себе лидера, который бы привел к процветанию и успеху его регион?
А. АКСАКОВ - Сегодня, к сожалению, так часто получается, что выбирают не тех, кто является прагматиком, кто является настоящим завхозом. На мой взгляд, губернатор - это завхоз, а не политическая фигура, а выбирают политическую фигуру, часто эта политическая фигура неумело управляет территорией, в ущерб территории, страдают люди.
А. ВОРОБЬЕВ - И поэтому люди: как вы считаете, предлагаемые Кремлем инициативы по выборам губернаторов, в принципе, можно назвать выборами? Я лишь скажу прежде, чем вы ответите на этот вопрос, что в одном из последних интервью Александр Вешняков прямо заявил, что в той редакции, которая предлагается, эти законопроекты, это никак не может считаться выборами, никак.
А. АКСАКОВ - На мой взгляд, это тоже утверждение кандидатуры губернатора, которую предлагает президент. Но мы говорим об экономической стороне или о политической, юридической стороне?
А. ВОРОБЬЕВ - У нас будет две части, сейчас мы до 16:15 поговорим, наверное, о политической больше составляющей, если вы не возражаете, а затем мы точно перейдем к экономике.
А. АКСАКОВ - Все-таки если говорить об экономической стороне, к сожалению, реформы, в том числе либеральные реформы, которые задумываются в недрах российского правительства, они очень плохо идут во многих регионах России. На мой взгляд, в том числе из-за неумелого управления либо непонимания того, что надо делать, того, к чему идет Россия. Россия идет к либерализации экономики, как бы мы ни говорили об этом, о централизации экономических процессов, она идет к либерализации экономики. И правительство российское, оно либеральное.
А. ВОРОБЬЕВ - Вы так полагаете? Последние сообщения, скажем, о слиянии "Газпрома" и "Роснефти", об образовании дочернего предприятия, о покупке "Газпромом" 10% акций РАО ЕЭС?
А. АКСАКОВ - Две государственные компании объединяются, что тут такого, ничего страшного я в этом не вижу.
А. ВОРОБЬЕВ - Т.е. это не централизация?
А. АКСАКОВ - Это две государственные компании в целях оптимизации объединяются для того, чтобы повысить эффективность управления, скажем так, нефтедобычи, газодобычи, продажи этих стратегических ресурсов, здесь ничего такого я не вижу. Если объединятся две частные компании, это тоже нормальный процесс. Когда "ВР" и ТНК объединились, я считаю, что это нормальное явление, кстати, даже хорошее явление для нашей экономики.
А. ВОРОБЬЕВ - О том, какие области, направления действий правительства в экономической сфере вы подвергли бы наиболее резкой критике, давайте поговорим мы через минуту.
НОВОСТИ
А. ВОРОБЬЕВ - Идем далее, еще 14 минут живого разговора с Анатолием Аксаковым, зам. главы думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Посмотрите, что получается, советник президента России Андрей Илларионов в сегодняшнем интервью газете "Financial Times" раскритиковал действия властей в экономической сфере, он сказал, что Москва рискует своим экономическим ростом, отклоняясь от рыночных реформ в сторону государственного вмешательства. По словам Илларионова, последние три года высокие цены на нефть скрыли ущерб от слабой экономической политики, плюс ко всему советник президента раскритиковал правительство за то, что оно позволило развиваться кризису вокруг компании ЮКОС. У этого будут страшные последствия, сказал Илларионов. Несколько вопросов в том, что я прочитал. Ну так что, Москва рискует своим экономическим ростом, отклоняясь от рыночных реформ в сторону государственного вмешательства?
А. АКСАКОВ - Я не знаю, что там усмотрел Илларионов, я так понимаю, что он один из тех, кто формирует нашу экономическую политику. Естественно, высокие цены на нефть, они позволяют правительству менее активно проводить реформы, это точно. Я считаю, что нам надо было бы более активно, скажем, снижать налоговое бремя и сокращать государственные расходы, это надо было делать. Таким образом, мы бы высвобождали средства предприятий для того, чтобы они могли направлять их на свое развитие, на преобразования, на технологии, на покупку оборудования. Но это, к сожалению, не делается.
