В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Суд по спецаккредитации Назад
Андрей Громов:Суд по спецаккредитации
Мосгорсуд утвердил новые правила аккредитации журналистов, освещающих судебные процессы. Согласно этим правилам, журналистам для освящения процессов, проходящих в Мосгорсуде, теперь необходимо получить годовую аккредитацию. Неаккредитованные репортеры на заседания допускаться не будут и могут рассчитывать лишь на справки из пресс-службы. Тем же, кто аккредитовался, теперь необходимо заранее (как минимум за день) извещать пресс-службу Мосгорсуда о своем желании посетить заседание. Основанием для аннулирования аккредитации может стать "распространение не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста".

По мнению экспертов, это решение связано с грядущим в сентябре рассмотрением в Мосгорсуде апелляции по делу Ходорковского и Лебедева и призвано ограничить доступ на этот процесс оппозиционных СМИ и отдельных журналистов. Официальная версия никем внятно не озвучена: представители Мосгорсуда говорят лишь об "упорядочении взаимоотношений суда и прессы". Впрочем, в любом случае - и при политическом подтексте, и при страсти к "упорядочению" - решение выглядит весьма опасным прецедентом.

По Конституции суд в нашей стране гласный и открытый. И если в соответствии с определенной процедурой не принято решения о "закрытом режиме слушаний", то теоретически прийти в зал суда на заседание имеет право любой человек, в том числе и журналист. Другое дело, что реальная практика судопроизводства далеко не всегда соответствует этой норме. Во-первых, из-за того, что зал вмещает только определенное количество людей. Во-вторых, есть административные ограничения на вход, связанные как со стремлением "оградить помещение от посторонних", так и с вполне реальными проблемами безопасности.

Нынешнее решение, однако, уже не административная проблема доступа граждан в зал судебных заседаний, а системное правило, которое, регламентируя присутствие журналистов, по сути дела отменяет гласность и открытость суда. Элементарная логика подсказывает, что уж если журналистам требуется аккредитация, то остальным простым гражданам вход в зал суда и вовсе будет заказан.

Какова бы ни была политическая или административная целесообразность, все же она не стоит столь очевидного нарушения основополагающих принципов функционирования суда. Хотя бы потому, что суд в России нужен не только для того, чтобы покарать Ходорковского, и уж вовсе не для того, чтобы работником этого учреждения было комфортнее на службе.





"Эксперт" No32
29.08.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/32/32ex-politn2/

Док. 461147
Перв. публик.: 29.08.05
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 192

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``