В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:О конвертации везения Назад
Александр Привалов:О конвертации везения
Разумные слова сказал на встрече с комиссарами движения "Наши" замглавы президентской администрации Сурков. Гости, по свидетельству газет, поставили вопрос с комиссарской прямотой: можно ли, мол, по окончании саммита G8 говорить о том, что Россия вернула себе статус великой державы. Хозяин мог бы, пожалуй, ответить краткой цитатой из академика Павлова: "Утверждать-то всё можно, ты поди демонстрируй!", - но учёл юную неопытность визитёров и ответил пространнее. Указав, что "сегодняшнее величие небесспорно, завтрашнее - неочевидно", он напомнил молодым людям, насколько нынешние успехи страны основываются на нефтегазовой конъюнктуре, и призвал перейти от "газированной" экономики к экономике знаний: "Мы обязаны конвертировать наше везение в знание". Вот именно. В знание или, может быть, не только в знание, но во что-то ещё полезное и долговечное - действительно обязаны.

Рассуждения о том, что наше сырьевое богатство есть чуть ли не проклятие России и, будь у нас поменее нефти, мы бы развивались гораздо энергичнее, всегда казались мне дикими. У людей, теряющих зрение, замечательно обостряется слух, но никто же не желает себе ослепнуть. Другое дело, что всякое везение не вечно, а потому сопряжено с обоснованным страхом остаться на бобах, когда оно закончится. В сущности, вопрос об осмысленной "конвертации" свалившейся на нас удачи есть основной вопрос российской политики; модные некогда речи об окне возможностей нисколько не утратили актуальности. Речь тут следует вести не только о мировой конъюнктуре. Если честно считать везением всё то, чего мы сами не делаем или, тратя, не вполне воспроизводим, так нам много чего нужно числить по этому разряду, начиная с накопленного в "допослесоветскую" эпоху промышленного и научного потенциала и заканчивая человеческим ресурсом в сколь угодно широком понимании этого слова.

Конвертация всех этих даров судьбы так или иначе идёт сама - просто по мере их расходования. Непрерывно идут дискуссии, если оставаться в этих терминах, о курсе, по которому мы переводим нефтяные деньги в экономический рост и модернизацию. Ясно, что этот курс не оптимален, прекрасный пример тому - энергетика. Мы, уже несколько лет слабо понимая, что нам делать с копящимися в казне деньгами, дождались такого положения, когда деньги оказались не главным - дефицит электроэнергии уже ограничивает развитие и немедленно это ограничение устранить нельзя сейчас ни за какие суммы. Тем не менее "процесс пошёл". За последние дни мне случилось прочесть несколько статей очень непохожих авторов, содержащих почти одно и то же изумление, выраженное разными словами и по очень разным поводам: надо же, всё как-то складывается. И то делается не так, и это, а вместе почему-то шевелится, растёт... Но дивиться тут, в общем, нечему. Это она и есть, конвертация: много (хотя по-прежнему меньше, чем нужно) денег, довольно много (хотя, конечно, всё равно никак не достаточно) людей, умеющих и желающих что-то с деньгами сделать. А что всё идёт через пень-колоду, так это в точности по Броделю: "Всё это просто, без сомнения, слишком просто. И протекает медленно, медленнее, чем полагают обычно". С той же энергетикой: ведь спохватились всё-таки.

Хуже, когда эти дарёные деньги конвертируются в нечто заведомо вредное. Например, в убеждённость экономических властей в своей то ли непогрешимости, то ли безнаказанности. Году примерно в 2000#8722;м, когда России ещё не так везло, я имел удовольствие своими ушами слышать от члена кабинета прочувствованные похвалы немногочисленным людям, у которых достаёт ума понять, что плохое положение дел в экономике не означает профнепригодности экономического блока нового правительства. Сегодня ни одному члену кабинета и в ум не взойдёт хвалить наглеца, который укажет, что сносное положение дел в экономике не означает гениальности министров, а существует отчасти даже вопреки их усилиям. Они всё знают, они всегда правы, и ни при каких условиях ни в чём не виноваты.

Напоминаю: сейчас идёт химически чистый эксперимент. Власть на совершенно ровном месте устроила никому не нужный алкогольный кризис: бюджет теряет деньги (9 млрд рублей за полтора месяца), отрасль теряет деньги, производители палёной водки потирают руки - и за это никто не отвечает. Уже после того, как месяц назад "Эксперт" предположил, что за это никто отвечать и не будет ("Об отставках, которых нет" [1], No26), начались события. Проблемой заинтересовалась Общественная палата. Она направила Фрадкову открытое письмо, попросив разобраться, почему правительство ведёт "последовательное уничтожение легального рынка алкоголя", который вроде бы взялось оберегать. Премьер потребовал объяснений у Кудрина. Минфин представил докладную записку, выполненную по классическим канонам царёвой службы: виноватыми в ней названы все шесть ведомств, числившиеся в исполнителях злосчастного закона No 171#8722;ФЗ, то есть не виноват никто. Хуже того. Уже делаются попытки выдать провал за победу. Главный санитарный врач РФ Онищенко объявил, что всё чудесно: за пять месяцев 2006 года алкогольных смертей случилось почти на две тысячи меньше, чем в прошлом году, - хотя даже враг ворон и молдавского вина мог бы, кажется, сообразить, что, во-первых, травятся люди не легальным вином, которое исчезло с прилавков, а суррогатами, от системы ЕГАИС зависящими меньше, и во-вторых, что бардак на рынке развернулся только в самом конце столь благополучных пяти месяцев. Вдохновлённый Онищенко решил внести и свою лепту в торжество алкогольного регулирования. Он предлагает "возродить контроль качества", а для этого учредить "систему добровольной аккредитации юридических и физических лиц". Цена вопроса - 10 млрд рублей годового дохода ведомству предлагающего плюс ещё полведра суматохи на рынке. Контроля качества как не было, так и не будет, но это неважно.

Всё, конечно, образуется. Повторю: деньги в стране есть и толковые люди в стране есть; как-нибудь обволокут и переварят и эти шедевры административной бездарности и жадности. Только они ведь не последние. Если конвертация изобилия казны в безнаказанность чиновников останется, эффективность любых видов более полезной конвертации, вежливо говоря, не возрастёт.







"Эксперт" No29
14.08.2006
http://www.expert.ru/columns/2006/08/14/raznoe/


Док. 461100
Перв. публик.: 14.08.06
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 191

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``