В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Саммит ЕС в Хельсинки, Обсуждение чеченского вопроса. На радиостанции `Эхо Москвы` Сергей Ястржембский. Назад
Саммит ЕС в Хельсинки, Обсуждение чеченского вопроса. На радиостанции `Эхо Москвы` Сергей Ястржембский.
Ведущие :Алексей Венедиктов
Гости : Сергей Ястржембский    


АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Добрый день. У нас в гостях Сергей Ястржембский, заместитель руководителя предвыборного штаба блока "Отечество - Вся Россия" и отпускник, как заместитель премьера правительства Москвы. Все правильно, Сергей?
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Абсолютно.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Я вспомню о том, чем Вы занимались в администрации президента. Вы были зам. главы администрации президента по международным вопросам. Я хотел бы, чтобы Вы дали оценку тому, что произошло в Китае, в частности заявлению президента. Как Вы относитесь к заявлению президента Ельцина по поводу российско-китайского союза и противостояния Америке? Сегодня в Хельсинки проходит саммит ЕС, где уже практически договорились о том, что если Россия будет настаивать на ультиматуме Грозному, то будут предприняты шаги по выходу ЕС из договора "ЕС - Россия".
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Что касается китайской поездки президента, то я считаю, что в той ситуации, которая складывается для России, это классический ход. Когда на Западе не получается развивать международную деятельность и получать политические дивиденды, обычно обращаются к другим векторам внешней политики. Это мы неоднократно использовали и в прошлом. В частности, использовали и возможность активизации взаимодействия и сотрудничества с нашим великим восточным соседом. Я думаю, что если Запад (это как раз связано с Вашим вторым вопросом) будет столь же упорно, непродуктивно и бессмысленно оказывать нажим на Россию, не желая понять то, что происходит в Чечне, то тем самым будут усиливать в российском руководстве тех, которые хотят активнее и теснее взаимодействовать с Китаем. Так что в сложившейся ситуации не так широк выбор возможностей для российской внешней политики, где можно не просто противостоять чему-то, а зарабатывать дивиденды и достаточно быстро получать результат. Поэтому президент правильно сделал, что отправился в Пекин: подписали очень важные документы, которые готовились давно (еще в течение моей работы в администрации), и поставили логическую точку под определенным периодом в развитии российско-китайских отношений. Теперь по поводу заявления. Заявление, конечно, беспрецедентно, чрезмерно жесткое, я думаю, в чем-то неадекватное тому, что произнес Клинтон. К тому же, видимо, президент не слышал о следующем выступлении Клинтона, в котором он, по сути дела, отмежевался от своего предыдущего заявления и уже в более мягкой форме говорил о понимании того, что Россия делает в Чечне. Поэтому, я думаю, что тут в какой-то степени "перекрутили гайки".
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Вы сказали, что "перекрутили гайки". Но не следствие ли это политики одного из лидеров Вашего блока, Евгения Максимовича Примакова, жесткой позиции России в отношении операции НАТО в Косово? Тогда Россия сама уменьшала свои выборы для переговоров.
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Разумеется, нет. Я думаю, что визит в Пекин надо рассматривать, прежде всего, в узком контексте сегодняшней ситуации России, а также в контексте сегодняшней ситуации России на международной арене. С учетом Стамбула, последнего саммита ОБСЕ, той жесткой критики, которая прозвучала со стороны ведущих европейских партнеров России на этом саммите, не только США: позиция Ширака, Шредера. Казалось бы, это два государства, которые из европейских государств наиболее близки России и лучше всего понимают нас. Тем не менее, на сегодняшний день ситуация такова, что Запад действительно жестко дистанцируется от России. И я думаю, что только в этом контексте надо рассматривать нынешний визит президента в Китай.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Стало известно, что 13-го, в понедельник Госдума еще второго (или пятого, как любят говорить) созыва будет ратифицировать договор "Россия - Беларусь". Вообще предполагалось, что это будет Дума, где будет уже Ваша фракция, ОВР, но, тем не менее, решили иначе. Тем не менее, в Госдуме есть один-два десятка депутатов, которые сейчас входят в списки "Отечества - Всей России". Как Вы думаете, как решили на вашем движении, будут ли депутаты, которые относятся к ОВР, голосовать за ратификацию союза России и Белоруссии? Каково Ваше отношение к этому договору? Вы тоже приложили руку к этой процедуре в свое время
