В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Владимир Аветисян: Функционирование управляющих энергетических компаний в системе РАО ЕЭС Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Владимир Аветисян: Функционирование управляющих энергетических компаний в системе РАО ЕЭС
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Аветисян ген. директор Средневолжской межрегиональной управляющей компании энергетической компании "СМУЭК".
Эфир ведет Нателла Болтянская.




Н. БОЛТЯНСКАЯ У нас в гостях ген. директор Средневолжской межрегиональной управляющей компании энергетической компании "СМУЭК", Владимир Аветисян. Здравствуйте.
В. АВЕТИСЯН Добрый день.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Говорим мы о вас, что вы являетесь фактически экспертом по кризисам. Как на сегодняшний день в этой области ситуация в стране? Ну, вы знаете, с чего начнем, да?
В. АВЕТИСЯН Да, вы знаете, на мой взгляд, кризис, который существовал в энергосистеме, ну, например, 2 года назад, и та ситуация, которая существует сегодня, они абсолютно отличаются друг от друга, поскольку сейчас еще, безусловно, остались такие точки на энергетической карте России, где существенно еще, присутствуют моменты, связанные с неплатежами, с нарушением энергоснабжения, связанного именно с этими ситуациями. И я думаю, что все меньше и меньше таких точек остается. То, чем управляет сегодня Средневолжская управляющая компания, из четырех систем только две сегодня можно отнести по определенным критериям к кризисным энергосистемам. Ну, и я, естественно, не говорю о тех ситуациях, когда кризис вызван какими-то событиями, связанными с тем, что принято называть форс-мажорными обстоятельствами.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Ну, в частности, такова обстановка сейчас в Сочи. Что известно вам о том, что там происходит? Ну, у нас есть информация, вот, буквально недавно она поступила о том, что нормализуется обстановка.
В. АВЕТИСЯН Вы знаете, сейчас такие тяжелые погодные условия создали кризисную ситуацию не только у нас в стране. Мы знаем, что и в Греции, и на юге Франции ситуация аналогичная, и парализовано и движение, и отчасти энергоснабжение в отдельных регионах этих стран. Тем не менее, насколько мы знаем, в Сочи вылетел председатель правления РАО "ЕЭС России", Анатолий Борисович Чубайс, он непосредственно на месте разбирался с ситуацией. И сегодня уже ситуация нормализуется. Я только могу сказать, что, безусловно, никто не застрахован от таких событий. Но то, насколько быстро можно предотвратить такие ситуации, связанные с авариями, безусловно, еще и зависит от технической оснащенности энергосистем, а сегодня она оставляет желать лучшего.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Владимир Евгеньевич, а как вообще происходит ситуация? Понятно, что кризисная обстановка, как нарыв в известной степени. Просто так она может произойти только в связи с форс-мажорными погодными обстоятельствами. Почему-то в одной области энергетический кризис имеет место быть, а буквально по соседству все хорошо, все нормально. Чем это объясняется?
В. АВЕТИСЯН Мой опыт позволяет мне утверждать, что огромное влияние на такую ситуацию оказывает позиция исполнительной власти, да и законодательных ветвей власти субъектов Федерации. И, если говорить, например, об Ульяновской области, где сегодня действительно тяжелая ситуация с энергоснабжением, мы знаем, что 8 лет практически область жила по придуманным экономическим законам, и нынешней администрации досталось тяжелое наследие. Это и популистский подход к формированию тарифов, это придуманные взаимоотношения между производителями, поставщиками электроэнергии и потребителями, это накопление огромной суммы задолженности, это огромная масса кредиторской и дебеторской задолженности, которая не позволяет работать энергосистеме эффективно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Ну, насколько нам известно, такое популистское отношение к тарифам скоро прекратится, да?
В. АВЕТИСЯН Я надеюсь. И, на мой взгляд, только сегодня ленивый не рассуждает на тему энергетики. Это связано и просто с бытовыми удобствами, вернее, неудобствами, которые терпят наши граждане по вине администрации, особенно муниципальных образований, но и говорят очень много о реформе, которая сегодня уже начата и то, что мы говорили, что она необходима, и должна начаться. Сегодня, на мой взгляд, уже этот процесс остановить нельзя, поэтому я думаю, что именно это может привести к тому, что все-таки кризисных энергосистем у нас не будет.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Владимир Евгеньевич, но ведь когда говорят о популистском отношении, например, к тарифам, забывают о том, что люди, которые реально платят за услуги, это реально существующие люди, в том числе, и с реальными проблемами финансовыми. И далеко не каждый может себе позволить платить за себя в полном объеме, это понятно, да? И как вообще выходить из этого замкнутого круга?
В. АВЕТИСЯН Ну, то, что существует сейчас, мы знаем, что тарифы на электроэнергию и на тепловую энергию для населения устанавливают региональные энергетические комиссии. И здесь уместно сказать, прежде всего, о перекрестном субсидировании, которое сегодня существует не только между оптовыми, промышленными потребителями и населением, но и вообще между видами энергии. Между тепловой и электрической энергией. Что происходит сегодня с тепловой энергией? Ведь гражданин платит только часть потребляемой тепловой энергии, а вот большую или меньшую часть берет на себя обязанность оплатить муниципалитет.