А. ВОРОБЬЕВ - Почему не делается?
А. АКСАКОВ - А потому что высокие цены на нефть, потому что экономика вроде нормально развивается, можно не беспокоиться о том, что происходит в структурных преобразованиях, в структуре нашей экономики.
А. ВОРОБЬЕВ - Т.е. вы здесь поддерживаете Илларионова?
А. АКСАКОВ - В данном случае я поддерживаю, да. Я думаю, что это даже объективно, когда человек находится, даже любой человек находится в каких-то комфортных условиях, внешнеэкономическая среда сегодня, действительно, создает комфортные условия нашей экономике, он не ощущает остроту проблем, которые существуют у него. И правительство наше, оно понимает, наверное, умом, но, так сказать, эта благостная ситуация успокаивает, не дает работать более активно в структурных преобразованиях у нас в стране. Я думаю, что правительство могло бы все-таки определить два-три приоритета, которые являлись бы локомотивом для нашей экономики, найти инструменты поддержки этих приоритетов, которые бы потянули за собой всю страну.
А. ВОРОБЬЕВ - Если будут фактически назначены губернаторы, то они тоже ведь будут успокоенно следить за тем, как цены на нефть остаются высокими? Что они будут делать, когда цены на нефть упадут?
А. АКСАКОВ - Вы знаете, на самом деле, это не так.
А. ВОРОБЬЕВ - Я ведь не силен в экономической политике, мне интересно.
А. АКСАКОВ - Так жизнь сложилась, я сам являюсь родственником первого секретаря обкома партии в прошлом, в советское время который работал. Я видел, как они работали. Работали, кстати, в основном как завхозы, а не как политические фигуры, добивались того, чтобы ЖКХ нормально работало, чтобы предприятия работали, пытались решать экономические и социальные проблемы своего региона. Они были же назначены, первые секретари, фактически. То же самое и губернаторы будут решать те вопросы, которые есть у регионов. Кстати, их-то как раз нефтяные цены особенно и не затрагивают, они будут рядом с теми людьми, которые живут на территории, им придется решать насущные проблемы этой территории. Жизнь заставляет. Тот, кто находится на переднем крае, там, где люди живут, ему приходится решать каждодневные проблемы.
А. ВОРОБЬЕВ - Не кажется ли вам, что последние политические решения Кремля, в том числе, направлены на возможное неблагоприятное развитие событий, скажем, на рынке нефти? И нынешними политическими решениями Кремль таким образом пытается каким-то образом демпфировать возможные негативные последствия на местах?
А. АКСАКОВ - Не хочу гадать, не знаю, чем были вызваны эти предложения, для меня они были неожиданными. Я начинаю думать о том, чем это могло бы быть вызвано в экономической сфере, поскольку сам являюсь экономистом, действительно, вижу, что есть проблемы во многих регионах. Эти проблемы хотелось самому отсюда из Москвы решать, с помощью людей, которых я туда буду предлагать.
А. ВОРОБЬЕВ - Вы привели пример из советской системы организации власти. Вам близка эта система?
А. АКСАКОВ - Нет, я все-таки считаю, что руководитель субъекта федерации должен избираться прямым голосованием, надеюсь, что те предложения, которые сейчас пошли от президента, они будут временными, т.е. для унификации законодательства, для унификации власти, для того, чтобы запустить механизмы реформ экономических, социальных. И когда, скажем так, ситуация будет гармонизирована в экономическом плане и в политическом, тогда можно будет переходить к прямым выборам.
А. ВОРОБЬЕВ - Где та точка отсчета, после которой можно будет объявить о том, что ситуация гармонизирована?
А. АКСАКОВ - Вешняков назвал, 10 лет - срок, я считаю, вполне нормальный, когда можно все процессы запустить и потом спокойно переходить к выборам. Страна, действительно, в очень тяжелом состоянии находится экономическом, в этом плане Илларионов, опять же, прав. Нужно проводить очень непопулярные структурные реформы, социальные реформы. Видите, сколько было шума вокруг монетизации льгот, а я считаю, что нам необходимо просто монетизировать льготы, связанные с ЖКХ, до этого еще руки не дошли, но этот шаг необходимо просто сделать. И здесь, конечно, надо работать с населением и уметь работать с населением.
