В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Создание в Москве школ полного дня Назад
`Эхо Москвы`: Создание в Москве школ полного дня
Передача :     Интервью
Ведущие :     Андрей Норкин
Гости :     Александр Адамский



В прямом эфире "Эхо Москвы" Александр Адамский, председатель Совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобразования России
Тема: создание в Москве школ полного дня
Эфир ведет Андрей Норкин

А.НОРКИН: У нас в эфире - Александр Адамский, председатель Совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобразования России. Вопрос, который мы бы хотели с вами обсудить с участием наших слушателей - это то известие, которое до нас до всех дошло, что в Москве вводятся так называемые школы полного дня. Но сначала а что такое, собственно, сеть федеральных экспериментальных площадок Минобразования?
А.АДАМСКИЙ: Спасибо, что вы с этого начали. Дело в том, что в середине 80-х, тогда еще в Советском Союзе, было очень мощное движение педагогического новаторства, я тогда работал в "Учительской газете", тогда она была немножко другой, и возникла сеть инновационных школ, которые по собственной инициативе выдвигали всякие идеи о переменах, о новом содержании образования, и т.д. И после прошествия десяти лет мы организовали инновационное движение "Эврика", и эти школы, по согласованию с министерством, стали федеральными экспериментальными площадками. Т.е. есть такой конкурс, "Авторская школа", на него ежегодно подается около 300 заявок, и по согласованию с Министерством, - а я не работаю в Министерстве, не являюсь чиновником, - победители этого общественного конкурса становятся федеральными экспериментальными площадками. Т.е. это такая общественная инициатива, которая превратилась в сеть. Там есть совет, я его возглавляю, и мы пытаемся взаимодействовать с ведомством, проводя линию перемен как инициатив снизу сначала это были только учителя, потом учителя и управленцы, теперь уже и родители, и дети даже. Вот эта сеть существует, достаточно эффективно работает, - у нас есть сайт, два раза в год у нас собираются фестивали, есть свои газеты "Первое сентября" это наше основное информационное издание.
А.НОРКИН: А как Министерство образования относится к вашим инициативам и предложениям?
А.АДАМСКИЙ: По-разному, - откровенно говорю. Насколько у министерства хватает терпимости и толерантности, - как сейчас принято говорить, - относится хорошо, и даже выделяет государственную поддержку. Но там, где мы, - а мы довольно часто заявляем о своем несогласии с определенными направлениями и действиями ведомства, там у нас возникают достаточно острые и напряженные дискуссии, со всеми вытекающими последствиями.
А.НОРКИН: Когда вы готовите некое предложение Минобразованию, приоритетные интерес чей - педагога, учащегося, или родителей учащегося?
А.АДАМСКИЙ: Еще 10 лет тому назад в инновациях школьных монополия, если так можно выразиться, полностью принадлежала учителям, - поскольку министерство вообще этим не очень интересовалось. Фактически сейчас происходят странные довольно изменения общество становится более открытым, слава богу, родители начинают очень медленно входить в школьную жизнь очень медленно. Фактически я могу сказать, что между родителями и школами пропасть, и большинство родителей вообще не знают, что происходит в школе, боятся учителей, - это факт. Но сейчас эта пропасть потихонечку начинает преодолеваться. И поэтому сейчас я могу сказать, что мы вообще не сторонники того, чтобы готовить предложение министерству. Мы просто делаем то, что мы делаем в этих школах. Но сейчас инициатива все больше и больше начинает переходить к родителям, появляется достаточно большой слой вдумчивых, вменяемых родителей, которые не просто критикуют или контролируют, а которые действительно вносят какие-то образовательные педагогические идеи, пытаются изменить жизнь школы. Этот слой очень маленький, к сожалению. И чем больше давление ведомства. Чем больше давление бюрократических кругов, чем больше давление административных кругов, тем этот слой будет еще меньше. А мы хотим, чтобы в инновационных школах, в школах сети "Эврика", инициативы шли от родителей, учителей и детей. И они становились главной ведущей силой изменений. Это очень медленный процесс, болезненный, потому что иногда бывают такие перехлесты зачем нам столько математики, давайте больше рисования. Но это нормально, у общества сейчас вообще нелегкий период
А.НОРКИН: Пубертатный.
