В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Итоги референдума в Чечне,война в Ираке,претензии США к России по поводу военной помощи Ираку`. В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Сергей Ястржембский Назад
`Итоги референдума в Чечне,война в Ираке,претензии США к России по поводу военной помощи Ираку`. В прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` Сергей Ястржембский
Ведущие :Алексей Венедиктов
Гости :Сергей Ястржембский



А. ВЕНЕДИКТОВ У нас в гостях помощник президента Сергей Ястржембский. Добрый день, Сергей Владимирович.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Действительно, добрый день.
А. ВЕНЕДИКТОВ Сейчас мы о доброте и поговорим. Скажите, вы ожидали такие результаты в Чечне - явка за 80%, голосование "за" за 95?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я стараюсь на площадке "Эха Москвы" быть всегда откровенным, не всегда мне это удается. Но, тем не менее, я бы погрешил против истины, если бы сказал, что такая явка и такое широкое одобрение вынесенных на референдум документов нами прогнозировалось. Это не так. Если вы посмотрите те подсчеты, которые обнародовались, прогнозы перед референдумом, то исходили из ожиданий, что 2/3 от списочного состава примет участие, 60-70% и, безусловно, мы рассчитывали на поддержку, одобрение всех трех вынесенных документов. Но то, что произошло в Чечне это превзошло самые смелые ожидания. Это доставляет особую дополнительную радость, но и накладывает дополнительную ответственность.
А. ВЕНЕДИКТОВ Мы поговорим еще и о радости, и об ответственности. Мы сегодня все слышали, что сказал президент и все-таки, я хотел бы, поскольку вы отвечаете, как помощник президента, за это направление, за информационное, прежде всего, понять, что этот референдум открыл для населения Чечни отдельно и для России отдельно. И что закрыл.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я думаю, самое важное, что закрыл референдум, потому что как бы у нас ретроспективный взгляд в прошлое - дорогу мифу о том, что чеченский народ видит свое политическое будущее за пределами РФ. Я думаю, что это самый сильный месседж, самое сильное послание и итог референдума с точки зрения взгляда из прошлого. Потому что это было устойчивое мнение, лейтмотив многих публикаций в западных СМИ, репортажей, комментариев, это сквозило часто в оценках обозревателей, экспертов на Западе, да и в нашей стране было немало людей и сведущих людей, которые полагали, что, по Киплингу, Россия это Россия, Чечня это Чечня и вместе им не жить. Однако результаты референдума как раз опровергают это стереотипное мнение, и очень сложно будет, если не невозможно теперь апеллировать к псевдомнению чеченского народа, скажем, остающимся в лесах главарям бандформирований или сепаратистов. Что касается двери в будущее, то, конечно, референдум это своего рода дорожная карта мира. Поскольку мы говорили заранее, что референдум это лишь начало политических процессов, я думаю, что они будут и сложными, и достаточно бурными с учетом предстоящих выборов, особенно президентских. Но, это, безусловно, политическая дорога к миру, к стабильности, к нормальной жизни. Это самое главное с точки зрения будущего.
А. ВЕНЕДИКТОВ Давайте попробуем теперь расщепить на некоторые конкретные вещи то, что вы сказали. Насколько у Кремля есть уверенность в том, что местные власти не фальсифицировали итоговые результаты? Потому что ясно, что у местных властей, и у администрации Кадырова был свой интерес в референдуме. Я думаю, что здесь никакого лукавства нет, он пойдет, скорее всего, на президентские выборы. Насколько вы уверены в том, что те цифры, которые вам дали местные власти, действительно совпадают с голосованием?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Мы уверены в том, что результаты выборов с этой точки зрения безукоризненны. Там работали представители ЦИКа, там работали квалифицированные представители чеченской избирательной комиссии. Наконец, там было 40 с лишним наблюдателей, в том числе наблюдателей или экспертов, по-разному можно называть
А. ВЕНЕДИКТОВ Экспертов.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, скорее от ОБСЕ и так далее. Не было пока еще серьезных сигналов, которые могли поставить под сомнение хоть в чем-то корректность проведенного голосования и подсчета голосов.