А. ВОРОБЬЕВ - По ощущениям, такого умения пока вы не наблюдаете?
А. АКСАКОВ - Я надеюсь, что работа над монетизацией льгот, она научила и депутатов, и исполнительную власть, как объяснять населению, как работать над документами, таким образом, будем снимать проблемы уже на подходе, а не в ходе принятия решений.
А. ВОРОБЬЕВ - Давайте сугубо экономический вопрос от Сергея, будут ли приняты законодательства, стимулирующие длинные инвестиционные кредиты в высокорентабельные и высокотехнологичные отрасли, будут ли созданы представительства российских банков на Украине и в Белоруссии? Два вопроса, давайте по порядку.
А. АКСАКОВ - Я скажу, что дочерние банки России уже работают и в Белоруссии, и на Украине, поэтому этот процесс идет. Тем более наш российский бизнес сейчас активно наступает, скажем так, или вливается в эти страны. Соответственно, необходима соответствующая финансовая поддержка. Если же говорить о поддержке таких технологичных проектов длинными ресурсами, то как раз об этом я и говорю, что нужна такая правительственная программа формирования длинных ресурсов, для поддержки двух-трех таких прорывных направлений России, которые бы за собой потянули всю экономику. Этого пока, к сожалению, нет.
А. ВОРОБЬЕВ - Поступает реакция на то, о чем мы говорили чуть выше. Нет ничего более постоянного, чем временное, напоминает Михаил, это по поводу 10 лет, которые предлагает Вешняков.
А. АКСАКОВ - Есть такая поговорка.
А. ВОРОБЬЕВ - Почему именно 10 лет, спрашивает Владимир, почему об этом заявляет Вешняков, почему вы считаете, что через 10 лет кто-то захочет вернуться к демократической системе?
А. АКСАКОВ - Просто тот опыт, который мы имеем за последние 15 лет развития России, показывает, что 10-летний срок вполне достаточен для того, чтобы гармонизировать все процессы, навести порядок в стране. У нас в стране нет порядка, элементарного порядка.
А. ВОРОБЬЕВ - Если этот порядок будет наведен, у кого возникнет желание возвращаться назад, к прежним схемам выборов, к прежним политическим системам и схемам?
А. АКСАКОВ - Вы знаете, сейчас стоит задача, для того, чтобы те резервы, которые есть у нас, в потенциале у России сегодня, их реализовать на всей территории России. Но в дальнейшем, так сказать, когда этот потенциал будет исчерпан, необходимо будет задействовать потенциал уже самого населения, потенциал выдвижения идей, кандидатур изнутри населения, которые заставят двигаться и политическую, и экономическую систему дальше, развиваться.
А. ВОРОБЬЕВ - Как вы считаете, крепких хозяйственников наберется на всю страну 89, как минимум?
А. АКСАКОВ - Да полно у нас, полно крепких хозяйственников.
А. ВОРОБЬЕВ - Их всех знает президент?
А. АКСАКОВ - Кстати, часто они не выдвигаются на первые роли, в том числе из-за той системы или ситуации, которая сложилась на той или иной территории, просто князьки не пускают людей достойных, боятся сильных людей, боятся инициативных, боятся более ярких людей, это объективно, тормозят процессы на своих территориях. И это, кстати, одна из причин, на мой взгляд, которая подвигла к этим политическим реформам.
А. ВОРОБЬЕВ - Каким образом президент узнает об этих людях?
А. АКСАКОВ - В данном случае, я, кстати, обратился бы к советскому опыту, когда была неплохая система подбора кадров. Сейчас часто назначают случайных людей, просто удивляешься, когда на должность серьезного руководителя назначается человек, которые не имеет отношения к этой сфере экономики, не знает, как она работает. А в советский период в этом плане хорошая система существовала подбора кадров, отбора кадров, обучения кадров. Я надеюсь, что это как раз послужит толчком к такому процессу.
А. ВОРОБЬЕВ - Да, как, на ваш взгляд, должен быть, скажем так, функционировать механизм по представлению кандидатуры на пост губернатора со стороны президента? Законодательные собрания, местные органы власти должны представить эти кандидатуры президенту, он должен поговорить с ними, выбрать одного и предложить кого-то?