А.АДАМСКИЙ: Заметьте, - не я это сказал.
А.НОРКИН: Хорошо. А предложение по школам полного дня это что такое?
А.АДАМСКИЙ: Знаете, как сейчас говорят, - в цивилизованных странах достаточно давно применяется этот способ, в Америке вообще это очень распространенный способ только не отвлечения детей от улицы, а продолжение образовательных программ. И у нас в стране в 60-70 гг. в Москве был очень распространен опыт школ полного дня. Не просто продленки, - это вещь обычная, - а школ полного дня. Где разрабатывались серьезные программы образовательные, и где дети получали не то, что дополнительное дополнительного образования не бывает, а то, чего им по собственным интересам хотелось. Поэтому эта идея не нова.
А.НОРКИН: Но тогда это отталкивалось от интересов ребенка вот ему хочется чего-то, и ему предоставляется такая возможность. Сейчас, насколько я понимаю, несколько другая ситуация.
А.АДАМСКИЙ: Слово "возможность" здесь ключевое. Что меня смущает? - во-первых, отсутствие выбора. Потому что выбор для развития человека и для перемен в российском образовании понятие ключевое. Самое сильное, мощное, главное содержание образования это создание ситуации выбора. Именно на этом человек самоопределяется, на этом у него формируются и развиваются те способности, которые ему позволяют жить в быстро меняющемся мире. Любое отсутствие выбора негативно влияет на развитие личности. Какими бы благородными и актуальными, чтобы не сказать конъюнктурными соображениями это ни продиктовывалось. Поэтому сейчас я очень боюсь, у меня огромные опасения, что благое намерение, благородная идея отвлечь детей от улицы превратится, как это всегда бывает, когда хорошая идея попадает в административные механизмы - в такое казарменное воплощение, когда детей отпускают из школ.. вот я сейчас держу в руках выдержку из "Коммерсанта", здесь написано, - выбора -развлекаться в школе или пойти домой спать, - у самого ребенка не будет. Покинуть школу он сможет только по разрешению родителей. Они будут выдавать учителям расписку в том, что позволяют идти ребенку домой, или будут вынуждены приезжать за ним в школу. Фактически - увольнительная.
А.НОРКИН: Получается так.
А.АДАМСКИЙ: И это такой казарменный вариант это во-первых, и это главное, - казарменный вариант, когда мы фактически пытаемся в форс-мажорных обстоятельствах.. то есть ни милиция, ни общество, ни другие институты, - детей уберечь на улицах не могут. Мы этим шагом как бы говорим - мы бессильны. Поэтому мы детей запираем до 9 часов или до 5 часов вечера.
А.НОРКИН: Причем, если ребенку будет надо вляпаться в какую-нибудь историю на улице, он успеет это сделать.
А.АДАМСКИЙ: Это во-первых, а во-вторых, если возвращаться к американскому опыту, с которого я начал эти аналогии, - понимаете, это целая индустрия: начиная от питания, когда там огромное количество возможностей у ребенка приобрести воду, бутерброды, конфеты, - все, что угодно, и заканчивая полицейским, который за этим за всем присматривает, обеспечивает безопасность. Да, еще же и транспортная проблема а кто их будет увозить в 9 часов вечера?
А.НОРКИН: В Москве все-таки мало детей, которые живут далеко от школы, в основном, конечно, они прикреплены к школам близлежащих домов, - я просто пытаюсь сейчас найти какие-то точки возражений. Вам же сейчас наверняка слушатели скажут, что после бутербродов и газировки в Америке, после этого получаются массовые иски против "Макдональдса", потому что дети трескают гамбургеры, страдают ожирением и т.д. Охрана тоже у нас сейчас есть во всех школах, - в принципе, у нас все готово. А будут завозить им не гамбургеры, а пирожки из "Русского бистро"
А.АДАМСКИЙ: Андрей, если у общества такое настроение, и вы как типичный родитель с этим согласны, то нет ничего проще спросить у родителей. Не вводить это административно.
А.НОРКИН: Но тут же предоставляется возможность пожалуйста, пиши записку - мой ребенок имеет право уйти.