А. ВЕНЕДИКТОВ Если конкретно эти сигналы появятся, что будет предпринято не только в рамках ЦИКа, потому что ЦИК это все-таки некая техническая организация. Но это же политический вопрос.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я уверен, что если какие-то сигналы появятся, то, естественно, они будут самым серьезным образом рассмотрены именно в силу политической цены вопроса. Но что-то мне внутренне подсказывает, что все будет в порядке.
А. ВЕНЕДИКТОВ Проверим. Теперь вопрос, связанный с сепаратизмом. Сепаратизм как политическое течение, даже небольшой части в соответствии с результатами 2-3% Ведь 2-3% это не так мало, между прочим, к тем 2 тысячам боевиков, о которых постоянно говорилось. Если мы с вами посчитаем и пересчитаем, там прибавляется еще порядка 15-20 тысяч человек, которые проголосовали против, и еще порядка столько же, которые не пришли на голосование. Что теперь делать людям, которые искренне верят, я подчеркиваю, искренне верят, что Чечне лучше жить не в России. Ибо политическое течение сепаратизм остается.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Когда я говорил о том, что означал референдум и его итоги с точки зрения прошлого, то я имел в виду не то, что полностью сепаратизм искоренен референдумом, это было бы наивно утверждать. Речь идет о том, что покончено с мифом о том, что Чечня не может жить вместе с Россией, в составе России. Я даже больше скажу, если брать всю историю взаимоотношений России и Чечни, сейчас мне эта мысль пришла в голову, то, по-моему, еще ни разу в своей истории у чеченского народа не было возможности высказаться вместе с Россией или порознь с Россией. Это впервые за сотню лет.
А. ВЕНЕДИКТОВ Сергей Владимирович, мне кажется, что есть немалая доля лукавства, может быть, даже вашего.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Почему?
А. ВЕНЕДИКТОВ Потому что вопрос стоял так не вместе с Россией или отдельно от России, а мир или война.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Никакого лукавства, потому что в тексте, теперь уже принятой Конституции черным по белому написано, что Чечня является частью РФ, поэтому это, безусловно, голосование за пребывание в составе РФ, вместе с Россией. Поэтому никакого лукавства.
А. ВЕНЕДИКТОВ А лукавство состоит в том, что вопрос, который не афишировался, но который мы видели на лозунгах в избирательных комиссиях, был "голосуй за Конституцию, голосуй за мир". Это означает, что принятие Конституции это мир, непринятие это война. Конечно, люди голосовали за мир. Я говорю в этом смысле.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - У референдума много ипостасей, много различных внутренних подтекстов, поэтому я считаю, что этот подтекст - вместе с Россией, он, тем не менее, налицо. Что касается той части людей, которые проголосовали против Конституции и по-прежнему не скрывают своих взглядов и поддержки сепаратистам, во-первых, к ним надо относиться как к россиянам. Это люди, которые в условиях свободного волеизъявления получили возможность сказать "нет". И надо поблагодарить их за то, что они пришли к урнам, что они в любом случае выразили свое отношение к тому, что им предложили, прокомментировали своим голосованием и к ним надо относиться как к россиянам. И я думаю, что конструктивной работой вместе с подавляющим большинством чеченского населения общества, которое поддержало референдум, медленно, постепенно, но неуклонно склонять их к мысли о том, что все-таки с Россией можно и нужно жить, и эта жизнь будет в перспективе комфортной.
А. ВЕНЕДИКТОВ Лучше, выгоднее, комфортнее.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, все вместе.
А. ВЕНЕДИКТОВ Если вы говорите о сепаратистах, есть ли у вас сведения, (мне об этом пришел вопрос), голосовал ли гражданин России Масхадов, голосовал ли гражданин России Басаев, и уж точно вы, наверное, знаете, голосовал ли гражданин России Закаев в Лондонском посольстве. Наверное, там были открыты участки.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Нет, вы знаете, участки были открыты только на территории Чеченской Республики и плюс на территории одного, по-моему, или двух палаточных лагерей на территории Ингушетии. Поэтому у меня нет сведений о том, что вышеназванные граждане приняли участие в голосовании.
А. ВЕНЕДИКТОВ И в связи с этим переходим ко второй теме. Вот сейчас президент говорил об амнистии, и вообще многие говорили об амнистии. Амнистия - это все-таки прерогатива Госдумы, безусловно.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Исключительно.
