В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
.Встреча представителя Госдепартамента США с эмиссаром чеченских боевиков Ильясом Ахмадовым. На радиостанции `Эхо Москвы` Сергей Ястржембский. Назад
.Встреча представителя Госдепартамента США с эмиссаром чеченских боевиков Ильясом Ахмадовым. На радиостанции `Эхо Москвы` Сергей Ястржембский.
Ведущие : Алексей Венедиктов
Гости : Сергей Ястржембский

А. ВЕНЕДИКТОВ - Добрый день, Сергей.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Здравствуйте.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Могли бы Вы сказать, что известно в последние минуты, может быть, в последние часы по расследованию тех взрывов, которые прозвучали в субботу, в результате которых погибло 23 человека?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я дам некую суммарную информацию, которая мне известна на данный момент. Я не исключаю, что в СМИ, может быть, что-то из этого уже и сообщали, и комментировали. Действительно, погибло 23 человека. Из них 21 человек в Минеральных Водах, двое - это сотрудники МВД в Карачаево-Черкесии. Всего пострадало 144 человека. 69 из них госпитализированы. 17 проходят амбулаторное лечение. Около 15 пациентов все еще находятся в достаточно тяжелом состоянии. Установлена приблизительно мощность взрывных устройств, которые были применены террористами в тротиловом эквиваленте. Эта мощность составила в Минводах около 40 кг, в Карачаево-Черкесии от 30 до 40 кг, и в Ессентуках до 10 кг. В Минеральных Водах в радиусе 500 м были выбиты стекла и повреждены строения в 25 домах. В Ессентуках - в 5 строениях. На вчерашний день общая сумма ущерба от терактов составила около 20 млн. рублей. Но сегодня я слышал, мне нужно подтвердить эту цифру еще, что, по подсчетам краевой администрации, эта сумма приблизительно на треть больше. Все взрывные устройства, по сути дела, имеют идентичную технологию изготовления.
А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть, скорее всего, был какой-то единый центр?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, по всей вероятности, был единый центр, который не только разрабатывал план операции, места проведения терактов, время их проведения, но также и, собственно говоря, изготавливали эти адские машины в одном и том же месте, поскольку технология везде одна и та же. Для того, чтобы повысить КПД, как ни печально это говорить, от этих адских машин, использовали, как вы знаете, болты, гайки, шарикоподшипники. Установлен завод, он находится на Северном Кавказе, где были произведены все те элементы, которые послужили начинкой для взрывных устройств.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В какой-то из республик России?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, это на Северном Кавказе, в одной из республик России. Очень важно то, что был задержан в Карачаево-Черкесии водитель этой заминированной машины, машины-бомбы, некто Руслан Хубиев, то, что он начал давать показания, сознался в том, что его заказчиком непосредственным являлся некто Дебиров. По той оперативной информации, которой располагают правоохранительные органы, последний принимал участие в боевых действиях, в незаконных бандформированиях и входил в окружение Хаттаба. Именно от него поступило предложение Хубиеву провезти машину в город Невинномысск, и была обещана определенная плата, по-моему, тысяча долларов за совершение этого преступления.
А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть технология такая, что следует из этих Ваших справок, оперативных данных, то есть нанимается некий человек, который вне подозрения, который не участвовал, ему обещается некая премия, он провозит бомбу, бросает ее, взрывает, потом получает...
