В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла в Китае Игоря Рогачева Российскому информационному агентству `Новости` Назад
Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла в Китае Игоря Рогачева Российскому информационному агентству `Новости`
ВОПРОС: В конце недели Председатель КНР Ху Цзиньтао начинает свое первое зарубежное турне в качестве главы китайского государства, и первой остановкой в его поездке станет Россия, куда он отправляется с государственным визитом. В чем особенность этого визита, что нового он принесет с точки зрения перспектив российско-китайских отношений ?

ОТВЕТ: Прежде всего отмечу огромное значение того, что свой первый зарубежный визит в качестве главы китайского государства Председатель КНР Ху Цзиньтао совершит именно в Россию. Замечу также, что его пребывание в России будет самым продолжительным в ходе всей его первой поездки за рубеж в новом качестве. 26 - 28 мая в Москве пройдет очередная встреча на высшем уровне Владимира Путина и Ху Цзиньтао, состоятся переговоры председателя КНР с другими российскими руководителями. Затем 28 - 29 мая также в Москве он примет участие в саммите Шанхайской организации сотрудничества, а 30 - 31 мая будет участвовать в торжествах, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.

Мы видим во всем этом не только внешнюю символику, но и желание двух наших стран продолжить курс стратегического партнерства, сформулированный в прошлом десятилетии и целиком себя оправдавший.

В Китае завершен процесс передачи власти новому поколению китайских руководителей. И я, как дипломат, представляющий в КНР Россию, с удовлетворением отмечаю наше плодотворное взаимодействие с этой соседней державой в нынешний период, весьма сложный для всей системы международных отношений.

Мы придаем большое значение заявлениям председателя КНР Ху Цзиньтао, премьера Госсовета Вэнь Цзябао, других высших руководителей КНР о приоритетном внимании, которое они намерены уделять российскому направлению. Между Президентом Владимиром Путиным и Ху Цзиньтао уже налажен хороший личный и деловой контакт, который без сомнения будет способствовать продвижению российско-китайского стратегического партнерства во всех областях и более тесной координации действий наших двух стран на международной арене.

Впервые Ху Цзиньтао побывал у нас в стране 27-28 октября 2001 года с рабочим визитом. Тогда же в Москве состоялись его насыщенные встречи с Владимиром Путиным и председателем правительства Михаилом Касьяновым. 2 декабря 2002 года в рамках своего официального визита в КНР российский президент встретился и имел продолжительную беседу /более полутора часов/ с новоизбранным генеральным секретарем ЦК КПК Ху Цзиньтао. С тех пор оба лидера уже не раз общались по телефону и обменивались посланиями.

Что касается перспектив двусторонних отношений, то хотел бы особо отметить следующее. Всю историю отношений между нашими странами после образования нового Китая можно охарактеризовать как поиск оптимальной модели сосуществования двух держав-соседей. За полвека мы прошли в своих взаимоотношениях непростой путь. Потребовалась огромная политическая мудрость и воля руководителей двух стран, чтобы в мелькающей частоте глобальных изменений найти именно ту формулу сотрудничества, которая позволила бы оптимальным образом учитывать национальные интересы двух стран сейчас и на будущее. В середине 90-х годов такая модель стала отчетливо вырисовываться. Цзян Цзэминь, принимая 27 февраля 2003 года в Пекине нашего министра иностранных дел И.С. Иванова, назвал "двумя драгоценностями" решение о трансформации отношений в стратегическое партнерство /1996 г./ и подписание "базового" политического Договора /2001 г./.

Москва и Пекин осознали, что в ХХI веке мы должны быть стратегическими партнерами, всемерно развивать политический диалог, углублять взаимопонимание и взаимное доверие, наращивать масштабы сотрудничества, вместе решать практические вопросы двусторонних связей.

Взаимодействие между нашими странами на мировой арене основано на совпадении или близости их подходов к широкому кругу концептуальных международных проблем. Среди них одно из важнейших мест занимает задача формирования нового демократического и справедливого миропорядка. Консолидирующая роль, которую могут сыграть Россия и Китай, проистекает из насущных, сугубо прагматических потребностей человечества, столкнувшегося в современную эпоху с совершенно новыми по масштабам и проявлениям угрозами и вызовами. И в этом процессе наши страны отводят ключевое место Организации Объединенных Наций. Тематика построения сбалансированного и равноправного мира последовательно находит все большее отражение в повестке дня и такого представительного международного форума, как Шанхайская организация сотрудничества.

Дипломаты России и Китая тесно взаимодействуют по корейской проблеме и проявляют в этом вопросе высокую степень активности. Ведь мы и наши китайские друзья - непосредственные соседи Кореи, и то, что там сейчас происходит, для нас в высшей степени небезразлично. На высоком политическом уровне между нами в постоянном режиме осуществляются консультации и координация подходов.

В процессе таких обсуждений мы имели возможность убедиться, что во всех своих основных элементах подходы Москвы и Пекина практически полностью совпадают. Мы за то, чтобы ядерного оружия на полуострове не было, за возвращение КНДР в режим нераспространения и сотрудничество Пхеньяна с МАГАТЭ, в т.ч. в проведении адекватного режима инспекций.

С другой стороны, непременно должны быть учтены озабоченности КНДР проблемами своей безопасности. Существующие вопросы должны решаться мирным путем, через переговоры.

Возьмем другую острую проблему - проблему Ирака. Обе наши страны выступают за то, чтобы центральную роль в процессе послевоенного восстановления Ирака играла ООН.