А. ВЕНЕДИКТОВ Могли бы вы нам рассказать, объяснить, что президент понимал под амнистией и за что амнистия? И почему он сторонник амнистии боевикам.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - К президенту вообще обратилось много групп различных политических взглядов перед референдумом с просьбой об амнистии. И в самих обращениях этих групп амнистии давались разные политические характеристики, дефиниции, речь шла о широкой амнистии, речь шла о всеобщей амнистии и так далее. Должен сказать, что Кадыров поддержал эти призывы, что естественно и нормально. Президент в принципе сформулировал свое позитивное отношение к этим обращениям. Он не высказался по поводу содержания и не мог высказаться по поводу содержания амнистии и определить некую специфику этой амнистии
А. ВЕНЕДИКТОВ Рамку.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, содержание, и рамки этой амнистии, поскольку эта работа, прежде всего, на экспертном уровне, которая должна проводиться администрацией президента, такие поручения даны и естественно с Госдумой, которой принадлежит прерогатива по объявлению амнистии. Ведь есть определенные трудности. Амнистия не может предоставляться ни по национальному признаку, ни по территориальному признаку, она может и должна определяться по составу преступления или по статьям, по которым люди понесли наказание или по тем людям, которые пришли с повинной, тем людям, которые сейчас находятся под следствием. Причем это должно, видимо, касаться и военнослужащих, которые совершили преступления против гражданского населения. Поэтому президент, в принципе, определив свое позитивное отношение к этим обращениям, такие поручения дал. Я думаю, что мы буквально с сегодняшнего дня к этой работе приступим. Прежде всего, будем работать, конечно, с Госдумой, с основными фракциями, которые в этом отношении заинтересованы продвинуться вперед.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть, правильно ли я понял, Сергей, что амнистия не может примениться к территории, как мы выяснили, условно амнистия для участвующих в чеченском конфликте невозможна?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Нельзя, нужны статьи УК и так далее. Вспомните, была уже амнистия 1999-2000 года, и надо сказать, что она принесла определенные результаты, поскольку, если не ошибаюсь в районе 500 человек, бывших участников незаконных вооруженных формирований воспользовались этой амнистией. А 500 жизней, 550 судеб это неплохой был результат. Но сейчас, конечно, надо сделать следующий шаг, и я уверен, что амнистия принесет позитивные плоды.
А. ВЕНЕДИКТОВ Подчеркнем, амнистия и по отношению и к военнослужащим, и
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это правильно, по-моему, было бы.
А. ВЕНЕДИКТОВ Еще один очень важный вопрос. Вы говорили о широкой амнистии. Давайте сейчас на секундочку забудем, что вы помощник президента, если это возможно.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Невозможно.
А. ВЕНЕДИКТОВ Ну давайте я забуду. Сергей, на сегодняшний день, после референдума, поскольку тогда РФ говорила с сепаратистами с позиции силы, за ней 95% проголосовавших, как вам кажется, вам лично, не президенту, я подчеркиваю, может быть, вы это обсуждали, может быть, не обсуждали, каковы должны быть параметры этой амнистии - шире, уже, чем она была в 1999-м году, всеобщая. Вот чистый лист, товарищ Басаев выходи, складывай оружие и избирайся главой районной администрации, если тебя твой народ изберет. Я взял Басаева как самого
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Самый одиозный премьер.
А. ВЕНЕДИКТОВ И товарищ Буданов, выходи, я хочу сказать.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я не хочу предварять и оказывать на работу экспертов некое косвенное давление, это было бы совершенно неправильно, на юристов, специалистов этого вопроса. Но мне представляется с политической точки зрения, она не должна быть всеобъемлющей, всеобщей, потому что должны быть, безусловно, исключения для тех лиц, которые совершили тяжкие, особо тяжкие преступления. Эти лица достаточно широко известны, но, в то же время, их не так много, потому что если взять список Интерпола или список федерального розыска, то, на мой взгляд, это где-то в районе 100 человек. Не такое большое количество людей. Но она должна быть максимально широкая, может быть, даже более широкая, которая была в 1999-2000 годах. Есть выражение "схватить момент", вот тот самый момент сейчас наступил, когда надо сделать следующий шаг вперед и федеральный центр теперь имеет все полномочия, возможности, моральное право показать свое великодушие. Мне кажется с этой точки зрения момент очень благоприятный.
