В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Барсегов: Прошлое влияет на сегодняшний день Назад
Юрий Барсегов: Прошлое влияет на сегодняшний день
Интервью Армена Ханбабяна с доктором юридических наук,
профессором Юрием Барсеговым

Станет ли вопрос об ответственности Турции за геноцид армян вопросом мировой политики?

Вопрос об ответственности Турции за геноцид армян все чаще становится предметом обсуждения в парламентах многих стран. Болезненная реакция Турции ведет к обострению ее отношений с государствами, ставящими в этой связи вопрос о правомерности принятия Анкары в Европейский Союз. События прошлого, таким образом, оказывают ощутимое воздействие на политику дня нынешнего.

На вопросы "НГ" отвечает известный юрист-международник, профессор Юрий Барсегов.

- До сих пор нет ясности в вопросе о временных рамках геноцида: говорят о 1876-1923 гг., 1915-1923 гг., а в законе, принятом во Франции, - о геноциде 1915 г. Когда было совершено это преступление и с чем связаны такие расхождения?

- Строго говоря, геноцид армян осуществлялся на протяжении полувека в два приема. На первой стадии - с 1876 г. по 1914 г. он осуществлялся в форме системы повсеместных одиночных убийств армян, их внеэкономической пауперизации, государственного терроризма в сочетании с периодической массовой резней в отдельных районах, где они составляли абсолютное большинство. Было убито более 300 тыс. армян, сотни тысяч вынуждены были покинуть страну. Эти действия турецкого правительства французский историк Альбер Вандаль уже в 1897 г. определил как "убийство целого народа". Они сами по себе подпадают под определение этого преступления, данное в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него.

В 1915 году, используя военную ситуацию, турки приступили к повсеместному и полному физическому уничтожению армян. Более полутора миллиона армян было зверски убито, остальным удалось спастись бегством из страны. Более того, в ходе двух военных вторжений 1918 и 1920 гг. геноцид был перенесен и на территорию Армянской республики.

- Почему вопрос о признании геноцида и его осуждении ставится только сейчас? Как могло случиться, что международное сообщество не дало оценку убийству целого народа в период совершения этого преступления?

- Сам факт геноцида армян, равно как и политическая ответственность турецкого государства за "преступление против человечества" были в должной форме установлены международным сообществом тогда, когда это преступление совершалось.

Уже на первой стадии геноцида действия турок привели к гуманитарной интервенции великих держав. Обеспечение безопасности армянского населения в пределах армянских вилайетов империи стало международным обязательством Турции по Сан-Стефанскому прелиминарному мирному договору 19 февраля 1878 г. и заменившему его Берлинскому трактату 13 июля 1878 г. Политическое существование "турецких" армян, их право на жизнь, неприкосновенность их личности и имущества были поставлены под защиту международного права и под контроль великих держав.
Ввиду продолжения Турцией политики истребления армян великие державы занялись выработкой проектов реформ в Армении, но их противоречия не позволяли найти решения, которые выходили бы за пределы той или иной степени автономии под международным наблюдением. Выполнение принятого турецким правительством последнего международного проекта реформ 1912-1914 гг. было сорвано вступлением Османской империи в Первую мировую войну на стороне Германии.

Когда Османская империя, используя благоприятные условия военного времени, приступила к поголовному уничтожению армян, вопрос об ответственности встал уже в другой плоскости. Факт преступления, направленного на физическое уничтожение армянского народа, был признан Великобританией, Францией, Россией, США и всеми другими государствами, равно как и всем международным сообществом в целом в лице Парижской мирной конференции и Лиги Наций. Действия турецкого правительства были официально квалифицированы как "преступление против человечества".

Была установлена и личная уголовная ответственность физических лиц - организаторов этого преступления, включая членов турецкого правительства. Вместе с тем стало очевидно, что ограничиться их наказанием нельзя, да и невозможно: наказать всех лиц, виновных в зверствах над армянами, "означало бы поголовную казнь турок" и поэтому было решено, что наказание должно быть осуществлено на государственном уровне, в форме отделения территорий Османской империи с нетурецким населением, а на индивидуальном уровне - путем предания суду высших должностных лиц.

Ввиду "самого зверского и варварского" обращения турецкого государства с армянами оно лишалось права управлять Арменией. Отделение Армении от турецкого государства мировое сообщество государств избрало в виде международно-правовой санкции за совершенное им преступление против человечества и как меру, необходимую для ликвидации последствий совершенного преступления и для защиты армянского народа от новых актов геноцида.

- Получается, что ответственность турецкого государства была установлена, но не реализована? Почему геноцид армян оказался безнаказанным?