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, прослеживается именно эта технология. Хотя сегодня, конечно, мы вынуждены оговариваться, что наша информация в любом случае промежуточная, прошу не хватать нас за руки. Поскольку, когда идет следствие, часть информации просто нецелесообразно давать до поры до времени, а часть информации носит промежуточный характер. Тем не менее, мы понимаем степень общественной значимости этой информации и идем на определенный риск, давая эту информацию, полагаясь на то, что вы воспринимаете это адекватным образом.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Можно ли сказать, что те первые предположения, которые делались представителями правоохранительных органов в субботу о т.н. чеченском следе, подтверждаются пока предварительными данными следствия?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, мы достаточно аккуратно стараемся реагировать всегда на первые вопросы, кто стоит за. Поскольку проще всего, с учетом ситуации в Чеченской республике, сказать "это чеченский след". Но я думаю, что тут не надо спешить, поскольку можно попасть в ловушку такой псевдолегкости ответа на этот вопрос, а затем бросить тень на целый народ и т.д. Но, к сожалению, чем больше следствие углубляется в разработку первопричин этого теракта и почерка этого теракта, его исполнения, технологии подготовки, многое говорит в пользу того, что это действительно чеченский след, который ведет непосредственно к Хаттабу. Кроме того, я бы подчеркнул, что на данный момент задержано несколько подозреваемых, все они задержаны не на территории Чеченской республики. Они задержаны на сопредельных территориях. Это и Ставропольский край, и Карачаево-Черкесия. Изготовлены и переданы в руки милиции, силовых структур фотороботы подозреваемых в совершении преступления. В тот же день в Чечне было задержано, захвачено еще три машины, которые были подготовлены точно таким же образом. Еще три машины-бомбы были вовремя обезврежены. Можно сказать, что в Карачаево-Черкесии тоже, благодаря бдительности и грамотным действиям милиции, ценой жизни двух сотрудников была обезврежена бомба большой мощности. Еще один момент. Важно, что предпринимаются дополнительные действия по предотвращению подобных терактов. Я думаю, что мы в ближайшие часы опубликуем данные по предотвращению терактов за прошлый год; если силовики мне помогут в этом, то и за месяцы этого года. С тем, чтобы просто увидеть картину того, что предпринимается, реально достигается правоохранительными органами, чтобы не было впечатления, что это единичные случаи, когда перехватываются подобные теракты.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Есть вообще ощущение, что только после того, как взорвались в субботу эти машины, произошла эта трагедия, спецслужбы стали рапортовать: вот, здесь предотвратили в воскресенье, здесь предотвратили в понедельник, и сегодня еще три предотвратили.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Может быть, с точки зрения такой информационной активности правильно то, что начинают говорить об этом, поскольку общественное мнение фокусируется на этой проблеме. Но это рутинная, регулярная работа, сопряженная с риском для жизни этих людей. И надо сказать, что число предотвращенных терактов, взрывов, я сейчас не буду предвосхищать статистику, насчитывает не единицы и даже не десятки. Я думаю, что мы эту статистику сегодня опубликуем. Важно то, что сейчас предпринимаются дополнительные усилия по предотвращению подобных актов, прежде всего, на Северном Кавказе, сопредельных с Чечней территориях, усиленное патрулирование ведется. Причем не только в местах массового скопления людей и не только людьми в форме. Большое количество оперативных работников находится в штатском. Так что делаются дополнительные усилия. Будем рассчитывать на то, что и профилактические меры будут приносить больший урожай.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, очень многие наблюдатели обратили внимание на дату, выбранную для взрыва. Как Вы считаете, связано ли это с тем, что как раз сейчас отмечался год со дня выборов президента Путина? Это некий вызов или наоборот?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Пока нет стопроцентной информации о том, почему именно в этих городах и почему именно в эти дни были намечены теракты. Трудно сказать со стопроцентной уверенностью. Но такая версия имеет право на существование, поскольку достаточно часто боевики, судя по оперативной информации, лидеры бандформирований планируют какие-то свои выступления, приурочивая их к определенным политическим событиям в жизни страны и к ситуации на международной арене.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим еще вопрос. Наши слушатели в эти дни отмечали, почему же никто никогда не берет на себя ответственность за эти взрывы. Скажем, террористы в Европе, Ирландская республиканская армия или вооруженные формирования корсиканцев, или баски, - они как бы хвастаются этим. Здесь же на протяжении полутора лет мы имеем каких-то анонимных, которые непонятно для чего это делают. Я уже к Вам теперь как к помощнику президента, а не как к тому, кто принес информацию. Как Вы думаете, Сергей?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это интересный вопрос. Действительно, публично такой активности они не проявляют. И достаточно часто, опять же по перехватам разным, по оперативной информации, мы видим, что идет выяснение отношений. Каждый мало-мальски значимый полевой командир пытается себе приписать авторство того или иного теракта. Ясно, почему они это делают в своей среде. Потому что проведенный теракт - это основание для получение следующей финансовой инъекции от международных террористических центров, которые финансируют бандформирования в Чечне. И они действительно должны отчитываться перед спонсорами. И здесь после проведенного теракта идут разборки между собой, кто возьмет на себя последнее слово и докажет, что именно его люди совершили то или иное преступление. Публично они стараются не выступать, но люди Масхадова, те немногие представители Масхадова, которые находятся за рубежом, лучше ориентируются в плане тех сигналов, которые необходимо посылать международному общественному мнению. Они прекрасно понимают, что если они будут брать подобного рода акты на себя, то очень быстро последние спонсоры или доброхоты, которые поддерживают Масхадова, отвернутся от него. Поэтому они, как правило, стараются отмежевываться публично от подобного рода актов.