-
Н. БОЛТЯНСКАЯ Итак, мы остановились на самом интересном, что часть оплачивает гражданин, налогоплательщик, часть муниципалитет.
В. АВЕТИСЯН То есть, когда мы говорим, что гражданин платит полным рублем, мы должны помнить о том, что для гражданина это как бы полный рубль, но для энергетики это только часть, которую оплачивает гражданин по существующей системе тарифообразования. Вот когда муниципалитет, мэр города, или законодательное собрание города говорит о том, что мы за вас, граждане, будем доплачивать 60%, или 70, или в некоторых городах 80%, то они берут на себя обязательства. И в данном случае энергосистема должна получать тоже полным рублем, но, к сожалению, это не происходит, и часто муниципалитеты не имеют доходной базы для того, чтобы дать такие обязательства, и сдержать их. И потом происходит следующее. Как щитом они прикрываются населением, они говорят о том, что нельзя отключать население, но, тем не менее, энергосистема вынуждена идти на такие непопулярные методы борьбы с неплательщиками.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Владимир Евгеньевич, в ведении вашей компании 4 энергосистемы Поволжья: Самарская, Саратовская, Ульяновская и Калмыцкая. Скажите, пожалуйста, в чем секрет успешной работы с достаточно большим и по территории, и по насыщенности региону?
В. АВЕТИСЯН Я думаю, что никакого секрета здесь нет. Необходимо, прежде всего, иметь системный подход к управлению, и я думаю, что та модель, которую создало РАО "ЕЭС" при учреждении своего 100% дочернего предприятия, управляющей компании Средневолжской, она как раз и подразумевала такую матричную структуру, которая позволяла бы на базе эффективного, достаточно проявившего себя самарского менеджмента создать управляющую организацию, способную переложить свой опыт на другие энергосистемы, и практически происходит такая пристыковка вот этой управляющей компании к другим энергосистемам, берутся все функции исполнительного органа на себя. И я считаю, что даже, учитывая непродолжительный период работы, мы почти полгода, как управляем этими энергосистемами, вобщем, результаты сегодня уже налицо. Конечно, хотелось бы лучшего.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Но, с другой стороны, ни для кого не секрет, что в процессе реструктуризации возможны конфликты, не конфликты, но некоторые противоречия между РАО "ЕЭС" и энергокомпаниями и их менеджментом.
В. АВЕТИСЯН Вы знаете, здесь тоже есть несколько моментов, потому что можно вообще предположить что, собственно говоря, никакого конфликта и никакой проблемы с менеджментом не существует. Есть контракты, есть устав акционерного общества. Есть решение Советов директоров, общих собраний акционеров, и так далее, то есть, менеджмент должен их исполнять. И, в принципе, менеджмент зависит от всех участников этого процесса: от государства, от РАО "ЕЭС", от акционеров. Вот это они между собой должны определять политику формы реформирования тех или иных дочерних обществ, и так далее. Менеджмент только должен исполнять их решения, и это и есть его святая обязанность. Ну, конечно, в реальной жизни происходит несколько не так. И, я с вами абсолютно согласен, такая проблема существует. Вот такой явной мотивации у менеджмента сегодня, наверное, нет, потому что фактически они должны совершить действо, которое в той или иной ситуации, тем или иным образом изменит их положение, причем существенно изменит.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Ну, все-таки, возвращаясь к вопросам, связанным с менеджментом. Если посмотреть на относительно благополучную Самарскую область, и на кризисную область Ульяновскую. Что, в одной области хуже менеджмент, чем в другой? Или какие-то иные факторы влияют на ситуацию?
В. АВЕТИСЯН Вы знаете, я не хотел бы сказать, что проблема так односложна, то есть, безусловно, и экономическая ситуация в регионе, это, прежде всего, макроэкономические показатели, это и состояние доходной части бюджета, и так далее. И, собственно говоря, различные группы потребителей. Там, где больше промышленности, как правило, там ситуация более или менее нормализована. Где больше сельхозпроизводителей, бюджетных предприятий, там вот наличествует кризис. Но, вы знаете, это связано еще действительно с эффективностью работы менеджмента. Все-таки, менеджмент должен четко представлять, и видеть разницу между собственником, предпринимателем, наемным менеджером, и должен прекрасно понимать эту разницу. Так вот, когда мы пришли управлять этими энергосистемами, мы увидели прежде всего, что там существует формальный подход к базовым понятиям эффективного управления. То есть, да, была создана бюджетная система, но она носила формальный характер. Казначейство, нормальный характер, ну, и так далее, так далее, так далее. Я думаю, что это зависит еще и от эффективности менеджмента, и умения управлять, используя современную управленческую технологию своими предприятиями.
Н. БОЛТЯНСКАЯ И все-таки, возвращаясь к проблемам, связанным с проблемой реструктуризации, вот ситуация какова? Существуют руководители предприятий, которые будут уничтожены в процессе этой структуризации. Понятно, что отношение людей к сложившейся обстановке не однозначно, но и не только противоречит, но и конфликты могут иметь место. Так?
