В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Соколов: В борьбе с нехорошими людьми Назад
Максим Соколов: В борьбе с нехорошими людьми
При общей деградации политики публичным людям все же надо чем-то заниматься, и поприще было найдено. В этом сезоне моден антифашизм, которым занимаются решительно все - и массовик-затейник В. Г. Якеменко, и "Единая Россия", торжественно учредившая Антифашистский пакт, и Общественная палата, и далее вплоть до галериста-затейника М. А. Гельмана, который в беспощадном уничтожении фашистской гадины преуспел более всех. Сперва устроил проскрипцию-light, представив ОП список ста фашистов, затем в тех же видах борьбы с фашизмом основал общественный союз "Интернационал", включив в список учредителей поэта-песенника, накануне нового 2006 года обратившегося к согражданам с прочувствованным поздравлением: "Какие же вы все, русские, крутая сволочь - либералы, фашисты, коммунисты, демократы - без разницы! Пороть вас до крови, сжечь вас в печах - и то мало будет, вы миру не даете ПРОСТО ЖИТЬ... Вы все - одна большая РУССКАЯ сволочь! Чтобы вам сдохнуть... Улицы сперва мести научитесь, унтерменши!" Без сомнения, с таким "Интернационалом" воспрянет род людской.

Неверно было бы сводить все к очередному освоению средств (хотя, скорее всего, не без этого), не менее (и даже более) живым стимулом может быть освоение мест на политических подмостках. "Нужен ход" - всякий политпиарщик твердит это, что твой буддист "Ом мани падмэ хум". Тут же ход, сильнее которого не бывает. Победа над фашизмом у нас едва ли единственная нациеобразующая ценность - значит, атифашистские мероприятия заведомо обречены на успех. Если антифашизмом не проймешь, то чем же вообще проймешь?

Не говоря о том, что активность такого рода может быть и вполне добросовестной. Когда в милицейских хрониках чуть не каждый день сообщают о преступлениях на национальной почве, искренний человек от таких вестей вполне может проникнуться чувством "фашизм наступает!". А раз наступает - надо бороться.

Хотя, вероятно, лучше было бы сперва уточнить, с чем, собственно, предстоит бороться. Что с межнациональной гармонией в России не все ладно (а также и со многими другими гармониями) - кто бы спорил. Другой вопрос - уместно ли именовать российские безобразия словом "фашизм"? Возможно, учредители пактов и составители списков добросовестно движимы недоумением Вовочки из анекдота: "Как же так, ж... есть, а слова нет?" Им не приходит в голову, что хоть предполагаемая, хоть реальная ж..., наблюдаемая в важных областях общественной жизни, необязательно должна именоваться фашизмом - есть и иные достойные названия.

Потому что из различных значений чрезвычайно богатого на смыслы слова "фашизм" всего лишь два описывают некоторое особое явление, обладающее особыми свойствами. Что к доктрине, что к практике итальянского фашизма наши безобразия особого касательства не имеют. Даже если взять на вооружение илларионовское учение о корпоративистском государстве, то все равно списки и пакты будут совершенно ни при чем, ибо согласно учению главные фашисты суть высшие лица государства, а ОП есть Grand" Consiglio del Fascismo. Не могут же они сами на себя списки составлять. На немецкий национал-социализм, у нас именуемый фашизмом, с чем и связана крайняя сила этого слова, бритоголовые безобразия - при всей их омерзительности - никак не тянут. Квалифицирующий признак немецкого национал-социализма в том, что на реализацию учения (пусть даже во многом сходного с бритоголовыми лозунгами) брошена вся мощь государства. Мало того что сегодня это и рядом не лежало, но даже и о сценариях, когда в Кремле является фюрер, исповедующий специфические теории и готовый претворять их в жизнь хоть бы и ценой мировой войны, никто не то что всерьез, но даже и вообще не говорит. В смысле немецких аналогий ситуация обратна случаю, отмеченному Вовочкой, т. е. слово есть, а ж... нет. Или есть, но совсем другого рода.

При невозможности же сравнивать с известными прототипами и при отсутствии внятных дефиниций вся такого рода активность есть, говоря в юридических терминах, "преследование по нечетко определенному признаку". Случаев такого преследования в нашей истории довольно - "кулак" (а еще лучше "подкулачник"), "враг народа", "контрреволюционер" etc. В актах термидорианского Конвента зафиксирован официальный термин "кровопийцы" (buveurs du sang), тоже никак не проясненный. Когда доходит до серьезной репрессии по нечеткому признаку, произвол оказывается свирепым и абсолютным (см. раскулачивание), когда дело, как в нашем случае, ограничивается пиаром и заклинаниями, получается одно бессмысленное неприличие. И полная девальвация грозного слова - по модели "Волки, волки!".

При этом - как при всякой кампанейщине - об исходном предмете, т. е. об уличных безобразиях, быстро забывают, увлекаясь процессом борьбы как таковой. Хотя довольно представить себе молодцов, что бьют прохожих с недостаточно арийской внешностью, чтобы понять, сколь страшной угрозой для них будут грызловские пакты и гельмановские списки. То же относится и к тем, кто молодцов духовно окормляет.

Более того. Пытаясь найти истоки и причины безобразий, их находят либо во внешних обстоятельствах (тяготы от гибели СССР, которые оказались довольно долгосрочными; переселение народов - миграция двунадесяти языков по определению не может не порождать проблемы; язва люмпен-пролетариатства etc.), либо во внутренней природе тех, кто безобразит и подстрекает. С подразделением на человеческую природу вообще и особо несовершенную русскую природу ("тысячелетнее рабство", оно же "Русня", по терминологии Ш. С. Басаева). Опять же, будь то хоть реакция на ничуть не выдуманные реальные тяготы и обиды, хоть имманентно зловещая Русня, PR-оргмероприятия ни от настоящих проблем, ни от испорченности русской души не пользуют нимало. Только раздражают.

Чем заниматься PR-борьбой с неопределенным классом нехороших людей, лучше вспомнить о полицейских мерах в отношении нехороших людей вполне определенного класса. Кто что думает об инородцах и каков у него череп - бритый или волосатый, - это его личное дело. Но если кто переходит к действиям, нарушающим общественный мир, то вместо невнятных криков о русском фашизме уместнее простое и внятное "согните им шею под железное ярмо закона". Если полиция и суды на это не способны, то дело не в русском фашизме, а в состоянии русского государства.

"Эксперт" No14

http://www.expert.ru/columns/2006/04/10/naulitsepravdy/

viperson.ru

Док. 461046
Перв. публик.: 10.04.06
Последн. ред.: 24.05.12
Число обращений: 176

  • Соколов Максим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``