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим вопрос. Казалось бы, что США и Россия должны очень тесно сотрудничать в борьбе с терроризмом, в частности, в поисках Усамы бен Ладена, который, как свидетельствуют разные публикации, является частью спонсоров и чеченских боевиков, тем не менее, сегодня в Госдепартаменте высокопоставленный чиновник принимал Ильяса Ахмадова, который называет себя министром иностранных дел правительства Масхадова. Какая реакция в администрации президента РФ на этот шаг, демонстративный даже, можно сказать?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я могу говорить о реакции уже и МИДа, более чем жесткой, я думаю, совершено оправданной. Была реакция и по линии аппарата помощника, поскольку мы курируем это направление в администрации президента, но достойный сожаления, мягко говоря, бесспорно, этот жест. Жест, который вписывается к тому же в целую серию шагов, не дружественных России со стороны новой администрации США. Вернее, скажем аккуратней пока, некоторых ее представителей. Потому что мы видим разные сигналы, которые звучат из Вашингтона. Есть сигналы позитивные от президента Буша, что очень важно, от госсекретаря США, что не менее важно. Но есть многие негативные сигналы, и от министра обороны, и от его заместителя. Сейчас мы видим этот недружественный акт. Главное, он бессмысленный, со многих точек зрения. Аргументация о том, что в Госдепе хотели получить некую объективную или дополнительную информацию о том, что происходит в Чечне, абсолютно ничтожна с точки зрения здравого смысла. В последний раз господин Ахмадов был в Чечне в октябре 99 года. Даже не скажешь о том, что это осетрина второй свежести. Это просто не поддается описанию, какой это свежести. Поэтому никакой конкретной информацией он не обладает. Контакты его с Масхадовым абсолютно эпизодические, фрагментарные, и по продолжительности очень незначительные. Это человек, который питается слухами, той информацией, которую он получает от чеченской диаспоры в различных странах мира. И как носитель информации он не представляет никакого интереса. Это политический жест.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Который означает что?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Который означает дальше уже нужно садиться, анализировать, что означает целая череда жестов. То ли попытка показать России ее некое новое место в шкале внешнеполитических приоритетов США, то ли это отработка каких-то предвыборных обещаний, то ли это проявление жесткости в одном направлении, для того, чтобы проявить мягкость в отношении экстремистов в Косово с другой стороны. Тут существует целый ряд догадок, предположений, но это большой разговор.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с визитом Ахмадова я вернулся бы к Масхадову. Пришло время разговаривать политически с Масхадовым, или оно ушло навсегда, с Вашей точки зрения? Хотя для политика слово "навсегда" - это, конечно, неправильное слово.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - С моей точки зрения, этот человек не представляет никакой реальной политической силы на сегодняшний день, не пользуется поддержкой, авторитетом среди главарей бандформирований, которые его в разговорах между собой называют различными далеко не ласкательными прозвищами. Человек, который, в общем, занимает какую-то мизерную нишу в среде бандформирований, но не он правит балом. О чем с ним разговаривать? Не о чем.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Правильно ли я понял Вас, Сергей, что среди чеченских боевиков нет единого руководства теперь? Есть отряды такого, такого некой централизованной
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Основная доля ответственности за принимаемые сейчас решения лежит на тандеме Хаттаб - Басаев. Почему? Потому что именно здесь находится центр раздачи тех финансовых средств, которые получают из-за рубежа. У кого есть финансовые средства, тот правит балом. Именно здесь сосредоточены такие отморозки, которым терять нечего, или наемники, пришедшие из-за рубежа и остающиеся еще в Чечне. И поэтому основной центр принятия решений - это эти люди. И где-то там Масхадов, который больше занимается собственным пиаром.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Еще один вопрос. Он пришел по Интернету к Вам сегодня в преддверии беседы. К сожалению, я его не взял дословно. Но я помню, смысл в том, что наш слушатель из Дагестана говорит, что скоро пойдет зеленка, и боевики будут просачиваться из Грузии, Азербайджана, где они находились на отдыхе. И есть ли какие-то возможности закрыть границы? С Грузией, мы знаем, была сделана такая попытка, более или менее удачно. С Азербайджаном?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - С Азербайджаном ситуация более благоприятная, если брать для сравнения, как дело обстоит на границе с Азербайджаном и с Грузией. Ясно, что граница на 100% не может быть перекрыта. У нас отсутствует визовый режим с Азербайджаном. Но самое важное, что здесь на полную катушку сейчас взаимодействуют правоохранительные органы. И существуют предпосылки для развития этого сотрудничества. Есть несколько примеров, когда благодаря взаимодействию российских правоохранительных органов и азербайджанских крупные рыбы попадали в сети правосудия. Последний случай - это с арестом одного из братьев Ахмадовых, Руслана Ахмадова. И по той информации, которая у нас есть, эти действия официального Баку привели в полное смятение многих полевых командиров, и рой зашевелился. Люди стали уходить, семьи забирать, и сами пытаются уйти, причем уйти в основном, к сожалению, в Грузию, судя по информации, которой мы располагаем.
