В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Соколов: Все та же Россия Назад
Максим Соколов: Все та же Россия
Съезды державных вождей часто активизируют параллельную общественную жизнь. Венский конгресс 1815 г. сопровождался беспрестанными балами - "congresse dance"; в 1992 г. мюнхенскую встречу G7 осаждали экологи-демократы, требуя прекратить геноцид тетеревов; в XXI веке появились неоглобалисты с мордобоем etc. Не диво, что и петербургская встреча G8 проводится под лозунгом "Олимпиада не только для олимпийцев". Оно естественно. Конгресс вождей автоматически ставит место встречи в первые полосы новостей, для его освещения задействованы большие медийные мощности. Но конгресс идет за закрытыми дверями, наружу мало что просачивается, избыточные мощности простаивают, и любое мероприятие, случающееся в окрестностях конгресса, может рассчитывать на подробное освещение. Надо же СМИ чем-то заниматься, поэтому все и стараются подсуетиться. От автоматического пиара только анахорет откажется.

Не отказались от него и деятели внесистемной оппозиции, объявив, что 11-12 июля встреча вождей будет предварена московским антисаммитом "Другая Россия", рассматриваемым, по словам устроителей, как мероприятие, "идеологически альтернативное" официальной встрече G8. Слово "альтернатива" применительно к встрече вождей вряд ли является точным. Альтернатива - это другая возможность, а смысл G8 в том, что правители великих держав обсуждают текущие проблемы мироустройства. Всемирная октархия - или претензия на таковую. В отличие от октархов участники "Другой России" намерены обсуждать сугубо внутренние российские проблемы. Альтернативным взглядом на проблемы мировые это назвать трудно - антиглобалисты (как бы к ним ни относиться) употребляют это слово с куда большим основанием.

Но вряд ли стоит заниматься буквоедством. Поиск победительного лозунга - насущная задача для всякой оппозиции, а для наших освободителей, не могущих похвалиться большими успехами в подъеме масс на борьбу, - насущная сугубо и трегубо. "Ужель загадку разрешила? ужели слово найдено?" - эта надежда всегда питает оппозицию, поскольку упование не вовсе беспочвенно. Такие слова, как solidarnosc в Польше или fascismo в Италии когда-то даровали их изобретателям сокрушительную победу. Похоже, и освободителям кажется, что они нащупали волшебное слово - "другая" (в латинском варианте - alter, отсюда и альтернатива). А. Н. Илларионов, один из устроителей антисаммита, разъяснил: ""Другая Россия" выступает за гражданское общество, право, процветание и свободу, в отличие от официозной стороны, которая выступает за бюрократию, беззаконие, отсталость и несвободу". То есть имеется официозная Россия, отягощенная всеми грехами не только ныне действующей власти, но и исторической России вообще ("в судах черна неправдой черной и игом рабства клеймена"), причем, как разъяснил другой устроитель, Г. А. Сатаров, эта Россия на самом деле ненастоящая, виртуальная, и есть Россия настоящая - она же другая, в которой царит процветание и правит народ, великий, могучий, свободный.

Концепция "Другой России" есть воспроизведение (может быть, сознательное, может быть, нет) известного места из "Интеллигенции и революции" Блока - "Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная жизнь наша стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью". Мы не будем задаваться вопросом, казалась ли жизнь Блоку три года спустя, в 1921 г., справедливой, чистой, веселой и прекрасной, или же не казалась, поскольку достаточно того, что в определенный момент времени и ему, и не только ему, "другая Россия" казалась реальностью, и "переделать все" было немалой материальной силой. Тем более что этот образ, являющийся, вероятно, вечным для русской культуры, относится не только к временам "Интеллигенции и революции". В 70#8722;е аксеновский "Остров Крым" повествовал о процветающем острове, который большевики не сумели взять в 1920 г., отчего явилась русская альтернатива лживой, грязной, скучной, безобразной жизни в СССР. Задним числом, конечно, можно заметить, что тихоокеанский прототип острова Крым, именуемый Тайванем, не сказать чтобы вовсе не знал бюрократии, беззакония, отсталости и несвободы, но ведь В. П. Аксенов писал не трактат, а мечту. А также, судя по событиям конца 80#8722;х, творил материальную силу.

Но вопрос в том, оказывает ли этикетка чаемое действие на покупателя - или только на продавца. Чтобы покупателя прельстил лозунг "При нас все будет по-другому", нужно две вещи: а) status quo должен казаться невыносимым; б) обещающие сделать все по-другому должны казаться выносимыми и даже прекрасными. В первом другороссы не вполне вольны: ощущение "Так жить нельзя" приходит не по заказу, а по своим сложным законам. Но во втором они отчасти вольны. Можно привлечь граждан идеей поменять шило на мыло, а можно напугать - смотря как поставить дело.

Когда другая Россия, за которую, по словам А. Н. Илларионова, "выступаем мы и миллионы россиян", состоит из самого чудодея-советника, гроссмейстера Г. К. Каспарова, забросившего чепец за мельницу М. М. Касьянова, авантюриста С. А. Белковского, а также Э. В. Савенко (Лимонова), вынутого из безвестности В. И. Анпилова и Авангарда красной молодежи с лозунгом "Сталин - герой, Путин - геморрой" и намерена "взять на себя истинные функции парламента" (да как бы и не учредительного собрания), это лучший способ устрашить такой альтернативой кого угодно. Когда В. И. Новодворская говорит о "безумной попытке организаторов показать другую, не путинскую, Россию так, чтобы все испугались, на путинскую согласились", трудно что-нибудь добавить.

Разве то, что вышеописанная Россия - никакая не другая, а все та же. Лживая, грязная, скучная и безобразная жизнь держится на умственном и нравственном ничтожестве ее ниспровергателей. Которые являются необходимым элементом общей лжи и безобразия. Мечта о другой России - это мечта о том, чтобы и тех, и других побоку да к черту. А равно о том, чтобы ни власть, ни оппозиция не вызывали чувства острого стыда за свою страну. Антисаммит "Все та же Россия" осуществлению этой мечты не способствует. Скорее, напротив.

"Эксперт" No26
http://www.expert.ru/columns/2006/07/10/naulitsepravdy/

viperson.ru

Док. 461058
Перв. публик.: 10.07.06
Последн. ред.: 24.05.12
Число обращений: 154

  • Соколов Максим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``