А.АДАМСКИЙ: Да, но сначала мне скажут, что он не имеет права уйти, а потом, в случае, если напишу записку имеет право. Но и это уже введено. Понимаете, этим, собственно, и отличаются всякие перемены в образовании потому что на самом деле грамотная образовательная политика, воспитывающая общество, - а не школьников, - заключается в том, что все эти перемены как бы идут с согласия общества, а иногда даже по его инициативе. Что 12-летка, что стандарты, что "единый экзамен", что полный день. Первый шаг это все-таки воля родителей, закрепленная административным решением. А здесь наоборот, - и по благородным: ну кто же против того, чтобы отвлекать детей от улицы? Кто же против того, чтобы бороться с беспризорщиной? Да нет таких. Но раз нет таких, - кто против борьбы с беспризорщиной, - тогда мы решаем, что для детей будет лучше, если мы их запрем в школу в 7.30. Хорошо, за меня решили, а теперь я должен писать расписку - пусть мой ребенок идет домой. Все перевернуто с ног на голову. Вот здесь основной момент. Потому что благими намерениями вымощена дорога вы сами знаете, куда. И когда благие намерения попадают в такой административный механизм, то создается иллюзия, создается впечатление, что не родители и семья прежде всего отвечают и заботятся за ребенка, а умные дяди и тети из правительства, или из московского правительства. А потом мы говорим - ну, у нас такой кризис семьи, у нас так родители не заботятся о детях.
А.НОРКИН: Знаете, это не первый раз. По-моему, у нас в прошлом году была кампания по запрету некоторых видов игрушек она, по-моему, так ничем и не закончилась из Минобразования была такая инициатива насчет кукол Барби, еще чего-то неправильного. И тогда как раз был спор о том, что родители сами не могли решить они просто не понимают, какую игрушку в каком возрасте нужно ребенку покупать. Но тогда это ничем не закончилось. А здесь вы думаете, что все уже, вопрос решен?
А.АДАМСКИЙ: Вы знаете, тут как пойдет. В чистом виде на самом деле этого не будет, но я хочу вернуться на шаг назад хорошо, что вы вспомнили про борьбу с игрушками. Чиновник от образования отличается тем, что он, как правило, считает, что он управляет детьми. Не условиями, в которых ребенок находится, а самими детьми. Происходит такое смещение, аберрация такая. И у чиновника появляется такое преувеличенное иллюзорное ощущение, что он хозяин детства. Вот он понимает, как лучше, он за все это отвечает.
А.НОРКИН: Ну правильно, потому что он специалист, он получил специальное образование и помогает неопытным родителям, которые не знают, как им воспитать ребенка. Родители на работе, не успевают за ним смотреть, а ребенок шляется вечером по улице, курит, пьет пиво
А.АДАМСКИЙ: Поэтому его лучше запереть. Специалист это психолог или педагог. А бюрократ, чиновник - это не специалист. Это такой механизм, такая функция, которой надлежит исполнять то, что надлежит исполнять. Что значит - профессионал бюрократ? Это что такое?
А.НОРКИН: Это когда сначала человек возглавляет ячейку партийную, потом его отправят заводом руководить, потом филармонией, потом колхозом.
А.АДАМСКИЙ: Абсолютно точно. Почему я заговорил о специалистах? Потому что мой товарищ, по-моему, самый крупный специалист по проблемам школы круглого дня, журналист Антон Зверев - он сейчас работает в "Новых Известиях" он недавно провел опрос есть ли у нас специалисты по проблемам полного дня? Результат неутешительный - специалистов нет. Вот он сейчас вместе с известным директором Александром Тубельским начинает эксперимент очень ограниченный - по проблеме полного школьного дня, - только начинает эксперимент, и его результаты очень помогут этому всему, а тут уже административным решением все введено, 219 школ, все это будет. Об условиях ничего не говорится.
А.НОРКИН: Вот это меня лично больше всего насторожило, потому что двое моих детей учатся в школе, сейчас они, слава богу, учатся в школе, где нет такой проблемы, но до этого там элементарно не было педагогов не было уроков информатики несколько лет у старшего сына. А сейчас вряд ли планируется, что педагоги будут вести кружок по игре в шахматы, - что там было еще перечислено, не помню, но шахматы мне особенно запомнились. Кто будет вести занятия по шахматам учитель физкультуры?