А. ВЕНЕДИКТОВ По амнистии я понял. Должна ли эта амнистия, с вашей точки зрения, пройти до президентских выборов, которые возможно, как сегодня сказал Александр Вешняков, будут назначены на декабрь, я имею в виду президентских выборов в Чеченской Республике, которые назначены на декабрь 2003 года. Амнистия должна предварять?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Конечно.
А. ВЕНЕДИКТОВ В связи с этим был задан вопрос в Интернете, я его, к сожалению, забыл на своем столе. А если кандидатом в президенты Чечни по принятой Конституции выдвинется Аслан Масхадов, предположим? И как кандидат он тут же получает так называемую кандидатскую неприкосновенность, если я правильно помню закон, и может вести агитацию. Может ли он выдвинуться с вашей точки зрения, Сергей? Даже не юридическая точка зрения, я политическую точку зрения спрашиваю.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Есть все-таки возбужденные уголовные дела по гражданину Масхадову. Сегодня его назвать бывшим президентом Ичкерии еще можно, а вот президентом Ичкерии никак уже его не назовешь, потому что исчезли последние, даже самые иллюзорные остатки легитимности. Гражданин Масхадов, который находится в бегах, он в федеральном розыске. Ему вначале нужно ответить перед прокуратурой, есть 3 уголовных дела, нужно сначала разбираться с прокуратурой, а дальше уже зависит от прокуратуры.
А. ВЕНЕДИКТОВ В связи со следующим документом, который был утвержден сегодня на референдуме, с выборами в парламент было очень много сомнений и предупреждений о том, что выборы в парламент могут превратиться в масхадовский парламент, в тот самый ичкерийский парламент. Потому что по-прежнему контролируют территорию тейпы, большую часть, кроме той, где стоят вооруженные силы. В связи с этим, вы контактировали в последнее время с представителями ичкерийского парламента, масхадовского парламента, которые поддержали референдум. Вот почему они поддержали референдум?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Насчет утверждения по поводу того, что может воспроизвестись масхадовский парламент в лице нового парламента Чеченской Республики, я в это не верю. Уверен, что это просто невозможно, невозможно по многим причинам. Известная истина, что нельзя дважды войти в одну реку. Невозможно просто в силу многих причин переизбираться многим людям. Одних уж нет, другие далече. Многие за границей, хотя могут вернуться, естественно, в Чечню.
А. ВЕНЕДИКТОВ Да они оттуда могут баллотироваться.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Но я думаю, что было бы полезно, если бы часть депутатов бывшего парламента Ичкерии, особенно среди тех, кто накануне референдума совершил достаточно мужественный гражданский шаг и поддержал публично референдум, оказались вновь в парламенте. Последнее слово за избирателем. Мне кажется, с политической точки зрения это немаловажно, потому что на этих людей уже можно положиться, потому что это люди, которые, прежде всего, почувствовали свою ответственность перед народом.
