В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя министра иностранных дел России Сергея Разова РИА `Новости` в связи с обсуждением проблемы Косово в СБ ООН Назад
Интервью заместителя министра иностранных дел России Сергея Разова РИА `Новости` в связи с обсуждением проблемы Косово в СБ ООН
Как Россия оценивает нынешнюю ситуацию в Косово, возможно ли повторение волны насилия албанских экстремистов над сербским населением?

- После мартовского всплеска насилия в Косово сохраняется напряженная обстановка, отмечаются новые инциденты на межнациональной почве. На значительной части территории края фактически создано моноэтническое "албанское пространство". Сербское население вынуждено жить в анклавах, его безопасность не гарантирована, а права и свободы по-прежнему нарушаются. Не многим лучше положение других нацменьшинств. Усилия косово-албанского руководства временных органов самоуправления Косово (ВОСК) по налаживанию межобщинного диалога имеют в основном декларативный характер. Еще сильнее антагонизировать отношения между сербами и албанцами может подготовка к предстоящим 23 октября сего года выборам в Ассамблею (парламент) Косово. В подобных условиях нельзя исключать повторения в крае событий, аналогичных мартовским. В этой связи рассчитываем на принятие международными присутствиями в Косово комплекса превентивных мер, нацеленных на недопущение нового витка насилия.

Поддерживает ли Россия концепцию "стандарты до статуса" и как Вы оцениваете ее реализацию?

- Россия в рамках участия в Контактной группе стояла у истоков выработки данной концепции и продолжает последовательно придерживаться линии на ее неукоснительное выполнение. Считаем, что достижение стандартов должно стать обязательным условием для перехода к процессу, призванному определить окончательный статус Косово. Этот подход в полной мере отвечает положениям резолюции 1244 СБ ООН, являющейся единственной правовой основой косовского урегулирования.

Установленная международным сообществом "планка" стандартов достаточно высока. Миссии ООН в Косово и краевым властям предстоит долгая и напряженная работа по их осуществлению. Главным залогом успеха на этом непростом пути призвана, на наш взгляд, стать поступательность продвижения к стандартам. По-прежнему считаем контрпродуктивными попытки искусственно форсировать процесс "стандартизации", приблизить сроки первого общего обзора выполнения стандартов. Крайне важно, чтобы ВОСК сосредоточились на выполнении стоящих перед ними актуальных задач, прежде всего относящихся к ликвидации последствий мартовского насилия. К сожалению, вместо этого они стремятся уже сейчас предопределить независимый статус Косово. Об этом свидетельствует недавнее голосование в краевом парламенте по внесению в Конституционные рамки временного самоуправления изменений, предоставляющих ВОСК зарезервированные за международными присутствиями полномочия. МООНК справедливо признала проведение этой политически мотивированной акции неправомочным.

Что международное сообщество может сделать, чтобы обеспечить безопасность, свободу передвижения, а также возвращение сербских беженцев в этот край?

- В первую очередь необходимо дать косово-албанскому большинству ясный сигнал о том, что достижение ими реальных результатов в построении в крае мультиэтнического общества является краеугольным камнем дальнейшего продвижения косовского урегулирования. Требуется также обеспечить сбалансированную модель децентрализации, учитывающую интересы и озабоченности всех сторон, в частности сербские предложения, выдвинутые в Плане политического урегулирования нынешней ситуации в Косово.

Международные присутствия в крае должны в максимальной степени использовать в своей деятельности принятое 30 апреля сего года заявление председателя СБ ООН, содержащее список первоочередных шагов по нормализации обстановки в Косово, таких как обеспечение безопасности неалбанцев, справедливое расследование мартовских событий и наказание виновных, контроль за своевременным выполнением ВОСК взятых ими обязательств по восстановлению разрушенного жилья, православных церквей и монастырей, реализации проектов в области возвращения беженцев и ВПЛ, повышению эффективности гражданской службы.

Каковы перспективы прямой встречи руководства Сербии с властями Приштины?

- Организация прямого политического диалога Белград - Приштина представляет собой важный элемент косовского урегулирования в целом, и Россия намерена принять в ней активное участие. Вместе с тем, мартовское насилие негативно отразилось на подготовке к этому процессу, сведя к минимуму контакты между сербскими властями и ВОСК, взаимодействие между сербской и албанской общинами в Косово. Для возвращения ситуации в конструктивное русло, помимо обоюдной готовности сторон, потребуется ряд предварительных шагов, в числе которых - возобновление деятельности совместных рабочих групп в рамках начатого в октябре 2003 года диалога между Белградом и Приштиной по техническим вопросам, создание условий для полноценного участия косовских сербов в ВОСК на центральном и местном уровнях.

Планирует ли Россия открыть свое представительство в Приштине?

- Российская сторона ведет работу по обеспечению своего присутствия в Косово, что обусловливается необходимостью налаживания более интенсивных контактов с действующими в крае международными структурами и органами местного самоуправления на данном ответственном этапе урегулирования. При этом речь идет не о самостоятельном представительстве, а о канцелярии российского посольства в Сербии и Черногории, что в полной мере соответствует положениям резолюции 1244 СБ ООН.

04-08-2004
http://pda.rian.ru/politics/20040804/647233.html

Док. 462100
Перв. публик.: 04.08.04
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 194

  • Разов Сергей Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``