А.АДАМСКИЙ: Тут я должен сказать одну позитивную вещь, потому что по данным А.Зверева, большие деньги выделены на это около 40 млн.рублей, - по-моему, такая сумма на спортинвентарь. Под этим флагом, я думаю, что и оборудование какое-то там будет побольше, какие-то штатные изменения. Но скоропалительность эта немножко настораживает. И если вы родитель детей, которых это коснется, узнали об этом как о свершившемся факте из газеты "Коммерсант", то я задаю тогда вопрос а какова, вообще говоря, ваша роль в жизни ваших детей? Вы тогда управляете жизнью ваших детей, или нет? Или вы полностью делегировали это, при всем моем глубоком уважении, департаменту города Москвы? Если так - тогда Большой брат за вас все решит. Но гражданское общество здесь ни при чем.
А.НОРКИН: Так что делать-то? Не водить ребенка в такую школу?
А.АДАМСКИЙ: Я думаю, что в этих 219 школах должно быть решение либо школьных советов, либо попечительских советов, либо общего собрания школьного - относительно этой инициативы. Вот это первый сюжет. Т.е. это должно стать предметом не просто обсуждения, а решения родителей, дети которых учатся в этих школах. Это существенный сюжет. Я думаю, что в этом не будет никакой проблемы - если вы согласны с тем, чтобы ребенок там был, и вам скажут, в каких условиях ребенок будет находиться, и как будет организовано питание и безопасность, и все-таки, - как ребенок будет доставляться до дома.
А.НОРКИН: Так это что, должны быть какие-то планы, постатейные расходы?
А.АДАМСКИЙ: Расходы, может быть, это не самое главное.
А.НОРКИН: Хотя бы чтобы я знал, сколько будет выделяться на питание ребенка. Или я должен буду сам это оплачивать из своего кармана?
А.АДАМСКИЙ: Это пока непонятно. Это тоже вопрос, который требует обсуждения. Но думаю, что тут ничего страшного нет, это все можно обсуждать, это не какие-то нелегальные вещи, все это подлежит обсуждению и решению, - и тогда эта идея будет гораздо быстрее реализована и гораздо качественнее организована. Потому что я все-таки должен понимать, где будет находиться мой ребенок, то с ним будет происходить, и какова моя будет в этом роль. Я, может быть, даже сам приду туда после работы, - кстати, в Америке это очень практикуется, когда профессионалы приходят после учебы к детям, и что-то с ними делают, - причем, не обязательно по своей профессии, а просто с детьми занимаются. Кстати, я слышал, - но это опять же я слышал, - что даже взрослым будем открыт доступ в спортзалы, - вот эта идея мне очень понравилась.
А.НОРКИН: Это тоже входит в комплекс школы полного дня?
А.АДАМСКИЙ: Да. Вообще идею, которую пропагандируют Зверев и Тубельский, и которую они будут развивать, - там идея немножко другая была там была идея принципиальных отношений детей и взрослых на этих образовательных площадках для их совместной деятельности. А во-вторых идея выбора, максимального выбора для детей в тех видах деятельности, в которых они могут участвовать, - это еще идея есть "парка-школы", которую развивает известный педагог М.Балабан. Но эту систему надо строить. Меня очень пугает этот кавалерийский наскок вдруг с 1 сентября у нас будут школы полного дня. Я, честно говоря, в это не очень верю. Я буду счастлив, если я ошибаюсь, я буду очень рад, если удастся по полной программе это осуществить, но в том виде, в котором сейчас это преподается публике это вызывает некоторую тревогу.
А.НОРКИН: А все-таки, если более конкретно, - что вас пугает? Ну, не будет у ребенка кружка авиамоделирования..
А.АДАМСКИЙ: Нет, сначала у него не будет выбора, оставаться в школе, или не оставаться - это первое.
А.НОРКИН: Это чем плохо? Это ему как личности нанесет ущерб какой-то?
