В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Громов:Когда захватывает дух Назад
Андрей Громов:Когда захватывает дух
Году в 1995#8722;м какой-то фонд развития чего-то там в России организовал выездной семинар на тему "Бизнес и спорт". Я тогда преподавал в лицее культурологию, а в юности занимался футболом; организатором мероприятия был отец одного из моих учеников, и меня пригласили на семинар в качестве специалиста по культурологии спорта. В итоге я провел три дня в шикарном пансионате и побывал на семинаре какого-то англичанина, представленного в качестве очень известного специалиста по футбольному менеджменту.

Рассказывал он о секретах финансовых успехов "Манчестер Юнайтед", которые уже тогда выглядели вполне впечатляюще. Он долго говорил, рисовал какие-то схемы, показывал таблицы и графики, а в конце подвел итог своей лекции словами, которых я никак не ожидал от него услышать: ""Манчестер" играет так, что захватывает дух, и сегодня мы в Англии знаем, как трансформировать это в конкретные доходы для клуба и его акционеров". Причем сказал он это все тем же спокойным тоном профессионала, будто "захватывает дух" - это обычный термин из учебника по менеджменту.

То, что от игры "Манчестера" "захватывает дух", я знал и без английского специалиста: к тому времени один из наших каналов регулярно показывал матчи чемпионата Англии, но верность всей формулы осознал только спустя год, когда потратил едва ли не всю свою учительскую зарплату на "родную" майку "Манчестер Юнайтед". Причем это осознавалось мной как совсем незначительная плата за те ощущения, которые я испытывал, наблюдая за игрой Кантаны и его партнеров.

В то время как мировые лидеры футбола (к которым "Манчестер", в общем, тогда не принадлежал, выбывая на ранних стадиях еврокубков) играли академично, тактически грамотно, но предельно скучно, "Манчестер" показывал страстную игру, с бешеным темпом и героической самоотдачей. И именно потому стал самым популярным клубом в мире и самым успешным футбольным бизнес-проектом.

Впрочем, есть и еще один фактор, обеспечивающий финансовый успех английского футбола. Кроме "захватывающей дух игры" английские менеджеры сумели конвертировать в деньги еще и сложную систему традиций. Для английского болельщика матч "Манчестер Юнайтед"-"Милан" - событие важное, но не настолько, чтобы затмить, например, четвертьфинал национального кубка, не говоря уже о матче с заклятыми врагами - "Манчестер-Сити" (у которого в самом Манчестере болельщиков не меньше, чем у "Юнайтед"), "Арсеналом" или "Ливерпулем". За каждым противостоянием тут своя история, своя драма, а потому шоу продолжается вне зависимости от осечек и неудач в отдельных матчах и турнирах.

Оттого никому и в голову не приходило развивать глобальные проекты футбольной евроинтеграции, что для потребителя (английского болельщика) локальные противостояния куда актуальнее и нагружены куда большим смыслом, чем матчи с европейскими грандами. Да и европейский футбол, в общем, сильно отличается от английского - даже в лучшие сезоны от игры того же "Манчестера" в еврокубках дух захватывало далеко не всегда.

Болельщиков "Манчестер Юнайтед", которые сегодня устраивают шумные массовые акции против скупки Глейзером родной команды, можно понять. Они привыкли к тому, что бизнес есть сила, которая работает на "идею футбола", на поддержание и воспроизведение чуда. Американский делец Глейзер воспринимается ими как разрушитель, человек, вознамерившийся уничтожить это чудо. И, к сожалению, это не только эмоции. Отягощенный многомиллионными долгами Глейзер должен будет предпринять сверхусилия, чтобы вернуть свои деньги. Американец, для которого что американский, что европейский, что английский футбол суть одно и то же, скорее всего пойдет по самому очевидному пути: будет продавать не игру и традиции, а статус самой популярной в мире команды, и не конкретным болельщикам, а абстрактному потребителю. Создание европейской суперлиги, с точки зрения спортивного бизнесмена из-за океана, выглядит, наверное, как очевидный и беспроигрышный ход, который сами англичане не делают только из-за своей сентиментальности и консерватизма.

Однако, разрушив сложившуюся систему, когда в деньги конвертируется захватывающая дух игра и многолетние традиции, можно оказаться один на один с полупустыми трибунами, а миллиардные контракты от телевидения могут со временем ужаться на несколько нулей. Футбол - не баскетбол или хоккей, где можно играть хоть через день и многочасовые перелеты слабо сказываются на качестве игры. В футболе чем больше игр и чем дальше перелеты, тем хуже качество шоу; в условиях же ограниченного числа игр денег суперлиге не заработать. К тому же даже при самом благоприятном отношении к затеям Глейзера болельщикам долго придется привыкать к тому, что вся предыдущая история их "боления" выброшена на свалку - теперь пишется новая, где заклятые враги находятся не в соседнем городе, а по ту сторону Ла-Манша, где уже не важно, на матч с какой именно командой впервые сводил вас отец. При таких изменениях многие могут забыть дорогу на "Олд Трафорд" и найти себе другую форму проведения досуга.






"Эксперт" No19
23.05.2005
http://www.expert.ru/printissues/expert/2005/19/19ex-comment/


Док. 461133
Перв. публик.: 23.05.05
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 184

  • Громов Андрей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``