Думается, что руководители России и Китая во время встреч в Москве рассмотрят широкий круг международных и региональных проблем, наметят новые задачи для дипломатических служб двух стран.

В последние два года заметно набрало обороты российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество. Четвертый год подряд сохраняются высокие темпы роста взаимной торговли. В 2002 г. товарооборот между двумя странами достиг почти 12 млрд. долларов. А за первые четыре месяца текущего года, он увеличился более чем на 30 процентов и составил 4,51 млрд. долл. Таким образом, наше торгово-экономическое сотрудничество приобрело к настоящему времени устойчивую тенденцию к росту.

В нынешнем году между Россией и Китаем предстоят чрезвычайно активные политические контакты. Главным событием, безусловно, станет поездка Председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию. Кроме того, осенью предстоит очередная регулярная встреча глав правительств. Ожидаем визитов руководителей парламентов двух стран. Неоднократно будут общаться министры иностранных дел. Кстати, за неполные три месяца этого года И.Иванов уже 5 раз встречался со своим китайским коллегой и 5 раз они беседовали по телефону. Заметно активизировались контакты по линии субъектов Российской Федерации, и здесь есть хорошие надежды на расширение сотрудничества.

Уверен, что начинающийся через несколько дней первый государственный визит председателя Ху Цзиньтао в Россию пройдет на высоком уровне, будут достигнуты важные договоренности и намечены новые цели. В ходе московской встречи на высшем уровне предстоит подписать ряд соглашений и документов. Не сомневаюсь, что переговоры Владимира Путина и Ху Цзиньтао станут важнейшим событием 2003 года, которое привлечет внимание всего международного сообщества.

ВОПРОС: Сразу после завершения российско-китайской встречи на высшем уровне председатель КНР впервые примет участие в очередном саммите Шанхайской организации сотрудничества. Какие вопросы будут решать главы шести государств, входящих в эту международную организацию ?

ОТВЕТ: Повестка дня саммита глав государств ШОС, который пройдет в Москве 29 мая, была рассмотрена и утверждена на заседании Совета министров иностранных дел в Алма-Ате 29 апреля. Одобрен объемный пакет проектов документов, регламентирующих деятельность уставных органов ШОС, а также определяющих символику организации - ее эмблема и флаг. Они будут представлены на рассмотрение глав государств. Принят за основу проект итогового политического документа.

Одновременно лидеры шести стран утвердят Исполнительного Секретаря ШОС, его кандидатура уже согласована, и первые три года Секретариат ШОС возглавит китайский представитель нынешний посол КНР в Москве Чжан Дэгуан. Основательно ведется проработка финансовых вопросов с тем, чтобы в ходе встречи шести премьеров в этом году был принят первый бюджет ШОС. Это, в свою очередь, позволит обеспечить полноценное функционирование Секретариата ШОС в Пекине и штаб-квартире Региональной антитеррористической структуры в Бишкеке с начала 2004 года. В ходе работы СМИД отмечена приоритетная важность ускорения работы над долгосрочной программой торгово-экономического сотрудничества стран-членов ШОС. Достигнута договоренность о налаживании тесного и регулярного диалога представителей государств ШОС в рамках ООН.

На саммите ШОС в Москве лидеры шести государств несомненно будут обсуждать вопросы международной обстановки, актуальные региональные проблемы.

После своего образования Шанхайская организация сотрудничества проводит активную политику на международной арене. Это касается проблем как международного характера, так и регионального - терроризм, сепаратизм, экстремизм, Афганистан и др. Я не буду сейчас акцентировать внимания на том, что ШОС в свое время уже выступила с соответствующими заявлениями по этим вопросам. Можно повторить еще раз, что Россия отстаивает курс на построение миропорядка в ХХ1 веке опираясь на механизм коллективного решения узловых проблем, на верховенство права и последовательную демократизацию международных отношений при ключевой и незаменимой роли ООН. Данная тема обязательно будет обсуждена в Москве и отражена в совместном документе, который будет принят по итогам встречи.

ВОПРОС: Ряд государств Южной Азии, других регионов проявляют повышенный интерес к Шанхайской организации сотрудничества и даже высказывают пожелания, например, Индия, присоединиться к ШОС. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы расширения этой организации ?

ОТВЕТ: Действительно, в Индии прозвучали заявления о намерении этой страны вступить в ШОС. Это не единственная страна, которая проявляет интерес к этому динамичному развивающемуся объединению. Кстати, подобный же интерес проявляют и некоторые международные организации. Как вы знаете, Шанхайская организация сотрудничества придерживается принципа открытости, который заложен ее в уставных документах. В настоящее время завершается процесс институтиализации этой организации. И пока не начали функционировать ее соответствующие органы, не разработан механизм приема новых членов, действует принятая в ноябре прошлого года в Москве министрами иностранных дел Временная схема взаимоотношений ШОС с другими международными организациями и государствами.

Отвечая на ваш вопрос относительно перспективы участия Индии в ШОС, хотелось бы добавить, что российская дипломатия готова обсуждать вопросы будущего возможного расширения ШОС, либо приглашения наблюдателей. Более того, в план российско-индийских межмидовских консультаций уже включена проблематика ШОС.


22-05-2003
http://pda.rian.ru/politics/20030522/383476.html

Док. 462017
Перв. публик.: 22.05.03
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 256

  • Рогачев Игорь Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``