А.АДАМСКИЙ: Да. В принципе это нанесет вред его образованию. Потому что когда человек строит свой образ, то он его строит, к сожалению, или к счастью, - сам, это фундаментальные психологические законы, - путем собственного самоопределения. И чем больше у него возможностей для самоопределения, тем эффективнее он строит собственный образ тут никуда не денешься. Если человека лишают возможности выбора, самоопределения, принятия самостоятельного решения, если за него решают, то тогда эффективность его образования соответствующим образом снижается. И тут ничего не поделаешь.
А.НОРКИН: Но маленькие, наверное, еще не в состоянии делать выбор?
А.АДАМСКИЙ: Вот из-за этой точки зрения, прости пожалуйста, первоклашки-почемучки, жизнерадостно стремящиеся к знанию, очень быстро угасают, и превращаются, в лучшем случае, в таких потребителей, а в худшем в бунтарей-хулиганов, которые активно сопротивляются. Это как раз потому, что мы считаем, что они еще маленькие для выбора и для самоопределения, и мы знаем лучше за них, как им следует поступать. Поэтому мое первое опасение - вот такое, из области образовательной политики, если хотите. Что эта замечательная идея, этот проект, он мог пройти через родительское самоопределение, а может быть, и детское. И тогда был бы гораздо эффективнее. А второе мое опасение - условия неизвестны. Успокаивает, конечно, что по данным Департамента образования, - и я уверен, что это так, - московский бюджет выделяет 600 млн. рублей на это.
А.НОРКИН: Вот на эти 219 школ?
А.АДАМСКИЙ: Наверное, так, - в газете так указано.
А.НОРКИН: Хотя тоже непонятно, - почему именно 219, по какому принципу будут отбираться эти школы?
А.АДАМСКИЙ: Ну, если вам это непонятно как родителю, то.. Поэтому это второе опасение условия, куда я включаю и питание, и безопасность, - причем, безопасность в очень широком смысле слова, и все-таки очень важен вопрос, как они будут добираться домой. А третий момент он относится к самой цели, потому что заявлено, что это наш способ ликвидации детской безнадзорности.
А.НОРКИН: Ну, у нас немножко борьба с беспризорностью куда-то отошла, полтора года назад она была очень активной, сейчас, видимо, решили снова с ней побороться, правда, теперь с безнадзорностью. А пока мы зададим слушателям вопрос - хотите ли вы, чтобы ваш ребенок учился в школе полного дня? И как всегда, два варианта ответа - да, хочу - 995-81-21, не хочу - 995-81-22. Но теперь хотелось бы, чтобы и слушатели высказали свое мнение. Алло?
ОЛЬГА: В принципе, я хотела бы, чтобы он учился полный день, но пока это все настолько сыро, не изучено, непродуманно.
А.НОРКИН: И тем не менее, это вопрос решенный. Вы как смиритесь, или будете протестовать?
ОЛЬГА: Если это будет не принудиловка, если моему ребенку это будет нравиться, тогда я отдам его. Но тут целый ряд условий досуг, безопасность, отдых. Потому что пока я работаю, что он делает дома один целый вечер?
А.АДАМСКИЙ: Мне кажется, что это очень показательная точка зрения. Не типичная, а показательная, потому что я бы так это прокомментировал - вообще родители хотят, чтобы с ними заключили некий образовательный договор, и чтобы они участвовали в обсуждении и в заключении этого договора, чтобы они понимали условия, предмет, - что там будет происходить, и чтобы там не было принудиловки. Мне кажется, что Ольга сказал ключевую вещь - принудиловка. И дети уже и родители уже не потерпят принудиловки. И любые попытки принудиловки означают, что нас по-прежнему держат за исполнительных граждан, не имеющих права выбора.
ОЛЬГА: И я хотела бы спросить про штат учителей не должен учитель, работающий в школе днем, еще оставаться в ночь, чтобы в 12 часов ночи он приходил домой, а утром опять учил моего ребенка. Не должен преподаватель так работать.
А.АДАМСКИЙ: А как бы вы отнеслись к тому, если бы студенты либо на добровольных условиях, либо на каких-то платных, - приходили во второй половине дня и работали бы с детьми?
