В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` С. Ястржембский - помощник президента РФ Назад
В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` С. Ястржембский - помощник президента РФ
Ведущие :Алексей Венедиктов
Гости :Сергей Ястржембский




А. ВЕНЕДИКТОВ - Добрый день. У нас в гостях Сергей Ястржембский, помощник президента РФ. И теперь еще у него новая должность - спецпредставитель президента по вопросам развития отношений с Евросоюзом. Сегодня закончился саммит, как вы знаете, ЕС-Россия или Россия-ЕС, и если можно, буквально в нескольких словах, был ли это парадный паркетный саммит, знаете, там шампанского попить или реально были приняты какие-то решения.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Безусловно, этот саммит запомнится надолго, и не только потому, что 13-й саммит, но в данном случае число оказалось счастливым. Прежде всего, запомнится как саммит абсолютно предметной, конкретной прагматичной работы. Работа состояла в следующем: договорились о том, как во исполнение ранее принятых решений Россия и ЕС будут создавать совместно 4 пространства. И вырабатывать план действий, некие рабочие карты по каждому из этих пространств. Речь идет о следующих пространствах: общеэкономическое, внешней безопасности, внутренняя безопасность и гуманитарного направления, наука, технологии, образование и культура. Договоренности достигнуты, принято решение о том, чтобы сейчас максимально напрячь, прежде всего, свои интеллектуальные способности с тем, чтобы эту работу завершить к ноябрю этого года, когда 14-й саммит должен будет рассмотреть. И мы будем надеяться принять уже совместное видение России и ЕС по наполнению этих 4-х пространств конкретными действиями.
А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть это будут 4 документа, если я правильно вас понимаю:
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Скорее всего это будет, видимо, один документ, потому что тут форма пока еще не предусмотрена, видимо, в один документ будут сведены 4 направления. И по каждому будет масса проектов конкретных совместных планов действий и так далее.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Я напомню, что сегодня Сергей Ястржембский был назван президентом Путиным как куратор одного из проектов, а именно гуманитарного, мы об этом поговорим позднее. Сейчас вопрос, который наверняка, во многом интересует наших слушателей. Сегодня был подписан протокол, где ЕС обязался поддерживать вступление России в ВТО, и одновременно с этим президент Путин объявил, что исполнительная власть будет придаст скорость ратификации Киотского протокола. Возникает впечатление обмена или размена.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Безусловно, жесткого пакетирования, жесткой увязки между двумя этими вопросами не было. Если мы возьмем даже историю возникновения этих двух вопросов, и длительность их фигурирования в повестке дня наших отношений с ЕС, то это совершенно различные истории. Поскольку переговоры по вступлению России в ВТО, можно сказать, заняли в общей сложности порядка 10 лет. Киотский протокол возник намного позже, и именно к этому саммиту удалось, тут невозможно подогнать, невозможно искусственно предугадать заранее, что к этому саммиту закончится тяжелейший 10-летний марафон, в ходе которого стороны обсудили порядка 200 вопросов. И самые последние снимались действительно в эти последние дни, поэтому в рамках саммита было принято решение подписать совместное заявление о том, что завершены переговоры по вступлению в ВТО с ЕС, и ЕС дал зеленый свет. Кстати говоря, это тоже теперь идет автоматически в актив саммиту. Киотский протокол возник позднее, и когда мы обсуждали, кстати говоря, Россия подписала Киотский протокол, вопрос о ратификации возник позднее:
А. ВЕНЕДИКТОВ - По-моему, премьер-министр Путин, но я могу ошибаться.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я сейчас точно не помню, возможно. Но речь шла о том, что мы доводили до сведения европейцев, что так складывается ситуация для России, что мы оказываемся сразу перед несколькими очень серьезными экономическими и финансовыми рисками, то есть концентрация рисков для России с точки зрения ее экономического развития и решения поставленных задач, удвоения ВВП складывается неблагоприятным образом. Какие это были риски - три главных. Первое, расширение ЕС, с учетом того, что мы просчитывали, что если наши озабоченности не будут приняты во внимание, но к счастью договорились, рассчитывали от 150 до 250 млн. долларов потерь ежегодно.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Из-за того, что пришлось бы льготные условия распространить на новых членов ЕС.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Там очень много вопросов. Под вопросом, оказывались, скажем, поставки нашего ядерного топлива для атомных электростанций, которые находятся в 5 странах, теперь ставших членами ЕС, тут и проблемы были с квотированием нашей продукции, например, мы опасались, что это будет и сталь, алюминий, проблемы были в отношении зерна, антидемпинговые процедуры. В совокупности просчитать, мы исходили в данном случае из негативного сценария, получалось по прогнозам 150-250 млн. долларов. Второй риск - это очень жесткие условия, которые ставились по поводу нашего вступления в ВТО и там были совершенно неприемлемые для нас позиции, на которые мы не могли пойти и не пошли. Как-то, например, либерализация газового рынка в России и приватизация трубопроводной системы. Либо выравнивание в ценах внешних и внутренних цен на газ.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, Галина спрашивает: "Насколько сильно и быстро в результате соглашения с ЕС у нас будут повышаться цены на газ, по крайней мере, для населения и коммунального хозяйства?".