А. ВЕНЕДИКТОВ Еще один аспект международный аспект референдума. Известно, что на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы, которая не прислала наблюдателей, тем не менее, дважды будет обсуждаться Чечня. 31-го марта в первый день открытия сессии в Бюро будут докладывать по выборам и 2-го апреля будет доклад, по-моему, о правах человека, известного немецкого депутата Биндига, который скорее больше у нас известен, чем в Германии. Депутат Биндиг предлагает создать международный трибунал по расследованию преступлений, совершенных как чеченскими боевиками, так и военнослужащими в Чечне. Меняют что-то результаты референдума в этой позиции? Как бы вы сказали? Вы, конечно, не член Парламентской Ассамблеи, но вы сказать-то можете.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Мне кажется, что, во-первых, Парламентская Ассамблея должна почувствовать определенную неловкость в том положении, в котором она оказалась, в силу, я думаю, внутренних интриг и внутренних компромиссов в ущерб Парламентской Ассамблеи. Ведь не секрет, что с Советом Европы и с ПАСЕ мы, наверное, как ни с одним другим институтом, все-таки сотрудничали по чеченскому досье, скажем так. И сотрудничали неплохо, несмотря на все сложности. И Совет Европы нам оказал немалую пользу и те люди, эксперты Совета Европы, которые уже в течение многих месяцев находятся в Знаменском, работают на постоянной основе в Чечне, они оказали нам хорошую экспертную, юридическую, правовую поддержку. И, тем не менее, в последний момент ПАСЕ как бы самоустранилась из процесса наблюдения экспертной оценки за референдумом. А скажем, ОБСЕ в лице Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое находится в Варшаве, обошло, если применять спортивную терминологию, на повороте ПАСЕ, Совет Европы и мне кажется, что в Страсбурге не должны по этому поводу бить в литавры. Потому что, на мой взгляд, это была ошибка, не послать своих людей, чтобы наблюдать за ходом референдума. Сложно будет сейчас обратно встраиваться, хотя бы оказаться на обочине политического процесса и наблюдать за ним. Сложно. А политический процесс, бесспорно, будет интересный, и он там сейчас будет набирать силу. Что касается этого депутата от ФРГ, мне представляется, что этот человек больше озабочен собственной политической карьерой. Он прекрасно понимает, что вопрос, который он выносит, абсолютно бесперспективен, нет никаких шансов на прохождение этого вопроса. Тем не менее, он его поднимает и будирует. Я думаю, что РФ в состоянии наказывать лиц, независимо от того, гражданские или военные лица, за преступления, которые совершены. Свидетельством тому являются 5 десятков военнослужащих, которые отбывают наказание. Кстати, надо сказать, это для федеральных СМИ прошло незамеченным, мы предоставили возможность чеченским СМИ посетить три области России, где военнослужащие отбывают наказание, и чеченские телезрители, радиослушатели, читатели могли познакомиться с этими материалами. Мы в состоянии наказывать. Пускай кто-то считает, что это делается не слишком эффективно, что сама бюрократическая машина работает медленно, сейчас есть еще несколько десятков дел, порядка 70-ти человек по ним проходят, то есть судебная машина работает. Конечно, есть всегда претензии, есть пожелания. Поэтому у Биндига ничего не получится.
А. ВЕНЕДИКТОВ Мы сейчас сделаем небольшую скобку, после новостей мы поговорим о будущем, и о статусе Чечни, который она получит. Возможно, особом статусе, или не особом статусе. Я хотел бы вам задать вопрос, который сегодня меня просят задать, в том числе коллеги, которые находятся сейчас в студии. Сегодня Госдепартамент США высказал претензии к России о возможной поставке оружия Ираку, поставке специальных следящих, глушащих структур частными российскими фирмами. Не первый раз делаются нам такие заявления, представления. Что вы по этому поводу могли бы сказать?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это лежит немножко не в плоскости моих повседневных забот и занятий. Но я знаю, безусловно, что Россия скрупулезно уважает те режимы санкций, которые на этот счет существуют. Но по поводу различных приборов ночного видения, я вам могу сказать, что в любом охотничьем магазине России, Москвы вы можете купить их достаточно много. Точно так же, как и в Европе или Америке. Мне кажется, что это надуманное обвинение.
А. ВЕНЕДИКТОВ Но Кремль, МИД будет этим заниматься или просто, может быть, вы знаете, будет команда не отвечать?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я думаю, что МИД должен ответить и наверняка ответит сегодня же.
А. ВЕНЕДИКТОВ Мы продолжим через 5 минут.
НОВОСТИ
А. ВЕНЕДИКТОВ Мы запускаем наш "Рикошет" и задаем вам вопрос, который мы придумали с Сергеем Ястржембским, помощником президента РФ - нужно ли предоставлять Чечне особый статус в составе РФ? Если вы считаете, что нужно, набирайте номер телефона 995-81-21, если вы считаете, что не нужно предоставлять особый статус, будет как Ярославская область, или как Татарстан, звоните 995-81-22. Голосование будет идти 3 минуты, звонок абсолютно бесплатный, а мы попросим эти результаты передать президенту Путину. Голосование уже пошло, 60 человек позвонило. Сергей Владимирович, если говорить о статусе Чечни, не знаю, обсуждали вы с президентом или нет, какова ваша личная точка зрения?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Сегодня что-то очень часто спрашиваете мою личную точку зрения.
