В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:О привычке к коррупции Назад
Александр Привалов:О привычке к коррупции
Не идёт из головы убийство Андрея Козлова. Страшное это было событие и, кажется, не вполне ещё осознанное. Многие комментаторы справедливо отметили, что оно слишком ярко напомнило давно ушедшую эпоху - начало девяностых. Но сходство это всё-таки скорее внешнее. В те годы отморозки позволяли себе заказывать убийства потому, что было время бандитского беспредела, время развала и невероятного бессилия правоохранительных органов - безнаказанность виделась не просто вероятной, но прямо гарантированной. Теперь, когда мощь этих самых органов год за годом растёт как на дрожжах и действующих правоохранителей в расчёте на тысячу жителей в России уже больше, чем где бы то ни было на свете, крыша у заказчика съехала по другой причине. Не думаю, что он мог быть убеждён в безнаказанности, зато он мог быть дорассудочно уверен в естественности и даже справедливости своего поступка: жизнь в стране устроена так, так и так; этот самый Козлов, мешающий привычному мироустройству, враг не только мой, он враг самой жизни - и так далее.

Отморозков, по счастью, немного, но людей, считающих коррупцию повседневным, неотвратимым, а потому и нормальным явлением: вот такой у нас климат, вот такой у нас цвет кожи, вот так мы ведём дела, - много и становится всё больше. То, что молодёжь стремится в чиновники и милиционеры, как на днях с неудовольствием констатировал публично министр Греф, - важное тому подтверждение. Выпускникам университетов уже не приходит в голову, что нынешнее устройство жизни - когда не учёные, не предприниматели, но именно "чиновники и милиционеры" ни при какой погоде, как бы ни шли дела в стране, без хлеба с маслом не останутся - может быть ещё на их веку изменено. Они считают, что так будет всегда - и готовы строить свою судьбу соответственно.

Но они хотя бы не оправдывают коррупцию вслух (спроси студента, почему он хочет в чиновники, он ответит: зарплата большая), не говорят, что всевластие коррумпированного чиновничества - хорошо. А есть уже люди, которые говорят и такое, причём даже в том сословии, которое, казалось бы, обречено на вечную вражду с бюрократом, - среди предпринимателей. Вот недавно молодые ребята, успешные девелоперы, доказывали нам с коллегой, что совершенно напрасно мы так уж осуждаем коррупцию в жилищном строительстве - от неё больше пользы, чем вреда, а присмотреться - так и сплошная польза. Это же удобно, говорили они. Мы знаем правила игры, правила эти стабильны, их нетрудно учесть, затевая очередной проект, - и мы твёрдо знаем, что проект осуществится без малейших препятствий. Так считают уже многие; глядишь, так заговорит большинство бизнесменов, встроившихся в чиновничьи механизмы ведения дел. Не встроившиеся по-прежнему будут против - и появится прекрасное основание считать нелюбовь к коррупции признаком лузерства.

Наших собеседников-девелоперов легко понять: отстёгивая и занося, они неплохо защищают себя от конкуренции и сохраняют устраивающую их рентабельность. Они не обязаны задумываться о смысле мозаики, складывающейся из подобных кусочков. Например, о том, какова же конкурентоспособность экономики, позволяющей себе так раздувать транзакционные издержки. Как именно? Где как. В дорожном, например, строительстве системные "откаты" (никак не сводимые, разумеется, к банальным взяткам) составляют, круглым счётом, тридцать-тридцать пять процентов сметы. В строительстве жилищном - в зависимости от региона: где столько же, где и больше. Так или иначе откатывают и металлурги, и торговцы, и текстильщики - да кто хотите. Я знаю, что есть отрасли, где доля откатываемых денег совсем не велика, но таких райских уголков мало. Не парьтесь, американцы, впустите нас в ВТО! - мы вполне готовы в открытой схватке проиграть наши рынки первому заезжему оболтусу: у него транзакционные издержки ниже.

Да, для того чтобы, встроившись в коррупционные схемы, расслабиться и получать удовольствие, нужно поначалу совершить известное насилие над своей нравственной природой (неважно, насколько осознанное) - мама каждого учила, что воровать грешно и с ворами водиться не надо. Но учинить такое насилие с каждым годом становится легче - сразу по двум причинам. Во-первых, уж очень это всё привычно - и коррупция, и разговоры о ней, и разговоры о борьбе с нею. Во-вторых, как ни странно, к тому же склоняют и нескончаемые проповеди борцов с коррупцией. Их манера перечислять через запятую, не меняя савонароловской интонации, поборы пожарников и разврат в жилищном строительстве, приводят, как оказалось, к нежелательному результату: коррупция становится в глазах гражданина менее опасной. Гражданин помнит, как давал бутылку коньяку врачу (что было, на его вкус, просто правильно) или сотню гаишнику (что было явно не правильно, зато удобно), но не чувствует себя особенным грешником. Так если все эти губернаторы и мэры занимаются ровно тем же самым, только в большем масштабе, то они - гады, конечно, но не такие уж сверхъестественные. И их понять можно: живут и другим дают жить.

Сейчас начинается очередная кампания борьбы с коррупцией. Бог в помощь. Но чтобы она не стала очередным унитазом в пустыне (который вещь неплохая, но бесполезная), нужно наконец различить два принципиально разных вида коррупции - пещерную и беловоротничковую (см., например, "Глоссарий российской коррупции", "Эксперт" No1-2 за этот год): не говоря о более глубоких различиях, первая не приводит к отъёму собственности (гаишник не посягает на ваш автомобиль), вторая вырастает в перманентный передел активов и рынков. Эту дихотомию нужно осознать прежде всего тем, кто борется с коррупцией, поскольку борьба должна быть разная. Но её, эту дихотомию, надо всячески втолковывать и широкой публике, чтобы публика знала: к коррупции не надо привыкать, она не есть простительная слабость, имманентно присущая роду человеческому. К главной чуме, коррупции беловоротничковой, широкая публика не причастна, в ней не повинна и не с чего гражданам считать её привычной и простительной - бороться с ней должна власть. Осознав это, граждане, возможно, менее охотно будут привыкать и к пещерной коррупции и даже сыграют известную роль в её обуздании - да не давайте же вы на лапу гаишнику!




"Эксперт" No35
25.09.2006
http://www.expert.ru/columns/2006/09/25/raznoe/

Док. 461106
Перв. публик.: 25.09.06
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 199

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``