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Если я не ошибаюсь, в координационном совете блока этот вопрос еще не обсуждался. В принципе, отношение блока к союзу с Белоруссией, безусловно, позитивное. Мы считаем, что это постоянный вектор взаимоотношений с Белоруссией в российской внешней политике. Национальные интересы России требуют того, чтобы эти отношения становились более интенсивными, крепкими, и совершенствовались, в том числе, с точки зрения формы самого союза. Поэтому, несмотря на различные оттенки во мнениях некоторых региональных лидеров, которые входят в блок "Отечество - Вся Россия", сам блок выступает в поддержку всех реальных действий, направленных на усиление нашего взаимодействия и сотрудничества с Минском. Что касается договора или нового соглашения, то я думаю, что это, несомненно, шаг вперед. Хотя это можно назвать полушагом, потому что далеко не на все вопросы, которые рождает процесс интеграции двух государств, это соглашение дает ответы. По-прежнему за скобками остаются очень серьезные вопросы: об окончательной форме союза, об экономической модели союза, об экономической основе (если рынок, то какой рынок; если не рынок, то что; будет ли единый эмиссионный центр, единая валюта). То есть имеется много вопросов, которые по-прежнему до конца еще не решены. Поэтому мы позитивно оцениваем сделанный шаг, но считаем его недостаточным с точки зрения поиска ответов на те вопросы, которые нас всех еще волнуют.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Вы говорите, что этот шаг полезный. Как Вы думаете, депутаты от ОВР в этой Думе будут голосовать за ратификацию? Будут ли за ратификацию голосовать лидеры блока в Совете Федерации: Лужков, Яковлев и т.д.?
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Лужков и Яковлев - безусловно. Они уже публично поддержали подписание этих документов в Москве. Насколько я знаю умонастроения наших депутатов, которые входят в нынешнюю Госдуму, все они должны поддержать этот документ.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Последний вопрос в этой части. До новостей я хотел бы закончить с международной составляющей. Сегодня из Хельсинки пришло сообщение о том, что Евросоюз принял решение начать диалог с Латвией (и еще с четырьмя странами) о вступлении. И сегодня же подписан закон о государственном языке, который Вы знаете (Вы тогда тоже вели этот вопрос). Как Вы расцениваете такой жест Евросоюза?
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это именно жест, это демонстрация недовольства Россией. Вполне очевидно, что в Европейском союзе отдают себе отчет о возможной реакции Москвы на это решение. Не случайно, что именно сейчас принято это решение, с учетом непонимания Западом того, что происходит в Чечне и довольно лицемерным осуждением этого (учитывая то, как вели себя натовские государства в Косово). Поэтому я не исключаю, что в ближайшие дни появятся некие новые сигналы. В том числе, более активно будут обсуждаться возможности ускорения процесса вступления балтийских государств в НАТО, не просто в Евросоюз. Это все относится к разряду тех инструментов внешнеполитического давления, которые Запад сегодня может использовать в отношении России.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - После новостей и рекламы мы перейдем уже к нашей внутриполитической ситуации.
-
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Сергей, теперь перейдем к внутренней политике. Одной из главных сенсаций внутриполитической, предпарламентской борьбы на этой неделе была информация, а затем и заявления разных политиков о том, что на самом деле возможен и готовится крупномасштабный союз между "Отечеством - Всей Россией" и компартией России, как перед выборами, сейчас, так и в будущей Госдуме. Одним из примеров такого союза являлась поддержка КПРФ одного из лидеров ОВР, Яковлева, на губернаторских выборах.
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я думаю, что на самом деле это не главная сенсация. Это главная псевдосенсация, очередная крупная утка, которая была выпущена специально для того, чтобы сбить с толку центристский или правоцентристский электорат "Отечества - Всей России". У нас немало избирателей из этого спектра политической жизни. Если посмотреть на программные установки, а главное, на конкретные дела тех людей, которые возглавляют "Отечество - Вся Россия", и сравнить с программными установками КПРФ, то разница видна даже для неискушенного в политике человека.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Давайте приведем примеры.
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я думаю, что по многим критериям существует безусловное отличие. Это, скажем, отношение к частной собственности, отношение к рыночной модели экономики (годится она или нет для России). Диаметрально противоположные взгляды и в отношении к новой России, к ее социально-политическому, экономическому опыту, к тому, состоялась или нет новая Россия.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - ОВР считает, что состоялась?