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Не будет никак повышаться, потому что этот вопрос в этом контексте не обсуждался. И третьи риски, которые исходят из самого Киотского протокола, который также накладывает определенные серьезные обязательства на деятельность промышленности. Для того чтобы промышленность, мягко говоря, меньше чадила, и выбрасывала вредные вещества в атмосферу, необходимо вкладывать деньги в ее модернизацию. То есть если все это вместе сложить, то получалось, что Россия должна была изыскивать дополнительные ресурсы, чтобы противостоять одновременно трем рискам. И мы говорили представителям ЕС, что мы просто можем не вытянуть, войдите в наше положение. И, в общем-то, можно здесь с благодарностью говорить о том, что европейцы в конечном итоге вняли этой логике, этим аргументам и если вы заметили, то из этих трех рисков двух рисков сегодня нет. Вначале сняли озабоченность по поводу расширения ЕС в экономическом и финансовом аспекте. Есть еще такие проблемы как грузовой транзит, Калининград, который отдельно надо ускоренно решать, но в целом произошла минимизация потерь России в контексте расширения ЕС, и сегодня дан зеленый свет на вступление в ВТО. Вот уже двух рисков нет. В этой ситуации, конечно же, у нас появляется дополнительное поле для маневра и может по-иному рассматриваться перспектива ратификации Киотского протокола.
А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть это не прямое пакетирование, а изменение ситуации.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Изменение ситуации.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Сергей, вернемся к той области, которую вы будет курировать. Это гуманитарная область. В связи с этим, одним из главных, на мой взгляд, составляющих гуманитарной области универсальной являются права человека. Русскоязычное население в прибалтийских странах, оно входит, наверное, в ваше ведение. Как это обсуждалось на саммите и нашли ли вы понимание у европейских партнеров, тем более что эти страны Балтии теперь члены ЕС.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Совершенно верно. Это одна из тем, которая нас очень волнует. И будет волновать всегда, пока она не будет снята ходом жизни. Во-первых, в число озабоченностей России перед расширением ЕС был включен пункт специально - права и свободы граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам или людей, потому что там многие не граждане, принадлежащим к русскоговорящим меньшинствам в Латвии и Эстонии. И важно, что опять же доводы, аргументы России были услышаны и соответствующий пункт, хотя без упоминания этих двух конкретных республик, государств, находится в этом документе - совместном заявлении России и ЕС по поводу расширения ЕС. Мы это рассматриваем как политическое обязательство, которое взял на себя Брюссель по введению стандартных норм и правил общежития по всей территории ЕС, включая эти два государства, для людей, которые на сегодняшний день находятся в некомфортной зоне. То есть для русскоязычного населения. В Латвии сегодня не граждан 480 тысяч человек, в Эстонии порядка 160 тысяч человек. И пока практически не видно никаких движений конструктивных со стороны власть предержащих в плане введения гуманитарных общепринятых норм во всем ЕС, в отношении русскоязычных в Латвии и Эстонии.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Но в ЕС их же приняли.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Приняли. Таким образом, Брюссель взял на себя обязательство выправить ситуацию в этом вопросе с тем, чтобы в ЕС не было людей второго сорта. Об этом сегодня речь шла и на пресс-конференции и на пленарном заседании. И со стороны представителей ЕС мы вновь услышали о том, что они преисполнены решимости выполнить это обещание, которое содержится в соответствующем заявлении от 27 апреля и что не может быть действительно места для дискриминации по этническому признаку на территории ЕС.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Не значит ли это, что этим заявлением Россия переложила на ЕС, на Брюссель заботу о русскоязычных меньшинствах в прибалтийских странах?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Мы с себя никакой ответственности не снимаем, но естественно, в данном случае, у ЕС гораздо больше ресурсов административных, правовых, есть требования к стандартизации ситуации во всех сферах жизни для стран, только что вступивших в ЕС. Очевидно совершенно, что ЕС вправе, в силах, да больше просто обязан выполнить свои обязательства, потому что в противном случае разрушается основа ЕС, это идентичное понимание ценностей, на которых он строится. А среди этих ценностей главенствующую роль, конечно же, играют права и свободы личности и права нацменьшинств.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Некоторые наши слушатели довольно резко вам возражают. Я приведу два примера. "Извините, - пишет Вера, - но стыдно слушать ваши речи как представителя великой страны". А Татьяна, как я понимаю, поясняет: "Какое право имеет ЕС диктовать нам свои условия. Надо перекрыть поставку газа и вся Европа будет ползать перед Россией на коленях".