А. АКСАКОВ - Я считаю, что он должен поговорить не только с ними, не только с законодателями, со всеми местными элитами, изучить ситуацию, определить рейтинги кандидатур, определить потенциал этих кандидатур, предложить законодательному собранию кандидатуру, живущую на этой территории, выходца из этой территории. На третьем месте все-таки должна быть возможность предоставления кандидатура из-за пределов, если она достойна и устроит законодателей.
А. ВОРОБЬЕВ - Что будет после того, как президент Путин покинет пост президента?
А. АКСАКОВ - Будет другой президент.
А. ВОРОБЬЕВ - И он тоже будет представлять кандидатуры на пост губернаторов регионов?
А. АКСАКОВ - Если будет это законодательство действовать, естественно, он тоже будет представлять такие кандидатуры.
А. ВОРОБЬЕВ - Если президент окажется более слабым?
А. АКСАКОВ - Я надеюсь, что президент будет более сильным, население становится более подготовленным, общество развивается, более подготовленные люди появляются.
А. ВОРОБЬЕВ - Вы видите кандидатуру более сильную, чем президент Путин сейчас, сегодня? Может ли она появиться в ближайшие три года?
А. АКСАКОВ - Безусловно, я думаю, что в ближайшие три года она появится, сейчас я, честно говоря, абсолютно честно говорю, не задумывался над этим, но я думаю, что если хорошо посмотреть по сторонам, посмотреть биографии этих людей, то вполне найдется с десяток достойных людей.
А. ВОРОБЬЕВ - Так, что мешало президенту навести порядок, ведь ему напрямую подчиняются все силовые ведомства и прокуратура? И потом, разве у президента были какие-то разногласия с губернаторами на местах, в том числе и по экономическим вопросам?
А. АКСАКОВ - Вы знаете, формально этих разногласий не было, а реально, так сказать, можно говорить и кивать головой, а делать то, что ты считаешь нужным делам.
А. ВОРОБЬЕВ - Т.е. губернаторы не были подотчетны президенту?
А. АКСАКОВ - Безусловно, не подотчетны, они сегодня и по конституции, в общем, не подотчетны. Не надо забывать, что подавляющее большинство субъектов федерации являются дотационными, при этом управляются независимыми руководителями этих субъектов федерации.
А. ВОРОБЬЕВ - Понятно. Еще есть несколько вопросов, их достаточно много, на самом деле, не очень понятная ситуация для слушателей, некоторых во всяком случае, с тем, что происходит сейчас на валютном рынке, доллар стоит уже несколько недель, если мне не изменяет память, 29.22, можно даже не загадывать.
А. АКСАКОВ - Я считаю, что это очень хорошая новость, то, что ЦБ не делает никаких резких движений с долларом. В одно время была ошибка, где-то в конце апреля доллар неожиданно резко укрепился по отношению к рублю, и это, кстати, явилось одним из толчков того, что капиталы начали уходить из России, поскольку инвесторы посчитали, что это политика ЦБ на ослабление рубля, соответственно, здесь уже делать нечего. Резких скачков не надо, тогда инвестор будет всегда знать, что творится.
А. ВОРОБЬЕВ - Скачков сейчас вообще нет, ЦБ держит это уровень постоянно.
А. АКСАКОВ - Это нормально, нормальная ситуация, управляет процессом, тем более правительство утвердило планку укрепления рубля на этот год, 7%, эту планку, видимо, ЦБ старается выполнить.
А. ВОРОБЬЕВ - Ну что же, я благодарю вас, время как-то мимолетно, быстро пролетело. Анатолий Аксаков, зам. пред. думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, был гостем нашей студии. Приходите еще, поговорим, выберем одну глобальную тему и будем долбить.
А. АКСАКОВ - Давайте, меньше о политике, больше об экономике.
А. ВОРОБЬЕВ - Да, спасибо вам.
А. АКСАКОВ - Всего доброго.




07.10.2004
http://echo.msk.ru/programs/beseda/27206.phtml


Док. 462130
Перв. публик.: 07.10.04
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 194

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``