А. ВЕНЕДИКТОВ Я просто не знаю, обсуждали ли вы это с президентом.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Нет, не обсуждали. Я лично не обсуждал. Вы знаете, что среди политических сигналов, которые прозвучали накануне референдума, большой резонанс вызвал вопрос о предоставлении широкой автономии. Зам. главы администрации президента Сурков, когда был в Грозном, говорил об этом, об этом говорил руководитель администрации президента. Поэтому сейчас, конечно, эта тема, я думаю, из такой информационной сферы потихонечку будет перетекать в политико-правовую плоскость.
А. ВЕНЕДИКТОВ Там и правовая тоже же проблема.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Во-первых, нужно определиться, когда нужно начинать такие переговоры, с кем вести. Но одна логика подсказывает, что это надо начинать после того, как будут сформированы новые органы власти на основе новой Конституции в Чеченской Республике, которым, собственно говоря, и подписывать, если такой договор будет подготовлен. В то же время я считаю, что, наверное, вполне продуктивно было бы сейчас уже запустить этот процесс, хотя бы на экспертном уровне в чеченском обществе, может быть, сформировать какую-то группу, не хочу навязывать
А. ВЕНЕДИКТОВ Мы не о технологии, мы все-таки о политике.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, но эта технология, тем не менее, может привести уже до выборов к целому ряду положений, которые возможно будут обсуждаться уже в качестве пробных идей, которые должны войти в будущий документ, регулирующий отношения между федеральным центром и субъектом в лице Чеченской Республики.
А. ВЕНЕДИКТОВ Вот смотрите, 2 минуты прошло, 2 тысячи человек уже проголосовало.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Как это возможно, что 2 тысячи человек у вас голосует?
А. ВЕНЕДИКТОВ Вы можете наблюдать, контролировать, все видно. Голосование будет идти еще одну минуту. Вы сами видите, как цифры бегут, у нас все как бы все открыто. Пока наши граждане голосуют, это не граждане Чеченской Республики, может быть, там и есть такие, но в основном, это, конечно, Москва и несколько крупных городов. У меня к вам вопрос - накануне референдума президент сделал очень много обещаний, я бы даже сказал по-другому, взял на себя, поскольку он это говорил, огромное количество обязательств. Эти обязательства и экономические, и политические. Уже неоднократно брались обязательства и председателем правительства, и председателем Госстроя. Так вот, где гарантия, что эти обязательства не окажутся, извините за грубость, подкупом избирателей, то есть они не будут выполнены, что они не окажутся обманом избирателей? Какие механизмы, почему вдруг сейчас можно?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ Действительно, федеральная власть сформулировала перед референдумом целый ряд обязательств, среди наиболее наверное, запоминающихся это обязательство начать выплачивать компенсации за разрушенное, частично утраченное имущество и жилье, прежде всего. Жилье это вопрос номер один. Были и другие, такие, как сокращения блокпостов. Это выполнено, как и обещали, на 20% выполнили сокращение, продолжение сокращения объединенной группировки войск, это тоже будет осуществляться. Сегодня как раз дополнительно обратился к этому вопросу президент, специально подчеркнув, что была, конечно, проделана большая работа перед референдумом, но, тем не менее, сейчас персональная ответственность членов кабинета за выполнение обязательств повышается.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть она будет расписана.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - И поручено руководить этим процессом премьер-министру, взять под особый личный контроль. Более того, президент впервые сформулировал такую задачу, что у каждого министерства социального блока, поскольку они занимаются очень чувствительными вопросами для населения Чечни, должна быть своя программа восстановления Чечни в кратчайшие сроки. Это впервые сформулированная задача. Зная последовательность президента в том, как он отслеживает выполнение поставленных им задач, я думаю, что здесь будет жесткий контроль.
А. ВЕНЕДИКТОВ Понятно. Весь вопрос в том, кто будет выполнять из Москвы или из Грозного.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - При нынешнем распределении обязанностей, конечно, основная нагрузка будет лежать на федеральных министерствах социального плана, плюс правительство Попова, администрации Чеченской Республики. Правительство Попова, как инструмент проведения этих социальных и экономических реформ в Чечне.