ОЛЬГА: Я бы конечно согласилась, - только чтобы это был старшекурсник, и он тоже смог учиться после этого хорошо.
А.АДАМСКИЙ: Видите, какой уровень родительский?
А.НОРКИН: Да, действительно, боязнь того, чтобы качество преподавания было на должном уровне.
А.АДАМСКИЙ: Ну да, Ольга ведь не отрицает полностью, у нее четкие представления, она говорит сыро.
А.НОРКИН: Вы упомянули договор - а это что значит?
А.АДАМСКИЙ: Для меня это больная тема, потому что я вообще полагаю, что развитие образования, любые изменения должны проходить через общественный образовательный договор. Вообще любые изменения в образовании это предмет общественного образовательного договора т.е. родители и государство должны договариваться. И такие случаи это как раз повод, возможность для того, чтобы опустить идею общественного договора на достаточно практическую, касающуюся очень многих людей, и детей и взрослых, - а как мы видим, еще и учителей, - проблему. И по этому поводу можно конкретно в школах договариваться. Это не референдум, а конкретные школы, конкретные дети и родители. Вот чем больше будет таких возможностей вовлечения граждан, родителей в решении достаточно конкретных, но очень существенных проблем и вопросов, тем предметнее будет этот общественный образовательный договор.
А.НОРКИН: И у нас уже закончилось голосование. Нужно сказать, что процентное соотношение не менялось на протяжении всего голосования. Нам позвонило 1159 человек, 32% хотели бы, чтобы ребенок учился в школе полного дня, 68% не хотели бы. Вы можете прокомментировать эти цифры?
А.АДАМСКИЙ: Честно говоря, для меня это немножко удивительно. Потому что я думал, что большинство будет "за".
А.НОРКИН: Почему?
А.АДАМСКИЙ: Потому что это то, чего и Ольга опасалась - "я на работе, ребенок один", - это лежащая на поверхности проблема. Эти результаты меня немножко удивили. Для меня они означают, что недоверие, к огромному сожалению, к школе, слишком велико. Я полагаю, что те 68%, которые не хотят отдавать ребенка в школу полного дня либо у них недостаточно информации, либо они просто не понимают, что это такое. Потому что специалисту это понятно, а те скудные данные, которые приведены, они все-таки для большинства родителей не создают впечатления, что это будет. А создают впечатление, что ребенка запрут в школе, и будут там держать.
А.НОРКИН: Тамара нам прислала на пейджер: "Это прямое нарушение прав человека ребенок приравнивается к положению домашнего животного. Только домашнее животное сидит дома до прихода хозяина, а ребенок вынужден находиться в школе. Надо как-то протестовать".
А.АДАМСКИЙ: К сожалению, эта точка зрения спровоцирована такой подачей и разворачиванием этой идеи.
А.НОРКИН: Ольга Владимировна: "Мне кажется, что эффективнее было бы создавать в каждом микрорайоне небольшой стадион или Дом культуры, чтобы и дети и взрослые могли по желанию посещать различные спортивные секции и кружки, пользоваться библиотекой", - то есть это то, о чем вы говорили.
А.АДАМСКИЙ: Мне кажется, что эта идея даже богаче чем то, о чем я говорил, потому что эта идея, - и она очень правильная, - заключается в развитии микрорайонной среды. В Москве уже сейчас пытаются это делать, слава богу, как мне кажется, но я сейчас может быть скажу какую-то антишкольную вещь, но вообще говоря, часть детей должна выходить из школы после уроков. Потому что школьная среда для кого-то более приемлема для развития образования, а для кого-то нет. Поэтому часть детей стремится из школы уйти после уроков, и это нормально, в этом нет ничего плохого. Запирать всех вот это, по-моему, очень плохая идея.
А.НОРКИН: Попробуем послушать еще телефонный звонок.
ИВАН: Я считаю, что у родителей должен быть выбор. Например, меня бы лично устроил такой вариант, чтобы я смог отдать своего ребенка в такую школу, но это где-нибудь на уровне 7-8 класса, это идеальный вариант, - где он будет заниматься, с моей точки зрения, делом. Чтобы это не было просто как советская продленка или советские интернаты. Чтобы там были тренеры, кружки, интеллектуальные клубы, проводились встречи с интересными людьми. Чтобы он занимался делом по типу английских частных пансионов.
