В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:О тяге к симметрии Назад
Александр Привалов:О тяге к симметрии
Нижняя палата французского парламента одобрила закон, по которому публичное отрицание происшедшего в Турции во время Первой мировой войны геноцида армян должно стать уголовным преступлением, карающимся крупным штрафом и годом тюрьмы, а при рецидиве и пятью годами - в точности так же, как карается публичное отрицание холокоста. Французы предприняли свой демарш не без предосторожностей. В нижней палате там 577 депутатов, но законопроект прошёл ста шестью голосами против девятнадцати - иными словами, очень мог и не пройти. Да и внесла его оппозиционная социалистическая партия, что позволило исполнительной власти аккуратно от него дистанцироваться. МИД заявил, что "это только начало долгого законотворческого процесса" и что "на каждом его этапе правительство будет заявлять свою позицию по этому документу, который является ненужным и несвоевременным". Таким образом всему миру и прежде всего Турции прозрачно намекнули, что закон этот может не пройти верхнюю палату или не получить подписи президента. Но эта аккуратность ничего не изменила - скандал начался грандиозный.

Реакция Анкары оказалась предельно жёсткой. Министр иностранных дел Гюль заявил, что с одобрением закона "Турция не потеряет ничего, а Франция потеряет Турцию", - и даже рассказал, как потеря начнётся: французские фирмы лишатся права участвовать в крупнейших турецких проектах, как гражданских (строительство АЭС), так и военных (поставка вертолётов). Была и попытка ответить симметрично: накануне голосования в Париже депутаты турецкого парламента три часа жарко спорили, не ввести ли трёхлетнее тюремное заключение за публичное отрицание "геноцида 250 тысяч мирных алжирских мусульман, осуществлённого Францией в 1960#8722;е годы", но отказались от этого намерения, решив, что "не должны опускаться до уровня Франции". Зато очень вероятен асимметричный ответ. Связывая французский демарш с работой армянского лобби, турки уже почти официально говорят о намерении депортировать семьдесят тысяч нелегальных мигрантов из Армении, якобы находящихся сейчас на их территории.

Легко вообразить, как чувствовали бы себя турецкие официальные лица во Франции, если бы обсуждаемый закон вступил в силу. Любой вопрос досужего корреспондента о событиях 1915-1917 гг. ставил бы их перед весёленьким выбором, какой закон нарушать. Сказать, что геноцида армян не было, - нарушить закон страны пребывания; в сколь угодно косвенной форме признать, что он был, - нарушить знаменитую 301#8722;ю статью собственного уголовного кодекса, карающую за подобные высказывания неизбежной тюрьмой.

Конечно, официальный Брюссель сразу осудил поступок французских парламентариев и подчеркнул, что признание факта геноцида армян "не является критерием для возможного вступления Турции в Евросоюз". Это и правда, и неправда одновременно. Да, такого официального условия Брюссель не выдвигал. Но с другой-то стороны, для принятия в ЕС новой страны нужен консенсус всех его членов, а мнение Франции по этому вопросу вряд ли изменится. Очень характерна позиция министра внутренних дел и возможного кандидата в президенты Саркози. Он в телефонном разговоре заявил премьеру Турции Эрдогану, что столь неприятный туркам закон не пройдёт, если Турция выполнит ряд условий - в частности, отменит ту самую 301#8722;ю статью УК "об оскорблении тюркского мира". Турция, конечно, на это не пойдёт.

Переговоры о вступлении Турции в ЕС идут и будут идти - для обеих сторон сам этот факт существенно важнее, чем срок и даже знак результата, - но налицо явный тупик, и Турции, очевидно, в ЕС не быть. Анкара не захочет, да и не сможет отступить в вопросе геноцида: для неё это просто опасно. Политическая стабильность в стране прямо зависит от учёта интересов влиятельных националистических и исламистских сил, которые не примут отступления. 301#8722;я статья запрещает говорить о гонениях не только на армян, но и на курдов - отменить её теперь, после американской оккупации Ирака, значило бы усилить курдский сепаратизм. Кроме того, турки опасаются материальных исков от армян, которые последовали бы за официальным признанием геноцида. Франция тоже не отступит - скоро президентские выборы. Дело тут не только в армянском лобби и сотнях тысяч этнических армян-избирателей - этнических турок-избирателей там тоже хватает. Страна, отвергнув проект Евроконституции, ясно показала, что не хочет видеть Турцию в ЕС, - и ни один видный политик не захочет рисковать, идя против этого течения. Можно было бы заключить, таким образом, что тупик порождён случайной коллизией внутриполитических игр в двух странах, но это едва ли в полной мере так. Не было бы этой случайности - нашлась бы другая.

Так прямо и сказала депутат азербайджанского парламента Гаджиева: "Они (французы. - А. П.) демонстрируют в завуалированной форме общеевропейские интересы. Набирающий обороты в Европе религиозно-этнический радикализм преследует целью попытку изоляции европейского континента от других культур, религий и этносов". Она с сожалением отметила, что этот шаг, по сути, является "попыткой, предпринятой в направлении превращения Европы в христианский дом". Кроме лексики и синтаксиса (цитирую по www.day.az [1]) тут почти не с чем спорить. Турция - вполне современное государство, но долгие разговоры о вхождении даже её в Европу в качестве одного из равноправных хозяев не могли не привести к постановке некоторых немодных вопросов - поначалу в виде довольно скромной тяги к симметрии. Почему сажать за упоминание геноцида (несомненность которого признана парламентами множества стран, включая Россию) правильно, а за его отрицание - религиозно-этнический радикализм? Почему то, что исламские страны - исламский дом, не подлежит обсуждению, а что европейский дом выстроен христианами - непроизносимая ересь? Новости о том, как такие вопросы ставятся - и даже о том, как на них даются естественные ответы, - приходят в последнее время из разных стран: из Великобритании, из Нидерландов, из Германии, из Франции. Та новость, которую мы обсуждаем сегодня, далеко не безупречна: мера предложена всё-таки странная. Будут новости и поумнее - и, боюсь, много глупее и неприятнее. Но мир, похоже, начал поворачиваться именно в эту сторону.






"Эксперт" No38
16.10.2006
http://www.expert.ru/columns/2006/10/16/raznoe/


Док. 461109
Перв. публик.: 16.10.06
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 195

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``