В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Соколов: Парубки гуляют Назад
Максим Соколов: Парубки гуляют
Все уже привыкли к тому, что нынешняя публичная политика сводится к уличным представлениям, устраиваемым различными молодежными структурами. Каждые выходные нас радуют акциями, они же хэппенинги и перформансы, а больше ничем не радуют. Заложил столь мощную традицию ныне совершенно забытый бывший глава молодежного "Яблока" А. Шаромов. Еще в конце 90 х, когда "Яблоко" как политическая структура все больше погружалось в небытие, а Г. А. Явлинский все больше пребывал в нетях, Шаромов развил бурную активность по устроению акций, в ходе которых молодые люди, одетые во что-то нарочитое, куда-то маршировали, что-то этим символизируя. Вследствие внутрияблочных дрязг сам Шаромов канул в безвестность, но его подвиг не пропал даром. Сегодня вслед за ним все - независимо от политического направления - только и заняты тем, что натужно символизируют. "Трое активистов были одеты в костюмы яблока, лимона и дядюшки Сэма. Последний за ниточки дергал "лимон" и "яблоко", чтобы они танцевали, символизируя тем самым зависимость "яблочников" и "лимоновцев" от западного капитала". "В конце акции два сотрудника ФСБ (в роли которых были активисты "Мы") по очереди арестовывали и уводили всех, кто выкрикивал лозунги, до тех пор пока не поняли, что всех не пересажаешь". При взгляде на такую политику делается более понятным, почему гр. Л. Н. Толстой так регулярно писал про чувство неловкости, которое испытываешь, слушая несмешные шутки.

Конечно, на это можно возразить, что натужность концептуального искусства вообще неимоверна. Во всяких галереях и на всяких биеннале символизируют с такой же степенью остроумия - "обхохочетесь!", тем не менее бизнес живет, без перформанса нынче труба. Разница, однако, в том, что потребители концептуального искусства - люди до чрезвычайности выдрессированные. Если сказано, что данная акция велика и глубока, стало быть, так. Куратор современного искусства не ошибается. Потребители же политического символизма - это, по идее, широкие массы граждан. Но они такой жесткой дрессуре не подвергались и потому не обязаны проникаться.

Не спасает дела и указание на то, что перед нами молодежные игры со своим идиолектом, конвенцией о том, над чем смеяться, etc. В сущности это, конечно же, так. Тут устойчивая культурная традиция: "И толпа шумно понеслась по улицам. И благочестивые старушки, пробужденные криком, подымали окошки и крестились сонными руками, говоря: "Ну, теперь гуляют парубки"". Перформанс вполне старинный: "Голова наш сед и крив; // Стар, как бес, а что за дурень!". Но гуляющие парубки - это не политика. Скорее уж это механизм, укрепляющий традиционное общество, в котором патриархальное властвование дополняется встроенными в систему молодежными буйствами. Бурное гуляние - необходимый этап взросления. Пройдя его, женившись и остепенившись, парубок делается таким же членом взрослого общества, как и его отец, тоже когда-то бывший парубком и так же шумно гулявший. К политике, которая в конечном счете сводится к вопросу о власти, серьезного касательства это не имеет.

Ибо глубинная природа властвования патриархальна, в конечном счете восходя к отцовской власти. Власть покоится на готовности повиноваться, а повинуются тому, кто в какой-то мере соответствует образу отца, старшего брата, т. е. ответственного главы. Тогда как акции и хэппенинги по сути своей есть нарочитое подчеркивание особого, юношеского статуса гуляющих, каковой статус, с одной стороны, предполагает достаточно снисходительное отношение к участникам гуляния: "Кто в молодости не перебесится, тот в старости с ума сойдет", - с другой стороны, именно в силу своей особости снимает вопрос о власти. Да, перебеситься - это необходимая стадия взросления, но не может идти и речи о том, чтобы повиноваться тому, кто переживает эту стадию. Чтобы понять, сколь важную роль тут играет снисходительное отношение к хэппенингу как неизбежному этапу социализации, представим себе, что все эти регулярные акции проводятся мужами сорока-пятидесятилетнего возраста. В зависимости от резвости акций их сочли бы или опасными людьми, или престарелыми придурками, но вопрос о вручении им власти явно бы не ставился. К юношеству отношение более терпимое, но повода делиться властью с парубками тут еще меньше.

Это при том, что сам по себе календарный возраст не является неодолимым препятствием к занятию властных должностей. Пословица "молодой, да ранний" изначально имела не только иронический смысл, да и хрестоматии полны примерами того, как юный возраст не мешал похвальному государственному и общественному служению. Но хрестоматийные юные герои прославились тем, что делали взрослые дела и несли взрослые обязанности, - именно что несмотря на возраст. По природе своей такие ситуации неотделимы от других, где вместо возраста фигурирует, допустим, сан, - вроде историй о том, как полковой священник, когда убили командиров, повел солдат в атаку, - и "несмотря" здесь ключевое слово. В нашем же случае речь идет о делах сугубо невзрослых, а вместо "несмотря на возраст" наблюдается, напротив, подчеркивание молодежной субкультурной составляющей.

При такой акцентуации результат получается прямо противоположный чаемому. Устроители перманентного перформанса, сколь можно понять, желают показать, что в то время как одни взрослые мужи оказались выбиты, другие обессилели, третьи скурвились, одни только чистые сердцем юноши бесстрашно встали за свободу. Что-то вроде белогвардейского гимна о том, как "честь отстояли юнкера и кадеты". Но у кадетов и юнкеров не было никакого хэппенинга, а было взрослое и кровавое дело - драться с красными. В тяжкий час люди взрослеют. У нас же при отсутствии такового взросления и при наличии буйного хэппенинга происходит одно только укрепление режима. Чем более как бы политические акции гуляющих парубков являют полное отсутствие переклички с образом отца, которому можно и должно повиноваться, тем крепче оказывается образ наличного отца нации. Хоть бы он и обладал массой изъянов, но на бесптичье...

Возможно, если не до самих гуляющих, то уж точно до их организаторов доходит, что массированной демонстрацией бесптичья они сами себя политически уничтожают, но, похоже, такова уже сила колеи. Заедешь в ухаб, не выедешь никак.

"Эксперт" No42

http://www.expert.ru/columns/2005/11/07/naulitsepravdy/
viperson.ru

Док. 461026
Перв. публик.: 07.11.05
Последн. ред.: 24.05.12
Число обращений: 212

  • Явлинский Григорий Алексеевич
  • Соколов Максим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``