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Состоялась. Несмотря на все недостатки, проблемы, несовершенства, новая Россия состоялась, и поэтому проблемы новой России можно решать только с помощью знаний и опыта, приобретенных в новых условиях, а не оборачиваясь постоянно в прошлое, что делают коммунисты. Отношение к институту президентской власти, отношение к Конституции как таковой. То есть практически, если Вы берете любую крупную проблему, Вы видите, насколько рознятся взгляды КПРФ и представителей "Отечества - Всей России". Но было бы просто наивно и глупо отрицать, что по определенным законопроектам в будущей Госдуме будет консолидированное голосование представителей разных фракций, в том числе ОВР, "Яблоко", СПС. Или другая комбинация: ОВР, коммунисты и т.д. Скажем, если рассматривается конкретный законопроект, что мы хотим предложить повышение пенсий в два раза, то почему бы не совпасть голосам от разных фракций? Или, скажем, договор о ратификации "СНВ-2". Кстати говоря, это тоже различие в подходах между нами и коммунистами, но здесь мы близки с "яблочниками" и, наверняка, с правыми. Что это значит? Что нужно заранее отказываться в угоду каким-то политическим технологам от таких союзов, от таких согласованных голосований? Конечно, нет.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Я думаю, что одним из самых главных вопросов в конце января - начале февраля, возможно, будет вопрос о вынесении вотума доверия или недоверия правительству. Известно, что по Конституции правительство не складывает свои полномочия перед вновь избранной Думой. Оно складывает свои полномочия только перед вновь избранным президентом. И, тем не менее, насколько я понимаю своих коллег-журналистов из других СМИ, есть такое мнение, что именно по этому вопросу (по вотуму недоверия правительству) КПРФ и ОВР, получив большинство в Госдуме, могут просто снести правительство Путина.
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Алеша, я думаю, что это просто очередная тема, навязанная СМИ с учетом потребностей сегодняшней повестки дня. То есть эта тема вдруг становится актуальной именно сегодня, хотя стране еще, во-первых, жить до первого заседания новой Госдумы долго
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Полтора месяца.
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Полтора месяца. Как можно заглядывать в будущее, живя в России, так далеко? Невозможно. Поэтому уже сегодня искусственно пытаются установить некий водораздел по отношению к правительству между партиями, которые конкурируют в ходе избирательной кампании, одних представляя в белом свете, других в черном, проецируя на одни высочайший рейтинг премьер-министра и лишая других малейшего шанса даже проявить некую свою лояльность, нормальное, спокойное отношение к правительству. Я уверен, что это абсолютно искусственно навязанный вопрос, который в принципе в нашем блоке никогда не обсуждался.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - То есть вынесение вотума недоверия в ОВР не обсуждалось?
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Разумеется, с какой стати. Любое правительство нужно судить по его делам. И позиция блока "Отечество - Вся Россия", скажем, в отношении действий правительства во время чеченской кампании совершенно четкая, ясная, понятная и конструктивная. В то же время, мы не видим столь же ясных сигналов в области экономики или решения социальных проблем. Нет таких сигналов, - нет и четко выраженной позиции блока. Будут дела, - будет позиция.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Еще один вопрос, который всегда очень внятен при голосовании. Это позиция по кандидатуре нового председателя Госдумы. Здесь будет блокировка с коммунистами или нет? На самом деле это то самое первое голосование.
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Вот этот вопрос сегодня имеет гораздо больше оснований обсуждаться, чем отношение к вотуму доверия или недоверия правительству, потому что это абсолютно искусственная постановка вопроса. Даже эта тема в блоке сегодня не обсуждается: настолько мы поглощены текучкой избирательной кампании, нашей деятельностью в низах (прежде всего, потому что мы сейчас пошли в массы, к избирателю, общаемся с ним в регионах, чтобы разъяснить позицию блока). Не буду ничего выдумывать, эта тема на сегодняшний день также не рассматривается у нас на заседаниях координационного совета.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Наверное, это будет зависеть от расклада всех сил вместе.
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Конечно, прежде всего.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Сегодня один из кандидатов в одном из одномандатных округов (я имею в виду Бориса Березовского) заявил о том, что существуют весьма сильные шансы, что результаты выборов будут аннулированы. Закон дает такую возможность. Например, история с Жириновским. Как Вы считаете, насколько существует действительно реальная вероятность (Вы тоже кандидат, хоть и не по одномандатному округу) того, что выборы могут быть аннулированы формально по юридическим, но фактически по политическим мотивам?