- Это очень большой и сложный вопрос. Если коротко, то турки, имевшие большой опыт игры на противоречиях великих держав, умело воспользовались всемирно-историческим столкновением государств западного мира с российским большевизмом и сорвали выполнение Севрского мирного договора и арбитражного решения президента США Вильсона по территориальному разграничению Турции и Армении. Свергнув власть подписавшего мирный договор султана, основатели "новой" Турции стали предлагать свою дружбу и Западу, и красной Москве в обмен за их поддержку в сохранении плодов преступления. Наибольшую цену тогда предложили большевики, превосходившие по политической аморальности своих западных соперников.

В соответствии с тайным соглашением двух изгоев международного сообщества и в результате последовавшей их совместной военной акции Армянская республика, объявленная "агентом империализма", была раздавлена. По условиям Московского договора 1921 г. между кемалистской Турцией и большевистской Россией к Турции переходили не только вся "турецкая" Армения, но и Карская область, и другие территории, которые принадлежали Армянской республике в качестве правопреемницы Российской империи. На оставшейся одной десятой части территории Армении устанавливалась диктатура кремлевских комиссаров, лишавшая армян возможности отстаивать свои законные права. Создание небольшой Советской Армении устраивало турок, так как через безропотных армянских коммунистов Москва могла озвучить отказ "Армении" от Севрского мирного договора и Арбитражного решения президента США Вудро Вильсона об армяно-турецкой границе в вилайетах Ван, Битлис, Эрзрум и Трапезунд.

После Второй мировой войны вопрос об Армении возник вновь, но уже как часть советских политических устремлений и, естественно, встретил противодействие западных союзников. Запад взял Турцию под свою защиту. Иначе говоря, применил тот же аморальный метод расплаты правами армян - жертв геноцида, который до того использовал сам Сталин.

- Чем объяснить возрастание интереса к этому вопросу в настоящее время?

- Списать геноцид армян в разряд "истории" не удалось, как не удались и попытки Лиги Наций решить этот вопрос. Репатриация 100 тысяч армян - небольшой части беженцев в безземельную Советскую Армению после Второй мировой войны также не решила проблему. К тому же советский режим многих из "репатриантов" тут же выслал в Сибирь под предлогом того, что они были... "турецкими подданными".

Пока последствия преступления, совершенного в 1876-1923 гг., не ликвидированы, можно сказать, что геноцид армян продолжается. Более того, мир является свидетелем рецидивов арменоцида: изгнание коренного армянского населения из Нахичевани; меры, направленные на вытеснение армян из Карабаха; начатая в 1988 году вторая карабахская война, которая, как и первая война 1918-1920 гг., велась на уничтожение коренного армянского населения; погромы и резня армян в Сумгаите, Баку и других городах Азербайджана; депортация армянского населения из Шаумяновского и Хандарского районов в ходе осуществления операции "Кольцо" в 1991 году, противоправное участие Турции в блокаде Армении с целью обезлюдить ее; официальное объявление президентом Гейдаром Алиевым всей нынешней территории Армянской Республики частью Азербайджана. Это и многое другое подтверждает, что угроза геноцида армян сохраняется.

Безнаказанность геноцида армян находится в вопиющем противоречии с нормами международного права - Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, непризнанием приобретений территорий, достигнутых с применением силы, а тем более с истреблением их коренного населения.

Безнаказанность геноцида армян имела трагические последствия для евреев, ставших жертвой Холокоста. К последствиям безнаказанности этого преступления следует отнести и эскалацию актов геноцида в современном мире - истребление населения провозглашенного в январе 1970 года государства Биафра, взаимное истребление хутту и тутси, резню сербов в Боснии, события в Косово. Все это в глазах международного сообщества делает актуальным возобновление постановки вопроса об ответственности Турции за совершенное ею преступление.

Сегодня мир является свидетелем нарастающего процесса "глобализации" повторного признания, а точнее - подтверждения государственного факта геноцида армян. То обстоятельство, что спустя много десятилетий высшие представительные органы различных стран мира один за другим принимают решения, которыми вновь осуждается геноцид армян, конечно, впечатляет. Смысл этих повторных признаний очевидно состоит не в подтверждении общеизвестных фактов, а в реализации мер, связанных с ответственностью турецкого государства, как условия для подведения цивилизованной черты под прошлым и строительства новых, добрососедских отношений, отвечающих нормам и принципам международного права.

- Как вы оцениваете заявление президента Армении Роберта Кочаряна о том, что у Армении нет никаких прав для предъявления каких-либо претензий к Турции ввиду того, что геноцид армян совершался на территории Турции?

