В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Привалов:Об очередном бессмысленном бюджете Назад
Александр Привалов:Об очередном бессмысленном бюджете
Выход разработки бюджета-07 на финишную прямую начался с привычного скандальчика между Минфином и МЭРТом. Кудрин вёл знакомые речи о том, что нам только бы инфляцию обуздать, а там хоть трава не расти. Греф с присными робко указывали, что трава и впрямь расти перестанет (в частности, из-за контринфляционного укрепления рубля), но инфляцию в сулимые Кудриным рамки всё равно не загнать. И так далее. Спор, как всегда, не кончился ничем: проектные значения как инфляции, так и темпов укрепления рубля, чуток приподняли, а премьер Фрадков дал экономическому блоку очередной наказ работать лучше и дружнее, дабы обеспечить наконец "экономический рывок". Раз уж и по инфляции, и по укреплению рубля проектировки пришлось ухудшить, что чаемого рывка явно не приблизит, "работайте, значит, в других местах", подытожил премьер. (Перекличка со знаменитым советом одного из прежних премьеров "Если у кого руки чешутся, чешите в другом месте" явно непредумышленная.) С тем и разошлись.

Такой и бюджет сделают: ни два, ни полтора. С одной стороны, будем увеличивать расходы (гласнее всего - социальные), с другой стороны, ни на секунду не прервём бормотание мантр о борьбе с инфляцией - и бюджет выйдет, как и все его предшественники, ни про что. Правительство, представляя его, и Дума, его принимая, будут говорить (и, конечно, не без оснований) о его социальной направленности, но она не составит смысла. Увеличение соответствующих расходных статей есть необъезжаемое следствие раздутости казны и застарелой недофинансированности социальной сферы - его так же не может не быть в бюджете, как не может не быть заголовка. Но спросите себя, что в нём есть ещё, - и не найдёте ответа.

Мне могут сказать, что я забегаю вперёд: проект бюджета пока не обнародован - мало ли, что в нём может оказаться. Увы, мало. В только что вышедшем Бюджетном послании справедливо сказано: "расходы бюджетов всех уровней должны быть ориентированы на конечный результат". Стало быть, опасаться, что некоторый бюджет (тот же бюджет-07) не вполне достигнет заявленных результатов, - можно. Предполагать, что в бюджете выявится что-нибудь существенное, не связанное с вслух заявленными целями бюджета, - нельзя. А вслух ничего, кроме в различных терминах изложенного намерения сократить степень недофинансированности бюджетной сферы (в социалке, в правоохранении, в обороне), и не заявлялось.

Первый попавшийся пример. На том же заседании кабинета, где министрам посоветовали работать в других местах, одно из таких мест было прямо названо: сокращение растущего сегодня технологического отставания России. Фрадков подчеркнул, что эта проблема не решается одними только фундаментальными исследованиями; надо ещё и развивать рыночную инфраструктуру - и поручил Минпромэнерго "решить эту проблему". О том, что всерьёз выполнять это поручение в рамках тут же обсуждающейся бюджетной политики решительно невозможно, ни поручающий, ни получивший поручение, ни прочие участники дискуссии то ли не вспомнили, то ли промолчали.

Бюджетный процесс в России совершенствуется - в упомянутом Бюджетном послании немало разумных и полезных соображений, которые несколько лет назад и высказать было бы нельзя. Но в этом процессе, как и вообще во всей экономической политике, остаются и даже углубляются два принципиальных порока. Коротко говоря, федеральный центр забирает всё больше денег - и не демонстрирует параллельно растущей ответственности за ход экономического развития страны.

Что до первого, то охота к всемерному откачиванию денег остаётся в прежнем духе. Ни в разговорах о трёхлетнем финансовом плане, ни в Бюджетном послании практически нет заботы о бизнесе. Самые заметные из предполагаемых налоговых новаций касаются нефтянки, более чем наполовину всё равно государственной; всё же остальное (включая знаменитое улучшение налогового администрирования и исключая разве что новости вокруг таможни) уместится в пределы ошибки наблюдения. Тут только что "Деловая Россия" опубликовала данные о налоговых чаяниях бизнеса - лучше бы она этого не делала: одно расстройство. Ни ЕСН, ни НДС никто всерьёз сокращать не собирается. Равным образом регионам позволят чуть свободнее тратить свои деньги, но их доля в консолидированном бюджете не вырастет (по мартовскому варианту трёхлетнего плана она даже несколько сокращалась).

Что же до второго, то бюджет, как и вся экономическая политика, основан на незыблемом убеждении, что в стране, в общем, всё в порядке и дальше будет в порядке и ничего нового делать не надо: Христос с ним, с бизнесом, как-нибудь обойдёмся и без него, а бюджетникам можно денег подбросить. Будто кто-то нам гарантировал, что немыслимая выгодность конъюнктуры никогда не закончится. Но ведь закончится же. Принято полагать, что ей положит предел (когда-то потом!) снижение мировых цен, однако возможны и другие варианты. Специалисты считают, что в ближайшее время в стране может начаться дефицит газа, что назревает топливный кризис, что нефтегазовый комплекс всерьёз недофинансирован и т. п. (см., например, стр. 58). Если это так - а это, похоже, так, - то при самых высоких мировых ценах пояса придётся затягивать очень скоро. Разработчиков нынешнего бюджета это не взволновало. Нет, после 2009 года обещано некую часть стабфонда ("фонд будущих поколений") отчасти пустить на инвестирование, но до той поры - продолжаем сушить вёсла.

Аккурат после стычки по бюджету-07 произошла мощнейшая атака на министра Грефа (премьер публично посулил отобрать у его министерства изрядную долю функций), и слухи о его отставке приобрели чрезвычайную убедительность. Это лишний аргумент в пользу предположения, что бюджет и принят будет таким же бессодержательным, каким его изначально верстает победивший оппонент Грефа, - и даже что это не последний подобный бюджет: у бюджета-08 все шансы оказаться точно таким же.

А про бюджет-09 пока гадать рано - хотя он так же, как и бюджет-08, отчасти предсказан обсуждаемым сейчас трёхлетним финансовым планом. Может, министры будут другими, но дело не в этом. К сожалению, возможно также, что и граничные условия успеют поменяться - и всем и всему, включая бюджет, придётся наконец стать либо горячими, либо холодными. Как оно и подобает.




"Эксперт" No21
05.06.2006
http://www.expert.ru/columns/2006/06/05/raznoe/


Док. 461092
Перв. публик.: 05.06.06
Последн. ред.: 12.07.08
Число обращений: 192

  • Привалов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``