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Ух: Решительные женщины, не знаю, где они живут.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В Москве, судя по всему.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Почему такие у них жесткие настроения. Я думаю, что в принципе это не лучшее средство решения проблем, о которых мы говорим. Подобными методами, я думаю, мало чего добьешься. Наша практика взаимоотношения с ЕС показывает и пример, кстати говоря, подписанного сегодня заявления по поводу ВТО, или пример по 16-ти пунктам наших озабоченностей в связи с расширением ЕС, которые были учтены. Говорить, что какими бы тяжелыми поначалу ни казались вопросы, которые мы обсуждаем, и какими бы глубокими ни были расхождения, в конечном итоге мы с ЕС приходим к взаимоприемлемому компромиссу. И я думаю, что и в данном вопросе мы вправе ожидать то же самое. Вопрос во времени, как скоро будет реализовано это обязательство ЕС.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Сергей, вы давно в Москве работаете в Кремле. Вы знаете, что и в 1997 году, и в 1998 году некоторые лидеры России говорили о возможности вступления, заключения особого членства с ЕС. Буквально накануне саммита заместитель министра иностранных дел, который курирует эти вопросы, Чижов заявил, что это вообще сейчас не вопрос, ни вступление, ни ассоциированное членство, вот мы самодостаточны. Может быть, это отклик наших слушателей на это, мы самодостаточны в экономической и военно-политической сфере, как сказал Чижов.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я бы не стал спорить с Владимиром Чижовым, потому что мы действительно государство самодостаточное. Но это недостаточно сказать. Потому что, тем не менее, мы же вступаем в ВТО. Раз мы вступаем в ВТО, это означает, что мы продолжаем наш стратегический курс на интеграцию в мировую экономику, мировые торговые организации, мы собираемся взять на себя и соблюдать принятые нормы и правила игры в мировой торговле. Следовательно, Россия продолжает свой путь по интеграции в мировую экономическую систему. Это говорит о том, что, несмотря на то, что мы самодостаточны, но мы не должны замыкаться внутри самих себя и впадать в такой грех как автаркия. Поэтому в целом, конечно, российское государство, обладая такими ресурсами, населением квалифицированным может считаться самодостаточным. Но я думаю, что при этом очень важно эту самодостаточность дополнить интеграцией в мировую экономику.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим еще один вопрос. Про интеграцию. Теперь ваше ведение направления как куратора будет стремление к облегчению визового, а затем и переход к безвизовому режиму. И здесь президент Путин буквально полчаса тому назад сказал, что прежде чем мы будем двигаться в этом направлении, нам нужно укрепить свои границы. Что тут имелось в виду?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Совершенно верно. Бытует такое впечатление, что визовый режим вынь да положь его завтра уже для России. Но опять же это, безусловно, наша общая цель с ЕС и Брюссель это подтвердил вновь сегодня. Это важно, что европейцы уже с этим соглашаются. Они это не оспаривают. Но для того чтобы на равных с ЕС обменяться безвизовым режимом, надо быть готовым к этому внутренне.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Сергей, что значит быть готовым?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я объясню. Внутренне мы не готовы на сегодня. В том числе ведь если посмотреть, как у нас обустроены южные границы, то даже слово "обустроены" не подходит, оно неуместно. Там многие тысячи километров степи, степь да степь кругом. И это и граница с Казахстаном. Не до конца далеко обустроена граница с Украиной. Это один из важнейших вопросов, который должен быть решен Россией самой:
А. ВЕНЕДИКТОВ - И закрыть там границы, чтобы граждане:
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Не закрыть границы, а обустроить. С тем чтобы был контроль над границей, над таможенными потоками, контроль над, извините, даже не контроль, а противодействие наркопотокам, контроль за переходом границ со стороны людей, которые пытаются через Россию мигрировать незаконно в Европу. Необходимо решить целый ряд проблем, связанных с подготовкой к безвизовому режиму в нашей законодательной сфере. Повысить степень защиты наших документов. То есть масса вопросов, которые мы должны внутри России вначале решить. Но это не значит, что мы не можем, а мы это уже начали, вести переговоры о заключении глобального соглашения с ЕС, а не только с его отдельными ведущими членами о введении в самое ближайшее время льготного визового режима. Либо об упрощении процедуры выдачи виз между Россией и ЕС.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Что подразумеваете под словом "льготного" и под словом "упрощение", что это такое. Меньше очередей, дешевле виза, более длительная многоцелевая и т.д.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, вы уже за меня ответили. Поэтому спасибо, поскольку в качестве пилотных вариантов решения проблемы можем взять 3 документа, которые находятся в разной стадии готовности. Подписан с Германией двусторонний документ, полностью отработан с Италией, и завершаем мы сейчас работу над аналогичным документом с Францией. По всем трем документам вырисовывается упрощенный вариант решения визовой проблемы. Это и меньше очередей, потому что появляются целые категории граждан, для которых предусмотрены многократные и многолетние визы. До 5 лет могут выдаваться.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Какие это категории, Сергей?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это, прежде всего те, которые подпадают под 4-е пространство российско-еэсовское. Это студенты, учащиеся, профессура, преподаватели, аспиранты, ученые, это деятели культуры, науки в целом, деятели спорта. Вот уже 9 категорий, которые я назвал.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Это миллионы людей.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Очевидно, когда эти люди не будут стоять в очередях, только один раз за 5 лет, наверное, это уже решит проблему очередей. То, что многократные визы вводятся, это очень правильно, долгосрочные визы. Наверняка, можно договориться по поводу снижения стоимости виз. Можно стандартизировать количество требуемых документов, которые сдаются сейчас для получения визы и, причем сейчас идет такая свистопляска, от посольства к посольству разные требования. В том числе и российской стороны разные требования. Тут произойдет удешевление и упрощение процесса и для европейских граждан. Потому что это будет естественно, на основе взаимности.
А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть вопрос обмена людей.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Обмена людей на более упрощенной основе.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Следующий вопрос, который тоже важен и который видимо, входит в вашу компетенцию как куратора. Это Калининградская область. Когда между ЕС в связи с его расширением и Россией возникла проблема транзита через территорию Литвы, она оказалась не решаемой. Есть Шенгенские зоны. Невозможно. Для граждан, как я понимаю, этот вопрос был решен, остался вопрос: Был такой странный опрос в Калининграде, почему я говорю: странный, - потому что результаты странные, оказалось, что около 60% молодежи до 25 лет никогда не были в России, но уже были в Европе. То есть они тянутся туда.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это, прежде всего, наша внутренняя проблема, что мы не можем создать льготный режим, прежде всего, для молодежи, студентов, посещения материковой, скажем так, России.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Большой земли.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Большой земли для них. И вопрос паромной переправы неоднократно ставился, о льготных билетах на авиалиниях.
