В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:О пробках - в Москве и в головах Назад
Александр Привалов:О пробках - в Москве и в головах
Что ещё чуть-чуть - и Москва встанет, все понимают довольно давно. Уличные пробки стали в столице безошибочной темой для начала (продолжения, завершения) любого разговора - куда более надёжной, чем испытанные веками разговоры о погоде. Московские власти, без сомнения, знают о всеобщей обеспокоенности и её разделяют, но до самого последнего времени не проявляли по её поводу особой активности. Если не считать беспрестанных разговоров о "перехватывающих парковках" и некоторых по этой части деяний да локальной активности эвакуаторов, ничего вроде бы публике не предъявлялось. (Нет, было построено Третье кольцо, которое поначалу, казалось, облегчило ситуацию, но вскоре оказалось, что его катастрофически мало - всё большие его части и сами то и дело стоят.)

Сейчас наблюдается всплеск активности. Мосгордума и видные деятели московского правительства наперебой сообщают публике о революционных планах борьбы с пробками. Среди них - перенос начала рабочего дня городских учреждений на семь часов утра (мэр Лужков), разрешение проезда по городу машин только с чётными или только с нечётными номерами в зависимости от дня недели (первый вице-мэр Аксёнов) и проч. Все эти меры могут обсуждаться, можно обсуждать хоть экзотическую идею транспортного использования Москвы-реки, но ведь очевидно, что проблемы всё это не решит. В Москве сейчас, по данным профессора МАДИ Трофименко, три тысячи машин на квадратный километр (больше только в Нью-Йорке), чтобы достичь приемлемых условий движения - при том, что количество машин продолжает расти, - столице нужно в ближайшие годы увеличить пропускную способность улиц в десять раз, а количество парковочных мест - в двадцать. Сделать это, не меняя каких-то принципиальных установлений, заведомо нельзя.

В эту ловушку мы залезли сами. План Москвы изначально сулил серьёзнейшие проблемы с началом настоящей автомобилизации, но усугубление его недостатков произошло уже в постсоветские годы. Чем город отличается от деревни? Наличием организованных свободных пространств. Пресловутая "точечная застройка" убивает, а возможно, уже убила в Москве город; дурацкая дразнилка, которой давно изводили москвичей: Москва - большая деревня, - на наших глазах обретает печальную правдивость. Печальную не только потому, что жалко Москвы, с каждым годом всё более напоминающей гипертрофированный турецкий курорт, но и по обсуждаемой здесь причине - из-за пробок. Большие офисные, торговые и жилые здания, втыкаемые на каждый "свободный" клок земли без малейшего учёта пропускной способности окружающих улиц, своё дело сделали.

Всякая серьёзная перестройка большого исторического города - настоящая драма. Когда барон Осман в конце XIX века прорубал в теле старого Парижа свои бульвары и авеню, его кляли необыкновенно. Старый Париж, спору нет, жаль до сих пор, но барон был прав - и не зря ему потом поставили памятник. Он шёл на жёсткие меры, давая своему городу будущее, он думал о перспективе и строил её. Мы загромоздили и центр, и многие другие важнейшие районы Москвы из сиюминутных, сугубо меркантильных соображений - и перспективу своему городу существенно испортили.

Что делать с Москвой - вопрос отдельный, актуальным не считающийся, а может быть, повторюсь, уже и запоздалый. А вот от вопроса, что делать с пробками в Москве, уйти не удастся. В нескольких абзацах даже наброска ответа на такой вопрос не дашь - я приведу лишь три, на мой взгляд, важнейших соображения. Во-первых, такого масштаба вопросы никогда не решаются полностью в тех же терминах, в которых поставлены. Московские пробки не рассосутся, если заниматься только автомобилями. Вот мы вспоминали Париж - в центральных аррондисманах от любой двери до ближайшего входа в метро не более трёхсот метров. Пока в Москве плотность станций метро впятеро ниже разумного уровня, пробки не только победить, но и обуздать - не удастся.

Во-вторых, пробки нельзя победить, никого не обидев. Так, вводить резкие ограничения на допуск машин в центр Москвы и вообще в Москву всё равно придётся. Пока такого рода запреты у московских властей получаются плохо (скажем, большегрузных машин в столице посейчас полно), а потому в действенность мер типа "чётные номера по чётным числам" верится плохо. Нужны меры более радикальные - и легче контролируемые. Например, ввести с 2008 года запрет на использование в Москве машин, не отвечающих стандарту "Евро-1", а с 2010#8722;го - "Евро-2". Резон неубиенный: в Москве нечем дышать, причём не только в центре - прогуляйтесь-ка по Варшавке или Волгоградке. Понятно, что это кажется политически неприемлемым, но так кажется ровно до тех пор, пока ни начальство, ни избиратели не представляют себе толком, как будет выглядеть настоящий транспортный коллапс. (По-хорошему, власти следовало бы начать список обиженных с самой себя, построив километрах в двадцати от Москвы отдельный город для министерств и ведомств, но пока власть к этому явно не готова. Многие мечтают о том, чтобы пересадить самых больших начальников на вертолёты, но это ещё более несбыточно.)

В-третьих, нет смысла рассуждать о крупном, не делая повседневных банальностей. Нужны жесточайшие штрафы за неправильную парковку (ведь в три ряда ставят! - в Лондоне за гораздо меньшее лишают прав), за выезд на занятый перекрёсток и проч. Московские власти жалуются, что размер штрафов им не дают увеличивать федералы. Что ж, федералы очень глупо поступают; тогда пусть, пока они не придут в рассудок, штрафы будут если не жестокими, то хотя бы неизбежными. Пока и этого нет. Каждый москвич знает перекрёстки, на которых ежедневно бесконечные заторы из-за упёршихся друг другу в бока поворачивающих машин - и никогда нет регулировщика. Говорят: если в центре жёстко контролировать правила парковки, машину совсем негде будет ставить - будут массовые протесты. Что ж, пусть будут протесты - может быть, следующие московские власти будут лучше использовать бюджет и вообще работать порасторопнее. А то ведь смех и грех: даже недавнюю жалкую подвижку к порядку, запрет мигалок, в Мосгордуме ухитрились "не поддержать".

При первом же большом снегопаде Москва встанет, в лучшем случае на полсуток. Если зима выпадет снежная, к весне могут созреть хоть какие-то разумные меры.






"Эксперт" No43
20.11.2006
http://www.expert.ru/columns/2006/11/20/raznoe/


Док. 461114
Перв. публик.: 20.11.06
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 199

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``