А. ВЕНЕДИКТОВ - А в Грузии, после введения визового режима?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - По нашей информации, к сожалению, по-прежнему в ущелье далеко не спокойно, как я понимаю, и официальные власти Грузии признали в отдельных своих контактах со СМИ, что да, действительно там есть нежелательные элементы, там есть оружие. По нашей информации, далеко не все там контролируется. Грузинские официальные лица это опровергают. Но у каждого может быть своя колокольня, свой взгляд на то, что происходит. Так что то, что сигнализирует ваш слушатель из Дагестана, это реальная угроза, и по мере того, как будут леса одеваться в листву, естественно, условия для действий бандформирований будут меняться для них в более благоприятную сторону.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В связи с этим, сегодня (конечно, я не прошу Вас комментировать слова других) председатель Госдумы господин Селезнев сказал о том, что нужно требовать экстрадиции Ильяса Ахмадова от США.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это не новая мысль, мы ее давно прорабатывали на всех активных деятелей бывшего режима Масхадова за рубежом. Есть люди, на которых действительно достаточно много материалов собрано, которые могут, и обвиняются уже в совершении различного рода преступлений. Данный Ахмадов к категории этих лиц, к сожалению, не относится.
А. ВЕНЕДИКТОВ - И тогда еще один вопрос. Вы затронули вопрос Косово. Недавно в Стокгольме на саммите Евросоюза президент Путин выступил с инициативой подписать пакт о неизменности границ на Балканах. Как Вы считаете, что Россия сейчас сегодня приходят такие успокоительные сообщения, что вроде бы Македония поставила под контроль всю свою территорию, албанские экстремисты, которые вторглись из Косово, туда вытеснены. Что еще можно сделать на Балканах? Что Россия должна делать на Балканах?
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Сейчас, наверное, трудно сказать, что еще дополнительно можно предложить. Наверное, правильнее вести диалог об этом, прежде всего, с МИДом. Инициатива опубликована. На мой взгляд, она очень своевременная, потому что та формула решения проблем на территории бывшей Югославии, которая предлагалась НАТО, показала свою нежизнестойкость, даже беспомощность. Поскольку, по сути дела, на территории Косово под зонтиком натовских военных не только не были разоружены косовские экстремисты, но они собрали достаточно сил для того, чтобы нанести удар, бросить вызов суверенному государству Македония, которая всячески преподносилась на Западе как образец мультиэтнического государства, демократического и т.д., которая, по сути дела, осталась на определенный момент один на один с этой угрозой. То есть в определенной степени сейчас можно говорить о том, что в бывшей Югославии этой формуле НАТО реальностями брошен вызов. Эта формула урегулирования зашла в тупик. И естественно, в таких ситуациях мировое сообщество ищет дополнительные дипломатические ресурсы. Я считаю, что в данном случае кому как не России выступать одним из инициаторов новых предложений. И очень вовремя было сделано это предложение.
А. ВЕНЕДИКТОВ - И возвращаясь в конце нашего разговора к параллели, которую проводил президент Путин, Косово - Чечня, уже более общей, к мировому терроризму, кажется, что ни одна сторона сама по себе с терроризмом справиться не может, здесь нужна какая-то общая договоренность. Что, как Вы предполагаете, надо бы сделать ведущим государствам сегодня? То, что вчера - понятно, то, что завтра - не знаем. А сегодня, с учетом того, что на Балканах, в Чечне и т.д.
С. ЯСТРЖЕМБСКИЙ - По крайней мере, не разрушать тот диалог, который существует по терроризму. Например, между Россией и США. Уже заработала двухсторонняя группа. Последний был контакт тогда на уровне Пиккеринга -Трубникова. Сам формат был очень ценный. И работа там была действительно по существу, не для пресс-конференций. Но эти все контакты, эти непонятные негативные сигналы, которые пошли из Вашингтона, в определенной степени разрушают эту базу доверия. Мне кажется, что разные форматы хороши. Особенно двухсторонние. По двухсторонней линии, как правило, добиваются наибольшего эффекта, с точки зрения обмена информацией и совместных действий.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо большое. Сергей Иванович, мы надеемся, что сегодня Вам удастся взять от правоохранительных органов статистику по предотвращенным терактам, которые были предотвращены (извините за тавтологию) за полтора года.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Сергей Ястржембский - помощник президента РФ.





27.03.2001
http://echo.msk.ru/programs/beseda/14063.phtml

Док. 461305
Перв. публик.: 27.03.01
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 316

  • Ястржембский Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``