- Прежде всего хотел бы отметить, что СМИ в Армении и за ее пределами по-разному излагают слова президента. В изложении Арменпресс президент Кочарян заявил, что в Армении не считают, что вопрос признания геноцида армян является лишь проблемой диаспоры: "Считаю, что во внешней политике этот вопрос имеет свое место, однако не могу сказать, что вся наша внешняя политика должна быть направлена на признание геноцида армян". И далее: "Думаю, что Армения как государство обязана четко сформулировать свою позицию по этому вопросу".
Согласно же сообщениям зарубежных СМИ, президент Армении сказал, что у его страны нет "правовых оснований" для выдвижения каких-либо территориальных или материальных требований к Турции на основании того, что там был совершен геноцид армян. "Признание геноцида не обернется территориальными требованиями с армянской стороны", - цитируют Кочаряна. Согласно этим источникам, президент сказал, что предъявление исков о реституции конфискованного имущества или компенсации за него, о компенсации непоправимого морального ущерба - прерогатива беженцев и их потомков: "Это дело людей, как поступать". Армения же, по словам, приписываемым г-ну Кочаряну, готова удовлетвориться просьбой о прощении.

Пояснить ситуацию с разночтениями должен сам президент. Пока же могу изложить свое отношение к существу вопроса.

Во-первых, геноцид армян совершался не только на территории Турции. В ходе двух вторжений - в 1918 и в 1920 гг. геноцид переносился и на территорию Армянской Республики, осуществлялся и на нынешней территории Армении, и на территории НКР, не говоря уже об армянах Баку и других населенных пунктов, ныне входящих в состав Азербайджанской Республики.

Тезис об отсутствии правовых оснований ответственности за геноцид армян не только фактологически порочен, но и игнорирует однозначные императивы международного права. Полное или частичное уничтожение национальных групп на "своей" территории не может считаться внутренним делом государства. Международное право исходит из того, что геноцид, имеющий результатом уничтожение части человечества, относится к категории особо опасных международных преступлений, посягающих на человечество в целом, и поэтому наказуем, где бы он не совершался. Это подтверждено Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, это подтверждено практикой в отношении нацистской Германии - Нюрнбергским процессом и решениями национальных судебных органов - США, Израиля и др. Более свежий пример - создание Международного трибунала по Югославии.

Обвинение в совершении геноцида может выдвинуть не только международное сообщество, но и каждое государство-субъект международного права, и, конечно, государство, на чьей территории совершено это преступление, или государство разделенного народа, часть которого населяла территорию соседа, совершившего это преступление на "своей" территории.

Правительство Армении не только может, но и должно поставить вопрос об ответственности Турции за это преступление против человечества не только в силу обязательств перед своим народом - жертвой этого преступления, но и в силу обязательства бороться с этим преступлением, которое оно приняло, присоединившись к Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

- Как вы оцениваете то обстоятельство, что заявления президента Армении о его готовности к полному урегулированию отношений с Турцией совпали по времени с визитом президента Российской Федерации Владимира Путина в Азербайджан и потоком информации в российских СМИ о том, что Россия "переориентируется" на Азербайджан?

- Думаю, сообщения о "намерениях России" инициированы и оплачены заинтересованной стороной. Лично я не верю в возможность стратегического союза Азербайджана одновременно с Россией, Турцией и теми, кто стоят за ее спиной. Верно, однако, что в 1919-1921 годах имела место такая ошибочная с точки зрения жизненных интересов России метаморфоза. Но что же получилось в результате? Российская политика на юге оказалась у разбитого корыта. Не исключено, что в Армении допускают возможность такого рода субъективистских ошибок и в будущем. Поэтому можно было бы допустить и соответствующую "защитную" реакцию со стороны армянских политиков. Однако я не верю, что эта гипотетическая возможность переориентации могла бы проявиться таким образом. Ведь необходимость нормализации отношений Армении с Турцией, а тем самым и с Азербайджаном назрела давно. Если Турция признает факт совершения геноцида и необходимость подведения цивилизованной черты под прошлым на основе международного права, Армения, очевидно, пойдет на нормализацию отношений и установление добрососедских отношений безотносительно к состоянию российско-азербайджанских отношений.

- Есть ли реальные перспективы нормализации отношений между государством, народ которого на протяжении десятилетий был жертвой геноцида, и государством, совершавшим это преступление?

- Истории известен очень обнадеживающий пример Германии в отношении геноцида евреев. В случае с Турцией дело сложнее - тут антиармянская политика Турции имеет и глубокие корни на уровне подсознания, и геополитические стимулы. Есть и страхи перед международно-правовыми последствиями признания ответственности турецкого государства за геноцид армян. Турецкие государственные деятели, надо признать, знают о них лучше, чем армянские.

Вместе с тем турецкое государство, стремясь в европейскую семью, должно снять с себя клеймо убийцы народов. Да и политические интересы этой страны диктуют необходимость нормализации отношений с соседом, возможности которого не ограничиваются малыми размерами его территории.

Заинтересованность России в стабильности в регионе, подтвержденная в ходе визита Владимира Путина в Азербайджан, может способствовать установлению добрососедских отношений между Арменией и Турцией, устранению злобы и вражды.

Армен ХАНБАБЯН


Док. 461794
Перв. публик.: 14.04.07
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 155

  • Барсегов Юрий Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``