А. ВЕНЕДИКТОВ Такой персональный вопрос, но не о вас, а о президенте. Известно, что президент, когда еще не был президентом, с 1999-го, с 2000-го года воспринимал Чечню, урегулирование чеченского конфликта как личный проект, как личную проблему. Это известно, он всегда говорил о Чечне с особым эмоциональным накалом. Это было особенно видно после Дубровки. Скажите, Сергей, как вы думаете, вот референдум прошел, утвердили референдумом три главных закона. Для президента это конец личного проекта? То есть я сделал все, что я мог, я привел Чечню к тому, что она высказалась за то, что она в составе РФ. Дальше - технически, премьер-министр отвечает за это, министр обороны за это, министр внутренних дел за это, Генпрокурор за это, но я сделал главное. Точка. Дальше обычная система. Я потом объясню, почему я задал такой вопрос. Наши слушатели так думают.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я думаю, что, конечно, это не так. Можно сказать, что пройден очень большой исторически важный отрезок времени, скажем, от нападения банд наемников и сепаратистов на Дагестан до принятия новой Конституции Чеченской Республики. Я бы назвал это отдельным этапом, потому что федеральная власть после нападения на Дагестан приняла решение активно в силовой плоскости реагировать на это. И таким образом взяла на себя ответственность за решение проблем напрямую в Чечне и с теми силами, которые пытались уже раз эту экспансию сепаратизма перебросить на соседние кавказские регионы и российские субъекты Федерации. И завершился этот этап принятием новой Конституции, по которой, еще раз к этому вернемся, Чечня является составной частью РФ. Логически этот этап от сепаратизма, попытки самовычлениться и более того, перекинуть бациллы сепаратизма на соседние регионы, до того момента, когда население сказало нет этим попыткам, нет экспансии, мы остаемся с Россией, и мы хотим мира для себя, нормальной жизни, этот этап завершен.
А. ВЕНЕДИКТОВ То есть сегодня это все-таки такой конец
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это рубежный момент. Но, тем не менее, объем задач, который стоит в Чечне, не под силу решить одному чеченскому обществу. В силу слабости многих институтов, в силу слабости экономики республики, в силу тех психологических особенностей, которые имеются в Чечне, потому что нужна психологическая реабилитация чеченского общества. И поэтому, конечно же, без роли президента, без его участия в решении этих проблем я не представляю себе, что мы могли бы двигаться дальше. Президент, конечно, будет и курировать, извините за бюрократический сленг, и внимательно следить за всем, что происходит в Чечне.
А. ВЕНЕДИКТОВ Уровень контроля президентом, уровень заинтересованности остается на том же уровне или он может позволить себе его снизить?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я думаю, что контроль будет высоким.
А. ВЕНЕДИКТОВ И почему я задал этот вопрос, который мне раньше не приходил в голову, по простой причине, нам за 4 минуты позвонило 3709 человек. Результат ошеломляющий.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - По одному телефону?
А. ВЕНЕДИКТОВ Два телефона. Обращаю ваше внимание - да, нужно предоставить особый статус 31%, нет, не нужно никакого особого статуса 69% позвонивших, больше, чем две трети. Вы могли бы как-то прокомментировать?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, конечно. Я думаю, что мне понятно, почему две трети опасаются предоставить особый статус, поскольку люди видят в особом статусе, возможно, опять сохранение неких возможностей на другом, может быть, этапе возрождения угрозы сепаратизма. Мне кажется, что в обыденном сознании, широко распространенном общественном сознании есть такое убеждение, что этот особый статус, в конечном итоге, чреват попытками опять отделиться. Но думаю, что упор-то в особом статусе нужно делать видимо, на другом, на создании, прежде всего, благоприятных условий для быстрейшего экономического, социального, культурного возрождения чеченского общества. При таком прочтении этой задачи, я уверен, что бацилла сепаратизма будет оттуда выдавлена.
А. ВЕНЕДИКТОВ Спасибо большое. Я напоминаю, что в прямом эфире "Эха Москвы" был помощник президента РФ Сергей Ястржембский. Спасибо, Сергей.






24.03.2003
http://echo.msk.ru/programs/beseda/21701.phtml

Док. 461311
Перв. публик.: 24.03.03
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 256

  • Ястржембский Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``