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я достаточно редко соглашался с Борисом Березовским в прошлом, будучи еще в администрации президента. Да и в последнее время я не помню тем, по которым мы выступали единодушно.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Но по "СНВ-2" Вы будете единодушны.
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Да, разве что по "СНВ-2". Но должен сказать, что, безусловно, есть определенные опасения в общественном мнении. В регионах я сталкивался с этими же вопросами в отношении того, что результаты выборов в зависимости от весомости победы или неудачи той или иной партии, того или иного блока могут быть аннулированы сугубо на квазиюридических основаниях, а по сути дела, на политической подоплеке.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Последний вопрос, мы возвращаемся к международной составляющей. В случае, если выборы, которые пройдут 19 декабря, будут аннулированы на юридической или квазиюридической основе (понятно, что всегда можно найти лишний бюллетень), как Вы думаете, какая будет реакция международного сообщества на аннулирование любого результата выборов? Сегодня сняли "Кедр". Осталась еще неделя, мало ли кого еще снимут. После выборов могут снять партию, которая прошла, вплоть до КПРФ, которая, наверное, все-таки займет первое место. Какова будет реакция наших партнеров по Европе, если результаты выборов 19-го числа (если они не увидят явных нарушений, здесь же будет безумное число наблюдателей) будут аннулированы? Как Вы можете спрогнозировать реакцию?
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Это можно спрогнозировать уже сейчас: реакция будет от непонимания до громкого возмущения. И подобные действия, то есть аннулирование результатов выборов, безусловно, обернутся очень серьезной изоляцией России на международной арене. Потому что у нас не так много козырей, с помощью которых мы доказываем, что мы изменились как страна. При всех недостатках нашей демократии периодичность проведения выборов и сменяемость властей в результате выборов международные наблюдатели всегда относили к нашим плюсам. Таким образом, мы сами себе сделаем харакири, и представим себя в глазах международного сообщества как страну с явно недемократическим политическим строем.
АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ - Еще один вопрос (мне прислали на пейджер, и я вспомнил). 14-го числа московские профсоюзы проводят на Васильевском спуске митинг в поддержку мэра Москвы, ныне действующего кандидата в мэры, и "Отечества - Всей России". Существует опасность, ссылаются на оперативные источники: есть заявление министра печати Михаила Лесина о том, что возможен поход на "Останкино", возможны беспорядки рядом с Красной площадью. Тем более, что митинг заявлен до 100 тыс. человек. Несколько слов об этом митинге. Опасения москвичей вполне реальны (на пейджер приходят сообщения, что звонят и просят не выходить из дома).
СЕРГЕЙ ЯСТРЖЕМБСКИЙ - Я считаю, что сама идея провести митинг очень хорошая, удачная и сильная. Она родилась во многом в результате того, как складывается избирательная кампания вследствие того давления, которое осуществляет часть исполнительной власти, прежде всего часть аппарата президента, на ход избирательной кампании. Многие люди возмущены содержанием и формой подачи материала на первом или втором государственных каналах. Поэтому есть явное стремление со стороны очень многих коллективов выступить, высказать свою точку зрения на происходящее. Я полагаю, что со стороны московской милиции, органов правопорядка, правительства Москвы будет сделано все, чтобы митинг прошел достойно, в спокойном русле, без каких-либо эксцессов. Что касается псевдопохода на "Останкино", конечно, это глупость, очередная утка. К сожалению, Михаил Лесин не в первый раз запускает подобные утки в отношении блока "Отечество - Вся Россия". Конечно, ни о каком походе куда бы то ни было речи не идет. Почему считать, что в "Останкино" находятся только программы и компании, которые вызывают возмущение людей? Там есть в том числе компании, которые вполне достойно ведут себя в рамках избирательной борьбы: и НТВ, и ТВЦ, и другие компании. Для нас "Останкино" вовсе не ассоциируется с ОРТ.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был заместитель премьера правительства Москвы, заместитель руководителя предвыборного штаба блока "Отечество - Вся Россия" Сергей Ястржембский.




10.12.1999
http://echo.msk.ru/programs/beseda/10978.phtml

Док. 461302
Перв. публик.: 10.12.99
Последн. ред.: 13.07.08
Число обращений: 377

  • Ястржембский Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``