А.АДАМСКИЙ: А сколько сейчас вашему мальчику лет?
ИВАН: Девять.
А.АДАМСКИЙ: Как вы думаете, что с ним может случиться, если сейчас его оставят в школе полного дня?
ИВАН: Знаете, я вам скажу полный бардак. Например, добавили детям час физкультуры а в школе нет профессиональных учителей физкультуры, это какие-то тренеры-самоучки, и третий дополнительный час физкультуры что Филиппов пропагандировал, - с ними занимается подвижными играми классный руководитель, грубо говоря, бабка пенсионного возраста. Это не спорт. Там могут быть травмы каждый день. Зато на всю страну отрапортовали у нас теперь будет здоровое поколение. Я лично врач по образованию, и слежу за статистикой бездарно была проведена программа диспансеризации России, но даже это выявило, что огромное количество больных детей, и на это всем наплевать.
А.АДАМСКИЙ: А почему бездарно? Там удручающие результаты, там просто катастрофа.
ИВАН: Я говорю - бездарно. Во-вторых, идет информация, что во всех школах Москвы прививают детей от гриппа - не делается это. А реально эту проблему на самом деле никто не обсуждает.
А.НОРКИН: Марьяна прислала вопрос: "Меня удивляет долгий и нудный разговор на тему времяпровождения школьников. В 60-70 гг. такой проблемы не было были различные кружки, вплоть до бальных танцев. Сейчас то же самое будет?"
А.АДАМСКИЙ: Я думаю, что у Марьяны какой-то особый опыт, но я точно могу сказать, что в 60-80 гг. эта проблема была очень острой. Это так казалось, что все дети пристроены. На самом деле, ничего такого не было. Но с другой стороны, я-то полагаю, - тут я, пожалуй, не соглашусь с Марьяной, что чем больше мы будем обсуждать проблему свободного времени ребенка, - именно свободного времени, как Маркс писал, что самый большой капитал это свободное время, - так и здесь. Потому что занятость ребенка, как мы считаем, "полезными" делами это не всегда приводит к хорошим воспитательным результатам. Поэтому тема свободного детского времени это ключевая тема детского воспитания, ключевая тема образования. Потому что ребенок это действительно не домашнее животное.
А.НОРКИН: А Юрий тоже не согласен: "Идея полного школьного дня заключается в попытке изоляции несовершеннолетних от отрицательного влияния уличной среды, и ничего более".
А.АДАМСКИЙ: Что значит изоляция? Тогда давайте организовывать интернаты, как на Кубе.
А.НОРКИН: Наверняка найдутся люди, которые будут этим довольны.
А.АДАМСКИЙ: Изолировать от дурного влияния невозможно. Возможно человеку привить иммунитет от этого, воспитать внутренний моральный стержень, - это возможно, и педагоги это могут сделать. А вот изоляция это очень похоже на некоторую резервацию.
А.НОРКИН: Но зато это кажущийся самый простой способ взять и переделить, изолировать, запретить, - кажется, что можно именно таким способом достичь цели.
А.АДАМСКИЙ: От того, что это так преподносится и не прошло всеобщего обсуждения это так сейчас выглядит. А на самом деле в идее полного дня есть здравое зерно, и сама по себе она может быть очень эффективной, если ее, во-первых, очень хорошо подготовить - Ольга уже говорила, что конечно нельзя, чтобы учителя там работали, конечно, нужен штат профессионалов, которые должны по-особому заниматься детьми. И еще раз скажу - это требует особого общественно-образовательного договора с родителями, которые должны понимать, куда они своего ребенка отдают.
А.НОРКИН: А я благодарю всех, кто принимал участие в нашем разговоре, и напоминаю, что у нас в эфире был Александр Адамский, председатель Совета сети федеральных экспериментальных площадок Минобразования России.



07.08.2003
http://echo.msk.ru/programs/beseda/23001.phtml


Док. 461946
Перв. публик.: 07.08.03
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 273

  • Адамский Александр Изотович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``