В. АВЕТИСЯН Более того, я могу расширить этот круг, поскольку работники РАО "ЕЭС", которые, как мы знаем, в 2004-м году должны прекратить свое существование, и персонал энергокомпаний тоже вобщем, сегодня находится в таком, очень подвешенном состоянии, что ли, и каждая моя встреча с коллективом начинается и заканчивается все-таки: расскажите нам, дайте гарантии. Что будет с нами в ближайшем будущем?
Н. БОЛТЯНСКАЯ А какие гарантии вы даете?
В. АВЕТИСЯН Я считаю, что в меньшей степени такие преобразования коснутся технического персонала, хотя, безусловно, новый собственник, если таковой будет, будет принимать решение о том, насколько эффективно будут загружаться те или иные мощности и где какое количество персонала будет работать. Поэтому сегодня не существует какой-то единой Я всегда говорю, что у реформы нет начальника, вот нет человека, который до конца знает, где в каждой точке какая структура будет иметь ту или иную форму, тот или иной набор генерирующих мощностей, сетевых предприятий, и так далее, и так далее. Поэтому сегодня, собственно говоря, и создан коллегиальный орган, Проектный комитет по вопросам реформирования, который принимает сегодня, дает возможность стать участником этого процесса и миноритарным акционерам, и менеджменту, и людям, которые готовы объединиться для участия в этом реформировании, дает возможность представить в этот комитет свои проекты реформирования той или иной энергосистемы.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Владимир Евгеньевич, скажите, пожалуйста, несколько раз в течение уже уходящего года звучала информация о том, что будет, будет создан некий фонд резервный. Это связано, естественно, с финансами на случай внештатных ситуаций. Возможно ли перенос структуры, перенос ситуации на область энергоснабжения. Потому что, с одной стороны, ни для кого не секрет, что зима в России длится несколько месяцев. Смешно было бы говорить о том, что это неожиданно. С другой стороны, погодные капризы действительно могут быть непредсказуемы, и Европа тому сейчас подтверждение. Хоть как-то можно застраховаться? В рамках подведомственной вам структуры, структуры, которая является РАО "ЕЭС". Что-то можно сделать? Как-то профилактику провести?
В. АВЕТИСЯН Работа вообще, она в энергетике строится по такому, циклическому принципу, мы знаем о том, что есть осенне-зимний максимум, то есть, это тот период, когда энергосистема работает с полной нагрузкой, с максимальной эффективностью. И как бы летний период, где заканчивается осенне-зимний максимум, перевели дух, и завтра приступаем к ремонтной кампании, готовимся уже к следующему такому, максимально сжатому периоду по эффективности работы. И вот, по крайней мере, энергосистема, которой руководил я, Самарская, всегда в зимний период создавала задел для такой работы, подготовке будущему осенне-зимнему максимуму. Но, если говорить о проблеме вообще, в рамках страны, и касающейся реформирования, то, безусловно, государство сегодня заинтересовано в том, чтобы федеральный рынок электроэнергии носил организованный характер, поэтому-то и государство оставляет контроль за собой в инфраструктуре рынка. Это, прежде всего, системный оператор, то есть, диспетчирование, это АТС, торговая система, расчетная система, и федеральная сетевая компания. В рамках этих структур, в рамках инфраструктуры рынка и необходимо создавать некие страховые резервные фонды.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А это возможно?
В. АВЕТИСЯН Да, абсолютно, это возможно. Более того, я могу сказать, что, как сегодня происходит диспетчирование энергосистем. Команды диспетчера на разгрузку или наоборот, на выход на максимальную загрузку, вызван теми или иными технологическими требованиями. Но выполнение данной команды может привести к тому, что эта система будет работать в этот период времени неэффективно. То есть, мне было бы эффективно загрузить свои мощности, а мне говорят, нет, разгружайся. Вот, сегодня это происходит безвозмездно. Я думаю, что в будущем, когда будут образованы такие фонды, даже такие технологические команды будут все-таки производиться на возмездной основе.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Владимир Евгеньевич, последний вопрос. Вот, в перспективе реструктуризации вы по поводу собственного кресла, что думаете?
В. АВЕТИСЯН Вот я всегда говорю, что управляющая компания создана для того, чтобы управлять теми или иными акционерными обществами. Я думаю, что работа нашей компании, и тем людям, которые действительно доказали то, что они еще последнего слова в энергетике не сказали, я думаю, работа нашей компании найдется. Чем мы будем управлять, это второй вопрос, либо преобразованными этими предприятиями, или предприятиями, зависимыми от РАО "ЕЭС России". Это должны решить акционеры. Я думаю, что если мы докажем свою эффективность на данном периоде, то на рынке предпринимательских услуг, я думаю, мы будем занимать ведущее место.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Спасибо.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Владимир Аветисян ген. директор Средневолжской межрегиональной управляющей компании энергетической компании "СМУЭК".



20.12.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/17086.phtml




Док. 461461
Перв. публик.: 20.12.01
Последн. ред.: 14.07.08
Число обращений: 336

  • Аветисян Владимир Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``