А. ВЕНЕДИКТОВ - По-моему, паромы уже не ходят между прочим, если мне не изменяет память, Сергей.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я не знаю, потому что я только вхожу в тему, поэтому мне нужно это уточнить. Насчет пассажирского транзита очень правильно вы вспомнили, казалось, действительно проблема совершенно не решаемая, в том числе опасения были по поводу реадмиссии. Причем волна публикаций была, самых черных ожиданий и жутких прогнозов в связи с тем, что какая мутная волна черной эмиграции хлынет через Литву в случае, когда она вступит. За год, больше уже действует это соглашение о реадмиссии между Литвой и Россией, не было ни одного случая реадмиссии. Это о многом говорит, в том числе о том, что многие страхи создаются искусственно. Это в том числе очень хорошо говорит о наших с вами согражданах, которые исключительно ответственно относятся к своим обязанностям и правам. Теперь нужно решить вопрос, связанный с грузовым транспортом:
А. ВЕНЕДИКТОВ - И с военными, наверное.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, но с военными это не в рамках ЕС должно решаться. Это двусторонние отношения:
А. ВЕНЕДИКТОВ - Я имею в виду военные грузы.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - И военные грузы и, прежде всего, поездки, не решен до сих пор вопрос с поездками военнослужащих.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Паспорта нет.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Конечно.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Ну так это внутренний вопрос РФ.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это раз. Либо это вопрос двусторонних отношений с Литвой. Что касается грузовых потоков, то наметились пути решения для автомобильных грузовых перевозок, таможня ГТК нашла очень хороший ход, называется это Калининградский транзит, фактически они упростили вдвое систему таможенного оформления. То есть только одноразовое происходит оформление груза через компьютер. Российские таможенники посылают необходимые материалы на оформление таможенного груза в Вильнюс, Вильнюс автоматически в Брюссель, Брюссель дает "добро". Говорят, что это действует буквально в течение нескольких минут. Опять надо будет посмотреть, проверить. Но пока далеко не весь объем грузовых перевозок подпадает под такую упрощенную схему. Кстати говоря, впервые ЕС допустил в свою внутреннюю таможенную систему государство, которое не входит в ЕС. Это тоже очень хороший признак, видно, в каком направлении мы можем интегрироваться. Большинство грузов доставляется по железной дороге, здесь необходимо отработать тоже алгоритм действий. В общем, эту тему предстоит еще обсуждать, и видимо, принимать специальные решения. К тому же там речь идет не только о таможенном оформлении, речь идет еще о санитарном контроле, фитосанитарный контроль, что там еще может быть:
А. ВЕНЕДИКТОВ - Все, что угодно:
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Транспортный контроль и так далее.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим вот какой вопрос. Наверное, он скорее теоретический. Вы сейчас вошли в тему ЕС, насколько, как вам кажется сегодня, через 3-4-5-6 лет Россия уже не будет иметь дело с отдельными странами, насколько Европа становится единой Европой. Сейчас говорили, с одной стороны есть Шенгенское пространство, с другой стороны у нас есть отдельное соглашение с Германией по упрощению виз. Будет принята, видимо, Конституция ЕС через какое-то время. Насколько это действительно становится новый "тигр" - единая Европа.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Совершенно очевидно, что европейское пространство, объединенное в рамках ЕС, стремительно интегрируется. И после принятия Конституции, пройдет еще пара лет, чтобы ее ратифицировать, во всех государствах-членах ЕС, конечно, мы увидим уже другой ЕС, с которым можно будет общаться по всем практически вопросам, как с единым целым. И поэтому очень важно тот период не потерять ни в коем случае, научиться работать. Я думаю, сейчас уже неплохо работают и наши чиновники в данном случае с еврочиновниками, если добиваемся этих результатов. Но с ЕС как с единым целым это особое умение, я думаю, что нужно подходить к этой реальности очень серьезно.
А. ВЕНЕДИКТОВ - И последний к вам вопрос. Я вдруг решил задать этот вопрос чиновнику и политическому деятелю. Обычно задаем этот вопрос, естественно, актерам, артистам. Ваши творческие планы. Вот закончился евросаммит, вы куратор направления, первая папка на столе самая главная, самая острая и самая близкая?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Чтобы никого не пугать, не могу сказать, что она самая острая, но самая близкая - это поездка в Калининград, понедельник-вторник буду работать в Калининградской области, как раз знакомиться со многими вопросами, которые мы сегодня с вами обсуждали. И паром, и контрольно-пропускные пункты на границах России. Литва, Россия, Калининград в данном случае, Калининградская область, с Польшей. Хочется посмотреть, как работают эти терминалы таможенные, это первое. А второе, нам ускоренными темпами надо сформировать нашу "дорожную карту" по 4-му пространству.
А. ВЕНЕДИКТОВ - По гуманитарному.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, мы ждем предложений, они уже поступают от Министерства науки и образования, от Министерства культуры и информации. Естественно, сами что-то добавляем. В общем, нам нужно сформировать свой пакет, оформить это все должным образом, перевести на английский язык и хотя бы направить в Брюссель для дальнейшей совместной работы.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Брюссель уже назначил человека по вашей линии куратора:
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - А им не надо назначать, там есть два комиссара, господин Бюскен, который отвечает за науку и технологии, госпожа Рейдинг, которая отвечает за культуру, они являются на сегодняшний день моими партнерами.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо большое. Я напоминаю, что в прямом эфире "Эха Москвы" был помощник президента РФ, специальный представитель по отношениям с ЕС, с сегодняшнего дня куратор гуманитарного пространства между ЕС и Россией Сергей Ястржембский.






21.05.2004
http://echo.msk.ru/programs/beseda/25764.phtml

Док. 461313
Перв. публик.: 21.05.04
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 226

  • Ястржембский Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``