В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Соколов: Двадцать лет спустя Назад
Максим Соколов: Двадцать лет спустя
Окончательное выведение 7 ноября в будний день календаря у кого-то (необязательно у коммунистов или бытовых традиционалистов, но также и у тех, кто исповедует принцип "Посмотри, что сделал Путин, и скажи поперек") вызвало раздражение и даже гнев, кого-то оставило безразличным, но весьма немного было тех, кто посмотрел на вещи исторически. То есть бесстрастно отметил, что еще двадцать лет назад такое представлялось невозможным: "Я не доживу". И вообще: "Входящие, оставьте упованья".

Что дает повод к генеральной ревизии старинных кухонных бесед. Прикинуть, какие несбыточные мечтания вполне сбылись. В ходе ревизии выясняется, что их довольно много. Если говорить об инсигниях, 7 ноября больше нет, зато есть трехцветный русский флаг и двуглавый орел. Открытое вероисповедание не возбраняется. Можно не только эмигрировать, но и ездить туда-сюда. Возможности езды ограничены единственно средствами и визовой политикой иностранных держав. Шереметьево из врат другого мира превратилось всего лишь в неудобный транспортный узел. Читать можно что хочешь, отечественная и мировая история и культура возвращены в полном объеме, и доступ к ним ограничен единственно любознательностью и усердием читателя - но никак не властью. Писать и публиковать, опять-таки, можно что хочешь. Естественно, своим иждивением, а если повезет, то и за гонорар, но в старые времена о гонораре и не говорили.

Очереди более или менее уничтожены как социальное явление. Если они и есть, то не больше, чем в недостижимых прежде землях. Модное носильное платье, колбаса, питье, сигареты "Мальборо", импортная бытовая техника перестали быть роскошью, доступной лишь "выездным" (само это слово изрядно забыто), допущенным к власти или же к черному ходу магазина. Товарный дефицит ликвидирован. Сфера торговли и услуг выросла в разы, если не в десятки раз. Иные труды и заботы, самодеятельная перемонтировка автомобильных колес, например, вымерли вовсе (разве что за исключением крайней глубинки). Парк частных автомобилей утроился, и автомобиль, зачастую импортный, перестал быть атрибутом особого процветания.

Указание на то, что мечты сбылись, стандартно встречается с возражением: "Да, отчасти сбылись, но какой ценой?" Вслед за чем присовокупляется, что даже если признать все сказанные достижения, то нельзя не признать и их общую убогость. В общем и целом таким списком достижений может похвалиться и какая-нибудь средняя страна третьего мира - там тоже нет товарного дефицита, там тоже есть базовый набор гражданских свобод; зато там нет цветущей демократии, зато парламент, если есть, то какой-то он там сомнительный, зато СМИ раболепны, власти растленны, а страна отнюдь не пользуется уважением и авторитетом во внешнем мире.

За чем следует вывод: мечтатели четвертьвековой давности нимало не учитывали "феномена обезьяньей лапы" - имеется в виду пущенный в оборот Н. Винером эпизод из фантастического рассказа про сушеную обезьянью лапу, точно исполняющую три пожелания владельца, но такой ценой, что последним желанием оказывается - умереть. Не то что бы нынешние настроения большинства сограждан, мечтавших некогда о простейших свободах и избавлении от коммунистов и экономики дефицита, прямо-таки сводились к этому последнему желанию, но в известном отношении упрек справедлив. В старинных мечтаниях либо цена вопроса вообще не упоминалась, либо звучал риторический оборот "любой ценой", причем вряд ли те, кто так говорил, понимали, сколь серьезные обязательства они возлагают на себя такой формулировкой. Большого количества граждан, и сегодня готовых отвечать за свои давние слова, что-то не наблюдается.

Правда, этот упрек с очень большой долей вероятности может быть лет через двадцать предъявлен также и нынешнему поколению. Мечтания о передовой экономике, о достойном месте в кругу держав, о расцвете отечественного технологичного производства, об укреплении суверенитета, будучи вполне понятными и выстраданными, точно так же, как и двадцать лет назад, лишены ценовой составляющей. Что по умолчанию предполагает то самое "любой ценой" и обыкновенно как раз в такой форме и сбывается.

Но чем упрекать прошлое и будущее, лучше обратить внимание на явную закономерность. Сбываются те мечтания, которые тысячекратно и миллионоусто были проговорены, прожеваны, выстраданы etc. Те самые товары, магазины, колбаса и гражданские свободы. Они были выстраданы и согласно приняты общественным разумом - и они явились. Что до конкурентоспособной экономики, высоких технологий, властной коррупции, принципов парламентаризма, искомого гражданского общества, национального вопроса и проблем миграции, уголовного бандитизма как стиля жизни правящей элиты - кто уж их так жевал и кто уж так выстрадывал? Как раз тут никакой миллионоустой проговоренности не было. По умолчанию предполагалось, что сложится само собой: "Лишь надобно народу, Которому Вы мать, Скорее дать свободу, Скорей свободу дать".

Очевидно, в мечтаниях не только складывается будущий реальный образ страны, но и строго действует принцип "Дитя не плачет - мать не разумеет". У нас нет ни парламентаризма, ни сколь-нибудь непостыдного политического класса, ни действительно здоровой экономики, потому что мы об этом и не мечтали. Сравним по напряженности разговоры о колбасе, бытовой электронике, свободе западной прессы - и о принципах работы буржуазного парламента. Будем честны: сказанные принципы никого особо не интересовали и предметом страстного и увлеченного прожектирования ни в коей мере не были. Отсюда и разница в числе граждан, могущих ответить, для чего нужна свобода торговли (по крайней мере, розничной), и могущих ответить, для чего нужна Дума и как она должна работать. Отсюда и сравнение работы самого завалящего частного магазинчика и самой государственной Думы, а равно и самой президентской администрации - к явной невыгоде для последних.

Ссылаться на парижских леваков вообще вряд ли стоит (тем более сегодня), да и сама их фраза из шестьдесят восьмого года "Будьте реалистами - требуйте невозможного" довольно сомнительна. Они дотребовались. Но в усеченном варианте - "Будьте реалистами - требуйте хоть чего-нибудь" - фраза вполне уместна. Только выстраданные на кухнях (в клубах, пивных etc.) требования имеют шанс воплотиться в реальность. Общество же давно ничего не требует даже и за рюмкой чая.

"Эксперт" No43
14.11.2005
http://www.expert.ru/columns/2005/11/14/naulitsepravdy/

viperson.ru

Док. 461027
Перв. публик.: 14.11.05
Последн. ред.: 24.05.12
Число обращений: 180

  • Соколов Максим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``